ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
МИРОМ ПРОФЕССИЙ 6
1.1. Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с миром профессий
как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности формирования представлений о мире профессий детей
среднего дошкольного возраста 11
1.3. Роль информационных технологий в формировании представлений о мире
профессий детей среднего дошкольного возраста 17
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 25
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о мире профессий
детей среднего дошкольного возраста 25
2.2. Содержание, формы, методы формирования представлений о мире
профессий у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования информационных технологий 37
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 41
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Выбор профессии - важный этап в жизни каждого человека. Именно профессия дает ему право удовлетворить основные потребности и реализовать себя как личность. Именно от правильно выбранной профессии выигрывает как человек, получающий удовольствие от работы и имеющий широкие возможности для самореализации, так и общество, получающее хорошего, общественно полезного специалиста [16].
Ранняя профориентация важна с самых ранних лет ребёнка. Уже в 4 года ребёнок может ответить на вопрос кем он хочет стать в будущем. Родители должны оказывать серьёзное внимание к ознакомлению детей с миром профессий. Детей необходимо ознакомлять со спецификой профессий, рассказывать кем работают их родители, бабушки и дедушки. Родители должны интересоваться, кем хочет стать их ребёнок. Они должны поддерживать интересы и уверенность ребёнка в собственных силах. Чем больше знаний ребёнок получит в детстве, тем проще в дальнейшем ему будет определиться с выбором профессии.
В связи с этим особенно актуальным становится расширять знания и представления о мире профессий именно в дошкольном возрасте. Проблемой формирования представлений о мире профессий в дошкольном возрасте и ранней профориентацией занимались такие авторы как Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Г. Шацкий, А.С. Макаренко, Ф. Гальтон [22].
На данный момент работа по ознакомлению детей с миром профессий взрослых проводится с помощью различных форм и средств, чаще всего в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр. Немаловажное значение при ознакомлении с профессиями, на наш взгляд, занимают информационные технологии. Информационные технологии - это ряд технологий, используемых в сфере образования с применением специальных технических 3
средств (таких как компьютеры, ноутбуки, магнитофоны, интерактивные доски и т.д.) для достижения педагогических задач...
Проведенное исследование подтверждает гипотезу нашей работы и позволяет сделать следующие выводы:
Анализ теоретических аспектов работы подтвердил актуальность проблемы формирования представлений о мире профессий у детей 4-5 лет в процессе использования информационных технологий. Положения ученых (С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеер, О.В. Дыбиной и др.) о важности ознакомления детей со взрослыми позволили раскрыть разные пути данного процесса. Среди которых важное место занимают информационные технологии, которые обладают потенциальными возможностями в процессе ознакомления детей с миром профессий и формирование на этой основе личностного отношения к взрослым, их деятельности.
В процессе теоретического анализа были уточнены понятия «профориентация», «ранняя профориентация», «мир профессий», которые рассматриваются как целостная представленность человека труда с его личностными и деловыми качествами. Раскрыто понятие «информационных технологий» и их возможностей в формировании у детей 4-5 лет представлений о мире профессий.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствует, что в основном дети испытывают затруднения в процессе характеристики профессиональных действий таких специфических профессий, как фармацевт, композитор, кондитер, метеоролог. Они имеют узкие представления о разнообразии профессий, называя в основном широко известные профессии: врач, учитель, строитель, пожарный, не знакомы с разнообразием мира профессий взрослых, с профессиональными действиями специалистов и их профессиональными качествами, и не проявляют стремления к освоению наиболее предпочтительных специальностей.
В рамках формирующего этапа эксперимента нами были отобраны материалы согласно выделенным критериям и разработаны занятия, направленные на формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о мире профессий с использование информационных технологий.
Результаты, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента, показали положительную динамику, что позволило сделать выводы об эффективности проделанной работы.
Данное исследование показывает, что формирование у детей 4-5лет представлений о мире профессий эффективнее осуществляется в процессе использования информационных технологий.
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: Элизе Трейдинг, 2004. 128 с.
2. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2014. 97 с.
3. Антонова М.В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2017. №2. С. 93-96.
4. Баранова Н.А., Гугуман Т.В., Попова В.Ф., Романенко О.Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 731-734
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 336 с.
6. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2014. С. 46-50.
7. Дыбина О.В. Теории и технологии социализации детей: учеб.- метод. пособие для подготовки бакалавров педагогики очной и заочной форм обучения. Тольятти: ТГУ, 2010. 59 с.
8. Залялилева Д.Р., Шафикова Л.И. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе // Воспитание и обучение детей младшего возраста.
2015. № 5. С. 18-19
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. заведений. М., 2003. С. 34-38
10. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е издание, переработанное и дополненное. М.: Академический проект: фонд «Мир», 2008. 336 с.
11. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М.: Сфера, 2008. С. 21-26.
12. Карпушина Л.П., Пупкова Н.Ф. Формирование социальнозначимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 42-46.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
14. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998. 156 с.
15. Комарова Т.С. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 170 с...41