ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного
возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Анализ педагогических условий обеспечения готовности ребенка
старшего дошкольного возраста к школьному обучению в дошкольной образовательной организации 16
1.3. Формы и направления педагогической работы в дошкольной
образовательной организации, обеспечивающей готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению 25
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Результаты исследования готовности детей старшего дошкольного
возраста к школьному обучению 43
2.3. Реализация педагогических условий обеспечения готовности детей
старшего дошкольного возраста к школьному обучению в дошкольной
образовательной организации 51
2.4. Анализ результатов проведенной работы 65
Выводы по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного
возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Анализ педагогических условий обеспечения готовности ребенка
старшего дошкольного возраста к школьному обучению в дошкольной образовательной организации 16
1.3. Формы и направления педагогической работы в дошкольной
образовательной организации, обеспечивающей готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению 25
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Результаты исследования готовности детей старшего дошкольного
возраста к школьному обучению 43
2.3. Реализация педагогических условий обеспечения готовности детей
старшего дошкольного возраста к школьному обучению в дошкольной
образовательной организации 51
2.4. Анализ результатов проведенной работы 65
Выводы по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
На сегодняшний день понятие готовности ребенка к школьному обучению прочно утвердилось не только в психолого-педагогической науке на теоретическом уровне, но и в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО). В большинстве ДОО при разработке образовательных программ воспитатели включают в план работы с воспитанниками подготовительной группы отдельные мероприятия по подготовке детей к школьному обучению. Многие ДОО сотрудничают со школами, располагающимися поблизости: размещают в социальных сетях информацию о наборе детей в первый класс с перечнем необходимой, для зачисления в школу, документацией; информируют школы о поступлении и выбытии детей, что позволяет школам иметь актуальные списки будущих первоклассников; проводят совместные родительские собрания для родителей будущих первоклассников; организуют экскурсии детей в школу и т.д.
Несмотря на безусловную практическую значимость таких мероприятий, нельзя не отметить, что их проведение не в полной мере обеспечивает готовность детей старшего дошкольного возраста к дальнейшему школьному обучению. Это обусловлено двумя обстоятельствами.
Во-первых, понятие готовности к школьному обучению многоаспектно, оно не ограничивается только лишь наличием у ребенка желания идти в школу и положительным отношением к перспективе поступления в школу. Заметим, что в психолого-педагогической науке понятие готовности к обучению в школе разработано достаточно хорошо. Вопросы готовности детей к школьному обучению изучались многими отечественными и зарубежными исследователями (А. Анастази, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, Н.И. Гуткина, О.М. Дьяченко, С.Д. Забрамная, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков, Г.А. Урунтаева, О.Н. Ушакова, Л.М. Фрид ман, Г.А. Цукерман, И. Шванцара, С. Штребел, Д.Б. Эльконин, Л.Б. Эймс и др.). Представления о сущности и структуре школьной готовности изложены в работах А.Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Г.А. Урунтаевой и других исследователей.
Вместе с тем, в повседневной практике психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольной образовательной организации до настоящего времени не выработано единого комплексного подхода к исследованию всех компонентов готовности старших дошкольников к поступлению в школу. Это связано, прежде всего, с различиями в организационно-методическом обеспечении разных дошкольных
образовательных организаций. Речь в данном случае идет о значительных временных затратах на проведение диагностических процедур.
Во-вторых, результативность любой педагогической работы, будь то образовательная деятельность, воспитательная, развивающая или коррекционная, обеспечивается таким условием, как регулярность ее осуществления. Это условие базируется на принципе системности. Несоблюдение такого условия приводит к тому, что отдельные мероприятия обеспечивают лишь кратковременный положительный эффект. Для успешной адаптации ребенка к школе необходимо достижение устойчивого результата, сформированности всех параметров готовности к школе, а отдельные мероприятия, предназначенные для формирования готовности старших дошкольников к школе, совершенно очевидно, не могут обеспечить всей полноты этого важнейшего личностного новообразования...
Несмотря на безусловную практическую значимость таких мероприятий, нельзя не отметить, что их проведение не в полной мере обеспечивает готовность детей старшего дошкольного возраста к дальнейшему школьному обучению. Это обусловлено двумя обстоятельствами.
Во-первых, понятие готовности к школьному обучению многоаспектно, оно не ограничивается только лишь наличием у ребенка желания идти в школу и положительным отношением к перспективе поступления в школу. Заметим, что в психолого-педагогической науке понятие готовности к обучению в школе разработано достаточно хорошо. Вопросы готовности детей к школьному обучению изучались многими отечественными и зарубежными исследователями (А. Анастази, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, Н.И. Гуткина, О.М. Дьяченко, С.Д. Забрамная, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков, Г.А. Урунтаева, О.Н. Ушакова, Л.М. Фрид ман, Г.А. Цукерман, И. Шванцара, С. Штребел, Д.Б. Эльконин, Л.Б. Эймс и др.). Представления о сущности и структуре школьной готовности изложены в работах А.Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Г.А. Урунтаевой и других исследователей.
