Политическая институциализация экологического движения в России (на примере городов Красноярска и Архангельска)
|
Введение 2
Глава 1.Общественные экологические движенияи их политическая институциализация
1.1. Общественное экологическое движение: понятие, функции, история
возникновения 6
1.2. Формы движений за экологию 16
1.3. Политическая институционализация: сущность и функции 21
Глава 2. Политическая институциализация экологического движения в России (на примере городов Красноярска и Архангельска)
2.1. Институциализация экологического движения в г. Красноярске 30
2.2. Политическая институциализация экологических движений Архангельска 35
Заключение 42
Библиографический список
Глава 1.Общественные экологические движенияи их политическая институциализация
1.1. Общественное экологическое движение: понятие, функции, история
возникновения 6
1.2. Формы движений за экологию 16
1.3. Политическая институционализация: сущность и функции 21
Глава 2. Политическая институциализация экологического движения в России (на примере городов Красноярска и Архангельска)
2.1. Институциализация экологического движения в г. Красноярске 30
2.2. Политическая институциализация экологических движений Архангельска 35
Заключение 42
Библиографический список
В настоящее время защита экологии является одной из важнейших проблем современности. Ведь последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно страшно то, что деградация природной среды может оказаться непоправимым.
Ведь загрязнение вод наносит непосредственно вред здоровью человека и рыбным запасам. Регресс сельскохозяйственных угодий привела к засухе и эрозии почв во многих районах, а так же массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", то есть глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу.
Так на конференции ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро прозвучал вывод о том, что нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся бездумной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы.
Учитывая высокую энерго- и ресурсоемкость промышленного производства в России, низкий уровень культуры производства и пренебрежение экологическим законодательством, необходимо трансформировать всю социальную и политическую организацию управления и разработать новую экологическую доктрину, концепцию в интересах выживания будущих поколений.
Охрана среды обитания человека, как одно из важнейших направлений экологической концепции России, непосредственно связана с идеей создания благоприятных экологических условий для жизнедеятельности, труда и отдыха человека.
Это так же является одной из главных задач деятельности по охране окружающей среды. Ст.2 Конституции России гласит о том, что «Человек ,его права и свободы являются высшей ценностью». В ст.42 Конституции РФ написано, что «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Но, к большому сожалению, данные пункты Конституции не выполняются по всей стране - не будет исключением и такие города как Красноярск и Архангельск.. Воздух в этих городах уже несколько лет считается одним из самых грязных в России. Усугубление ситуации с экологической обстановкой привело к политизации данной проблемы в обществе, к появлению в них экологических движений, которые пытаются стать субъектом политики, отстаивая права человека на благоприятную окружающую среду.
Говоря о степени изученности проблемы можно констатировать, что в настоящее время интерес к ней повышается. Базовыми работами ,посвященными политической институциализации экологического движения можно назвать- Д.В Петросянц «Анализ позитивного и негативного влияния экологических организаций на политические и экономические процессы в современной России» ; О.Н Яницкий «Экологическая политика как сетевой процесс»; А.В Маленкова « Будущее государственной Российской экологической политики и эко-политические задачи современности». В этих трудах показано , как зарождались экологические организации, через какие проблемы они проходили и проходят сейчас. Непосредственно так же описывается какими инструментами пользуется власть для достижения своих целей через экологические организации.
Так, например О.Н Яницкий в своей работе «Экологическая политика как риск-рефлексия» писал, что государство оказалось не готовым к экологическим авариям и привыкло не отчитываться перед гражданами, и то что после распада СССР начало появляться множество экологических партий. Этот феномен связан с тем, что люди стали политически активны и так же они готовы отстаивать свои права на благоприятную окружающую среду.
В статье О.Г Пермякова «Формирование экологической политики региона на основе взаимодействия политических субъектов» можно заметить, что экологические организации служат для государства индикатором социальных проблем, связанных с состоянием среды, так как показывает правящей элите и государственным структурам, где нужны изменения.
В исследование И.А Халия «Экологическое общественное движение и власть: формы взаимодействия» говорится о том, что чтобы быть услышанными экологические организации вынуждены прибегать к давлению, мобилизуя в поддержку своих требований и инициатив население и экспертов, способных дать квалифицированное заключение по тому или 3 иному вопросу.
