Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Работа №168920

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 8
1.1. Физическая культура в образовательных организациях
среднего профессионального образования 9
1.2. Мотивация к занятиям физической культурой в среднем
профессиональном образовании 16
1.3. Приемы повышения мотивации 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 28
2.1. Организация исследований 28
2.2. Методы исследований 29
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ
МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 31
3.1. Выявление уровня мотивации студентов среднего
профессионального образования к занятиям физической культурой 31
3.2. Анализ образовательного процесса по физической
культуре в среднем профессиональном образовании и подбор приёмов мотивации 42
3.3. Повышение уровня мотивации студентов среднего профессионального образования к занятиям физической культурой с использованием приёмов мотивации в образовательном процессе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Социальная жизнь, развиваясь, предъявляет все более высокие требования к личности молодых людей, заканчивающих средние профессиональные учебные заведения. Общественность нуждается в способных к конкуренции специалистах - умеющих быстро находить решения сложных задач, связанных с их профессией, в условиях экономики, которые постоянно меняются.
Важным составляющим сохранения здоровья обучающихся является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в целом [1].
Однако условия сегодняшней жизни сильно влияют на физическую активность молодежи, в том числе и студентов среднего профессионального образования, что сказывается на понижении их физического развития и подготовленности. Приобщая студентов к самостоятельным занятиям физической культурой, прививая им тягу к регулярным занятиям, учебное заведение способствует физическому и профессиональному усовершенствованию будущих специалистов [2]. В процессе приобщения студентов к физической культуре возникает очередная проблема, которая заключатся в слабой заинтересованности к посещению занятий физической культурой [3].
Государственным образовательным стандартом учебная дисциплина «Физическая культура» включена в состав обязательных гуманитарных дисциплин. Основная задача данной дисциплины сводится к тому, чтобы сформировать у студентов знания о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, научить владеть аспектами практических умений и навыков, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формирование и улучшение психофизических способностей и качеств личности.
Одним из главных составляющих успешного выполнения физкультурно-спортивной деятельности является мотивация.
Мотивация к физической деятельности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это многоступенчатый процесс: от первых простейших гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом [3].
Актуальность темы заключается в том, что современный мир возлагает высокие требования к каждому специалисту, такие как разносторонность, многозадачность, высокая работоспособность и в этих условиях физическое развитие и знания в области физической культурой являются обязательной компетенцией, для поддержания достойного уровня жизни. Но из-за низкой мотивации, будущие специалисты не всегда соответствуют данным требованиям.
Для государства и его образовательных учреждений очень важно выпускать только высококвалифицированных специалистов, готовых к полноценной трудовой деятельности. Грамотный подход к организации образовательного процесса является ключевым фактором обучения и воспитания высококвалифицированных специалистов. Мотивационный аспект на занятиях, в свою очередь, является важным компонентом образовательного процесса, способствующий улучшению качества образования и надлежащему выполнению государственного заказа.
Цель - повысить успеваемость на занятиях по физической культуре студентов среднего профессионального образования путем применения приемов мотивации.
Объект - образовательный процесс физической культуры студентов среднего профессионального образования.
Предмет - успеваемость студентов среднего профессионального образования по предмету «Физическая культура».
Гипотеза. Предполагается, что применение подобранных нами приемов повышения мотивации в образовательном процессе студентов среднего профессионального образования будет способствовать повышению интереса к занятиям по физической культуре, увеличению частоты посещаемости занятий ФК, повышению успеваемости обучающихся.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу, существующие приёмы повышения мотивации, а также практический опыт по проблеме исследования;
- выявить уровень мотивации обучающихся среднего профессионального образования к посещению занятий физической культурой, с помощью анкетирования и педагогического наблюдения;
- подобрать приёмы, направленные на повышения уровня мотивации обучающихся;
- проверить эффективность подобранных приёмов экспериментальным путем.
Научная новизна: подбор и применение наиболее эффективных приемов повышения мотивации студентов среднего профессионального образования к занятиям физической культурой.
Методы исследования:
- анализ литературных источников;
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- статистическая обработка результатов.
Практическая значимость: результаты исследований дают возможность повысить уровень мотивации студентов среднего профессионального образования к занятиям физической культурой, и могут быть рекомендованы для практического применения
преподавателям физической культуры в своей работе.
Экспериментальная база: Красноярский политехнический техникум, город Красноярск.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрена и изучена научно-методическая литература по темам организации образовательного процесса по физической культуре в среднем профессиональном образовании, изучены литературные источники раскрывающие значение мотивации в образовательном процессе, и рассмотрены приёмы мотивации, для дальнейшего выбора и применения в педагогическом эксперименте наиболее эффективных из них.
В ходе работы, нами были подобраны приемы повышения мотивации студентов среднего профессионального образования: прием рейтинговой системы оценки, прием включения студентов в образовательный процесс и прием поощрения.
По результатам исследования контрольной и экспериментальной группы, определены посещаемость занятий и успеваемость студентов. Студенты экспериментальной группы значительно чаще посещали занятия физической культурой и стали работать на занятиях с большим интересом, о чем свидетельствует выросшая успеваемость.
