ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование применения кейс-метода в
экологическом образовании 7
1.1. Основные понятия экологического образования, этапы развития, структура и
место во ФГОС 7
1.2. Активные образовательные технологии, появление и развитие кейс-метода в школе, его преимущества и недостатки 13
1.3. Структура, классификация, методика и примеры применения кейс-метода в
образовании 19
Глава II. Опытно-экспериментальная апробация применения кейс-метода в образовательном процессе школы №145 35
2.1 Анализ использования кейс-метода в школе №145, формирование содержания
кейсов и методики их применения 35
2.2 Порядок проведения и критерии результативности эксперимента 47
2.3 Анализ результатов эксперимента 56
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование применения кейс-метода в
экологическом образовании 7
1.1. Основные понятия экологического образования, этапы развития, структура и
место во ФГОС 7
1.2. Активные образовательные технологии, появление и развитие кейс-метода в школе, его преимущества и недостатки 13
1.3. Структура, классификация, методика и примеры применения кейс-метода в
образовании 19
Глава II. Опытно-экспериментальная апробация применения кейс-метода в образовательном процессе школы №145 35
2.1 Анализ использования кейс-метода в школе №145, формирование содержания
кейсов и методики их применения 35
2.2 Порядок проведения и критерии результативности эксперимента 47
2.3 Анализ результатов эксперимента 56
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения
Развитие человечества тесно связано с природой. На сегодняшний день вопросы традиционного взаимодействия человека и окружающей среды переросли в экологическую проблему глобального масштаба. Людям необходимо учиться относиться бережно к природе, иначе это приведет к необратимым последствиям. Начинать нужно с экологического образования, культуры и ответственности людей, воспитание которых должно начинаться уже со школы и детского сада. Приобретенные обучающимися знания, полученные в раннем возрасте, в перспективе могут стать прочными фундаментом для формирования принципов бережного отношения к природе.
Актуальность повышения уровня экологического воспитания и образования человека вызвана:
• необходимостью рационального использования природных ресурсов, их приумножения, сохранения и восстановления;
• необходимостью постоянства в улучшениях условий жизни человека;
• восприятием экологических проблем большинством людей не как лично значимых;
• отсутствием потребности практического участия в природоохранной деятельности у большинства людей и другими причинами.
Во ФГОС ООО1к личностным результатам относят формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. К метапредметным формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Также как результат изучения предметной области «Общественно-научные предметы» - владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды.
В рамках требований к личностным результатам освоения обучающимися Федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО) особое внимание уделяется формированию внутренней позиции личности, основанной в том числе и на экологической культуре, которая является одним из ключевых аспектов развития личности.
Личностные результаты освоения ФОП СОО демонстрируют готовность обучающихся следовать системе позитивных ценностных ориентаций и расширять свой опыт деятельности на её основе. Это реализуется через основные направления воспитательной работы, включая экологическое воспитание2.
Утвержденный в 2022 году федеральный проект экономики замкнутого цикла в РФ также подчеркивает актуальность экологического образования, поскольку его реализация требует глубокого понимания принципов устойчивого развития и экологической ответственности среди всех слоев населения. Это связано с тем, что экономика замкнутого цикла основана на многократном использовании ресурсов и минимизации отходов, что невозможно без изменения потребительского поведения и повышения осведомленности о важности сохранения окружающей среды. Экологическое образование помогает формировать экологическое сознание, учит ценить природные ресурсы и понимать последствия своих действий для экологии. Таким образом, оно играет ключевую роль в успешной реализации проектов экономики замкнутого цикла, способствуя формированию культуры ответственного потребления и производства3.
В связи с этим экологическое образование и воспитание становится актуальным направлением развития обучающихся всех возрастов, а экологические знания и убеждения - неотъемлемым компонентом личности каждого современного человека.
Роль школы в решении данной проблемы трудно переоценить. Она может как сформировать экологические знания, умения и навыки, так и способствовать осмыслению взаимодействия человека с окружающей средой.
Экологическое образование и воспитание невозможно полноценно реализовать в рамках классических уроков. Необходимо использовать различные активные формы обучения, одним из которых является кейс-метод.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточным количеством методических разработок по использованию кейс-метода в экологическом образовании школьников старших классов. Использование данного метода способствует более эффективному усвоению и закреплению экологических знаний и развитии экологической культуры и ответственности у обучающихся.
Противоречием исследования является необходимость в использовании кейс-технологии в экологическом образовании и воспитании и отсутствием для этого достаточного количества методических материалов.
Проблемой исследования выступает низкий уровень методологической разработанности кейс-метода в экологическом образовании и воспитании.
