Применение игровых технологий в процессе формирования иноязычного лексического навыка у обучающихся на этапе начального общего образования
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты применения игровых технологий в обучении английскому языку 7
1.1 Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе 7
1.2 Виды учебных игр и их классификация 11
1.3 Требования ФГОС начального образования по английскому языку 15
1.4 Особенности формирования иноязычного лексического навыка на
начальном этапе обучения 18
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. Практические аспекты применения игровых технологий в процессе формирования иноязычного лексического навыка на начальном этапе обучения 26
2.1 Методические основы обучения иноязычной лексике на уровне
начального общего образования 26
2.2 Методическая разработка игровых занятий по английскому языку в 3
классе на основе УМК «Welcome - 1» 30
2.2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 37
2.2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 39
2.2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение A
Приложение B Приложение C Приложение D Приложение E
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты применения игровых технологий в обучении английскому языку 7
1.1 Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе 7
1.2 Виды учебных игр и их классификация 11
1.3 Требования ФГОС начального образования по английскому языку 15
1.4 Особенности формирования иноязычного лексического навыка на
начальном этапе обучения 18
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. Практические аспекты применения игровых технологий в процессе формирования иноязычного лексического навыка на начальном этапе обучения 26
2.1 Методические основы обучения иноязычной лексике на уровне
начального общего образования 26
2.2 Методическая разработка игровых занятий по английскому языку в 3
классе на основе УМК «Welcome - 1» 30
2.2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 37
2.2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 39
2.2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение A
Приложение B Приложение C Приложение D Приложение E
На современном этапе развития общество сталкивается с проблемами взаимодействия различных культур и сохранения культурного многообразия планеты и, как следствие, осознает необходимость развития диалога культур в рамках изучения иностранного языка. Иностранный язык более не является формальной системой отстраненной от реальных условий ее использования. На сегодняшний день иностранный язык стал восприниматься как средство общения и коммуникации, что привело к развитию методик обучения иностранному языку в целом и лексике в частности. Главной целью обучения иностранному языку является развитие устных и письменных форм общения, и реализация этой цели предполагает владение лексикой изучаемого языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования.
Начальное общее образование - уровень, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Младший школьный возраст характеризуется слабым произвольным вниманием, поскольку возможности волевого регулирования этого возраста весьма ограничены и произвольное внимание требует близкой мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Учитель английского языка должен учитывать особенности мотивации и устройства внимания младших школьников при формировании иноязычного лексического навыка.
Среди множества эффективных методик обучения иноязычной лексике на начальном этапе, выделяют обучение с помощью применения игровых технологий. Достоинства применения игровых технологий на начальном этапе обучения очевидны, поэтому современные учебно-методические комплексы содержат различные игровые методики, однако зачастую учителя предпочитают их игнорировать с целью экономии времени. Кроме того, реализация учебной игры с целью формирования иноязычного лексического навыка предполагает понимание учителем цели, функций и классификации педагогических игр, поскольку только в таком случае она будет действительно эффективна. Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования, которая заключается в том, что игровая форма занятий не только приносит динамику учебному процессу и стимулирует обучающихся, но и способствует повышению качества успеваемости, развитию личностного творческого потенциала обучающихся, формированию личной ответственности за результат труда.
Объектом исследования является процесс формирования иноязычного лексического навыка обучающихся на уровне начального общего образования.
Предметом исследования являются игровые технологии как способ формирования иноязычного лексического навыка обучающихся на уроке английского языка в 3 классе.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применения игровых технологий как способа формирования иноязычного лексического навыка обучающихся на уровне начального общего образования.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать игровые технологии в контексте формирования
иноязычного лексического навыка на этапе начального общего образования.
3. Рассмотреть виды учебных игр и их классификации.
4. Выявить специфику формирования иноязычного лексического навыка обучающихся начальных классов.
5. Проанализировать учебно-методический комплекс «Welcome-1» для 3 класса и определить возможности применения игровых технологий на уроке английского языка.
6. Разработать дополнительный дидактический материл с использованием игровых технологий направленных на формирование иноязычного лексического навыка обучающихся и внедрить их в учебный процесс.
Методологическую базу исследования составили работы ведущих методистов по разработке игровых технологий (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), технологического подхода к обучению (М. Е. Бершадский, В. И. Боголюбов, В. В. Гузеев, Т. А. Ильин, М. В. Кларин, А. И. Космодемьянская, М. М. Левина, З. А. Малькова, В. Я. Пилиповский, А. Я. Савельев, Л. Андерсон, Дж. Блок).
