ВВЕДЕНИЕ 14
Глава 1. Методологическая сущность идеи непрерывного образования 20
1.1. Современные тенденции развития непрерывного
профессионального образования 20
1.2. Профильное обучение как средство профориентации школьников . 27
1.3. Причины слабой подготовки учащихся к дальнейшему обучению в
техническом вузе 34
Выводы к главе 1 42
Глава 2. Пути развития преемственности естественнонаучного и математического образования профильного и профессионального образования в системе основного и среднего общего образования 43
2.1. Организация профильного обучения 43
2.2. Методы обучения 49
2.3. Формирование преемственности содержания математический и естественнонаучной подготовки для профильного и профессионального образования 53
2.4. Рекомендации к формированию задач прикладного характера .. 63
Выводы к главе 2 91
Заключение 92
Список литературы 95
Согласно концепции преподавания предметной области «Технология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена Министерством просвещения РФ 24.12.2018 г.), предметной области «Технология» является важнейшим элементом для овладения компетенциями, в том числе метапредметными, навыками XXI века, в рамках освоения основных общеобразовательных программ (далее по тексту - технологическое образование) в образовательных организациях.
Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Технологическое образование обеспечивает решение ключевых задач воспитания.
В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности.
Преемственность профильного и профессионального образования в системе «школа-технический ВУЗ» обусловлена поиском путей самореализации личности, ее индивидуальных способностей в современных социально-экономических условиях.
Разрабатываются концепции фундаментализации среднего и высшего профессионального образования (С.А. Баляева, С.Я. Казанцев, В.В. Кондратьев, А.Д. Суханов), новый смысл приобретает концепция непрерывного образования как процесса, охватывающего всю жизнь человека (А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, М.В. Кларин и др.). В этой связи актуальной становится проблема преемственности различных ступеней непрерывного образования. Исследуются методологические основы преемственности (Б.Г. Ананьев, Э.А. Баллер и др.), вопросы взаимосвязи общего среднего и высшего образования (А.Я. Блаус, В.И. За-гвязинский, И.Я. Курамшин, B.C. Леднев, В.А. Сластёнин, B. Д. Шадриков и др.), вопросы преемственности образовательных уровней в системе непрерывного профессионального образования (А.В.Батаршев, А.П. Беляева, В.М. Жураковский, И.Я. Зимняя, А.А. Кирсанов, Ю.А. Кустов, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур и др.).
Процесс установления рыночных отношений, демократизация общественной жизни создают условия, при которых человек нуждается в постоянном развитии и саморазвитии, в интеллектуальном, нравственном, профессиональном совершенствовании. В связи с этим активизируется поиск эффективных форм образовательной деятельности, способствующих максимальному раскрытию индивидуальных возможностей, способностей и дарований личности, готовой адекватно воспринимать реальную действительность, взаимодействовать с современным миром и преобразовывать его.
Поликультурность социального окружения и многообразие профессиональных ориентации создают вариативность в выборе жизненного пути, который усложняется несформированностью профессиональных интересов молодых людей. В этой связи особая роль принадлежит профильному обучению старшеклассников, выполняющему функции профориентации, начальной профессиональной подготовки и помогающему человеку определиться с профессиональным выбором.
В соответствии с этим сегодня возрастает интерес педагогической науки и практики к идее непрерывного образования, разработка которой ведется в нескольких направлениях: одно из них - формирование индивидуального жизненного пути человека, исходя из его интересов, склонностей, способностей, ценностных ориентаций, определяющих образовательные потребности и в последующем социально¬профессиональную мобильность.
Объект исследования: базовая подготовка школьников к переходу от основного и среднего общего образования к высшему техническому образованию в условиях профильных классов.
Предмет исследования: формирование рекомендаций к содержанию математических и естественнонаучных учебных дисциплин в профильных классах.
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций к содержанию базовых учебных дисциплин в профильных классах.
Гипотезой исследования: если содержание учебных дисциплин в системах основного, среднего общего образования в профильных классах и высшего технического образования реализует преемственность содержания на базе логико-содержательных связей, то это обеспечит большинству абитуриентов успешное обучение в техническом вузе.
Гипотеза и цель исследования определяют задачи исследования:
1. Раскрыть методологическую сущность идеи непрерывного образования в педагогической литературе.
2. Изучить состояние проблемы довузовского обучения в педагогической практике.
3. Выявить пути развития преемственности базовых учебных дисциплин профильного и профессионального образования в системах основного, среднего общего образования и высшего технического образования.
