ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния родительского отношения на мотивационную готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе 7
1.1. Родительское отношение, его влияние на развитие личности
ребенка 7
1.2. Мотивационная готовность старшего дошкольника к школе 10
1.3. Роль родительского отношения в формировании мотивационной
готовности ребенка к школе 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на мотивационную готовность ребенка старшего дошкольного возраста к
школе 22
2.1. Организация методики исследования 22
2.2. Результаты исследования влияния родительского отношения на
мотивационную готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе 26
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы с родителями, обеспечивающей мотивационную готовность ребенка
старшего дошкольного возраста к школе 34
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Библиографический список 48
Приложения 54
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния родительского отношения на мотивационную готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе 7
1.1. Родительское отношение, его влияние на развитие личности
ребенка 7
1.2. Мотивационная готовность старшего дошкольника к школе 10
1.3. Роль родительского отношения в формировании мотивационной
готовности ребенка к школе 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на мотивационную готовность ребенка старшего дошкольного возраста к
школе 22
2.1. Организация методики исследования 22
2.2. Результаты исследования влияния родительского отношения на
мотивационную готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе 26
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы с родителями, обеспечивающей мотивационную готовность ребенка
старшего дошкольного возраста к школе 34
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Библиографический список 48
Приложения 54
Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной (А.Д. Алферов, Р.В. Овчарова).
В отечественной психолого-педагогической науке в последнее время отмечается повышенная заинтересованность вопросом перехода ребенка- дошкольника из дошкольного учреждения в школу и связанному с этим понятию готовности ребенка к обучению в школе (Ю.Сыэрд, Д.Б.Эльконин).
Начало школьного обучения представляется сложным и ответственным моментом в жизни ребенка. В большей степени собственно он обусловливает характер учебной деятельности в течение всего обучения. Успешность вначале обучения побуждает ребенка достигать новых успехов в учебе, а неуспех, в свою очередь, может на долгое время «отбить» желание обучаться, а также способствовать возникновению негативного отношения к школе и к обучению в общем. Поэтому так важна психологическая готовность на этапе подготовки детей к поступлению в школу (А.Д. Алферов, М.И. Рожков, В.Я. Титаренко).
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе выступает одним из основных итогов психического развития на этапе дошкольного детства. Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются: мотивационная (личностная), интеллектуальная (познавательная), эмоционально-волевая готовность. Эти компоненты очень значимы и для того, чтобы учеба ребенка была успешной, и для его быстрого адаптирования к новым обстоятельствам, не проблемного вступления в новую систему взаимоотношений.
В данной работе подробно рассмотрим один из важных компонентов психологической готовности к школе - мотивационную готовность, а также влияние родительского отношения на мотивационную готовность детей старшего дошкольного возраста к школе.
Детско-родительское отношение в семье представляет при этом существенный интерес для педагогики и психологии, т.к. ребенок в своем развитии буквально «впитывает» в себя аффективные реакции, неосознаваемые мотивы, суждения и установки родителей (т.е. то, что не поддается осмыслению и осознанию человеком), выстраивая в дальнейшем и свое собственное отношение к себе, вещам, событиям и окружающим людям [21]. Поэтому и такая важная характеристика взросления ребенка, как его мотивационная готовность к школьному обучению, не может сформироваться без родительского участия и без воздействия на ребенка определенных родительских суждений (представлений) о данном явлении в частности. Помимо этого, родительские представления, установки, отношения, касающиеся готовности ребенка к школе, отражают прогностические способности родителей - то, насколько родитель понимает и оценивает возможности своего ребенка в последующем обучении...
В отечественной психолого-педагогической науке в последнее время отмечается повышенная заинтересованность вопросом перехода ребенка- дошкольника из дошкольного учреждения в школу и связанному с этим понятию готовности ребенка к обучению в школе (Ю.Сыэрд, Д.Б.Эльконин).
Начало школьного обучения представляется сложным и ответственным моментом в жизни ребенка. В большей степени собственно он обусловливает характер учебной деятельности в течение всего обучения. Успешность вначале обучения побуждает ребенка достигать новых успехов в учебе, а неуспех, в свою очередь, может на долгое время «отбить» желание обучаться, а также способствовать возникновению негативного отношения к школе и к обучению в общем. Поэтому так важна психологическая готовность на этапе подготовки детей к поступлению в школу (А.Д. Алферов, М.И. Рожков, В.Я. Титаренко).
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе выступает одним из основных итогов психического развития на этапе дошкольного детства. Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются: мотивационная (личностная), интеллектуальная (познавательная), эмоционально-волевая готовность. Эти компоненты очень значимы и для того, чтобы учеба ребенка была успешной, и для его быстрого адаптирования к новым обстоятельствам, не проблемного вступления в новую систему взаимоотношений.
В данной работе подробно рассмотрим один из важных компонентов психологической готовности к школе - мотивационную готовность, а также влияние родительского отношения на мотивационную готовность детей старшего дошкольного возраста к школе.