Цель исследования - изучить процесс политической институциализации экологического движения в современной России (на примере городов Красноярск, Архангельск).
Объект исследования - политическая институциализация экологического движения.
Предмет - специфика процесса политической институциализации экологического движения в таких городах как, Красноярск и Архангельск.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «политическая институциализация» и определить основные этапы институциализации как процесса;
2. Изучить историю экологического движения в России;
3. Изучить методы работы общественных экологических движений в современной России;
4. Исследовать процесс политической институциализации экологического движения на примере городов Красноярск и Архангельск, а также выявить его особенности в том и другом городе.
Метод исследования: для изучения процесса политической институциализации экологического движения в современной России (на примере городов Красноярск, Архангельск) был использован сравнительный анализ. Сравнительный анализ -это метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.
Моя работа состоит из введения, двух глав, заключения, как обобщения всего материала, списка литературы и приложения. В первой главе рассматривается теоретическая часть, посвященная общественным
экологическим движениям и их политической институциализации. Во второй главе описывается методика исследования и проводится сравнительный анализ политической институциализации экологических движений на основе материалов политической и социальной сферах современного российского общества, а именно через анализ публичных выступлений, заявлений и митингов .
Ведь загрязнение вод наносит непосредственно вред здоровью человека и рыбным запасам. Регресс сельскохозяйственных угодий привела к засухе и эрозии почв во многих районах, а так же массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", то есть глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу.
Так на конференции ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро прозвучал вывод о том, что нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся бездумной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы.
Учитывая высокую энерго- и ресурсоемкость промышленного производства в России, низкий уровень культуры производства и пренебрежение экологическим законодательством, необходимо трансформировать всю социальную и политическую организацию управления и разработать новую экологическую доктрину, концепцию в интересах выживания будущих поколений.
Охрана среды обитания человека, как одно из важнейших направлений экологической концепции России, непосредственно связана с идеей создания благоприятных экологических условий для жизнедеятельности, труда и отдыха человека.
Это так же является одной из главных задач деятельности по охране окружающей среды. Ст.2 Конституции России гласит о том, что «Человек ,его права и свободы являются высшей ценностью». В ст.42 Конституции РФ написано, что «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Но, к большому сожалению, данные пункты Конституции не выполняются по всей стране - не будет исключением и такие города как Красноярск и Архангельск.. Воздух в этих городах уже несколько лет считается одним из самых грязных в России. Усугубление ситуации с экологической обстановкой привело к политизации данной проблемы в обществе, к появлению в них экологических движений, которые пытаются стать субъектом политики, отстаивая права человека на благоприятную окружающую среду.
Говоря о степени изученности проблемы можно констатировать, что в настоящее время интерес к ней повышается. Базовыми работами ,посвященными политической институциализации экологического движения можно назвать- Д.В Петросянц «Анализ позитивного и негативного влияния экологических организаций на политические и экономические процессы в современной России» ; О.Н Яницкий «Экологическая политика как сетевой процесс»; А.В Маленкова « Будущее государственной Российской экологической политики и эко-политические задачи современности». В этих трудах показано , как зарождались экологические организации, через какие проблемы они проходили и проходят сейчас. Непосредственно так же описывается какими инструментами пользуется власть для достижения своих целей через экологические организации.
Так, например О.Н Яницкий в своей работе «Экологическая политика как риск-рефлексия» писал, что государство оказалось не готовым к экологическим авариям и привыкло не отчитываться перед гражданами, и то что после распада СССР начало появляться множество экологических партий. Этот феномен связан с тем, что люди стали политически активны и так же они готовы отстаивать свои права на благоприятную окружающую среду.
В статье О.Г Пермякова «Формирование экологической политики региона на основе взаимодействия политических субъектов» можно заметить, что экологические организации служат для государства индикатором социальных проблем, связанных с состоянием среды, так как показывает правящей элите и государственным структурам, где нужны изменения.
В исследование И.А Халия «Экологическое общественное движение и власть: формы взаимодействия» говорится о том, что чтобы быть услышанными экологические организации вынуждены прибегать к давлению, мобилизуя в поддержку своих требований и инициатив население и экспертов, способных дать квалифицированное заключение по тому или 3 иному вопросу.