Методической базой исследования являются теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; наблюдение, опрос, языковое тестирование, статистический анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования учебных игр на уроках английского языка для формирования иноязычного лексического навыка.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса дидактических средств, составленных с применением игровых технологий обучения иностранному языку и апробации дидактического материала в учебном процессе среди обучающихся 3 класса на базе МАОУ «Гимназия №3» Октябрьского района г. Красноярска. Апробация материалов исследования осуществлялась через выступление с докладом на научно-практической конференции студентов в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (21 апреля 2020, Красноярск).
Структура работы определяется поставленными исследовательскими задачами. Первая глава описывает теоретические основы применения игровых технологий в учебно-воспитательном процессе; особенности формирования иноязычного лексического навыка на начальном этапе 5
обучения; различные классификации учебных игр; методические условия применения игровых технологий на уроках английского языка в младшей школе с целью повышения эффективности формирования иноязычного лексического навыка. Вторая глава представляет результаты опытно-экспериментальной работы: анализ УМК «Welcome - 1»; разработку к нему дополнительного дидактического материала с использованием игровых технологий, направленных на формирование лексического навыка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению игровых технологий на уроке английского языка в 3 классе. Заключение содержит выводы по проделанной работе.
Начальное общее образование - уровень, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Младший школьный возраст характеризуется слабым произвольным вниманием, поскольку возможности волевого регулирования этого возраста весьма ограничены и произвольное внимание требует близкой мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Учитель английского языка должен учитывать особенности мотивации и устройства внимания младших школьников при формировании иноязычного лексического навыка.
Среди множества эффективных методик обучения иноязычной лексике на начальном этапе, выделяют обучение с помощью применения игровых технологий. Достоинства применения игровых технологий на начальном этапе обучения очевидны, поэтому современные учебно-методические комплексы содержат различные игровые методики, однако зачастую учителя предпочитают их игнорировать с целью экономии времени. Кроме того, реализация учебной игры с целью формирования иноязычного лексического навыка предполагает понимание учителем цели, функций и классификации педагогических игр, поскольку только в таком случае она будет действительно эффективна. Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования, которая заключается в том, что игровая форма занятий не только приносит динамику учебному процессу и стимулирует обучающихся, но и способствует повышению качества успеваемости, развитию личностного творческого потенциала обучающихся, формированию личной ответственности за результат труда.
Объектом исследования является процесс формирования иноязычного лексического навыка обучающихся на уровне начального общего образования.
Предметом исследования являются игровые технологии как способ формирования иноязычного лексического навыка обучающихся на уроке английского языка в 3 классе.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применения игровых технологий как способа формирования иноязычного лексического навыка обучающихся на уровне начального общего образования.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать игровые технологии в контексте формирования
иноязычного лексического навыка на этапе начального общего образования.
3. Рассмотреть виды учебных игр и их классификации.
4. Выявить специфику формирования иноязычного лексического навыка обучающихся начальных классов.
5. Проанализировать учебно-методический комплекс «Welcome-1» для 3 класса и определить возможности применения игровых технологий на уроке английского языка.
6. Разработать дополнительный дидактический материл с использованием игровых технологий направленных на формирование иноязычного лексического навыка обучающихся и внедрить их в учебный процесс.
Методологическую базу исследования составили работы ведущих методистов по разработке игровых технологий (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), технологического подхода к обучению (М. Е. Бершадский, В. И. Боголюбов, В. В. Гузеев, Т. А. Ильин, М. В. Кларин, А. И. Космодемьянская, М. М. Левина, З. А. Малькова, В. Я. Пилиповский, А. Я. Савельев, Л. Андерсон, Дж. Блок).
Методической базой исследования являются теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; наблюдение, опрос, языковое тестирование, статистический анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования учебных игр на уроках английского языка для формирования иноязычного лексического навыка.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса дидактических средств, составленных с применением игровых технологий обучения иностранному языку и апробации дидактического материала в учебном процессе среди обучающихся 3 класса на базе МАОУ «Гимназия №3» Октябрьского района г. Красноярска. Апробация материалов исследования осуществлялась через выступление с докладом на научно-практической конференции студентов в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (21 апреля 2020, Красноярск).
Структура работы определяется поставленными исследовательскими задачами. Первая глава описывает теоретические основы применения игровых технологий в учебно-воспитательном процессе; особенности формирования иноязычного лексического навыка на начальном этапе 5
обучения; различные классификации учебных игр; методические условия применения игровых технологий на уроках английского языка в младшей школе с целью повышения эффективности формирования иноязычного лексического навыка. Вторая глава представляет результаты опытно-экспериментальной работы: анализ УМК «Welcome - 1»; разработку к нему дополнительного дидактического материала с использованием игровых технологий, направленных на формирование лексического навыка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению игровых технологий на уроке английского языка в 3 классе. Заключение содержит выводы по проделанной работе.