Детско-родительское отношение в семье представляет при этом существенный интерес для педагогики и психологии, т.к. ребенок в своем развитии буквально «впитывает» в себя аффективные реакции, неосознаваемые мотивы, суждения и установки родителей (т.е. то, что не поддается осмыслению и осознанию человеком), выстраивая в дальнейшем и свое собственное отношение к себе, вещам, событиям и окружающим людям [21]. Поэтому и такая важная характеристика взросления ребенка, как его мотивационная готовность к школьному обучению, не может сформироваться без родительского участия и без воздействия на ребенка определенных родительских суждений (представлений) о данном явлении в частности. Помимо этого, родительские представления, установки, отношения, касающиеся готовности ребенка к школе, отражают прогностические способности родителей - то, насколько родитель понимает и оценивает возможности своего ребенка в последующем обучении...
Изучение влияния родительского отношения на мотивационную готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе осуществлялось в несколько этапов: теоретический, практический.
На теоретическом этапе было выявлено, что вопросами влияния родительского отношения на мотивационную готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе занимались Л.И. Божович, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А. Адлер, З. Фрейд, Э. Эриксон, М.М. Безруких, С.Н. Ефимова и мн.др. При этом под родительским отношением понимаются такие аспекты как оценка действий, наличие определенных установок и мн. другое. Опираясь на исследования Ю.Н. Синягиной, Е.О. Смирновой под родительским отношением в настоящей работе понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.
Учеными также выделены три основных типа родительского отношения: демократический, авторитарный, попустительский. Однако наиболее приемлемым в рамках исследования является концепция ученых А.Я.Варги, В.В.Столина, которые выделили такие типы родительского отношения: Принятие, Отвержение, Кооперация, Симбиоз, Авторитарная гиперсоциализация, «Маленький неудачник».
Затем теоретически было доказано, что старший дошкольный возраст выступает важным периодом в формировании мотивационной готовности к обучению в школе, под которой понимается качество мотивационной сферы психики дошкольника, позволяющее ребенку проявить себя полноценным субъектом учебной деятельности в соответствующей ситуации школьного обучения, т. е. с прилежанием и успехом осуществлять учебную деятельность в условиях обычного ее стимулирования.
Таким образом, на теоретическом этапе был проведен анализ следующих понятий: «тип родительского отношения» и его специфические характеристики, «мотивационная готовность», роль мотивационной готовности к предстоящему обучению в школе.
На следующем практическом этапе изучалось влияние родительского отношения на мотивационную готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе. Также была сформулирована рабочая гипотеза, заключающая в том, что неэффективные типы родительского отношения (отвержение, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник») будут способствовать низкому уровню мотивационной готовности ребенка к школе, а эффективные типы родительского отношения (кооперация, принятие) обеспечат необходимую мотивационную готовность ребенка к школе...
На теоретическом этапе было выявлено, что вопросами влияния родительского отношения на мотивационную готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе занимались Л.И. Божович, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А. Адлер, З. Фрейд, Э. Эриксон, М.М. Безруких, С.Н. Ефимова и мн.др. При этом под родительским отношением понимаются такие аспекты как оценка действий, наличие определенных установок и мн. другое. Опираясь на исследования Ю.Н. Синягиной, Е.О. Смирновой под родительским отношением в настоящей работе понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.
Учеными также выделены три основных типа родительского отношения: демократический, авторитарный, попустительский. Однако наиболее приемлемым в рамках исследования является концепция ученых А.Я.Варги, В.В.Столина, которые выделили такие типы родительского отношения: Принятие, Отвержение, Кооперация, Симбиоз, Авторитарная гиперсоциализация, «Маленький неудачник».
Затем теоретически было доказано, что старший дошкольный возраст выступает важным периодом в формировании мотивационной готовности к обучению в школе, под которой понимается качество мотивационной сферы психики дошкольника, позволяющее ребенку проявить себя полноценным субъектом учебной деятельности в соответствующей ситуации школьного обучения, т. е. с прилежанием и успехом осуществлять учебную деятельность в условиях обычного ее стимулирования.
Таким образом, на теоретическом этапе был проведен анализ следующих понятий: «тип родительского отношения» и его специфические характеристики, «мотивационная готовность», роль мотивационной готовности к предстоящему обучению в школе.
На следующем практическом этапе изучалось влияние родительского отношения на мотивационную готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе. Также была сформулирована рабочая гипотеза, заключающая в том, что неэффективные типы родительского отношения (отвержение, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник») будут способствовать низкому уровню мотивационной готовности ребенка к школе, а эффективные типы родительского отношения (кооперация, принятие) обеспечат необходимую мотивационную готовность ребенка к школе...
Подобные работы
- ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К
ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание доброжелательного отношения к окружающим у старших
дошкольников в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018