Цель исследования - изучить процесс политической институциализации экологического движения в современной России (на примере городов Красноярск, Архангельск).
Объект исследования - политическая институциализация экологического движения.
Предмет - специфика процесса политической институциализации экологического движения в таких городах как, Красноярск и Архангельск.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «политическая институциализация» и определить основные этапы институциализации как процесса;
2. Изучить историю экологического движения в России;
3. Изучить методы работы общественных экологических движений в современной России;
4. Исследовать процесс политической институциализации экологического движения на примере городов Красноярск и Архангельск, а также выявить его особенности в том и другом городе.
Метод исследования: для изучения процесса политической институциализации экологического движения в современной России (на примере городов Красноярск, Архангельск) был использован сравнительный анализ. Сравнительный анализ -это метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.
Моя работа состоит из введения, двух глав, заключения, как обобщения всего материала, списка литературы и приложения. В первой главе рассматривается теоретическая часть, посвященная общественным
экологическим движениям и их политической институциализации. Во второй главе описывается методика исследования и проводится сравнительный анализ политической институциализации экологических движений на основе материалов политической и социальной сферах современного российского общества, а именно через анализ публичных выступлений, заявлений и митингов .
На сегодняшний день вопрос экологии является одним из ведущих вопросов в мире. Это связано с активной промышленной деятельностью, с халатным отношением человечества к природе. Из-за ухудшения окружающей среды в мире начинают появляться экологические движения, деятельность которых направлена на экологическую безопасность человека и природы в целом. В мире существует огромное количество таких движений, самые крупные из них, это независимая международная некоммерческая организация Гринпис, политическая партия «Зеленых». Данные движения являются политизированными , так как они взаимодействуют с властью, политическими институтами, а так же когда пытаются решить вопросы экологии во взаимодействии с государством и с другими игроками на политическом пространстве, для того что бы лоббировать свои интересы, для принятие законов о защите окружающей среде.
В данной работе было осуществлено исследование процессов политической институциализации экологического движения на примере городов Красноярск и Архангельск, а также выявлены его особенности в том и другом городе.
В рамках исследования , прежде всего было проанализировано понятие «политическая институциализация» , а так же было определенны основные этапы институциализации как процесса. Таким образом было выявлено ,что благодаря политической институциализация, происходит становление соответствующих политических представлений, превращающихся в институт политических норм и установок. В процессе институциализации происходит потеря определенных свойств: организация медленно теряет свое
качество, выступающее ее инструментом: она становится ценной внутри себя и сама по себе, и ее цели становятся неотделимы от нее и недостижимы без нее. В этом отношении ее сохранение и выживание становится целью для большого числа ее сторонников.
Также, была изучена история экологического движения и методы их работы в современной России. При исследование, было выяснено что, изначально движение зародилось еще во времена СССР, именно тогда оно обрело массовый характер. Но после распада Советского Союза, рухнула экономика, и тогда начался процесс институционального обустройства новой страны, а именно России. Так экологическое движение вышло на политическую арену, но в это время оно потеряло множество сторонников и стало малопопулярным. Движения в настоящее время ведут работы по организации митингов , пиктов и того подобного , а так же пытаются занять свое место в органах власти, так экологические партии выдвигают своих представителей в органы государственной власти.
Для исследования процесса политической институциализации экологического движения на примере городов Красноярск и Архангельск, был применен сравнительный анализ. Методом сравнительного анализа , были проанализированы выступления, митинги, протесты и заявления членов экологических движений, их выдвижения в органы власти, а так же ответом на это властей. Благодаря проводимым петициям, митингам и того подобного в этих двух городах, экологические движения начинают, становится, самостоятельными и массовыми, ведь интерес жителей становится все выше и выше к экологической обстановки. Это непосредственно влияет на то, что «зеленые» получают места в органах власти.
