Введение 3
Глава 1. Транспортная система Красноярска: состояние, проблемы и перспективы развития 5
1.1. Понятие транспортной системы 5
1.2. Актуальное состояние транспортной инфраструктуры
Красноярска 8
Глава 2. Научно-исследовательская деятельность в школе 27
2.1. Особенности методики обучения географии в школе 27
2.2. Характеристика учебной научно-исследовательской
деятельности 29
2.3. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся 33
Глава 3. Методическая разработка научно-исследовательской работы о
проблемах развития транспортной системы Красноярска 37
Заключение 42
Библиографический список
Красноярск - крупный промышленный центр, город с более чем миллионным населением. При этом он продолжает активно развиваться, застраиваются старые районы, бывшие площадкой промышленных предприятий, появляются новые микрорайоны.
В связи с этим вопрос транспортной системы (ТС) стоит в Красноярске достаточно остро: большое количество личных автомобилей (второе место в России по числу на тысячу человек), проблемы общественного транспорта, неоднозначность принимаемых городской администрацией решений и реализуемых проектов (например, система платных парковок в центре Красноярска), сложная судьба Красноярского метрополитена... С неудовлетворительностью состояния согласны и власти города. Так, в 2016 г. была утверждена муниципальная программа «Обеспечение пассажирских перевозок транспортом общего пользования в городе Красноярске», в которой открыто признается, что объем пассажирских перевозок падает, а автомобилизация, напротив, продолжает расти из-за отставания в развитии общественного транспорта [1].
Одновременно с этим роль экспертного сообщества в поисках выхода из сложившейся ситуации видится недостаточной. Несмотря на пристальное внимание СМИ, низким следует назвать и уровень понимания транспортных проблем и горожанами. Представляется, что просвещение в данной области возможно начинать уже в процессе школьного обучения с целью воспитать в школьниках осмысленно принимающих решения горожан. Одновременно с этим подобной практики в образовательной системе города нет.
Поэтому тема изучения транспортной системы Красноярска в школе представляется актуальной. Освещению темы на уроках географии и посвящена данная работа.
Ее объектом является научно-исследовательская деятельность учащихся по экономической географии.
Предмет - изучение проблем транспортной системы Красноярска в рамках школьной научно-исследовательской деятельности.
Цель - создать методическую разработку научно-исследовательской работы о проблемах развития транспортной системы Красноярска.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1) рассмотреть ТС Красноярска: этапы ее формирования, современное состояние;
2) показать основные проблемы и перспективы решения проблем транспортной системы Красноярска;
3) охарактеризовать научно-исследовательскую деятельность учащихся.
В данной работе использованы методы анализа литературных источников, общенаучные, исторические, картографические, статистические.
Данная выпускная квалификационная работа была выполнена, исходя из той цели и тех задач, которые формулировались во введении.
В ходе ее выполнения была рассмотрена транспортная система Красноярска, в том числе - изучено ее историческое развитие, выделены элементы современного состояния ТС, ее инфраструктура (улично-дорожная сеть, мостовые переходы), составные части. Особое место отведено проблемам ТС Красноярска.
Также в работе была охарактеризована научно-исследовательская деятельность учащихся, определены ее цели и задачи, выявлено влияние научно-исследовательской деятельности на развитие учащегося. Кроме того, сформулированы этапы организации научно-исследовательской деятельности, роли учащегося и педагога при ее выполнении.
На основе фактологических данных главы 1., а также методических указаний, содержащихся в главе 2. составлена методическая разработка научно-исследовательской деятельности учащихся. В качестве материала для нее были выбраны проблемы ТС Красноярска. Темой школьного исследования стала целесообразность строительства метрополитена в краевом центре. В качестве гипотезы рассматривалось предположение, что метрополитен не окажет значительного влияния на транспортные проблемы Красноярска. По итогам научно-исследовательской работы гипотеза оказалась доказанной. В процессе ее выполнения учащиеся самостоятельно ознакомились с ТС Красноярска, проанализировали проблемы, затрудняющие функционирование ТС, и сделали выводы о том, поможет ли строительство метрополитена их избежать.
Даны рекомендации по действиям педагога при подготовке НИР вместе с учащимися, акцентирована его координирующая роль - своевременный контроль выполнения работы, коррекция, советы.
1. Администрация Красноярска. [Электронный ресурс] http://www.admkrsk.ru/Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г.
2. Администрация Красноярского края. [Электронный ресурс] http://www.krskstate.ru/Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г.
3. Аэропорт «Емельяново». [Электронный ресурс] http://www.yemelyanovo.ru/aboutДата последнего посещения: 9 июня 2017 г.
4. Баринова Л.Д., Забалканская Л. Э. Комплексный подход к решению проблем городского транспорта. // Экономика качества. 2013. №3. С. 55-61.