4. Сформулировать рекомендации к содержанию базовых учебных дисциплин в профильных классах и опытно-экспериментальным и наблюдениями проверить эффективность предложенного содержания прикладных задач.
Гипотеза и цель исследования определяют задачи исследования:
1. Раскрыть методологическую сущность идеи непрерывного образования в педагогической литературе.
2. Изучить состояние проблемы довузовского обучения в педагогической практике.
3. Выявить пути развития преемственности базовых учебных дисциплин профильного и профессионального образования в системах основного, среднего общего образования и высшего технического образования.
4. Сформулировать рекомендации к содержанию базовых учебных
дисциплин в профильных инженерно-технологических классах и опытно-экспериментальными наблюдениями проверить эффективность предложенного содержания.
Методологической основой данного исследования служат:
- общедидактическое учение о преемственности в образовании (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Э.А. Баллер, Ю.А. Кустов и др.);
- теоретические основы взаимосвязи общего и профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, А. А. Кирсанов, И.Я. Курамшин, М.И. Махмутов); педагогические теории системного и личностно-деятельностного подходов (В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А.И. Субетто, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадри-ков) ;
- теории отбора и структурирования содержания математического образования (Б.В. Гнеденко, Л.Д. Кудрявцев, Д. Пойя, А.Г. Постников, Г.И. Саранцев, А.Н. Тихонов, П.М. Эрдниев и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования, определяющие достоверность результатов: системный анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебно-методической литературы по теме исследования; анализ учебно-программной документации и других нормативных документов, регламентирующих требования к уровню профессиональной подготовки специалистов в технологических университетах; методы педагогической диагностики: анализ результатов входного контроля.
Научная новизна проведенного исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических подходов к формированию преемственности профильного и профессионального образования в системе "школа-технический Вуз.
Практическая значимость исследования состоит в разработке прикладных задач, в разработке и внедрении в учебный процесс в разработке и внедрении в учебный процесс заданий, которые иллюстрируют построение математических моделей движения для профильных классов.
Апробация результатов исследования. Теоретические положения, материалы и результаты исследования нашли отражение публикациях и докладах автора. Основные идеи диссертации докладывались и обсуждались на Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в 2019 и 2020 гг., на семинарах кафедры «Технология», внутришкольных днях науки.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дидактические условия реализации профессионально¬направленной непрерывной математической и естественнонаучной подготовки в системе «школа -технический вуз».
2. Доказательство того, что разработанные дидактические материалы позволяют существенно повысить уровень математических знаний, умений и мышления.
По теме исследования опубликовано 2 статьи:
1. Андреева А.Ю. "Кинетические инсталяции как средство развития инженерного творчества в инженерно-технологических классах" // Материалы XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». Красноярск 2018. с.21-23.
2. Андреева А.Ю. Конвергентный подход в школьном образовании // Материалы XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». Красноярск 2020. с.38-42.
Объем и структура магистерской диссертации: Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, первая глава состоит из трех подразделов, вторая глава состоит из четырех подразделов, последний из которых который включает описание процесса реализации составленной программы, заключения, библиографического списка.
В представленной работе решены следующие задачи:
1. Сделан анализ научно-методической литературы посвященной методологической сущности непрерывного образования.
2. Изучено состояние проблемы обучения в системе основного, среднего общего образования. Анализ предварительного тестирования показал, что студенты первого курса плохо ориентируются в задачах, связанных с прикладными аспектами математических выражений, плохо ориентируются в построении графиков аналитических функций и др. Выявлено, что это связано с тем, что
- в различных предметных областях не используют взаимосвязь изучаемых дисциплин. Обособленность математических знаний не формирует математические представления, позволяющие переводить абстрактные математические символы в практическую плоскость, то есть строить различные математические модели, например, модели движения точек и твердого тела;
- разночтение одного и того-же физического явления на уроках физики и математики приводит к тому, школьники получают разные трактовки физико-математических понятий, что не приводит к формированию у них целостности физико-математического восприятия. Таких примеров множество;.
- на уроках математики: - допускаются ряд серьезных ошибок с точки зрения механики при постановке задач на движение. Например, при решении задач на сложное движение вводится понятие собственной скорости! Скорость движения объекта вычисляется относительно выбранной системы координат, т. е. скорость - величина неинвариантная и не может быть собственной характеристикой. Практически не решают прикладных задач, которые бы смогли показать роль матаппарата при описании окружающего мира. В связи с этим учащиеся сложно воспринимают матаппарат на уроках физики.
3. Выявлены пути реализации преемственности базовых учебных дисциплин профильного и профессионального образования в системах основного, среднего общего образования и высшего технического образования между математикой и разделом физики - механики.
