Введение 3
Глава 1. Анализ основных изменений в Конституции РФ 2020 года 7
Глава 2. Контент-анализ содержания школьных учебников по обществознанию 13
2.1. Анализ учебника издательства «Вентана-Граф» 13
2.2 Анализ учебников и учебного пособия издательства
«Просвящение» 23
2.3. Учебник издательства «Русское слово» 28
2.4. Учебник издательства «Дрофа» 29
Глава 3. Формы работы и методы изучения тем Конституции РФ в разделе
«Право» 31
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 48
Актуальность исследования: Развитие обществоведческого образования является одной из актуальных проблем для российской школы, педагогического сообщества и общества в целом. Это связанно с тем, что социально-гуманитарное образование по своему содержанию в большей степени подвержено изменениям. В частности, это зависит и от принятия поправок в Конституции Российского Федерации, так как, согласно принятым поправкам в Конституции, наше российское общество постоянно развивается, не сворачивает с пути прогресса, меняется в ускоренных темпах, а вместе с этим меняются и ценности, приоритеты, социальная сфера и политика РФ.
Вместе с этим стоит отметить тот факт, что обществознание — это специализированный предмет, который изучает и анализирует общество и все происходящие, постоянно меняющиеся общественные процессы в этом обществе, а, следовательно, изучение предмета «Обществознание» в школьной программе зачастую вызывает затруднение со стороны как учащихся, так и самих учителей. Очень важной составляющей является проблема содержательной, методологической насыщенности и подачи учебного материала, который бы соответствовал конкретному времени и был актуален для современных учеников. Поэтому, актуальность данной темы заключается в изучении теоретического, практического и методического содержания учебников и учебных пособий, используемых в курсе обществознания для изучения курса права, и применения их на практике. Также, актуальность данной темы объясняется в контексте проблемы соотношения ученика и образовательной среды, выяснения связей и взаимодействий ученика и образовательной реальности, в которой включаются субъекты образования и результаты их деятельности.
Характеристика источников. В настоящей работе использовано два вида источников: нормативные и методические. В качестве нормативных источников были использованы такие документы, как федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и Конституция РФ. В качестве методических источников, мною были использованы учебники и учебные пособия Тишкова В. А., Боголюбова Л. Н., Калуцкой Е. К., Корольковой Е. С...
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы стоит отметить тот момент, что изменения Конституции РФ оказали огромное влияние на многие сферы жизни современного российского общества. Значительные изменения произошли, в том числе, и в политико-правовой сфере. К примеру, изменились определенные цензы для президента и высших чиновников, изменился состав некоторых политических ячеек, изменились и дополнялись полномочия некоторых высших должностных лиц, накладывались определенные ограничения. Новые изменения коснулись введения ряда ограничений и требования для глав субъектов РФ. Данные результаты изменения Конституции РФ имеют значительное влияние на педагогический процесс в области преподавания обществознания в школе. А конкретно, это касается раздела «Право», в который входят следующие темы: «Политика и политическая культура», «Политика и власть», «Сфера политической жизни общества», «Конституция и властные структуры». Все эти темы подверглись определенным изменениям и корректировкам. Новые статьи Конституции добавились в учебно¬методический комплекс предмета «Обществознание».
На основе имеющихся изменений в Конституции РФ мы можем наблюдать определенные коррективы в педагогическом процессе, которые напрямую связаны с УМК. Рассмотрение теоретической литературы помогает нам понять, что учебная литература является важным средством обучения, которое является навигатором среди иных учебно-методических изданий, хотя и не единственным. Ему необходимо соответствовать требованиям учителей и методистов для наиболее полного раскрытия учебного материала на уроке обществознания.
Исходя из первых двух глав можно выявить конкретные способы работы по восполнению недостающих знаний, их систематизации, запоминанию и воспроизведению. Использование методики построения «Синквейна», использование элемента дебатов, включение ролевой игры, построение мнемотической фразы для систематизации и запоминания учебного материала, использование методики урока семинара позволяют работать с недостающим материалом наиболее комфортно и осмысленно.
Таким образом, влияние изменений в Конституции РФ 2020 г. на изменение предмета обществознание в школе (раздел «Право») колоссальное, что в ходе выполнения данной работы было доказано.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Конституционный Суд Российской Федерации: [Электронный ресурс]. М., 2008. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx (Дата обращения: 01.06.2021)
3. Методические рекомендации и приемы работы по формированию правовых знаний на уроках обществознания : [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/metodicheskir-rekomendatsii-i-priemy-raboty-po-for.html
4. Официальный интернет-портал правовой информации: [Электронный ресурс]. М., 2005. URL: http://pravo.gov.ru (Дата обращения: 19.05.2021)
5. Ообрание законодательства Российской Федерации: [Электронный ресурс]. М., 1993. URL: https://szrf,ru/szrf/index.php?md=0 (Дата обращения: 13.05.2021)
6. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [Электронный ресурс]. М., 2019. URL: http://council.gov.ru (Дата обращения: 09.06.2021)
7. Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445 "Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками" // СПС КонсультантПлюс.
8. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: [Электронный ресурс]. М., 2019. URL: https://regulation.gov.ru (Дата обращения: 04.06.2021)
Список литературы
9. Абазов А.Б. Состояние, тенденции и перспективы развития современного конституционного права Российской Федерации // Материалы XXI междунар. науч.-практ. конф. МЦНС "Наука и просвещение". 2020. С. 186-189.
10. Алексеев, С.С. Государство и право: учебное пособие. - Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - С. 98.
11. Баннов А. М. Синквейн // Учимся думать вместе. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105—106. — 128 с
12. Боголюбов Л. Н. Право 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л. Н. Боголюбов - М.: Просвещение 2011
13. Боголюбов Л. Н. Право 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л. Н. Боголюбов - М.: Просвещение 2008
14. Бураменская Т. П. Создание учебно-методического комплекса по предмету. Методические рекомендации./ Т. П. Бураменская - Нижневартовск 2013 С.18
15. Всес. ин-т научн. и техн. Информации Физика: реферативный журнал. — М., 1975. — Вып. 4. — С. 3...33