Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ВШГУ (Высшая школа государственного управления) Алтайского филиала РАНХ и ГС.
Выборка: 60 человек: 22 мужчины и 38 женщин в возрасте от 25 до 45 лет, работающие в органах государственной и муниципальной власти, слушатели программ дополнительного профессионального образования.
Есть приложения.
Введение ...2
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию мотивации профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих ... 6
1.1 Основные подходы к изучению мотивации профессиональной деятельности. Определение и структура.. . 6
1.2 Специфика профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.14
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. .. 19
2.1 Программа и обоснование методов исследования мотивации профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. ... 19
2.2 Анализ результатов исследования мотивации профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.21
2.3 Рекомендации по построению системы мотивации профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.34
Заключение ... 39
Список используемых источников и литературы ... 42
Приложения
Нарастание общественных противоречий, усложнение экономической и политической ситуации в стране обуславливает необходимость повышения эффективности государственного управления в целом, и государственного аппарата, в частности. Достижение данных целей невозможно без повышения эффективности труда государственных и муниципальных служащих, что в свою очередь невозможно без создания эффективной и стройной системы мотивации работников государственного аппарата.
Изменения, произошедшие в России за последние два десятилетия, обусловили необходимость повышения результативности государственной службы. Эффективная бюрократия стала почти синонимом эффективного государства. Если чиновники неэффективны, некомпетентны и плохо мотивированы, масштабные «провалы» государства становятся практически неизбежными.
В связи с этим, в настоящее время остро встает вопрос о необходимости, с одной стороны, систематизации отечественного и зарубежного опыта побуждения государственных служащих к профессиональной деятельности, с другой - более глубокого изучения мотивационной структуры личности государственных и муниципальных служащих для разработки направлений работы с персоналом государственной службы.
Само понимание важности этой деятельности уже можно считать важным событием в жизни страны. В 90-х гг. XX столетия, с образованием России, как страны социально-правовые институты, такие как государственная и муниципальная служба, стали набирать положительную динамику практики управления персоналом в государственной системе управления.
Актуальность темы исследования определена сложностью формирования и внедрения эффективной системы профессиональной мотивации государственных и муниципальных служащих в условиях реальной профессиональной деятельности. Попытки применить классические теории мотивации недостаточно систематизированы, что усложняет использование мотивационных методов. Необходимо адаптировать классические методы работы с мотивацией с учетом профессиональной специфики государственных и муниципальных служащих.
Объект курсовой – профессиональная мотивация.
Предмет курсовой – особенности профессиональной мотивации (на примере государственных и муниципальных служащих в зависимости от длительности профессионального стажа).
Цель курсовой – проанализировать особенности профессиональной мотивации (на примере государственных и муниципальных служащих в зависимости от длительности профессионального стажа).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Проанализировать теоретико-методологические основания изучения мотивации профессиональной деятельности, изучить основные подходы к ее пониманию.
2.Выявить специфику профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.
3.Разработать программу эмпирического исследования мотивации профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.
4.Провести исследование и проанализировать полученные результаты об особенностях мотивации профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.
5. Разработать практическое применение результатов исследования мотивации профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.
Теоретико-методологическими основаниями данной работы стали: концепция развития профессионализма А.К.Марковой, концепция Нового государственного управления К. Худа, двухфакторная теория мотивации Герцберга, возрастная периодизацией Грейс Крайг и методические разработки по изучению трудовой мотивации Д.Я. Райгородского.
Методы исследования:
– анализ теоретических источников по проблемам изучения мотивации профессиональной деятельности;
– эмпирические методы сбора данных, представленные психодиагностическим тестированием. В ходе исследования были применены следующие психодиагностические методики: мотивационный тест Герцберга, методика «Особенности трудовой мотивации» автор Д. Я. Райгородский.
– математико-статистические методы обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ) при помощи статистического пакета SPSS (IBM SPSS Statistics Base Campus Edition (Лицензионный договор с ЗАО «Прогностические решения» №20170615-1 от 07.09.2017).
