Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №168843

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Понятие «эмоциональное благополучие». Особенности развития
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 7
1.2. Характеристики эмоционального благополучия детей старшего
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 12
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий обеспечения
эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 17
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 24
2.1. Организация исследования особенностей эмоционального
благополучия детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 24
2.2. Анализ результатов исследования особенностей эмоционального
благополучия детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 28
2.3. Реализация и проверка эффективности педагогических условий по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья 32
Выводы по Главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Здоровье населения нашей страны находится в критическом состоянии. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья детей - дело в том, что в России (равно как и во всем мире) отмечается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. На развитие таких детей влияет не только первичные и вторичные нарушения, особенности социальной ситуации развития и пр., но и такой негативный фактор, как нарушение эмоционального благополучия детей.
Обеспечение эмоционального благополучия детей в семье и детском саду - актуальная задача современности: так, в федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена задача «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей». Изучением проблемы эмоционального благополучия дошкольников занимались многие исследователи, в том числе: Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, В.С. Мухина, Т.А. Репина, Г.Г. Филиппова и др. [7; 23; 29; 40]. Ученые связывают необходимость обеспечения особых педагогических условий именно в старшем дошкольном возрасте с новым толчком в межличностных отношениях детей (Т.А. Репина, Е.О. Смирнова).
Нарушением эмоционального благополучия дошкольников могут выступать страхи. Безусловно, некоторые страхи дошкольников являются временными, возрастными, воспринимаются как особенность психического развития на данном возрастном этапе, однако страхи могут стать серьезной проблемой для ребенка, испытывающего на себе их длительное и сильное воздействие. В таком случае страхи могут стать причиной возникновения различных негативных эмоциональных состояний, мешать в повседневной жизни, оказывать неблагоприятное влияние на общее развитие и формирование личности ребенка. У дошкольника, болезненно переживающего какой-либо сильный страх, затормаживается психическое развитие, страдают самооценка, память, мышление, могут наблюдаться психосоматические нарушения, такие как энурез, заикание, аллергии. Ребенок становится пассивным, стеснительным, пропадает познавательная активность, доминирует мотив на избегание неудач, а не мотив преодоления трудностей, и, как следствие, в дальнейшем возникают проблемы при создании и поддержании отношений в коллективе, дружеских отношений, при создании будущей семьи, при обучении [14; 15; 20; 26; 32; 49; 50].
Итак, объект исследования - эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, способствующих обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоциональное благополучие - это устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности его переживаний, познавательную, эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева). Эмоциональное благополучие является показателем оптимального развития эмоциональной сферы дошкольника и благоприятности его социальной ситуации развития.
Эмоциональное благополучие является важным условием психологического здоровья дошкольников, которому последние годы уделяют все больше внимания ученые. В психологической литературе категория эмоционального благополучия исследуется в отношении различных групп детей, среди которых выделяются т.н. группы «риска», то есть такие группы детей, в которых вероятность эмоционального неблагополучия по ряду причин может быть выше. К таким группам «риска» относятся и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья крайне неоднородна (это и дети с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, психическими и интеллектуальными нарушениями и пр.), при этому каждому типу нарушения здоровья соответствуют определенные закономерности эмоционального развития. Однако мы смогли выделить наиболее общие черты эмоционального развития таких детей:
- слабое представление об эмоциях;
- слабое понимание своих и чужих эмоций;
- недостаточное дифференцирование (понимание) эмоций;
- склонность к негативным эмоциональным переживаниям;
- тревожность, наличие страхов и пр.
Безусловно, при таких характеристиках эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья нельзя говорить об их эмоциональном благополучии, в связи с чем становится актуальной и практически значимой проблема формирования эмоционального благополучия у таких детей.
Обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, по нашему мнению, будет способствовать реализация следующих психолого-педагогических условий:
- формирование ситуаций успеха для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
- организация и сопровождение сюжетно-ролевых и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
- организация предметно-пространственной среды,
способствующей формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Данное предположение было проверено в практическом исследовании. В исследовании участвовало 30 детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (от 5 до 7 лет), которых мы разделили на две группы: экспериментальную и контрольную.
На первом этапе психолого-педагогического эксперимента мы провели диагностическое исследование особенностей эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В качестве компонентов эмоционального благополучия ребенка- дошкольника мы выделили уровень развития самооценки и уровень эмоционального благополучия, которые были диагностированы методиками «Лесенка» и «Цветовой тест Люшера» соответственно...


1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы : учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? : учебно-методическое пособие. 2-е изд. СПб.: Речь, 2008. 283 с.
3. Артемьева Т.В., Галимарданова Ф.М. Арт-терапия в коррекции страхов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 1. С. 335-338.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕРСЭ, 2008. 160 с.
5. Барышникова Е.В., Макарова Ю.М. Изучение тревожности дошкольников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 7. С. 131-135.
6. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать : книга для учителя. М. : Просвещение, 1991. 176 с.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 48-54.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
9. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореферат кандидатской диссертации МГУ. М., 1987. 206 с.
10. Волкова И.П. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте теории Л.С. Выготского // Ученые записки Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Т. 27. № 1. С. 86-91.
11. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. С. 196-218.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Издательство «Лань», 2003. 656 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?. М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2008. 256 с.
14. Горьковая И.А. Страхи у детей в рамках концепции А.И. Захарова // Сборник статей памяти А. И. Захарова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. С. 10-17.
15. Демидова Е.С. Соотношение понятий «страх» и «воображение» // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2014. Т. 14 № 1. С. 93-96...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