Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 5
1.1 Техника плавания на груди и на спине 6
1.2 Совершенствование техники плавания 9
1.3 Педагогическая модель техники плавания 13
1.4 Средства и методы обучения плаванию 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Методы исследования 21
ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ 23
3.1 Основы обучения плаванию детей первого года обучения 23
3.2 Формирование техники плавания детей на основе метода наблюдения 30
3.3 Обучение плаванию детей с учетом часто допускаемых ошибок 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Актуальность: Умение плавать относится к числу жизненно¬
необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.
Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.
Объект исследования: Процесс начального обучения детей плаванию.
Предмет исследования: Начальное освоение технических навыков плавания детей 7 лет, занимающихся в оздоровительных группах.
Цель исследования: разработать подходы к обучению плаванию детей младшего школьного возраста с учетом часто допускаемых ошибок.
Задачи исследования:
1. Собрать и проанализировать теоретический материал по вопросу начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста.
2. Выявить существующие в настоящее время в практике средства и методы обучения плаванию.
3. Разработать подходы по обучению плаванию детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: Предполагается, что на основе анализа наиболее распространенных у детей ошибок при обучении плаванию, мы сможем описать причины их возникновения и подобрать упражнения для их устранения. Внедрение данного подхода, позволит наиболее точно формировать технику спортивного плавания у детей младшего школьного возраста при начальном обучении плаванию в оздоровительных группах.
Научная новизна: Выявлены наиболее распространенные ошибки детей при обучении плаванию, описаны их причины, подобраны средства устранения ошибок.
Практическая значимость: Разработанный подход обучения плаванию детей младшего школьного возраста может быть использован в практической работе тренеров и инструкторов по плаванию.
Плавание представляет собой циклические движения руками и ногами с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц. Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
При плавании задействованы практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры пловцов и подвижности в основных суставах. Такое положение тела, циклические движения, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и состояние гидростатической невесомости способствуют притоку крови к сердцу и существенно облегчают его работу.
Под техникой спортивного плавания понимают систему движений, позволяющую пловцу преодолевать соревновательную дистанцию с возможно более высокой скоростью, оптимальной затратой сил и в с Спортивными способами плавания являются кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин). В каждом способе существуют варианты рациональной техники.
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней. Техника изучается раздельно в следующем порядке: 1) положение тела, 2) дыхание, 3) движения ногами, 4) движения руками, 5) общее согласование движений. При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.
По результатам анкетирования было выявлено, что большинство респондентов (72%) считают, что страх перед водой имеют только один или два ребенка из группы. Пол не имеет значения для быстрого освоения техники плавания - так считают 77% опрошенных тренеров. 87% респондентов считают, что важно разнообразие в тренировочном процессе и тогда у детей появляется интерес к занятиям. Основная часть респондентов 99% считает, что последовательность изучения техники спортивного вида плавания такова: обучение дыханию; обучение работы ног; обучение согласование работы ног и дыхания; обучение работы рук; общее согласование работы рук; ног и дыхания.
В процессе педагогического наблюдения было выявлено, что для обучения технике кроль на груди используют следующие упражнения: 1. Работа ног на бортике (13%), 2. Работа ног держась за бортик (13%), 3. Работа ног с подвижной опорой (доской) (67,5%), 4. Работа ног с попеременной работой рук держась за бортик (13,3%), 5. Работа ног с попеременной работой рук с подвижной опорой (доской) (4,59%), 6. Работа ног без опоры (стрелочка) (90%), 7. Работа ног попеременной работой рук без опоры (46,8%), 8. Одна рука впереди другая прижата (38,7%), 9. Одна рука впереди другая прижата (на боку) (5,4%), 10. В ластах с доской (6,75%), 11. В ластах без доски (стрелочкой) (6,75%), 12. Мельница (56,7%), 13. Гребки с дыханием под одну руку (72%).
Для обучения технике кроль на спине используют следующие упражнения: 1. Работа ног руки вдоль тела (9%), 2. Работа ног с подвижной опорой за головой (59,4%), 3. Работа ног с попеременной работой рук с подвижной опорой (доской) (9,45%), 4. Работа ног без опоры (стрелочка) (22,5%), 5. Работа ног с попеременной работой рук без опоры (80,1%), 6. Мельница (76,5%), 7. Одна рука впереди другая прижата (18%)...
1. Андрианов, Александр Инновационные технологии в плавании / Александр Андрианов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 128 c.
2. Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания: учеб. для студентов вузов по направлению «Пед. образование» профиль «Физ. культура»/Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Распопова; под ред. Н.Ж. Булгаковой. -М.: Академия, 2014. -320 с.
3. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: АСТ- Астрель, 2012. - 160 с.
4. Булгакова Н.Ж. Плавание/ Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 184с.
5. Блайт, Л. Плавание. Сто лучших упражнений: учеб. пособие / Л. Блайт. - Москва: Эксмо, 2012. - 132 с.
6. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Л.В. Волков. - Киев: Здоровье, 2011. -143 с.
7. Булгакова, Н. Ж. Водные виды спорта: учеб. пособие / Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, Маринич [и др.]; под ред. Н. Ж. Булгаковой. - Москва: Академия, 2016. - 34 с.
8. Дьякова Е.Ю. Физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста, занимающихся по программе ускоренного обучения плаванию/ Е.Ю. Дьякова, А.Н. Захарова // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №367. - С. 147-150.
9. Горчицкий, В. В. Хронобиологическая адаптация подростков к занятиям спортивным плаванием / В. В. Горчицкий, Ю. В. Корягина // Лечебная физкультура и спортивная медицина, 2011, N № 6 (90).-С.26-31.
10. Ерегина С.В. Двигательные умения и навыки как предмет обучения/С.В. Ерегина. // Детский тренер. -2009. -№3. -С. 12-20.
11. ЕрмаковаМ.В. Особенности обучения плаванию в разновозрастной группе/М.В. Ермакова, Т.Н. Павлова, Н.А. Чистова. // Детский тренер. - 2009. - №3. - С. 21-34
12. Зернов В.И. Практикум для изучения техники движений в спортивных способах плавания/В.И. Зернов. - 4-е изд., перераб, и доп. - Минск: Изд- во БГУФК, 2010. -51 с.
13. Зенов, Б. Д. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде: учебник / Б. Д. Зенов, И. М. Комкин, С. М. Вайцеховский. - Москва: Советский спорт, 2009.
14. Капотов, П. П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. - М.: Воениздат, 2018. - 498 с.
15. Кравцов, А. Методика срочного контроля и коррекции техники плавания в соревновательных и тренировочных упражнениях / А. Кравцов. - М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 636 с...50