Выборочная совокупность исследования. В исследовании приняли участие 60 государственных и муниципальных служащих: 22 мужчины и 38 женщин в возрасте от 25 до 45 лет.
Теоретическая значимость:
– дополнены научные представления о профессиональной мотивации посредством выделения специфики взаимосвязи мотивационных компонентов государственных и муниципальных служащих в зависимости от длительности их профессионального стажа.
– обогащен подход к изучению профессиональной мотивации государственных и муниципальных служащих через анализ взаимосвязей профессиональных мотивов и выделение «ядерных» мотивационных структур.
Практическая значимость:
– результаты данного исследования могут быть использованы для создания образовательных, обучающих, а также учебных спецкурсов по повышению профессиональной мотивации государственных и муниципальных служащих. Также данные об особенностях профессиональной мотивации в зависимости от длительности профессионального стажа могут быть использованы в работе директоров по персоналу, кадровых служб и специалистов по подбору персонала. Кроме этого результаты данного исследования могут послужить материалом для создания программ психологических и социально-психологических тренингов, направленных на формирование и повышения уровня профессиональной мотивации государственных и муниципальных служащих.
В сфере государственной муниципальной деятельности, управление персоналом в настоящее время становится сложнейшего вида общественной практикой, и овладеть ею необходимо руководителям каждого уровня управления. Сегодняшняя управленческая среда, к огромному сожалению, в подавляющем большинстве руководителей и специалистов государственного муниципального управления - не в состоянии управлять кадровым потенциалом организации достаточно эффективно.
Итак, рассмотрев сущность и содержание понятия «мотивация профессиональной деятельности», важно отметить, что оно носит комплексный характер, поскольку по-разному трактуется представителями различных наук. В обобщенном виде мотивация профессиональной деятельности, или профессиональная мотивация – это «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией
В данной работе нами были проанализированы теоретико-
методологические подходы к исследованию особенностей профессиональной мотивации. В первой главе мы охарактеризовали основные теоретические подходы к изучению мотивации, описали специфику и основные виды мотиваций. Современное состояние научного осмысления профессиональной мотивации характеризуется наличием различных подходов к ее пониманию, что позволяет нам сформировать более полное и углубленное представление о сущности данного явления. Также мы детально рассмотрели специфические особенности государственных и муниципальных служащих, что позволило провести анализ специфической системы мотивов государственных и муниципальных служащих.
Все это послужило предпосылкой эмпирического исследования, направленного на изучение профессиональной мотивации государственных и муниципальных служащих. Полученные результаты имеют как теоретическую, так и практическую значимость, и могут быть полезны для самих служащих, руководителей службы персонала, психологов.
По результатам эмпирического исследования специфики профессиональной мотивации государственных и муниципальных служащих в зависимости от длительности их профессионального стажа мы можем сделать следующие выводы:
1) Существует специфика структуры профессиональных мотивов государственных и муниципальных служащих обусловленная длительностью их профессионального стажа. В структуре профессиональных мотивов служащих обнаружены «ядерные образования», которые определяют ведущие мотивы их профессиональной деятельности.
2) Для группы государственных и муниципальных служащих с профессиональным стажем менее 2 лет ядерными образованиями, которые формируют структуру их профессиональной мотивации, являются - невысокая значимость содержания работы, возможность проявить себя и свою индивидуальность, проявление творчества в работе, возможность реального продвижения по служебной лестнице.
3) Для государственных и муниципальных служащих с опытом работы более двух лет «ядерными» образованиями являются: проявление творческого подхода в работе как возможность проявить самостоятельность и независимость действий, отсутствие жесткой ориентации на финансовую составляющую выбранной ими профессии.
По результатам исследования подготовлены тезисы статьи для журнала «Алтайский вестник государственной и муниципальной службы». На основании результатов исследования была составлена программа психологического тренинга для повышения уровня мотивации у государственных и муниципальных служащих.
Стоит отметить, что полученные данные выявляют новые области для изучения профессиональной мотивации государственных и муниципальных служащих. Для повышения уровня профессиональной мотивации нами разработан социально – психологический тренинг и рекомендации.
