ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 8
1.1. Физическая культура в образовательных организациях
среднего профессионального образования 9
1.2. Мотивация к занятиям физической культурой в среднем
профессиональном образовании 16
1.3. Приемы повышения мотивации 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 28
2.1. Организация исследований 28
2.2. Методы исследований 29
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ
МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 31
3.1. Выявление уровня мотивации студентов среднего
профессионального образования к занятиям физической культурой 31
3.2. Анализ образовательного процесса по физической
культуре в среднем профессиональном образовании и подбор приёмов мотивации 42
3.3. Повышение уровня мотивации студентов среднего профессионального образования к занятиям физической культурой с использованием приёмов мотивации в образовательном процессе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 8
1.1. Физическая культура в образовательных организациях
среднего профессионального образования 9
1.2. Мотивация к занятиям физической культурой в среднем
профессиональном образовании 16
1.3. Приемы повышения мотивации 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 28
2.1. Организация исследований 28
2.2. Методы исследований 29
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ
МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 31
3.1. Выявление уровня мотивации студентов среднего
профессионального образования к занятиям физической культурой 31
3.2. Анализ образовательного процесса по физической
культуре в среднем профессиональном образовании и подбор приёмов мотивации 42
3.3. Повышение уровня мотивации студентов среднего профессионального образования к занятиям физической культурой с использованием приёмов мотивации в образовательном процессе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Социальная жизнь, развиваясь, предъявляет все более высокие требования к личности молодых людей, заканчивающих средние профессиональные учебные заведения. Общественность нуждается в способных к конкуренции специалистах - умеющих быстро находить решения сложных задач, связанных с их профессией, в условиях экономики, которые постоянно меняются.
Важным составляющим сохранения здоровья обучающихся является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в целом [1].
Однако условия сегодняшней жизни сильно влияют на физическую активность молодежи, в том числе и студентов среднего профессионального образования, что сказывается на понижении их физического развития и подготовленности. Приобщая студентов к самостоятельным занятиям физической культурой, прививая им тягу к регулярным занятиям, учебное заведение способствует физическому и профессиональному усовершенствованию будущих специалистов [2]. В процессе приобщения студентов к физической культуре возникает очередная проблема, которая заключатся в слабой заинтересованности к посещению занятий физической культурой [3].
Государственным образовательным стандартом учебная дисциплина «Физическая культура» включена в состав обязательных гуманитарных дисциплин. Основная задача данной дисциплины сводится к тому, чтобы сформировать у студентов знания о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, научить владеть аспектами практических умений и навыков, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формирование и улучшение психофизических способностей и качеств личности.
Одним из главных составляющих успешного выполнения физкультурно-спортивной деятельности является мотивация.
Мотивация к физической деятельности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это многоступенчатый процесс: от первых простейших гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом [3].
Актуальность темы заключается в том, что современный мир возлагает высокие требования к каждому специалисту, такие как разносторонность, многозадачность, высокая работоспособность и в этих условиях физическое развитие и знания в области физической культурой являются обязательной компетенцией, для поддержания достойного уровня жизни. Но из-за низкой мотивации, будущие специалисты не всегда соответствуют данным требованиям.
Для государства и его образовательных учреждений очень важно выпускать только высококвалифицированных специалистов, готовых к полноценной трудовой деятельности. Грамотный подход к организации образовательного процесса является ключевым фактором обучения и воспитания высококвалифицированных специалистов. Мотивационный аспект на занятиях, в свою очередь, является важным компонентом образовательного процесса, способствующий улучшению качества образования и надлежащему выполнению государственного заказа.
Цель - повысить успеваемость на занятиях по физической культуре студентов среднего профессионального образования путем применения приемов мотивации.
Объект - образовательный процесс физической культуры студентов среднего профессионального образования.
Предмет - успеваемость студентов среднего профессионального образования по предмету «Физическая культура».
Гипотеза. Предполагается, что применение подобранных нами приемов повышения мотивации в образовательном процессе студентов среднего профессионального образования будет способствовать повышению интереса к занятиям по физической культуре, увеличению частоты посещаемости занятий ФК, повышению успеваемости обучающихся.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу, существующие приёмы повышения мотивации, а также практический опыт по проблеме исследования;
- выявить уровень мотивации обучающихся среднего профессионального образования к посещению занятий физической культурой, с помощью анкетирования и педагогического наблюдения;
- подобрать приёмы, направленные на повышения уровня мотивации обучающихся;
- проверить эффективность подобранных приёмов экспериментальным путем.
Научная новизна: подбор и применение наиболее эффективных приемов повышения мотивации студентов среднего профессионального образования к занятиям физической культурой.
Методы исследования:
- анализ литературных источников;
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- статистическая обработка результатов.
Практическая значимость: результаты исследований дают возможность повысить уровень мотивации студентов среднего профессионального образования к занятиям физической культурой, и могут быть рекомендованы для практического применения
преподавателям физической культуры в своей работе.
Экспериментальная база: Красноярский политехнический техникум, город Красноярск.
Важным составляющим сохранения здоровья обучающихся является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в целом [1].
Однако условия сегодняшней жизни сильно влияют на физическую активность молодежи, в том числе и студентов среднего профессионального образования, что сказывается на понижении их физического развития и подготовленности. Приобщая студентов к самостоятельным занятиям физической культурой, прививая им тягу к регулярным занятиям, учебное заведение способствует физическому и профессиональному усовершенствованию будущих специалистов [2]. В процессе приобщения студентов к физической культуре возникает очередная проблема, которая заключатся в слабой заинтересованности к посещению занятий физической культурой [3].
