Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛОГИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ 6
1.1. Современное состояние и проблемы географического образования в
России 6
1.2. Сущность педагогической технологии, понятие и классификация 8
1.3. Логический опорный конспект как педагогическая технология 13
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Применение логических опорных конспектов на уроках географии 24
2.2. Использование логических опорных конспектов при изучении
физической географии материков 31
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (на примере
материка Африка) 37
3.1 Общая характеристика практической значимости исследования 37
3.2 Этап изучения нового материала 38
3.3 Этап закрепления и контроля знаний 45
Заключение 48
Список использованных источников: 49
Приложения 52
Актуальность:
Проблема повышения уровня знаний учащихся в условиях развития современной школы в настоящее время приобретает доминирующее значение. Современный преподаватель нередко сталкивается с такой проблемой, как раздробленность материала и событий. Очень часто ученики забывают изученное на уроке еще до того, как узнают, к каким результатам приведет причинно-следственная связь. С этой целью необходимо изучать материал блоками, которые включали бы учебный материал по темам, разделам.
Изложение материала какой-либо темы часто ведется с помощью рассказа, лекции или беседы, нередко на протяжении нескольких уроков, что запутывает ученика и в большинстве случаев множество аудиальной информации преобразуется в несвязные обрывочные факты и сведения. События и факты целесообразно выстраивать в единую зрительную цепочку, которую ученик легко поймет, выделяя ключевые вопросы, что приведет к приобретению качественно нового результата.
Целостного понимания темы, как единой цепочки «причина, событие, следствие», выделение ключевых проблем и событий - возможно достичь, используя в работе опорные листы или опорные конспекты. Применение опорных конспектов предполагает решение еще одной немаловажной задачи - существенного сокращения учебного материала. У учителя и учащихся появляется время для изучения дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения творческие задания.
Практическое использование технологий логических опорных конспектов (ЛОК) на уроках географии предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Таким образом, использование технологии ЛОК способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Цель: исследование возможностей применения технологии логических опорных конспектов в обучении географии в 7 классе на примере материка Африка
Задачи:
• Изучить теоретические основы образовательной технологии логических опорных конспектов;
• Провести сравнительный анализ учебников;
• Составить методические рекомендации применения логических опорных конспектов при изучении географии материков в общеобразовательной школе
Объект исследования: процесс обучения географии в общеобразовательной школе
Предмет исследования: методика применения опорных конспектов при изучении географии материков.
В соответствии с поставленной целью в работе будут рассмотрены следующие вопросы: 1) географическое образование в современной школе: его состояние и проблемы; 2) педагогическая технология: понятие и классификация; 3) технология логического опорного конспекта; 4) применение логических опорных конспектов на уроках географии; 5) использование логических опорных конспектов при изучении физической географии материков.
В соответствии с целью и поставленными вопросами структурно работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В приложении приведены примеры авторских опорных конспектов учителя и учеников.
Те требования, которые выдвигает современное общество к педагогу, образовательному процессу, предполагают применение инновационных методик и приемов работы. Федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают выбор таких методик работы, которые бы способствовали гармоническому развитию школьников. Ушли в прошлое те времена, когда учитель был главным действующим лицом на уроке. ФГОС предполагают активное участие в образовательном процессе самого школьника, помощь ему в поиске эффективных путей для повышения интеллектуального уровня, выбора направления для будущей профессиональной деятельности.
В методике обучения географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология логических опорных сигналов. Изучение география изначально предполагает использование большого количества материала. Использование технологии логических опорных конспектов в качестве способа повышения наглядности на уроке играет большое значение. Изучаемый на уроке объект заменяется символическим изображением (опорным сигналом) - наиболее понятным графическим обозначением. Основной учебный материал преподносится в виде схем.