По результатам проведенного исследования можно сделать заключение, что задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены и соответственно цель работы достигнута.
1. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2018. – N 7 – Ст. 975. – Доступ из справ.- правовой системы Консультант плюс.
2. Абрамова, Е. Система мотивации и увлеченные подчиненные / Е.
Абрамова // Директор-инфо». – Москва : Бизнес-пресс. – 2001. – № 3. – С. 32. – ISBN 978-5-91171-026-2.
3. Андреева, Э. Эффективность социального пакета / Э. Андреева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2018. – №1. – С. 8-10.
4. Березина, Т. Н. Резервные возможности человека/ Т.Н. Березина. — Москва : Когито-центр, 2020. — 112 с. – ISBN 5-89353-039-Х.
5. Богданов, Ю.Н. Мотивация персонала / Ю.Н. Богданов, Ю.В. Зорин, Д.А. Шмонин, В.Т. Ярыгин // Методы менеджмента качества. – 2020. – № 11. – С. 14-19.
6. Бодди, Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пэйтон. – Санкт-Петербург : Питер, 2022. – 816 с. – ISBN 5-8046-0127-X.
7. Бодров, В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В.А. Бодров Л.Д. Скрипкин //Психологический журнал. – 2019. – №1. – С. 73.
8. Дергачева, О.Е. Автономия и саморегуляция в психологии мотивации: теория Э. Дэси и Р. Райана / О.Е. Дергачева. – Москва : Смысл, 2022. – С. 102 – 121. – ISBN 5-89357-134-7.
9. Десслер, Г. Управление персоналом / Г. Десслер. – Москва : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2022. – 799 с. – ISBN 978-5-00101-819-3.
10. Добролюбов, Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала / Е.А. Добролюбова // Банковские технологии. – 2018. – № 3. С. 127 -136.
11. Доронина, И. В. Мотивция трудовой деятельности: Учеб. пособие / И. В. Доронина, М. А. Бичеев. – Новосибирск: СибАГС, 2020. – 184 с.
12. Егоршин, А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А. П.
Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2021. – 720 с.
13. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. Пособие / А. П. Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т. С. Кабаченко. – Санкт-Петербург.: «Питер», 2019. – 284 с. – ISBN 5-318-00457-1.
14. Каверзин, Н. Метод кнута и пряника: Всегда ли он оправдывает себя и в каких условиях эффективен? / Н. Каверзин // Служба кадров. – 2018. – № 8. – С. 32-37.
15. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов. – Москва : ИНФРА-М., 2017. – 638 с. – ISBN 978-5-16-003671-7.
16. Климычев, В.И. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом / Климычев В.И. // Социологические исследования. – 2019. – № 12. – С. 77.
17. Комаров, Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом / Е.И. Комаров // Управление персоналом. – 2021. – № 1. – С. 138141.
18. Комарова, Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы / Н. Комарова // Человек и труд. – 2019. – № 10. – С 12-15.
19. Комарова, Н. Управление персоналом. Директор персонала. / Н. Комарова // Человек и труд. – 2017. – № 13. – С 32-38.
20. Магура, М.И. А вы знаете, какую отдачу получает ваша компания от своего персонала? / М. И. Магура // Управление персоналом. – 2019. – № 11. – С. 59-62.
21. Маркова, А. Психология профессионализма / А. Маркова. – Москва :
Международный гуманитарный, 2019. – 275 с. – ISBN 5-87633-016-7.
22. Щукин, В. Как организовать оптимальную систему оплаты и стимулирования труда / В. Щукина // Управление персоналом. – 2018. – № 12. – С. 38-41.
23. Golman, A. Oxford dictionary of Psychology / A. Golman // Oxford Paperback reference. – 2019. – № 2. – P. 34-46 p.
24. Wright, T.A. Psychological well-being and job satisfaction as predictors of job performance / Wright T.A. // Journal of Occupational Health Psychology. – 2000. – №5. – P. 1-94.