Введение 3
Глава I. Теоретические основы экологического образования школьников в условиях современных школ 7
1.1. Современные проблемы экологического образования школьников 7
1.2. Особенности обучения школьников с нарушением слухового
восприятия 14
Глава II. Экспериментальная методика реализации экологического
образования школьников с нарушением слухового восприятия 29
2.1. Метод А.Томатис и основы его использования 29
2.2. Методические условия экологического образования школьников с
нарушением слухового восприятия по методу А. Томатис 50
2.3. Диагностика учебных достижений выпускников начальной школы как
элемент преемственности начального и основного общего образования 72
Заключение 81
Библиографический список 83
Приложения 91
Современная ситуация взаимодействия общества с окружающей природной средой носит глобальный характер экологических проблем. Важнейшей причиной нынешнего положения дел является экологическая неграмотность всего населения, от дошкольников до уже сформировавшихся взрослых личностей, что способствует увеличению числа регионов экологического неблагополучия. Человечество стоит на грани экологической катастрофы.
Экологическое образование и экологическое воспитание является актуальной проблемой на сегодняшний день. Предотвращение дальнейшего пагубного влияния на окружающий нас мир требуют перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. Лаптев И.П. отмечает, что основной целью природоохранного образования является выработка у каждого жителя Земли убеждения в важности активной природоохранной деятельности, вооружения его необходимыми знаниями и умениями [38].
Необходимо совершенствование экологических знаний и умений учащихся, формирование их ответственного отношения к природе, научных взглядов на развитие и функционирование природы и ее ресурсов как необходимое условие жизни общества во всех аспектах: экономических, нравственных, эстетических, биологических.
Ряд специалистов в области экологической педагогики, такие как Виноградова Т.А., Плохих З.Н., Суравегина И.Т. и другие видят рациональный путь «экологизации» мышления детей и взрослых в создании полноценных комплексных систем экологического образования начиная с младшего школьного возраста.
Становление экологической культуры населения осознанно начинается с 7-8 летнего возраста, что как раз и попадает на младший школьный возраст.
Именно в возрасте младшего школьника закладываются фундаментальные основы правильного отношения к своему здоровью, к окружающим его людям и к окружающей его среде.
Задачей школы, а в частности педагогов, является необходимость учитывать психологические и психофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста, опираться на зону актуального их развития.
С 1 сентября 2015 года на всей территории России введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Учащиеся, успешно окончившие уровень начального общего образования, перешли в среднюю школу. В этой связи остро встает вопрос о том, каким багажом естественнонаучных и предметных биологических знаний и умений они обладают? Тем более что обучение предмету теперь начинается сразу в 5 классе, без предварительного курса «Природоведение». В связи с этим хотелось бы остановиться на острых моментах, обеспечивающих переход учащихся из начальной в среднюю школу.
В первую очередь, это преемственность между ФГОС начального и основного общего образования. Как известно, в их основу положен системнодеятельностный подход. В чем он проявляется в обучении биологии?
Если обратиться к содержанию ФГОС ООО, то использование системно-деятельностного подхода в обучении обеспечивает:
1) построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
2) активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
3) проектирование и кокструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
4) формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию .
Экологическое образование детей младшего школьного возраста исследуют Зинченко В.П., Мамедов Н.М., Плешаков А.А., Салеева Л.П., Смирнова Н.З. и др. Направленностью этих исследований является отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний о природе для детей младшего школьного возраста. Основным в экологическом воспитании ученые считают формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природе, явлениям и объектам природы, которые окружают его в повседневной жизни, а также к тем, с которыми он ознакомится в процессе обучения в младших классов.
...
При рассмотрении проблемы исследования в психологической, методической, педагогической литературе мы выяснили, что особенностью экологического образования младших школьников с нарушением слухового восприятия в настоящее время только начинают заниматься, эта проблема мало изучена и требует новых исследований, внедрения новых методов, одним из которых является метод Томатис®.
Изучив возрастные закономерности, особенности и возможности развития младших школьников с нарушением слухового восприятия, нами выявлены важнейшие особенности отношения детей с окружающим миром, которые необходимо учитывать при формировании экологического содержания и используемых методов обучения. В области теории и методики школьного экологического образования накоплен значительный научный опыт изучения вопросов экологии. Общие теоретические проблемы экологического образования разработали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, кроме того экологическое образование детей младшего школьного возраста представлено в исследованиях Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Кондратьевой, Л.П. Салеевой, П.Г. Саморуковой.
Результаты педагогического эксперимента, исходя из психологических особенностей изучаемых детей, говорят о том, что обучение младших школьников с нарушением слухового восприятия лучше проводить с использованием методов, позволяющих задействовать сенсорное восприятие, а организация уроков должна проходить с регулярной сменой деятельности с использованием особых методических условий.
Для работы с учащимися с нарушением слухового восприятия, нами были определены следующие методические условия: широкое использование средств наглядности; решение проблемных экологических задач; создание творческого продукта; внедрение экологических терминов, понятий, определений.
По окончанию проводимого нами эксперимента можно сделать вывод, что использование метода Томатис® помогло развитию личных качеств: коммуникативных навыков, усидчивости, сосредоточенности, трудолюбию, развитию восприятия, улучшению речи, а так же повышению интереса учащихся, не только, к изучаемому материалу, но и к окружающему миру в целом.
В заключение, значительные улучшения, отмеченные в познании, внимании и поведении, убедительно свидетельствуют о том, что метод Томатис® оказывает положительное влияние на детей с нарушением слухового восприятия. Эти ранние изменения в физиологии мозга требуют дальнейших исследований. Общий вывод, который следует сделать из исследования метода А. Томатис, это то, что он приводит к улучшению слухового поведения и коррекции речи, вызывающей большую речевую беглость.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие.-2-е изд.- Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.- 379с.
2. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. - 1990. - №1. - С.30-32.
3. Афанасьев В.Г. Экологическое просвещение дошкольников и экологическое образование школьников.- М., МНЭПУ - 1997.-300с.
4. Бим-Бад Б.М. педагогические теории в начале двацатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. - М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.
5. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. - Владимир, 1989. -С. 77-83
6. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. - 1996. - №3. - С. 57-59.
7. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. - 1997. - №4. - С. 20-24.
8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 1978.
9. Воронина Г.А., Калинова Г.М., Иванова Т.В. Планируемые результаты освоения биологии в основной школе // Биология в школе. - 2013.-№6.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.
11. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
12. Выготский Л.С. Педагогика школьного возраста.- М.: Педагогика,
1. - 240с.
13. Галеева А.М. Педагогические основы системы социальноэкологического образования и воспитания // Материалы Первой Всероссийской конференции «Проблемы социальной экологии».- Львов, 1987.
14. Гершунский Б.С. Перспективы системы образования.- М.: Педагогика, 1990.-210с.
15. Глазачев С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира// Биология в школе.- 1999.№3.с.5-9.
... всего 89 источников