4. Сформулированы рекомендации к содержанию базовых учебных дисциплин в профильных классах и опытно-экспериментальным и наблюдениями проверить эффективность предложенного содержания прикладных задач. Так, например, школьный курс математики должен стать для большинства учащихся языком познания природной и социальной среды, объектов техносферы и процессов, описывающих их функционирования и взаимодействие. Ее изучение в системах основного, среднего общего образования необходимо направить на достижение следующих целей:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к математике и ее приложениям.
2. Раскрытие математических способностей и привитие обучающимся определенных навыков проектно-исследовательского характера.
3. Воспитание математической культуры.
4. Расширение и углубление представлений обучающихся о практическом значении математики в различных областях жизни и деятельности человека.
В этой связи математика в средней школе должна изучаться, как единый инструмент изучения других научных дисциплин, т.е. необходимо учить понимать абстрактные математические символы и переводить их в практическую плоскость, строить математические модели. В данном случае имеем в виду то, что модель - это схема явления, более простая, чем оригинал, но отражающая его основные свойства, а математическая модель - описание этой схемы математическим языком. Но при этом важно создать условия, в которых обучающиеся взаимодействуют с реальными объектами и процесса, изучая которые они отыскивают и создают знания о них, т.е. открывают для себя идеальные теоретические конструкты - факты, понятия, закономерности. Следуя за выдвинутой А.В. Хуторской дидактической идеей, осознавая созданные знания и применяемые способы познания, обучающийся будет их фиксировать в виде личного образовательного продукта, что затем позволит ему применять осознанное для последующего познания реального мира. При этом важно, чтобы получаемый личный образовательный продукт был сопоставим с культурно-историческими аналогами - продуктами человечества в данной области познания.
Опытно-экспериментальная работа на базе лицея №102 г. Железногорска Красноярского края в профильных классах показала, что учащиеся профильных классов 2017-2018гг и 2018-2019 гг., решающих прикладные на уроках математики, успешно сдали ЕГЭ и первую сессию в разных технических вузах России. Следует отметить значительную разницу между учащимися, решающие прикладные задачи в профильных классах в лицея по сравнению с другими обучающимися.
1. Бабкина Т.Н. Непрерывное профессиональное образование объективная необходимость//Проблемы и перспективы организации многоуровне-го образования в учреждениях СПО. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2017. - С. 55.
2. Бокарев М.Ю. Теория и практика профессионально-ориентированного процесса обучения в учебном комплексе «Лицей-вуз»: Дис. .докт. пед. наук. — Калининград, 2013. 287 с.
3. Болотова Е.Л. Управление профильным обучением старшеклассников в процессе взаимодействия школы и педвуза: Дис. .канд.пед. наук. — М., 2016.- 185 с.
4. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и
перспективы. М.: Молодая гвардия, 2012. 175 с.
5. Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Дис. . .докт. пед. наук Казань, 2017. — 398 с.
6. Глушков В.Ф. Теоретические основы довузовской подготовки учащихся в системе "технический вуз школа": Автореф. дис. .д-ра пед. наук. - СПб., 2016.-37 с.
7. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 2012. - 208 с.
8. Голуб J1.B. Организационно-педагогические основы непрерывного профессионального образования в модели «училище-колледж-вуз» (На примере пед. учеб. заведений Рост, обл.). Ростов н/Д, 2015.- 197 с.
9. Гусев В.А. Методические основы преемственности преподавания физики в профессионально-педагогическом колледже и вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2015 - 23 с.
10. Гусельникова Н.В. Преемственность допрофессиональной подготовки учащихся старших классов в системе «школа-вуз»: Дис. .канд.пед. наук -Новосибирск, 2010. 204 с.
11.Закон РФ «Об образовании». М.: Новая школа, 2016. - 61 с.
12. Казаченко С.И. Преемственность школы и вуза в профессиональном становлении студентов-педагогов: Дис. .канд.пед. наук. Запорожье, 2010. -216с.
13. Концепция непрерывного образования//Народное образование. 2016. - № 10.-С. 3-12.
14. Концепция непрерывного профессионального
образования//Профессионально-техническое образование. 2012. - № 4. - С. 65
15. Краевский В.В., Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерно- сти//Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной педагогики-2-е изд., перераб. и доп.-М., 2007.-С. 129-181.
16. Купцов О.В. Непрерывное образование и его структура.// Высшее образование в Европе: Европейский центр по высшему образованию, ЮНЕСКО. 2012. - T.XVI, № 1. - С. 29-40.
17. Кустов Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. — 274 с.