Вместе с тем, в повседневной практике психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольной образовательной организации до настоящего времени не выработано единого комплексного подхода к исследованию всех компонентов готовности старших дошкольников к поступлению в школу. Это связано, прежде всего, с различиями в организационно-методическом обеспечении разных дошкольных
образовательных организаций. Речь в данном случае идет о значительных временных затратах на проведение диагностических процедур.
Во-вторых, результативность любой педагогической работы, будь то образовательная деятельность, воспитательная, развивающая или коррекционная, обеспечивается таким условием, как регулярность ее осуществления. Это условие базируется на принципе системности. Несоблюдение такого условия приводит к тому, что отдельные мероприятия обеспечивают лишь кратковременный положительный эффект. Для успешной адаптации ребенка к школе необходимо достижение устойчивого результата, сформированности всех параметров готовности к школе, а отдельные мероприятия, предназначенные для формирования готовности старших дошкольников к школе, совершенно очевидно, не могут обеспечить всей полноты этого важнейшего личностного новообразования...
Подготовка детей дошкольного возраста к школе - это достаточно трудоемкий процесс, который требует активного включения всех участников образовательного процесса. Наибольшую роль в процессе подготовки берет на себя воспитатель, так, как именно он помогает достичь ребенку определенного уровня развития и сформированности всех необходимых компонентов. Данные компоненты в нашем исследовании реализованы через следующие педагогические условия:
1. Осуществление психолого-педагогической диагностики всех параметров готовности ребенка к школе для возможности реализации индивидуального подхода.
2. Системный подход к организации педагогической работы по формированию готовности к школе, включающий следующие направления: формирование готовности к освоению социальной роли ученика; формирование готовности к взаимодействию с новым социальным окружением; формирование готовности к освоению учебной деятельности.
3. Вовлечение родителей воспитанников в процесс подготовки детей к обучению в школе.
Цель исследования была достигнута, при помощи перечисленных выше педагогических условий и достижения поставленных в начале исследования задач:
Первым этапом мы охарактеризовали содержание и структуру понятия «готовность ребенка к школьному обучению». На этом этапе было выделено понятие и рассмотрено, как педагогическая проблема. А также рассмотрели, чем отличается данное понятие в педагогике от психологии. В первом случае готовность к школе это сформированные у ребенка знания, умения и навыки, которые помогут ему овладеть школьной программой, а в случае втором готовность к школе это итог психического развития за весь период дошкольного детства, то есть, достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы.
На втором этапе исследования нам удалость отобрать необходимый диагностический материал, с помощью которого мы провели эмпирическое исследование. После проведения анализа данного исследования мы проанализировали и оценили результаты, с помощью которых выстроили систему работы по реализации педагогических условий, она оказалась эффективна в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Третьим этапом было проведено повторное исследование. В результате которого были оценены результаты проделанной работы. Данные результаты показали более высокий результат, что доказало, что проделанная подготовка к школе эффективна. На этом этапе нам удалось понять, что цель и гипотеза исследовательской работы достигнуты.
В нашем исследовании упор ставился на педагогические условия, без которых, как мы считаем, подготовка к школе будет не эффективна. В основе данных условий лежит индивидуальных подход, он заключается в том, что во время диагностики у детей отставали разные параметры - это говорило о том, что в работе упор должен быть на определенный дефицит...
1. Осуществление психолого-педагогической диагностики всех параметров готовности ребенка к школе для возможности реализации индивидуального подхода.
2. Системный подход к организации педагогической работы по формированию готовности к школе, включающий следующие направления: формирование готовности к освоению социальной роли ученика; формирование готовности к взаимодействию с новым социальным окружением; формирование готовности к освоению учебной деятельности.
3. Вовлечение родителей воспитанников в процесс подготовки детей к обучению в школе.
Цель исследования была достигнута, при помощи перечисленных выше педагогических условий и достижения поставленных в начале исследования задач:
Первым этапом мы охарактеризовали содержание и структуру понятия «готовность ребенка к школьному обучению». На этом этапе было выделено понятие и рассмотрено, как педагогическая проблема. А также рассмотрели, чем отличается данное понятие в педагогике от психологии. В первом случае готовность к школе это сформированные у ребенка знания, умения и навыки, которые помогут ему овладеть школьной программой, а в случае втором готовность к школе это итог психического развития за весь период дошкольного детства, то есть, достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы.
На втором этапе исследования нам удалость отобрать необходимый диагностический материал, с помощью которого мы провели эмпирическое исследование. После проведения анализа данного исследования мы проанализировали и оценили результаты, с помощью которых выстроили систему работы по реализации педагогических условий, она оказалась эффективна в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Третьим этапом было проведено повторное исследование. В результате которого были оценены результаты проделанной работы. Данные результаты показали более высокий результат, что доказало, что проделанная подготовка к школе эффективна. На этом этапе нам удалось понять, что цель и гипотеза исследовательской работы достигнуты.
В нашем исследовании упор ставился на педагогические условия, без которых, как мы считаем, подготовка к школе будет не эффективна. В основе данных условий лежит индивидуальных подход, он заключается в том, что во время диагностики у детей отставали разные параметры - это говорило о том, что в работе упор должен быть на определенный дефицит...
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ
«ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнерских отношений участников образовательного процесса
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017