5. Бугроменко В.Н. Современная география транспорта (сущность, проблемы, перспективы). - Владивосток, 1984, с. 317
6. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. - М.: Наука, 1987. - 112 с.
7. Вучик В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни. - М.: Территория будущего, 2011. - 574 с.
8. Гольц Г.А. Транспорт и расселение. - М.: Наука, 1981. - 248 с.
9. Горев А.Э. Основы теории транспортных систем. - СПб: СПбГАСУ, 2010. - 214 с.
10. Департамент транспорта Красноярска. Администрация
Красноярска. [Электронный ресурс]
http://www.admkrsk.ru/citytoday/transport/Pages/default.aspxДата по следнего посещения: 9 июня 2017 г.
11. Душина И. В., Понурова Г. А. Как учить школьников географии. - М.: Московский лицей, 1996. - 192 с.
12. Ефимова Е.Г. Транспорт в мировом хозяйстве. - М.: Анкил, 2007. - 352 с.
13. Иванов Ю. А. Методика преподавания географии. - Брест: БрГУ, 2012. - 420 с.
14. Иванова И.Ю. Современное состояние и пути развития пассажирских перевозок в городе Красноярске. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №2. С. 988-990.
15. Карплюк Л.В., Екеева Э.В. Методика преподавания географии. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - 110 с.
16. Кравченко Е.А. Транспортная планировка городов: учебное пособие. - Краснодар: КубГТУ, 2010. - 245 с.
17. Кузнецов М. В., Твердохдебов И. Т. Методика преподавания географии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 80 с.
18. Лобанов Е.М. Транспортные проблемы современных больших городов // Транспорт Российской Федерации. 2005. №1. С. 29-31.
19. Ляпин Д.А. Научно-исследовательская работа школьников. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. - 122 с.
20. Мананникова Н.Н. Научно-исследовательская работа учащихся. http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/06/14/nauchno- issledovatelskaya-rabota-uchashchikhsyaДата последнего посещения: 9 июня 2017 г.
21. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 48с.
22. Мой Красноярский край. [Электронный ресурс] http://my.krskstate.ru/Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г.
23. Назаров И. М. Были великой реки. - Красноярск: ПИК «Офсет», 1996. - 204 с.
24. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Academia, 2005. - 272 с.
25. Развитие сети скоростного трамвая [Электронный ресурс]. -
http://www.admkrsk.ru/citytoday/transport/proposal/Pages/speed.aspx Дата
последнего посещения: 9 июня 2017 г.
26. Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов: учебное пособие для студентов вузов. - Омск: СибАДИ, 2000. - 220 с.
27. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
28. Строительство дороги. Красноярская железная дорога.
[Электронный ресурс] http://kras.rzd.ru/static/public/ru?
STRUCTURE_ID=1&layer_id=3290&refererLayerId=162&id=2288 Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г.
29. Сушкова О. Ю. Методика преподавания географии. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2009. - 34 с.
30. Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. - М.: Универсум, 2005. - 382 с.
31. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс] http://www.mintrans.ru/Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г.
32. Трофименко Ю.В., Якимов М.Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов. - М.: Логос, 2013. - 447 с.
33. Хаиртдинова А.А. Научно-исследовательская работа в школе: методические рекомендации. - Нефтекамск: Изд-во отдела администрации, 2012. - 22 с.
34. Хайруллина А.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/619991/Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г.
35. Харченко Е.В. Научно-исследовательская работа учащихся: понятия, этапы, формы. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/524224/Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г.
36. Хегай Ю.А. Оценка эффективности функционирования транспортной инфраструктуры г. Красноярска // Теория и практика общественного развития. 2013. №11. С. 514-517.
37. Хегай Ю.А. Проблемы транспортной инфраструктуры г. Красноярска и основные направления их решения. // Теория и практика общественного развития. 2013. №11. С. 514-517.
38. Хегай Ю.А., Москаленок Н.В. Безопасность дорожного движения при перевозке пассажиров в Красноярском крае. // Теория и практика общественного развития. 2013. №7. С. 220-222.
39. Шаталов А.Б. Идеальный общественный транспорт в
Красноярске. [Электронный ресурс]
http://krskdaily.ru/2012/10/architecture/public_transportДата последнего посещения: 9 июня 2017 г.
40. Шаталов А.Б. Транспортные приоритеты города удобного для жизни. [Электронный ресурс] http://www.24auto.ru/articles/avtolikbez/id-403/Дата последнего посещения: 9 июня 2017 г.
41. Шлихтер С.Б. Транспорт и сфера услуг. - М.: Владос, 1999. - 330 с.
42. Шуравина Е.Н. Проблемы транспортной системы России. // Вестник СамГУ 2011. №9. С. 58-62.
43. Эмирова А.Е. Социальные функции единой транспортной системы. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 4. С. 172-180.
44. Якушева Н.М. Поисково-исследовательская деятельность в школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №2. С. 34-38.