В ходе исследования были изучены теоретические и практические аспекты формирования иноязычного лексического навыка обучающихся на уровне начального общего образования с помощью игровых методов обучения и сделаны следующие выводы.
Применение учебных игр на начальном этапе обучения особенно эффективно в связи с психолого-педагогическими характеристиками младшего школьного возраста, особенностями произвольного внимания и мотивации детей данной возрастной группы.
На уроках английского языка игра выполняет сразу несколько функций: коммуникативную, социокультурную, диагностическую, коррекционную, мотивационную и развлекательную. Однако, важно, чтобы учебные игры соответствовали уровню подготовки учеников и имели высокий коэффициент полезной деятельности, то есть, чтобы коммуникативный компонент превосходил игровой. Не менее важно, чтобы учитель четко осознавал цели и задачи игровой деятельности, которую он организует.
В основном учебные игры применяются для формирования грамматического или лексического навыков. С помощью игровой деятельности также хорошо отрабатываются фонетические навыки, происходит активизация лексического и грамматического материала, развиваются навыки речевой деятельности, как правило, говорения и аудирования. Рассмотренные учебные игры могут быть использованы на любом этапе урока: ориентировочно-подготовительном, стереотипизирующе- ситуативно и на варьирующе-ситуативном.
В результате опытно-экспериментального исследования был сделан вывод, что применение игровых технологий на уроках английского языка способствует формированию иноязычного лексического навыка. Игровые задания на уроке поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к обучению. Одной из главных характерных черт таких уроков должна быть эмоциональная насыщенность и наличие наглядного материала.
Таким образом, учебная игра является одним из наиболее эффективных способов обучения на уроках английского языка в младшей школе, в том числе, с целью формирования иноязычного лексического навыка. Игровая форма занятий не только выступает как средство стимуляции в учебном процессе, но и способствует повышению качества успеваемости, развитию личностного творческого потенциала обучающихся, расширению их кругозора, формированию личной ответственности за результаты труда.
Применение учебных игр на начальном этапе обучения особенно эффективно в связи с психолого-педагогическими характеристиками младшего школьного возраста, особенностями произвольного внимания и мотивации детей данной возрастной группы.
На уроках английского языка игра выполняет сразу несколько функций: коммуникативную, социокультурную, диагностическую, коррекционную, мотивационную и развлекательную. Однако, важно, чтобы учебные игры соответствовали уровню подготовки учеников и имели высокий коэффициент полезной деятельности, то есть, чтобы коммуникативный компонент превосходил игровой. Не менее важно, чтобы учитель четко осознавал цели и задачи игровой деятельности, которую он организует.
В основном учебные игры применяются для формирования грамматического или лексического навыков. С помощью игровой деятельности также хорошо отрабатываются фонетические навыки, происходит активизация лексического и грамматического материала, развиваются навыки речевой деятельности, как правило, говорения и аудирования. Рассмотренные учебные игры могут быть использованы на любом этапе урока: ориентировочно-подготовительном, стереотипизирующе- ситуативно и на варьирующе-ситуативном.
В результате опытно-экспериментального исследования был сделан вывод, что применение игровых технологий на уроках английского языка способствует формированию иноязычного лексического навыка. Игровые задания на уроке поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к обучению. Одной из главных характерных черт таких уроков должна быть эмоциональная насыщенность и наличие наглядного материала.
Таким образом, учебная игра является одним из наиболее эффективных способов обучения на уроках английского языка в младшей школе, в том числе, с целью формирования иноязычного лексического навыка. Игровая форма занятий не только выступает как средство стимуляции в учебном процессе, но и способствует повышению качества успеваемости, развитию личностного творческого потенциала обучающихся, расширению их кругозора, формированию личной ответственности за результаты труда.
Подобные работы
- Игровые технологии как способ формирования лексического навыка у обучающихся на уроке английского языка в 4 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - Формирование лексико-грамматических навыков в процессе игровой деятельности на уроках английского языка в начальной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование иноязычных грамматических навыков у младших школьников с использованием игровых технологий
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА ЭТАПЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков при сопоставительном изучении татарского и английского языков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков при сопоставительном изучении татарского и английского языков
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО КОНТЕНТА GENIAL.LY
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024