Эффективность примененных нами приемов говорит о том, что их можно использовать в учебном процессе студентов среднего профессионального образования, для повышения уровня мотивации. По результатам исследования видно, что посещаемость занятий и успеваемость в экспериментальной группе выросли, а в контрольной нет в соответствии с табличным значением Т-критерия Стьюдента. После проведения педагогического эксперимента результаты контрольной группы недостоверны. В экспериментальной группе прирост посещаемости занятий p<0,05, так же как и успеваемость, в баллах р<0,01, достоверны.
Примененные приемы повышения мотивации на занятиях физической культуры практически оправдали себя, способствуя повышению посещаемости занятий и улучшению успеваемости, что благоприятно сказывается на общем образовательном процессе студентов среднего профессионального образования.



1. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой и
спортом [Электронный ресурс] URL:https://infourok.ru/povyshenie-motivacii-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoj-kulturoj-i-sportom-4591072.html (дата
обращения: 04.03.2022).
2. Корнева Е.В., Учебное пособие для ВУЗов. М.: Физическая культура «Феникс», 2005. - 269с.
3. Беляничева, В. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов / В. В. Беляничева, Н. В. Грачева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики : межвузовский сборник научных трудов / Федеральное агентство по образованию, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Том Выпуск 2. - Саратов : ИЦ "Наука", 2009. - С. 14-20.
4. Физическая культура в образовательных организациях среднего профессионального образования [Электронный ресурс] URL: https://bstudy.net/784894/sport/fizicheskaya kultura obrazovatelnyh organizatsiyah srednego professionalnogo obrazovaniya
5. Физическая культура и спорт в системе среднего профессионального
образования [Электронный ресурс] URL:
https://videouroki.net/razrabotki/fizichieskaia-kul-tura-i-sport-v-sistiemie-sriedniegho-profiessional-nogho-obraz.html
6. Ашмарин Б.А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник.
- М.:Академия,2004.-287с.
7. Ашмарин Г.А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие - М.: Академия,2005.-287с.
8. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник для СПО/ А.А. Бишаева.
- М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 272 с.
9. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. - 2006. - № 1. - С. 5-10.
10. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и
спорте в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.11.2007) [Электронный ресурс] URL:
https://duma.consultant.ru/documents/939326?items=1&page=63
11. Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания:
Учебное пособие. - М.: Академия,2007.-275с.
12. Соколова, Т. М. Место профессионально-прикладной физической
подготовки в системе среднего профессионального образования / Т. М. Соколова, А. П. Кожиров // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 5-4(107). - С. 135-138. - DOI
10.23670/IRJ.2021.107.5.128.
13. Конышев А.Ю. Формирование морально-волевых качеств подростка при занятиях физической культурой и спортом // Современные спортивные технологии (актуальные вопросы подготовки спортивного резерва): сб. материалов VI Межрегионал. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: ГБПОУ Республики Марий Эл «Училище олимпийского резерва», 2018. С. 92-97.
14. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - Москва : Академия, 2002. - 416 с.
15. Тинт, А.А. Физическое состояние студентов специальной медицинской группы с учетом соматотипов / А.А. Тинт // Сибирский учитель. - 2018. - №5 (12). - С. 42-46.
16. Физическая культура в системе жизнедеятельности человека : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Оренбург, 27-28 окт. 2005 г. / [редкол. В. А. Востриков, С. С. Коровин, Н. В. Сократов]. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2005 (Оренбург : Изд-во ОГПУ). - 287 с.
17. Физкультура и спорт. Учебник для институтов физической культуры//Под. Ред. Ю.М. Портнова. - М.: 1998. - 350с.
18. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания : Учеб. для ин-тов и фак. физ. культуры / Е. П. Ильин; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486 с
19. Ерохова Н. В. Процесс становления интереса у студентов к занятиям физической культурой // Дискуссия. 2017. № 2 (76). С. 80-84.
20. Колькина Е. А., Фоменко Е. Г., Новоселова Г. А. Психолого-педагогические аспекты физического воспитания студентов современного вуза // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 3А. С. 11-16.
21. Наговицын Р. С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. 2018. № 8-2. С. 293-298.
22. Рахматов А. И. Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов к занятиям физической культурой // Образование и воспитание. 2018. № 5 (20). С. 68-70.
23. Софронов И. Л. Педагогические условия формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2018. № 2-2. С. 223-228.
24. Додонова, Л. П. Разнокачественная характеристика студентов, определяющая результативность их физкультурно-оздоровительной деятельности / Л. П. Додонова, А. А. Тинт // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5(195). - С. 110-120. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p110-121.
25. Бахарева Е.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников / Е.В. Бахарева, Л.В. Иванова, Е.А. Коваленко // Евразийский научный журнал. - 2015. - № 7. - С. 1-6.
26. Однорог (Тинт), А.А. Отношение студентов к занятиям физической культурой при взаимодействии с педагогом / А.А. Однорог (Тинт) // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта : опыт и перспективы развития : материалы XII
Всероссийской научно-практической конференции / Часть 1. - Тюмень : Вектор Бук, 2014. - С. 260-262
27. Орлов, Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза : дис. ... д-ра психол. наук / Орлов Юрий Михайлович. - Москва, 1984. - 525 с.
