Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования 6
1.1. Анализ внеклассных мероприятий, проводимых в начальной
школе 6
1.2. Современные формы внеклассного обучения учащихся начальной
школы 17
Глава 2. Применение внеклассных мероприятий по безопасности в начальной школе и проверка их результативности 21
2.1. Разработка и теоретическое обоснование форм и методов при
организации и проведении внеклассных мероприятий по безопасности в начальной школе 21
2.2. Практическое применение форм и методов организации и проведения внеклассных мероприятий по безопасности в начальной
школе 36
2.3. Теоретический и статистический анализ внедрения внеклассных мероприятий в начальной школе
Заключение 41
Список литературы 43
Приложения 50
Актуальность: на современном этапе развития образования в обучении преобладает гуманистический подход. В центре педагогического процесса находится учащийся. Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельностью открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников. Там, где внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки в организации общения, приобретают дополнительную информацию.
Внеклассная работа предполагает практические, общеобразовательные, развивающие цели. Своими увлекательными формами она вызывает определённый эмоциональный настрой, что, по мнению педагогов, значительно облегчает достижение этих целей.
Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учащихся и ухудшению отношений учащихся и учителей. Внеклассные занятия формируют и развивают личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
Длительное время в школах не оценивалась важность внеклассных мероприятий по безопасности жизнедеятельности. Хотим мы того или нет, но мы живем в непростое время. Все чаще по телевидению и радио мы слышим о различных чрезвычайных ситуациях. И дети все чаще становятся объектами данных ситуаций. Это происходит потому, что они физически слабы, доверчивы и в нужной степени не обладают навыками безопасного поведения...
Поиск новых форм и методов при изучении основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое, поскольку в современной школе, как и в современном обществе, к которому мы идем, каждый человек сможет учиться и работать исходя из своих приоритетов, используя максимально особенности своей личности. Младшие школьники по-разному усваивают знания, неодинаковой скоростью и разными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров с семьей и с друзьями, радио и телепередач. Поэтому рационально использовать самые разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала. Итак, эффективность внеклассного мероприятия во многом зависит от умения учителя правильно организовать, и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Эффективные формы и методы организации и проведения внеклассных мероприятий дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.
В нашей работе мы ставили целью разработать содержание внеклассных мероприятий по формированию безопасного поведения младших школьников, а также выдвинули перед собой ряд задач.
В результате исследования мы достигли цели и решили поставленные задачи:
1. Мы проанализировали внеклассные мероприятия, проводимые в начальной школе. Была раскрыта важность применения внеклассных мероприятий в курсе преподавания основ безопасности жизнедеятельности.
2. Были раскрыть основные формы и методы, применяемые в начальной школе по проведению внеклассных мероприятий по безопасности.
3. Главной нашей задачей являлась разработка и практическое применение форм и методов организации и проведения внеклассных мероприятий по безопасности в младших классах.
Педагогический эксперимент проводился в школе №106 в двух классах.
Экспериментальном 3 «Б» и контрольном 3 «А». Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На первом этапе мы изучали особенности знаний учащихся по предмету основы безопасности жизнедеятельности с помощью тестирования в двух классах.
Анализ тестирования показал, что уровень знаний в обоих классах средний и практически одинаковый. На втором этапе мы применяли разработанные нами формы и методы организации внеклассных занятий. Были проведены мероприятия с применением сюжетно-ролевых игр; викторин; экскурсий; наглядных пособий; использованием дидактического раздаточного материала; применением практических занятий; применением познавательных (ситуационных) игр...
1. Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе/В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2016. - 118-128с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания: избр. пед. труды. Т. 2. / Б. Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2018. - 196с.
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Педагогика, 2016. - 97с.
4. Безопасность жизнедеятельности: Терминология: Учебное пособие для вузов / С. В. Белов, В. С. Ванаев, А. Ф. Козьяков; Под ред. С.В. Белова. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 302 с.
5. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учеб. пособие для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. учреждений и преподавателей- организаторов курса "ОБЖ" / В. Г. Бубнов, Н. В. Бубнова; М-во общего и проф. образования РФ. - М.: АСТ-ЛТД, 2011. - 399 с.
6. Вишневская Е.Л. Основы безопасности жизнедеятельности: Основы мед. знаний и охрана здоровья: (Учеб. пособие для учащихся 4-5-х кл. общеобразоват. шк.)/Вишневская Е. Л., Барсукова Н. К., Широкова Т.И. - М.: Русское слово, 2012. - 80с.
7. Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения / Б. Дэвис; Пер. с англ. И. Зотова. - М.: Вече, 2011. - 447 с.
8. Доусуэлл П. Выживание в экстремальных ситуациях: Удивительные факты в докум. историях / П. Доусуэлл; Оформление Н. Рис; Пер. с англ. А.М. Голова. - М.: Росмэн, 2012. - 63 с.
9. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания / А. А. Ильичев. - Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2015. - 399 с.
10. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися/ 3.А. Кейлина, Т.Н. Калечиц. - М.: Просвещение, 2012. - 119с.
11. Каджаспирова, Г.М. Педагогика/ Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2017. - 528с.
12. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций/ Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей; Юрайт, 2006. - 464с.
13. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся "Школа безопасности": Учебно-методическое пособие / А. Г. Маслов. - М.: Владос, 2014. - 156 с.
14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей/Т.Д. Марцинковская - М., 2016. - 315с.
15.Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразов. учреждений / Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов, М. П. Фролов и др.; Худож. Егунов И.Н. - 1-е изд. - М.: АСТ, 1997. - 160 с...35