Государственным образовательным стандартом учебная дисциплина «Физическая культура» включена в состав обязательных гуманитарных дисциплин. Основная задача данной дисциплины сводится к тому, чтобы сформировать у студентов знания о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, научить владеть аспектами практических умений и навыков, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формирование и улучшение психофизических способностей и качеств личности.
Одним из главных составляющих успешного выполнения физкультурно-спортивной деятельности является мотивация.
Мотивация к физической деятельности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это многоступенчатый процесс: от первых простейших гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом [3].
Актуальность темы заключается в том, что современный мир возлагает высокие требования к каждому специалисту, такие как разносторонность, многозадачность, высокая работоспособность и в этих условиях физическое развитие и знания в области физической культурой являются обязательной компетенцией, для поддержания достойного уровня жизни. Но из-за низкой мотивации, будущие специалисты не всегда соответствуют данным требованиям.
Для государства и его образовательных учреждений очень важно выпускать только высококвалифицированных специалистов, готовых к полноценной трудовой деятельности. Грамотный подход к организации образовательного процесса является ключевым фактором обучения и воспитания высококвалифицированных специалистов. Мотивационный аспект на занятиях, в свою очередь, является важным компонентом образовательного процесса, способствующий улучшению качества образования и надлежащему выполнению государственного заказа.
Цель - повысить успеваемость на занятиях по физической культуре студентов среднего профессионального образования путем применения приемов мотивации.
Объект - образовательный процесс физической культуры студентов среднего профессионального образования.
Предмет - успеваемость студентов среднего профессионального образования по предмету «Физическая культура».
Гипотеза. Предполагается, что применение подобранных нами приемов повышения мотивации в образовательном процессе студентов среднего профессионального образования будет способствовать повышению интереса к занятиям по физической культуре, увеличению частоты посещаемости занятий ФК, повышению успеваемости обучающихся.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу, существующие приёмы повышения мотивации, а также практический опыт по проблеме исследования;
- выявить уровень мотивации обучающихся среднего профессионального образования к посещению занятий физической культурой, с помощью анкетирования и педагогического наблюдения;
- подобрать приёмы, направленные на повышения уровня мотивации обучающихся;
- проверить эффективность подобранных приёмов экспериментальным путем.
Научная новизна: подбор и применение наиболее эффективных приемов повышения мотивации студентов среднего профессионального образования к занятиям физической культурой.
Методы исследования:
- анализ литературных источников;
- анкетирование;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- статистическая обработка результатов.
Практическая значимость: результаты исследований дают возможность повысить уровень мотивации студентов среднего профессионального образования к занятиям физической культурой, и могут быть рекомендованы для практического применения
преподавателям физической культуры в своей работе.
Экспериментальная база: Красноярский политехнический техникум, город Красноярск.
Рассмотрена и изучена научно-методическая литература по темам организации образовательного процесса по физической культуре в среднем профессиональном образовании, изучены литературные источники раскрывающие значение мотивации в образовательном процессе, и рассмотрены приёмы мотивации, для дальнейшего выбора и применения в педагогическом эксперименте наиболее эффективных из них.
В ходе работы, нами были подобраны приемы повышения мотивации студентов среднего профессионального образования: прием рейтинговой системы оценки, прием включения студентов в образовательный процесс и прием поощрения.
По результатам исследования контрольной и экспериментальной группы, определены посещаемость занятий и успеваемость студентов. Студенты экспериментальной группы значительно чаще посещали занятия физической культурой и стали работать на занятиях с большим интересом, о чем свидетельствует выросшая успеваемость.
Эффективность примененных нами приемов говорит о том, что их можно использовать в учебном процессе студентов среднего профессионального образования, для повышения уровня мотивации. По результатам исследования видно, что посещаемость занятий и успеваемость в экспериментальной группе выросли, а в контрольной нет в соответствии с табличным значением Т-критерия Стьюдента. После проведения педагогического эксперимента результаты контрольной группы недостоверны. В экспериментальной группе прирост посещаемости занятий p<0,05, так же как и успеваемость, в баллах р<0,01, достоверны.
Примененные приемы повышения мотивации на занятиях физической культуры практически оправдали себя, способствуя повышению посещаемости занятий и улучшению успеваемости, что благоприятно сказывается на общем образовательном процессе студентов среднего профессионального образования.
В ходе работы, нами были подобраны приемы повышения мотивации студентов среднего профессионального образования: прием рейтинговой системы оценки, прием включения студентов в образовательный процесс и прием поощрения.
По результатам исследования контрольной и экспериментальной группы, определены посещаемость занятий и успеваемость студентов. Студенты экспериментальной группы значительно чаще посещали занятия физической культурой и стали работать на занятиях с большим интересом, о чем свидетельствует выросшая успеваемость.
Эффективность примененных нами приемов говорит о том, что их можно использовать в учебном процессе студентов среднего профессионального образования, для повышения уровня мотивации. По результатам исследования видно, что посещаемость занятий и успеваемость в экспериментальной группе выросли, а в контрольной нет в соответствии с табличным значением Т-критерия Стьюдента. После проведения педагогического эксперимента результаты контрольной группы недостоверны. В экспериментальной группе прирост посещаемости занятий p<0,05, так же как и успеваемость, в баллах р<0,01, достоверны.
Примененные приемы повышения мотивации на занятиях физической культуры практически оправдали себя, способствуя повышению посещаемости занятий и улучшению успеваемости, что благоприятно сказывается на общем образовательном процессе студентов среднего профессионального образования.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов к занятиям физической
культурой
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕРЛИДИНГА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Игровые технологии как средство повышения мотивации студентов к изучению русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - Оздоровительный эффект активных занятий женщин волейболом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта
Диссертации (РГБ), физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018