28. Бордовская Н. В. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Бордовская, А. Реан. - Москва [и др.] : Питер, 2015. - 299 с.
29. Психолого-педагогическое обеспечение интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов / Д. В. Нарадько, А. Е. Стукалова, Е. Р. Филонова, И. В. Половодов // Наука-2020. - 2021. - № 5(50). - С. 157-162.
30. Барановская Д.И., Роль физкультурных занятий в формировании мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи. Актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех на современном этапе: матер. VIII междун. науч. сессии по итогам НИР за 2004 г.- Минск. БГУФК, 2005. - С. 13-16.
31. Посашкова О.Ю., Мотивация студентов к физической культуре. В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки сборник статей. М.: СГАСУ. Самара, 2015. С. 135-137.
32. Гуров, И. Б. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом / И. Б. Гуров, В. Н. Галлер // Материалы докладов 48 Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов, посвященной 50-летию университета : в 2 т., Витебск, 29 апреля 2015 года / Витебский государственный технологический университет. Том 2. - Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2015. - С. 120-121.
33. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений
[Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/-
B9C2~1/AppData/Local/Temp/Rar.35206/ped98.pdf
34. Гавришова Е.В. К вопросу об исследовании мотивации студентов, мотивированных на успех и избегающих неудач, к двигательной активности / Е.В. Гавришова, А.А. Горелов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 48-52.
35. Додонова Л.П. Проблема представления человека как целого и ее междисциплинарное решение / Л.П. Додонова // Ценности и смыслы. - 2016. - № 2 (42). - С. 36-53.
36. Зинченко Е.А. Целеполагание и мотивация на учебном занятии в СПО / Е.А. Зинченко, В.П. Найденова, Л.П. Клышникова // Новая наука : История становления, современное состояние, перспективы развития : сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Часть 1. - Уфа : Аэтерна, 2020. - С. 145-146.
37. Малошонок Н.Г. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления / Н.Г. Малошонок, Т.В. Семенова, Е.А. Терентьев // Вопросы образования. - 2015. - № 3. - С. 92-121.
38. Блинов В. И., Сергеев И. С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 4-25. https://doi.org/10.24412/2307-4264-2021-01-04-25.
39. Формирование физической активности студентов СПО с учетом
индивидуальных особенностей средствами легкоатлетических упражнений [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/formirovanie-fizicheskoj -
aktivnosti-studentov-spo-s-uchetom-individualnyh-osobennostej-sredstvami-legkoatleticheskih-uprazhnenij -4476914.html
40. Кузнецов, Ю.В. Педагогические условия совершенствования физического воспитания студентов факультетов нефизкультурного профиля педвузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Ю.В. Кузнецов. - Чебоксары, 2008. - 23 с.
41. Кузьмин, А.М. Воспитание студентов вуза физической культуры: проблемы и перспективы развития / А.М. Кузьмин. - Челябинск.: УралГУФК, 2012. - 204 с.
42. Ечевская Ольга Валентиновна Повышение эффективности занятий
студентов специальной медицинской группы с использованием средств оздоровительной аэробики (на примере тогаоу СПО «Педагогический колледж г. Тамбова») // Вестник ТГУ. 2012. №10. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/povyshenie-effektivnosti-zanyatiy-studentov-spetsialnoy-meditsinskoy-gruppy-s-ispolzovaniem-sredstv-ozdorovitelnoy-aerobiki-na(дата обращения: 26.01.2023).
43. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс] / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 512 с
44. Беляева, Л. А. Реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся СПО на занятиях по дисциплине "Физическая культура" в процессе организации развивающего пространства / Л. А. Беляева, И. Н. Петровых // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 2. - С. 90-100. - DOI 10.7442Z2071-9620-2015-2-90-100.
45. Щелокова, О. С. Физическое воспитание как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса / О. С. Щелокова // Образование. Карьера. Общество. - 2013. - № 3(39). - С. 37-38.
46. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта : учеб. для студентов вузов физкультур. профиля / А. В. Родионов. - Москва : Фонд Мир : Акад. проект, 2004 (Киров : ОАО Дом печати - Вятка). - 570 с.
47. Бучнев, С. С. Совершенствование физического воспитания будущих специалистов : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Бучнев Сергей Сергеевич; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ
48. Сырвачева, И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. ДВГУ. Владивосток, 2003. C. 108-111.
49. Современные проблемы образования, физического воспитания и
здоровья молодежи: м-лы I общероссийской научно-практической
конференции молодых ученых и студентов / под науч. ред. С. А. Марчук, канд. пед. наук; [сост. А. В. Евсеев, Н. А. Линькова, Я. В. Чуб]. - Екатеринбург: Изд- во УрГУПС, 2015. - Вып. 1(206). - 246с.
50. Бриленок, Н. Б. Педагогические условия повышения мотивации
студентов к занятиям физической культурой и спортом / Н. Б. Бриленок // Форум молодых ученых. - 2020. - № 2(42). - С. 51-56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