Влияние практик ручной трудовой активности на развитие профессионально-личностных потенциалов студентов
физико-технологических педагогических специальностей в условиях глобальной информатизации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Техногенные особенности деятельности современной системы высшего педагогического образования в условиях глобальной информатизации 9
1.1. Концептуальные аспекты влияния новых техногенных реалий на
вузовские образовательные практики 9
1.2. Актуальное содержание понятия профессионально-личностного
потенциала как качественной оценочной характеристики студентов 13
1.3. Современный студент как объект и субъект профессионально-личностного развития 16
1.4. Новые образовательные реальности обучения студентов физико-технологических профилей в условиях глобальной информатизации 20
ГЛАВА 2. Вопросы организации эмпирического исследовании, анализа и применения полученных исследовательских данных 28
2.1. Обоснование проектирования эмпирического исследования и
разработческие аспекты его проведения 28
2.2. Анализ и интерпретация статистических данных эмпирического
исследования 34
2.3. Предложения и рекомендации по интеграции практик ручной трудовой
активности и симулятивных компьютерных практик в программах обучения студентов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Непрерывное инновационно-технологическое развитие, формирующее современную картину жизнедеятельности человеческого мира, создает новые техногенные реалии, новые производственные и коммуникационные условия для разных сфер профессиональной деятельности людей. Педагогическая сфера в этом смысле не является исключением. Сегодняшняя эра глобальной информатизации - проникновения и внедрения в разные профессиональные составляющие цифровой техники, мультимедийных устройств, широкого спектра информационно-коммуникационных технологий - в серьезной степени модифицирует весь комплекс условий современной педагогической деятельности на всех образовательных уровнях.
В высшей школе информатизационно-технологические инновации, при наличии соответствующей ресурсной базы, активно проникают в разные компоненты вузовских научно-образовательных процессов, во многом видоизменяя существующие там учебные и научные практики. В частности, новой информатизационно-технологической образовательной реальностью сегодня стало распространение современных компьютерно-программных образовательных ресурсов - различных программ-симуляторов, виртуально моделирующих как определенные технические устройства и их работу, так и некоторые физические и технические процессы и явления,
Компьютеризация, информатизация, роботизация не только формируют новые образовательные вызовы, но и инициируют постановку вопросов о смыслах и целесообразности использовании традиционных образовательных инструментов в новых техногенных реалиях. Одним из таких вопросов становится вопрос о факторе ручной трудовой активности обучающихся в современных образовательных стратегиях.
Появление новых информатизационных инструментариев и включение их в современные практики вузовского обучения обуславливает возникновение новых педагогических проблематизаций, которые связаны либо с заменой традиционного новым, либо с соединением традиционного с новым в вузовском образовательном процессе...
Предпосылкой актуализации и рассмотрения в настоящем исследовании научно-педагогической проблематизации, связанной с вопросами определения места и роли традиционных образовательных практик «ручной трудовой активности» в современной системе подготовки студентов физико-технологических педагогических специальностей стали, в частности, инновационно-технологические тенденции включения в реализуемые в КГПУ им. В.П. Астафьева программы некоторых учебных дисциплин новых информационных технологий - дидактического оснащения процессов обучения инструментами виртуальной и дополненной реальности и компьютерных программ-симуляторов. Появление новых информационно¬технологических возможностей и решений способно кардинально изменить всю картину организации образовательных практик в высшей школе, замещая практики работы студентов с реальными физическими объектами практиками работы с виртуальными реальностями и компьютерными симуляторами. Вопрос смыслов и потребностей сохранения и развития традиционных практик «ручной трудовой активности» в вузовском учебном цикле подготовки студентов физико-технологических педагогических специальностей - это вопрос актуального понимания качественного влияния факторов «ручной трудовой активности» на развитие профессионально¬личностных потенциалов студентов. Раскрытие такого понимания в исследовании базировалось на двух исследовательских основаниях: экспертных позициях научно-педагогических специалистов и отношениях, мнениях по данному вопросу самих студентов.
Для решения теоретических аналитических и проектно-перспективных задач исследования в 1-м параграфе 1-й главы введено специальное контекстно-смысловое понятие «ручной трудовой активности» для использования его в рамках настоящего исследования. «Ручная трудовая активность» обучающихся в образовательном процессе - комплекс целевых действий обучающихся по практическому выполнению своими руками операций с реальными физическими объектами (в том числе с использованием различных механизированных средств, технических устройств, инструментов) без применения полностью автоматических, компьютерно-программных и робототехнических систем...
1. Агибова И.М. Концепция формирования профессиональных
компетентностей преподавателя физики в университете // Наука. Инновации. Технологии. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZkontseptsiya-
formirovaniya (дата обращения: 14.03.2023).
2. Алиева М.Б. К проблеме современного студенчества // Журнал:
Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZk-probleme-sovremennogo-
studenchestva (дата обращения: 17.11.2022).
3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы детского развития самосознания // Избр. Психол. тр.: В 2 т. М., 1980. Т.2. с. 103-127.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 98 с.
5. Бектуров Т.М., Назарматова Г.А. Коммуникативная способность
педагога как профессионально значимый феномен // Журнал: Бюллетень науки и практики. 2019. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-sposobnost-pedagoga (дата
обращения: 17.11.2022).
6. Болучевская В.В. Социально-психологические особенности
профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий: Монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. 264 с.
7. Варламова Л.Д., Толстякова Н.М. Педагогические условия
формирования личности будущих инженеров в современном техническом вузе (педагогический опыт). Монография. М.: Мир науки, 2020. URL: https://izd-mn.com/PDF/42MNNPM19.pdf7ysclidHi7mtb425x39572162 (дата
обращения: 12.01.2023).
8. Гасанова А.И., Магомедова А.Н. Психологические аспекты особенностей российского студенчества в контексте современных реалий. 2021. С 285-288. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46491183 (дата обращения: 11.11.2022).
9. Гордеева, Е. В. Профессионально-личностный потенциал студента как
качественная оценочная характеристика. Вестник Томского
государственного университета. Философия. Социология. Политология.
2018. С. 151-156.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
практического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. 453 с.
11. Данилова, И. В. (2019). Концепция профессионально-личностного потенциала студента в современном высшем образовании. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования. 2019. С. 234-241.
12. Земцова В.И. Теория и практика развития профессиональной направленности личности студентов технических специальностей // Журнал: Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/teoriya-i-praktika-razvitiya-professionalnoy (дата обращения: 10.02.2023).
13. Калинина О.Л. Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования готовности подростков к развитию своего творческого потенциала. Пермь, 2001. 142 с.
14. Кончева Е.М., Жарова Д.В., Костылева Е.А. Учебно¬
профессиональная деятельность студентов и ее специфика в контексте подготовки обучающихся вуза к проектированию своего профессионального будущего // Журнал: Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/Uchebno-
professionalnaya-deyatelnost-stUdentov-i-ee-spetsifika (дата обращения:
10.01.2023).
15. Королева, Е. А. Профессионально-личностный потенциал студента: сущность, структура, методика измерения. Вестник Челябинского государственного университета. 2017. С 52-57...30