Логические опорные конспекты на уроках могут стать постоянными помощниками учеников, основой дружеского общения, импульсом к активной, заинтересованной труда. Они обеспечивают работу всего класса и быстрое продвижение в обучении всех детей. В результате на каждом уроке появляется резерв времени, а, следовательно, возможность выполнить большое количество разнообразных упражнений на закрепление и повторение изученного, а также на выработку прочных умений и навыков. Использование опорных конспектов в географии позволяет реализовать принцип наглядности, который является одним из основных в дидактике.
1. Бенькович Т.М. Опорные конспекты в обучении географии / Т.М. Бенькович, Д.Л. Бенькович. - М.: Просвещение, 1995. - 172 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - С.Пб.: Питер, 2001. - 304 с.
4. Бугаева Т.И. Тайны материков и океанов. Удивительные природные явления. - Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006. - 288 с.
5. Вагнер Б.Б. Игровые тесты на уроках географии / Б.Б. Вагнер. - М.: Флинта, 1997. - 150 с.
6. Горбатова О.Н. Методика преподавания географии: учебное пособие / О. Н. Горбатова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 242 с.
7. Душина И.В. География: Наш дом - Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. - 6-е изд., дораб. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 318 с.
8. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И. Запрудский. - Минск: ООО «Сэр-Вит», 2004. - 288 с.
9. Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии / П.А. Громов. - М.: Просвещение, 1979. - 128 с.
10. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.П. Капустин. - М.: Академия, 1999. - 216 с.
11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
12. Кульневич С.В. Современный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина: В 2 ч. - Ростов-на-Дону: Учитель. - Ч. 1. - 2004. - 288 с.
13. Кульневич С.В. Современный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина: В 2 ч. - Ростов-на-Дону: Учитель. - Ч. 2. - 2005. - 288 с.
14. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Пед. общество России, 2001. -224 с.
15. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.
16. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. - 320 с.
17. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
18. Степаненков Н.К. Педагогика: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. - Минск: изд. Скакун В.М., 2001. - 448 с.
19. Финаров Д.П. География: Материки, океаны и страны / Д.П. Финаров, С.В. Васильев, Е.Я. Чернихова - М.: Астрель, АСТ; С-П.: СпецЛит, 2001. - 300 с.
20. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / Сост. Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005. - 155 с.
21. Научно-методические основы разработки и внедрения современных образовательных технологий в систему профессиональной подготовки педагогических кадров: учеб.-метод. пособие / П.Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. А.В. Торховой. - Минск: БГПУ, 2006. - 105 с.
22. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа- Пресс, 2000. - 512 с.
23. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А.Смирнова. - М.: Академия, 2000. - 512 с.
24. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В.С. Кукушина. -
Москва: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 336 с.
25. Предметная неделя географии в школе / Сост. В.Н. Андреева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 224 с.
26. Гаврилова Г.Ф. Природные зоны мира (урок-путешествие) VII класс / Г.Ф. Гаврилова // География в школе. - 1997. - № 2. - с. 80 - 81.
27. Гриднева Г.В. Реализация метапредметного подхода ФГОС через логические опорные конспекты на уроках географии // В сборнике: Естественно-географическое образование на Дальнем Востоке материалы IV региональной научно-практической конференции. под общ. ред. Т. Г. Алексеевой. 2013. С. 45-49.
28. Дорохина Е.Е. Творчество детей при изучении курса «География материков и океанов» (VII класс) / Е.Е. Дорохина // География в школе. - 1998. - № 3 - с. 87.
29. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. - 2004. - № 5. - с. 47 - 51.
30. Мосин В.П., Баратов П.Б. Педагогические технологии обучения географии в общеобразовательной школе // В сборнике: Молодежь в XXI веке: философия, право, педагогика и менеджмент сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Под научной редакцией И. А. Симоновой. 2015. С. 118¬124.
31. Миронычева В.А. Применение современных технологий обучения на уроках географии // Методист. 2011. № 3. С. 52-54.
32. Мицкевич А.А., Глинская Н.Е. История происхождения и становления понятия «технологий обучения» в отечественной и зарубежной педагогике // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2011/10/104