Научная новизна исследования: обоснование эффективности кейс-метода и составление методических рекомендаций по применению данного метода в экологическом образовании и воспитании обучающихся средних классов.
Объект исследования - использование кейс-технологии
Предмет исследования - применение кейс-метода в экологическом образовании и воспитании учащихся средних классов.
Гипотеза исследования: применение кейс-метода в образовательном процессе на уроках экономики будет способствовать эффективному формированию экологических знаний и развитию экологического воспитания у обучающихся средней школы.
Цель исследования - создание и применение методических рекомендаций по использованию кейс-метода в экологическом образовании и воспитании учащихся средней школы на уроках экономики.
Задачи исследования:
1. Провести анализ преимуществ и недостатков кейс-метода в образовании.
2. Рассмотреть примеры использования кейс-метода в образовании.
3. Обосновать актуальность применения кейс-метода в экологическом образовании и воспитании.
4. Определить методику применения кейс-метода в экологическом образовании, структуру и классификацию кейсов.
5. Разработать методические рекомендации по разработке и применению кейсов в экологическом образовании.
6. Разработать и апробировать кейс на базе школы №145, проанализировать полученные результаты.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические - метод анализа, метод классификации, системный подход; практические - наблюдение, тестирование, измерение, педагогический эксперимент.
Актуальность повышения уровня экологического воспитания и образования человека вызвана:
• необходимостью рационального использования природных ресурсов, их приумножения, сохранения и восстановления;
• необходимостью постоянства в улучшениях условий жизни человека;
• восприятием экологических проблем большинством людей не как лично значимых;
• отсутствием потребности практического участия в природоохранной деятельности у большинства людей и другими причинами.
Во ФГОС ООО1к личностным результатам относят формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. К метапредметным формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Также как результат изучения предметной области «Общественно-научные предметы» - владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды.
В рамках требований к личностным результатам освоения обучающимися Федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО) особое внимание уделяется формированию внутренней позиции личности, основанной в том числе и на экологической культуре, которая является одним из ключевых аспектов развития личности.
Личностные результаты освоения ФОП СОО демонстрируют готовность обучающихся следовать системе позитивных ценностных ориентаций и расширять свой опыт деятельности на её основе. Это реализуется через основные направления воспитательной работы, включая экологическое воспитание2.
Утвержденный в 2022 году федеральный проект экономики замкнутого цикла в РФ также подчеркивает актуальность экологического образования, поскольку его реализация требует глубокого понимания принципов устойчивого развития и экологической ответственности среди всех слоев населения. Это связано с тем, что экономика замкнутого цикла основана на многократном использовании ресурсов и минимизации отходов, что невозможно без изменения потребительского поведения и повышения осведомленности о важности сохранения окружающей среды. Экологическое образование помогает формировать экологическое сознание, учит ценить природные ресурсы и понимать последствия своих действий для экологии. Таким образом, оно играет ключевую роль в успешной реализации проектов экономики замкнутого цикла, способствуя формированию культуры ответственного потребления и производства3.
В связи с этим экологическое образование и воспитание становится актуальным направлением развития обучающихся всех возрастов, а экологические знания и убеждения - неотъемлемым компонентом личности каждого современного человека.
Роль школы в решении данной проблемы трудно переоценить. Она может как сформировать экологические знания, умения и навыки, так и способствовать осмыслению взаимодействия человека с окружающей средой.
Экологическое образование и воспитание невозможно полноценно реализовать в рамках классических уроков. Необходимо использовать различные активные формы обучения, одним из которых является кейс-метод.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточным количеством методических разработок по использованию кейс-метода в экологическом образовании школьников старших классов. Использование данного метода способствует более эффективному усвоению и закреплению экологических знаний и развитии экологической культуры и ответственности у обучающихся.
Противоречием исследования является необходимость в использовании кейс-технологии в экологическом образовании и воспитании и отсутствием для этого достаточного количества методических материалов.
Проблемой исследования выступает низкий уровень методологической разработанности кейс-метода в экологическом образовании и воспитании.
Научная новизна исследования: обоснование эффективности кейс-метода и составление методических рекомендаций по применению данного метода в экологическом образовании и воспитании обучающихся средних классов.
Объект исследования - использование кейс-технологии
Предмет исследования - применение кейс-метода в экологическом образовании и воспитании учащихся средних классов.
Гипотеза исследования: применение кейс-метода в образовательном процессе на уроках экономики будет способствовать эффективному формированию экологических знаний и развитию экологического воспитания у обучающихся средней школы.
Цель исследования - создание и применение методических рекомендаций по использованию кейс-метода в экологическом образовании и воспитании учащихся средней школы на уроках экономики.
