ВВЕДЕНИЕ 3 - 6
ГЛАВА I. Теоретические основы использования дифференцированного подхода в обучении младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка 7
1.1. Психофизиологические особенности детей с интеллектуальными
нарушениями 7 - 21
1.2. Особенности обучения русскому языку детей с нарушениями
интеллекта 22 - 25
1.3. Дифференцированный подход. Особенности применения
дифференцированного подхода на уроках русского языка при обучении детей с интеллектуальными нарушениями 26 - 34
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА II. Организация опытно - экспериментальной работы, направленной на использование дифференцированного подхода на уроках русского языка для учащихся с нарушением интеллекта 36
2.1 Организация и методика исследования уровня достижения образовательных результатов по русскому языку обучающихся с интеллектуальными нарушениями 36 - 42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43 - 46
2.3. Методические рекомендации по использованию
дифференцированного подхода для учащихся с нарушениями интеллекта на уроках русского языка 47 - 50
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 - 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54 - 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
На современном этапе развития системы образования в Российской Федерации особое значение приобретает трудность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Такого рода сложности многообразны и связаны с адаптацией ребенка к условиям образовательной организации, с вхождением в коллектив, с установлением контакта со сверстниками и учителем. А также одной из важных проблем является овладение программным материалом по различным учебным предметам. Все эти трудности связаны с особенностями психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями [10].
Как показывают исследования ученых (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.В. Петрушин, Н.М. Назарова, И.Г. Еременко, Н. М. Барская, В.А. Пермякова, В.Г. Петрова, И.А. Грошенков, Г.М. Дульнев, Е.А. Ковалева, С.Л. Мирский, П.Г. Тишин, В.В. Эк, А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов и др.) и анализ педагогической практики, учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют низкую степень
самостоятельности. Своеобразие протекания психических процессов, особенности их практической деятельности не позволяют детям данной категории усваивать в должной мере знания, овладевать способами их приобретения, переработки и применения на практике. Учащимся с интеллектуальными нарушениями свойственно неумение направлять свои усилия на решение поставленной задачи, осмысливать ее, определять способ выполнения и производить необходимые действия. Недостаточная сформированность навыков самостоятельной работы отрицательно сказывается на темпах и результатах продвижения школьников в учебной деятельности, а также уровне их познавательной активности. В связи с этим возникает потребность в поиске новых, более эффективных путей формирования знаний, умений и навыков, а главным образом - способов осуществления самостоятельной деятельности.
В связи с этим необходимо создать специальные условия, способствующие более успешному овладению детьми с интеллектуальными нарушениями школьными предметами.
Одним из таких условий является осуществление дифференцированного подхода к каждому ребенку с нарушением интеллекта и обеспечение его на уроках дополнительным, специально разработанным дидактическим и наглядным материалом. Это и определило тему нашего исследования: «Дифференцированный подход как средство достижения образовательных результатов обучающихся с нарушениями интеллекта (на примере русского языка)».
Цель исследования: изучить уровень достижения образовательных результатов по русскому языку у обучающихся с интеллектуальными нарушениями и предложить методические рекомендации, направленные на организацию дифференцированного подхода.
Объект исследования - психолого-педагогические особенности учащихся с интеллектуальными нарушениями, лежащие в основе трудностей овладения программным материалом по русскому языку.
Предмет исследования - дифференцированный подход к учащимся с интеллектуальными нарушениями в процессе изучении предметной области «Русский язык».
При проведении данного исследования нами была сформулирована гипотеза: использование дифференцированного подхода, учитывающий типологические и индивидуальные особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся, позволит повысить качество усвоения программного материала по русскому языку...
Для достижения цели исследования нами была выдвинута гипотеза: использование дифференцированного подхода, учитывающее
типологические и индивидуальные особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся, позволяет повысить качество усвоения программного материала по русскому языку.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу. Для решения поставленных задач был проведен анализ источников и констотирующий эксперимент по проблеме дифференцированного подхода к учащимся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка.
Анализ проделанной работы позволяет нам сделать вывод о том, что дифференциация обучения - наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот подход обучения требует по следовательности и систематизации. Несмотря на трудности реализации данного подхода, дифференциация, применяемая на уроках русского языка, предоставляет возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дифференцированные задания создают ситуацию успеха для всех учащихся, в том числе и для слабых учеников, позволяют чувствовать себя более уверенным, не боясь совершить ошибку, а если совершает таковую, есть возможность осознать ее, понять причины данной ошибки и исправить.
Таким образом, включение дифференциации в процесс обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями способствует более качественному усвоению программного материала по русскому языку.
Мы считаем, что дифференцированный подход необходим для обучения детей с умственной отсталостью, и использовать его надо в системе, на разных этапах урока, включать в различные виды деятельности школьников, применять при изучении сложного, для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы заданий по определенным темам, для более систематизированного использования. С этой целью нами был создан комплекс дифференцированных упражнений по русскому языку.
Если использовать данный подход на протяжении всего начального обучения, несомненно, он будут способствовать повышению качества усвоения программного материала по русскому языку и учащиеся, переходя в среднее звено для дальнейшего обучения, будут иметь более глубокие знания в этой области.
Таким образом, только на основании этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями.
1. Акимова, М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.П. Козлова. - М.: Владос, 2002. - 245 с.
2. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. Для студ. Дефектол. Фак. Педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Владос, 2002. - 316 с.
3. Ананьев, Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания в начальной школе / Б.Г. Ананьев. - М.: Владос, 2000. - 421 с.
4. Баряева, Л.Б. Обучение грамоте: Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. - М.: Союз, 2004 г. - 44 с.
5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения:
Общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2000. - 96 с.
6. Беспалько, В.П. Педагогика: Современные образовательные
технологии / В.П. Беспалько. - М.: Мир, 2001. - 192 с.
7. Бутузов, И.Г. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников / И.Г. Бутузов. - М.: Педагогика, 2001. - 140 с.
8. Блонский, П.П. Педология / П.П. Блонский. - М.: Академия, 2001. - 216 с.
9. Воронкова, В.В. Дифференцированный подход и коррекционно-развивающее обучение русскому языку умственно отсталых школьников I - IV классов / В.В. Воронкова. - М.: МПГУ, 2001. - 98 с.
10. Воронкова, В.В. Дифференцированный подход при обучении правописанию учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. Дис. Канд.пед.наук. / В.В. Воронкова. - М.: Владос, 2002. - 215 с.
11. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы / В.В. Воронкова. - М.: Владос, 2000. - 215 с.
12. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2005. - 95 с.
13. Горецкий, В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2008. - 464 с.
14. Границкая, А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе / А.С. Границкая. - М.: Просвещение, 2000. - 326 с.
15. Гузик, Н.П. Учить учиться / Н.П. Гузик. - М.: Академия, 2004. - 118 с...77