Так в Красноярске экологические организации зародились не так давно , но они активно адаптируется под новые требования от населения, и приспосабливаются к ним, а, так же непосредственно взаимодействуют с властью и принимают участие в политической борьбе. Вот только власть не особо стремится что-то менять в городе, хоть она и допустила в органы власти «зеленых» но прав им не дала, то есть по большому счету в органах власти есть экоактивисты но полномочий у них нет на решение каких -то весомых проблем . Экологическая тенденция возрастает в городе, на это влияет так же заявления властей на все происходящее. Людей это злит, поэтому они, активно начинают следить за политикой, вступать в экологические движения в надежде отстоять свои права на чистую окружающую среду. А вот в Архангельске экологические движения уже давно взаимодействуют с властью, путем создания партий в органах власти, а так же непосредственно участвуют, в выборах в органы власти и в разработках экологических законов. Последние событие года очень изменили отношения к экологистам, к ним за последний год примкнуло большое количество жителей, благодаря которым теперь они имеют возможность проходить в политическую сферу города. Таким образом можно сделать вывод о том, экологические движения приобретают субъектность, то есть становятся активным действующим лицом, которое может влиять на принятие каких-либо решений. А так же, что политическая институциализация экологических движений только набирает обороты в современных реалиях нашей страны.
В данной работе было осуществлено исследование процессов политической институциализации экологического движения на примере городов Красноярск и Архангельск, а также выявлены его особенности в том и другом городе.
В рамках исследования , прежде всего было проанализировано понятие «политическая институциализация» , а так же было определенны основные этапы институциализации как процесса. Таким образом было выявлено ,что благодаря политической институциализация, происходит становление соответствующих политических представлений, превращающихся в институт политических норм и установок. В процессе институциализации происходит потеря определенных свойств: организация медленно теряет свое
качество, выступающее ее инструментом: она становится ценной внутри себя и сама по себе, и ее цели становятся неотделимы от нее и недостижимы без нее. В этом отношении ее сохранение и выживание становится целью для большого числа ее сторонников.
Также, была изучена история экологического движения и методы их работы в современной России. При исследование, было выяснено что, изначально движение зародилось еще во времена СССР, именно тогда оно обрело массовый характер. Но после распада Советского Союза, рухнула экономика, и тогда начался процесс институционального обустройства новой страны, а именно России. Так экологическое движение вышло на политическую арену, но в это время оно потеряло множество сторонников и стало малопопулярным. Движения в настоящее время ведут работы по организации митингов , пиктов и того подобного , а так же пытаются занять свое место в органах власти, так экологические партии выдвигают своих представителей в органы государственной власти.
Для исследования процесса политической институциализации экологического движения на примере городов Красноярск и Архангельск, был применен сравнительный анализ. Методом сравнительного анализа , были проанализированы выступления, митинги, протесты и заявления членов экологических движений, их выдвижения в органы власти, а так же ответом на это властей. Благодаря проводимым петициям, митингам и того подобного в этих двух городах, экологические движения начинают, становится, самостоятельными и массовыми, ведь интерес жителей становится все выше и выше к экологической обстановки. Это непосредственно влияет на то, что «зеленые» получают места в органах власти.
Так в Красноярске экологические организации зародились не так давно , но они активно адаптируется под новые требования от населения, и приспосабливаются к ним, а, так же непосредственно взаимодействуют с властью и принимают участие в политической борьбе. Вот только власть не особо стремится что-то менять в городе, хоть она и допустила в органы власти «зеленых» но прав им не дала, то есть по большому счету в органах власти есть экоактивисты но полномочий у них нет на решение каких -то весомых проблем . Экологическая тенденция возрастает в городе, на это влияет так же заявления властей на все происходящее. Людей это злит, поэтому они, активно начинают следить за политикой, вступать в экологические движения в надежде отстоять свои права на чистую окружающую среду. А вот в Архангельске экологические движения уже давно взаимодействуют с властью, путем создания партий в органах власти, а так же непосредственно участвуют, в выборах в органы власти и в разработках экологических законов. Последние событие года очень изменили отношения к экологистам, к ним за последний год примкнуло большое количество жителей, благодаря которым теперь они имеют возможность проходить в политическую сферу города. Таким образом можно сделать вывод о том, экологические движения приобретают субъектность, то есть становятся активным действующим лицом, которое может влиять на принятие каких-либо решений. А так же, что политическая институциализация экологических движений только набирает обороты в современных реалиях нашей страны.