Задачи исследования:
1. Провести анализ преимуществ и недостатков кейс-метода в образовании.
2. Рассмотреть примеры использования кейс-метода в образовании.
3. Обосновать актуальность применения кейс-метода в экологическом образовании и воспитании.
4. Определить методику применения кейс-метода в экологическом образовании, структуру и классификацию кейсов.
5. Разработать методические рекомендации по разработке и применению кейсов в экологическом образовании.
6. Разработать и апробировать кейс на базе школы №145, проанализировать полученные результаты.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические - метод анализа, метод классификации, системный подход; практические - наблюдение, тестирование, измерение, педагогический эксперимент.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, мы можем сделать следующий вывод:
Экологическое образование и экологическое воспитание играют важную роль в формировании экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образование охватывает учебные программы, курсы и мероприятия, направленные на изучение экологии, природы, устойчивого развития и методов охраны окружающей среды. Это помогает формировать знания, навыки и понимание принципов устойчивого взаимодействия с природой.
С другой стороны, экологическое воспитание ориентировано на формирование экологических ценностей, убеждений и поведенческих моделей у людей. Оно способствует развитию экологической грамотности, этических принципов и ответственности за сохранение природы для будущих поколений.
Объединение экологического образования и воспитания позволяет сделать людей осознанными, способными принимать решения в пользу экологии. Важно продолжать развивать эти направления для сохранения баланса взаимодействия человека и природы.
Современное общество заинтересовано в людях-творцах, а не потребителях, поэтому возникает запрос на такие образовательные методы, которые способствовали бы формированию умений быстро и результативно решать возникающие жизненные проблемы. Одним из методов, способствующих развитию таких умений, является кейс-метод. Он используется для отработки навыков поиска решений на основе анализа реальных ситуаций.
Кейс-технология - это инновационная диалоговая технология обучения школьников, построенная на анализе проблемных ситуаций, которая включает в себя деятельность по приобретению знаний и развитию личностных компетенций.
Кейс-ситуация мотивирует учащихся, учит анализу и коммуникации, иллюстрирует практическую значимость получаемых знаний, тренирует навыки решения проблемных ситуаций.
Особенность кейс-метода состоит в исследовании реальной проблемной ситуации на основе представленных количественных и качественных данных, осуществление поиска способов решения, отбор наилучшего по мнению учащегося варианта решения проблемы, обоснование своего выбора.
Классифицируют кейсы по их многочисленным характеристикам: целям и задачам, сложности, объему, типу получаемого результата, источнику информации, размеру, структурному наполнению и др. Соответственно, видов кейсов множество. В работе рассмотрены классификации кейсов по структуре, размеру и характеру деятельности.
При обучении экологии в школе можно применять различные виды образовательных кейсов, если они обоснованы целями и задачами урока. Получаемые при работе над кейсом навыки учащиеся смогут впоследствии применить в аналогичной практической ситуации.
При разработке кейса преподаватель должен учитывать множество факторов от места кейса в учебной программе, его функциональных задач, до способов работы над ним учащихся. Затруднения представляет и сбор фактического материала. Как уже упоминалось, в научно-методической литературе практически отсутствуют готовые кейсы для применения на уроках в школе. Учителю предстоит деятельность по разработке кейсов для разных тем учебной программы «с нуля». Тем важнее учителю хорошо разобраться в методике использования кейс- метода, функции и назначении кейс-ситуаций, видах и структуре кейсов, технологии использования кейса, организации работы с кейсом.
Кейс-метод все активнее внедряется в образовательный процесс, но пока еще остается недостаточно проработанной его методологическая база. Особенно остро ощущается нехватка готовых учебных кейсов экологической направленности для использования на уроках в средней школе. В работе приводится несколько кейсов, предназначенных для занятий на уроках в средней школе.
Анализ результатов эксперимента показал, что использование кейс-метода для закрепления материала на тему «Экологическая ответственность предпринимательства» в 8А классе оказалось более эффективным, чем проведение урока в традиционной форме в 8И классе. Ученики класса А демонстрируют более высокий уровень понимания темы урока, оценивают полезность полученных знаний для будущего и проявляют больший интерес к теме урока по сравнению с учениками класса И. Также ученики класса А предпочитают работать в группах, что может способствовать лучшему усвоению материала и развитию коммуникативных навыков. Это было подтверждено результатами анкеты и контрольной работе по теме.
Кейс-метод позволил ученикам активно участвовать в процессе обучения, анализировать информацию и принимать решения на основе полученных знаний. Традиционный урок оказался менее эффективным.
