Введение 3
Глава 1. Ретроспектива проектной деятельности в современном биологическом
образовании 6
1.1. История становления проектной деятельности в биологическом
образовании 6
1.2. Особенности проектной деятельности в биологическом образовании . 14
1.3. Проблемное обучение 18
Глава 2. Методические основы проектной деятельности на основе проблемного обучения в практике школьного биологического образования 29
2.1. Состояние исследуемой проблемы в практике обучения школьного курса биологии в 8 классе 29
2.2. Эффективность экспериментальной методики по проектной деятельности на
основе проблемного обучения в школьном курсе биологии 8 класса 34
Выводы 46
Список литературы 47
Приложение А 50
Приложение Б 52
Приложение В 54
Приложение Г 55
Приложение Д 56
Приложение Е 57
Приложение Ж 58
Проблемы всегда возникают в жизни человека. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем - это одно из качеств успешного человека. Это связано с тем, что проблемное обучение способствует развитию у школьников самостоятельности и активности, что позволит стать конкурентоспособными в дальнейшей жизни. Постоянное создание проблемных ситуаций на уроках при изучении новой темы приводит к тому, что ученик не «поддается» задачам, а стремится их решить. По этой причине формируются творческие личности, способные искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать информацию, способствуя к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции .
А именно сегодня особое внимание уделяют деятельностному подходу в образовании. Для учителя это означает, что происходит переход от передачи информации к созданию условий для активного познания и получению детьми практического опыта. Для обучающихся — переход от пассивного усвоения информации до активного ее поиска, критического осмысления, использования на практике. Решение данных задач в современной школе может быть обеспечено только переход на новый тип обучения - инновационный. Одно из самых перспективных направлений в образовании - это метод проектов.
Новой российской системе образования необходимы образовательные технологии, которые развивают связь обучения с жизнью и формируют активную, самостоятельную позицию обучающихся. Одной из них представляет собой проектная деятельность, которую незаслуженно оглашенной национальным образованием в прошлом столетии «легкомысленным прожектерством» .
Основная цель внедрения ФГОС ООО - создание условий, которые способствуют решению российского образования, то есть повышению качества образования, достижению новых образовательных результатов, которые соблюдаются современным требования человечества и государства.
Метод проекта представляет собой одну из технологий успеха, объявленного образовательным результатом, то есть это развитие ключевых компетенций обучающихся, причем ключевые компетенции обучающихся являются наиболее актуальным результатом обучения в современных условиях. Для работы над проектом обучающимся необходимо освоить ряд новых способов работы и технологий.
Объект исследования: образовательный процесс по биологии в 8 классе
Предмет исследования: проектная деятельность на уроках биологии в 8 классе.
Цель: разработать методику проектной деятельности на основе проблемного обучения в школьном курсе биологии 8 класса.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. разработать методику проектной деятельности на основе проблемного обучения;
3. провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
Методы:
Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических, и эмпирических методов:
Теоретические методы: анализ методических работ по теме исследования, нормативных документов, учебно-методических материалов по обучению в школе; проектирование модели методики практико-ориентированной деятельности; прогнозирование образовательных результатов.
Эмпирические методы: изучение литературы, документов и результатов деятельности, тестирование обучающихся, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа «комплекс Покровский», находящаяся по адресу г. Красноярск ул. Линейная, д. 99Г.
При написании выпускной квалификационной работы были выделены основные этапы исследования:
1. На первом этапе проработана теоретическая часть исследования - анализ, как методической литературы, так и состояния данной проблемы в современных реалиях образовательной практики.
...
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были сформированы следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов и образовательной практики позволил сделать вывод о том, что в литературе широко рассмотрена проблема исследования. В ходе анализа было выявлены основные требования к проектным работам и особенности использования их в образовательном процессе.
2. Разработана экспериментальная методика проведения уроков биологии в 8-х классах с использованием проектного обучения. Суть, которого состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
3. Установлено положительное влияние систематического включения элементов проектного и проблемного обучения в процессе проведения уроков биологии в 8 классе на развитие исследовательской деятельности обучающихся.
1. Александров Г. Ф. История западноевропейской философии: Учеб. для ун-тов и гуманит. фак. вузов / Ин-т философии. — 2-е изд., доп. М.; Л.: АН СССР, 1946. 513 с.
2. Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2012. № 8 (43). С. 290-294.
3. Бабичева Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности / Вестник Ставропольского государственного университета. №65. 2009. С. 12-17
4. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) М.: книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911-1912. 388 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
6. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 383 с.
7. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. 178 с.
8. Ефимова Т. А. Проектная деятельность как интерактивный метод обучения / Т. А. Ефимова. // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 285-288.
9. Зуева Ю. М. Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 575-578.
10. Исследовательские работы учащихся по школьной биологии: учебное пособие / Н.З. Смирнова, Н.В. Иванова, Т.В. Голикова, О.В. Бережная; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 232 с.
11. История возникновения и развития метода учебных проектов // Метод учебного проекта в школьном образовании. URL: https: //mo gnovse. ru/eym-metod- uchebnogo-proekta-v-shkolenom-obrazovanii.html
12. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - 2-е изд., рспр. И доп. М.: ТЦ “Сфера”, 2001. 512с.
13. Кильпатрик В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л.: Брокгауз-Ефрон. 1925. 43 с.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике, М., ИКЦ “МарТ”, Ростов-на-Дону, Издательский центр “МарТ”, 2005 г., с. 61-62.
15. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва, 1926. 288 с.
... всего 32 источников