Введение 3
Глава I. ОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАК
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1. Определение понятия «этническая принадлежность» и периодизация
ее осознания 5
1.2. Этническая идентичность в системе современной российской 13 школы
1.3. Способы организации осознания своей этнической 24
принадлежности в традиционной педагогике
Вывод по первой главе 32
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 33
2.1. Выявление актуального уровня осознания своей этнической 33
принадлежности младшими школьниками 4-х классов
2.2. Методические рекомендации по организации осознания своей 42 этнической принадлежности младшими школьниками
Вывод по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты констатирующего среза 56
На сегодняшний день в нашей стране актуальна проблема взаимоотношений людей разных национальностей, вероисповеданий, убеждений - одним словом, людей различной этнической принадлежности. Мы живем в многополярном мире, где богатство в многообразии, бережное отношение к целому на основе осознания собственной значимости как части этого целого. Вся литература про подростков, в основном, а закладывать основы надо в младшем школьном возрасте. Достаточно часто в русскоязычных школах можно встретить детей, которые поступают из других регионов. Эти дети имеют ограниченный запас русских слов или с большим трудом разговаривают на русском языке. Вступая в контакты с детьми иных культур, они испытывают трудности, связанные с неумением говорить на чужом языке. Это, в свою очередь приводит к осложнению взаимоотношений сверстников друг с другом.
Обучение языку, развитие речи в школе должны рассматриваться не только в лингвистической сфере, но и в сфере отношения детей друг с другом и с взрослыми.
Младший школьный возраст представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, этнической принадлежности, языка и воспитания. В этот период так же интенсивно формируется самосознание ребенка. Именно воспитание детей младшего школьного возраста с позиции национальных, духовно-нравственных ценностей может предотвратить конфликты между детьми разных национальных культур.
В числе личностных результатов начального образования, зафиксированных во ФГОС, присутствует «осознание своей этнической принадлежности», что и определило выбор темы нашего исследования:
«Динамика осознания своей этнической принадлежности младшими школьниками».
Цель работы состоит в изучении динамики уровней осознания своей этнической принадлежности учащимися от второго к четвертому классу.
Объектом исследования выступает процесс организации осознания своей этнической принадлежности младшими школьниками.
Предметом исследования является изменение уровня осознания своей этнической принадлежности учащимися начальной школы.
Гипотеза исследования: уровень осознания своей этнической
принадлежности у учащихся младших классов является преимущественно низким, и в условиях отсутствия целенаправленного формирования изменяется медленно...
Начальная школа это первый этап получения образования и от успешности прохождения этого этапа зависит результативность обучения на последующих этапах.
В соответствии с задачами исследования, поставленные в первой главе, был осуществлен анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования мы выяснили, что нет единого понимания понятия «этническая принадлежность», разные авторы трактуют данное понятие по-разному. В работе мы опираемся на определение "Осознание этнической принадлежности - это причисление себя к какой-либо этнической общности, связывание некоторых черт собственной родословной с рядом объективных признаков этой общности"
Мы выяснили, что выделяются три основных этапа развития этнического самосознания.
Начальный этап приходится на дошкольный и младший школьный возраст (5-10 лет). Для него характерны еще нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания.
Второй этап развития этнического самосознания охватывает подростковый возраст (11-15 лет) и характеризуется основными отношениями к своей этничности. Подростки проявляют интерес к истории и культуре своего и других народов. На этом этапе происходит формирование системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей общности в сравнении с этническим окружением.
Третий этап выпадает в период обучения в коллеже (16-17 лет). На данном этапе укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей национальности, конструируется этническое мировоззрение. В этот период этническое самосознание формируется по принципу «Я - представитель своего народа»...
1 Антонова, Н.М. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.М.Антонова // Вопросы психологии. -1996. - №1. -С.131-143.
2 Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы) / В.С.Агеев.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 230с.
3 Бахтерев, В.П. Исследование этнических стереотипов в студенческих группах / С.И.Баляев // Вестник Мордовского университета.- 1999. -№1.- С.74-79.
4 Белик, А.А. Психологическое направление в этнологии США. От исследования «культура- личность» к психологической антропологии / А.А.Белик // Этнология в США и Канаде. - М.,1989. - С.190-241.
5 Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А.Бодалев. - М.: Наука, 1982. - 234с.
6 Бороноев, А.О. Основы этнической психологии / А.О.Бороноев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. - 60с.
7 Бромлей, Ю.В. Этнические процессы в современном мире / Ю.В.Бромлей. - М.: Наука, 1987.- 286с.
8 Волков Г.Н, Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Г.Н. Волков, В.Ю. Хотинец // Психологический журнал.- 1993. - №5. - С.69-75.
9 Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский // Собрание сочинений: В 6 т.Т.2 Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982. - 504с.
10 Григорьев, С.С. Русские: проблемы этнокультурного развития в Мордовии// Гармонизация национального развития и межнационального сотрудничества народов России. - Саранск: НИИ регионологии при Морд. ун-те, 1997.- С.10-12.
11 Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли/ Л.Н. Гумилев. - Л.:
Гидрометеоиздат, 1990. - 452с.
12 Гузенкова, Т.С., Коростелев, А.Д. Этнокультурные ценности и ориентации в республиках Российской Федерации: сходство и различия / Т.С. Гузенкова // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М.: Ин-т этнологии, 1997. - С.108-124.
13 Гурьянов, С.К. Самосознание мордовского народа/ С.К.Гурьянов.- Саранск: изд-во об-ва «Знание», 1993. - 28с.
14 Дробижева, Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе / Л.М. Дробижева // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. - М., 1994. - С.16-47.
15 Дъячкова С., Аклаев, А.Р., Коротеева, В.В. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации начала 1990-х годов /С. Дъячкова, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева . - М.: Ин-т этнологии, 1997. - 244с...54