Результаты эксперимента показали, что ученики 8А класса лучше усвоили материал и проявили больший интерес к теме экологической ответственности предпринимательства. Они отметили, что кейс-метод помог им лучше понять связь между экологией и бизнесом, а также развить навыки работы в команде.
Экологическое образование и экологическое воспитание играют важную роль в формировании экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образование охватывает учебные программы, курсы и мероприятия, направленные на изучение экологии, природы, устойчивого развития и методов охраны окружающей среды. Это помогает формировать знания, навыки и понимание принципов устойчивого взаимодействия с природой.
С другой стороны, экологическое воспитание ориентировано на формирование экологических ценностей, убеждений и поведенческих моделей у людей. Оно способствует развитию экологической грамотности, этических принципов и ответственности за сохранение природы для будущих поколений.
Объединение экологического образования и воспитания позволяет сделать людей осознанными, способными принимать решения в пользу экологии. Важно продолжать развивать эти направления для сохранения баланса взаимодействия человека и природы.
Современное общество заинтересовано в людях-творцах, а не потребителях, поэтому возникает запрос на такие образовательные методы, которые способствовали бы формированию умений быстро и результативно решать возникающие жизненные проблемы. Одним из методов, способствующих развитию таких умений, является кейс-метод. Он используется для отработки навыков поиска решений на основе анализа реальных ситуаций.
Кейс-технология - это инновационная диалоговая технология обучения школьников, построенная на анализе проблемных ситуаций, которая включает в себя деятельность по приобретению знаний и развитию личностных компетенций.
Кейс-ситуация мотивирует учащихся, учит анализу и коммуникации, иллюстрирует практическую значимость получаемых знаний, тренирует навыки решения проблемных ситуаций.
Особенность кейс-метода состоит в исследовании реальной проблемной ситуации на основе представленных количественных и качественных данных, осуществление поиска способов решения, отбор наилучшего по мнению учащегося варианта решения проблемы, обоснование своего выбора.
Классифицируют кейсы по их многочисленным характеристикам: целям и задачам, сложности, объему, типу получаемого результата, источнику информации, размеру, структурному наполнению и др. Соответственно, видов кейсов множество. В работе рассмотрены классификации кейсов по структуре, размеру и характеру деятельности.
При обучении экологии в школе можно применять различные виды образовательных кейсов, если они обоснованы целями и задачами урока. Получаемые при работе над кейсом навыки учащиеся смогут впоследствии применить в аналогичной практической ситуации.
При разработке кейса преподаватель должен учитывать множество факторов от места кейса в учебной программе, его функциональных задач, до способов работы над ним учащихся. Затруднения представляет и сбор фактического материала. Как уже упоминалось, в научно-методической литературе практически отсутствуют готовые кейсы для применения на уроках в школе. Учителю предстоит деятельность по разработке кейсов для разных тем учебной программы «с нуля». Тем важнее учителю хорошо разобраться в методике использования кейс- метода, функции и назначении кейс-ситуаций, видах и структуре кейсов, технологии использования кейса, организации работы с кейсом.
Кейс-метод все активнее внедряется в образовательный процесс, но пока еще остается недостаточно проработанной его методологическая база. Особенно остро ощущается нехватка готовых учебных кейсов экологической направленности для использования на уроках в средней школе. В работе приводится несколько кейсов, предназначенных для занятий на уроках в средней школе.
Анализ результатов эксперимента показал, что использование кейс-метода для закрепления материала на тему «Экологическая ответственность предпринимательства» в 8А классе оказалось более эффективным, чем проведение урока в традиционной форме в 8И классе. Ученики класса А демонстрируют более высокий уровень понимания темы урока, оценивают полезность полученных знаний для будущего и проявляют больший интерес к теме урока по сравнению с учениками класса И. Также ученики класса А предпочитают работать в группах, что может способствовать лучшему усвоению материала и развитию коммуникативных навыков. Это было подтверждено результатами анкеты и контрольной работе по теме.
Кейс-метод позволил ученикам активно участвовать в процессе обучения, анализировать информацию и принимать решения на основе полученных знаний. Традиционный урок оказался менее эффективным.
Результаты эксперимента показали, что ученики 8А класса лучше усвоили материал и проявили больший интерес к теме экологической ответственности предпринимательства. Они отметили, что кейс-метод помог им лучше понять связь между экологией и бизнесом, а также развить навыки работы в команде.
Подобные работы
- МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у старшеклассников компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим (на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ
КЕЙСОВ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Активизация познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе изучения дисциплин профессионального цикла
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Формирование экономической культуры у школьников в процессе внеклассной работы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛИМАТ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 5-Х КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Формирование экономической компетентности будущих педагогов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020