18. Кучмаева И.К. Преемственность и поступательное развитие культу- ры//Культурный процесс: философские проблемы. М., 2015.-С. 101-113.
19. Кыверялг А.А., Пурье Х.Я., Таррасте А.А. Преемственность трудового и профессионального обучения//Преемственность в трудовом обучении в школе и профессионально-технической подготовке в средних ПТУ. Сборник науч. трудов. М., 2013. - С. 3-28.
20. Леднев B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М.: АПН СССР, 2009.-282 с.
21. Лернер И.Я. Учебно-воспитательный процесс как система// Новые исследования в педагогических науках. Дидактика. -№ 1(45).-М., 2011.- С. 3034.
22. Лисов В.А. Непрерывное образование и высшая школа// Советская педагогика. 2013. -№ 6.-С. 140-141
23. Лопухова Т.В. Преемственность среднего профессионального образования в многоуровневой системе. Казань, ИСПРО РАО, 2004. - 39 с.
24. Морозова Н.А. Профессиональная подготовка школьника к обучению в вузе как условие повышения качества этого процесса// Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. М.: ИЦ ПКГТЦ, 2012.1. C.93-95.
25. Морозова О.П. Преемственные связи в развитии общепедагогических умений выпускника педвуза// Межвуз. сб. науч. трудов Алтайского гос. унта. Барнаул: Изд-во Алтайск. ГУ, 2012 - С. 24.
26. Наянова М.Б. Педагогические условия и средства управления комплексом непрерывного образования: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2010.-21 с.
27. Негосударственные общеобразовательные учреждения России: Сб. нормативных и метод, материалов: Вып. 2 / Сост. Т.П. Згоржельская. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДС, 2010. - 176 с.
28. Никандров Н.Д. Гуманизация и гуманитаризация образования//
Гуманизация образования 2000 - № 1.
29. Новиков A.M. Принципы построения системы непрерывного
профессионального образования//Педагогика. 2004. -№ 5. -С. 11-17.
30. Преемственность в обучении учащихся предметам естественно¬
математического цикла в школе и среднем ПТУ: Методические рекомендации НИИ проф. тех. педагогики АПН СССР. М., 2010. - 108 с.
31. Примерные программы среднего (полного) общего образования/ Сост. Н.Н. Тара, Ю.И. Дик. М.: Дрофа, 2003. - 464 с.
32. Хусейнов Р.А. Преемственность системы "колледж-вуз" в подготовке кадров для базовых учреждений культуры: Дис.канд. пед. наук М., 2010. -152с.
33. Тесленко В.И., Богомаз И.В. Школьное инженерно-техническое образование: концептуальное осмысление // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2014. - № 4(30) - С. 91-95.
34. Адольф В.А., Степанова И.Ю. В поисках смыслов математического образования // Школьные технологии, 2011. - № 11. - С. 14-18.
35. Леднев В.С. Научное образование : развитие способностей к научному творчеству. Изд. второе, испр. - М.: МГАУ, 2002. - 120 с.
36. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N413 (ред. от 29.06.2017)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".
37. Богомаз, И. В. Система Высшего инженерного образования с позиции
проективной философии / И.В. Богомаз // Вестник МГОУ: Серия "Открытое образование". - 2006. - 1 (20) - С. 17-25.
38. Шредингер Э. Наука и гуманизм. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001, 64 с.
39. Леднев В.С. Научное образование : развитие способностей к научному
творчеству. Изд. второе, испр. -М.: МГАУ, 2002. - 120 с.
40. Богомаз И.В. Научно-методические основы базовой подготовки
студентов инженерно-строительных специальностей в условиях
проективно-информационного подхода. Докт. диссертация, Москва, ИИО 2012 г., 313 с.
41. Степанова И.Ю., Богомаз И.В. Межпредметное содержание подготовки
будущего учителя в эпоху цифровой революции./ Человеческий капитал //2020, № 2 (332)/ С.65-83.
42. Богомаз И.В. Теоретическая механика. Статика.
/http://elib.kspu.ru/document/55896электронное издание, № 0321304223
43. Богомаз И.В., Качаева Т.И Элементарные функции. задачи прикладного
характера.http://elib.kspu.ru/document/56275 электронное издание № 0321802401
44. Богомаз И.В., Качаева Т.И, Песковский Е.А. Элементы векторной
алгебры: прикладные задачи: статика, кинематика точки.
http://elib.kspu.ru/document/56281 электронное издание № 0321802404
45. Богомаз И.В., Качаека Т.И. Тригонометрия и ее прикладные аспекты.
http://elib.kspu.ru/document/56273 электронное издание № 03218024031