Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ИНТЕГРАТИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ПРИ ШИРОТНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ В УСЛОВИЯ ЮГА СИБИРИ

Работа №168832

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физиология

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕММЕ
АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ
1.1. Развитие взглядов на проблему адаптации 13
1.2. Эколого-климатические особенности Крайнего Севера и адаптация человека к его условиям Адаптация к условиям Крайнего Севера.. .21
1.3. Особенности детей и подростков Крайнего Севера 27
Резюме 32
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1.Организоция исследования 33
2.2. Методы исследования 34
Глава 3. ДИНАМИКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ЦНС ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
3.1. Динамика адаптационного потенциала детей 10-12 лет Крайнего Севера в
период пребывания на юге Сибири 42
3.2. Динамика функционального состояния детей 10-12 лет Крайнего Севера
в период пребывания на юге Сибири
3.3. Динамика интегративного показателя здоровья детей 10-12 лет Крайнего
Севера в период пребывания на юге Сибири
Резюме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ БУКВЕННЫХ СОКРАЩЕНИЙ И ПРИНЯТЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ


Актуальность. Одной из центральных проблем в физиологии и экологии человека является проблема адаптации организма к экстремальным факторам, каковыми являются условия Крайнего Севера. Ее актуальность, несмотря на длительную историю изучения, поддерживается стратегическим интересом государства по сохранению и укреплению человеческого потенциала (в первую очередь подрастающего поколения), освоению территорий и разработке ее недр [44, 22, 23, 58, 79, 115, 123, 141].
Проблема адаптации к экстремальным условиям Крайнего Севера в разное время рассматривалась в работах Н.А. Агаджаняна, В.П. Казначеева, Г. Селье, Р.М. Баевского, А.П. Берсеневой и др. [22, 23, 41, 42, 43, 48, 58].
Экстремальные условия Крайнего Севера ухудшают показатели здоровья человека, снижают его резервные возможности и могут стать причиной возникновения различных патологических процессов (В.П. Казначеев, В.Ю. Куликов, 1980; В.Л. Хрущев, 1994; Н.А.Агаджанян, 1998; К.В. Орехов, 1982; С.Г. Кривощеков, Н.Н. Гребнева, 2000; А.Н. Поборский, 2001).
К основным условиям, постоянно влияющим на организм человека на Севере, традиционно относят: особенности климата, фотопериодизм, повышенную электромагнитную активность, радиацию, несбалансированность питания, состав питьевой воды, слабое развитие инфраструктуры и т.д. [79, 118, 180]. Их воздействие распространяется как на взрослое, так и на детское население [168]. Причем организм ребенка, сенситивный к воздействию суровых природно-климатических условий, наиболее чувствителен к отрицательному воздействию этих факторов.
Интересен для изучения особенностей адаптации школьный период, с его интенсивным морфологическим и функциональным развитием, чувствительностью к изменениям факторов среды.
В настоящее время отмечен рост числа заболеваний среди детей и подростков, как следствие перенапряжения систем и истощения адаптационных резервов [111, 121, 122]. А уровень здоровья коренного и пришлого населения снижается на протяжении жизни в силу социально-экономических и географических условий [66, 143, 169]. Широко распространены заболевания костно-мышечной системы, органов пищеварения, сердечнососудистой, иммунной и дыхательной систем [58, 66, 81, 85, 95, 109, 110].
Наряду с этим, в процессе длительной эволюции, сформировались особые биологические свойства, позволяющие человеку существовать в подобных экстремальных эколого-географических условиях, определенные как «экологический портрет», «региональная норма» [23, 160].
В настоящее время, активно изучаются различные аспекты приспособления организма жителей Крайнего Севера к особенностям территории, включая изучение не только физиологических показателей, но и психо- и нейрофизиологических, социальных [5, 57, 160]. В тоже время, большинство ученых рассматривает проблему адаптации на взрослом населении и в меньшей степени встречаются исследования детского контингента [1, 80]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Полноценным и способствующим целям сохранения здоровья детей- северян становится отдых, учитывающий реальные резервные возможности организма. Только такой отдых позволяет сохранить и улучшить показатели здоровья. Маркерами успешного физиологического отдыха могут стать показатели сенсомоторных реакций и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы.
Все виды проведенных сенсомоторных реакций изменились в сторону снижения скорости реакции, показатели возрастают к концу отдыха и говорят о начавшемся приспособлении организма к новым климатогеографическим особенностям местности. В тоже время показатели сердечно-сосудистой системы и АП показывают наличие у детей-северян высоких резервов для процесса реадаптации.
Результаты данной работы могут быть использованы в оздоровительно¬профилактической медицине. Возможно использование показателей сенсомоторных реакций, АП и ВСР для планирования вывоза школьников в новые географические территории страны на летний отдых.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Среди школьников Крайнего Севера отмечен высокий процент лиц с умеренной величиной адаптационного потенциала. Период пребывания на юге Сибири детей 10-12 лет Крайнего Севера характеризуется ростом адаптационного потенциала, при сохранении большей доли лиц с удовлетворительной адаптацией. Среди детей Севера исходно преобладала доля лиц с симпатической активностью ВНС;
2. Дети Крайнего Севера 10-12 лет характеризуются преобладанием доли лиц с средним функциональным состоянием ЦНС. В период пребывания на юге Сибири исходный уровень функционального состояния ЦНС достоверно не изменился, при увеличении времени реакции на раздражитель. Оптимальным уровнем функционального состояния ЦНС характеризуются лица со сбалансированной вегетативной регуляцией и с преобладанием парасимпатических влияний;
3. Обследованная группа детей 10-12 лет Крайнего Севера по интегративному показателю здоровья отличались умеренным его количеством - индекс сантивности равнялся 56 %. В период пребывания на юге Сибири показатель сантивности увеличивается с 56 % до 59 %.



1. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации)/ Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, Л.В. Чирейкин и др. Вестник аритмологии, №24, 2001
2. Абрамова, В.Р. Морфофункциональные особенности адаптации и уровень физической подготовленности организма юных спортсменов 11 - 16 лет коренного населения Республики Саха (Якутия)/ Автореф. соиск. к. б. н. Тюмень, 2006.
3. Абубакирова О.Ю. Адаптация организма к условиям Крайнего Севера при экспедиционно-вахтовой форме труда/ Абубакирова О.Ю., Н.М. Фатеева// Вестник РУДН, серия Медицина, №4, 2009. - С. 609-610.
4. Абубакирова О.Ю., Фатеева Н.М. Хронобиологический подход при изучении адаптации организма к условиям Крайнего Севера/ Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке», №6.
- 2012, т.14. - С. 67-68.
5. Авцын А.П. Адаптация и дизадаптация с позиции патологии. // Клин. медицина. 1974. № 5. С. 3-15.
6. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология/ Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов.
- М.: Медицинское информационное агентство, 2009, - 519 с.
7. Агаджанян, Н.А. Основы физиологии человека/ А.Н. Агаджанян, В.И. Торшин, В.М. Власова. - М.: РУДН, 2001. - 408с.
8. Агаджанян, Н.А. Этнос, здоровье и проблемы адаптации/ Н.А. Агаджанян, Г.М. Коновалова, Р.Ш. Ожева// Новые технологии, №3, 2010. - С.88-92.
9. Адаптация человека к экологическим и социальным условиям Севера/ Отв. ред. Е.Р. Бойко. - Сыктывкар - УрО РАН - 2012, 443 с.
10. Адаптация к изменениям климата: традиционные знания коренных народов Арктики и Крайнего Севера/ Л.С. Богословская, Н.В. Вронский, С.Ю. Князева, И.И. Крупник, О.А. Мурашко/ Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
11. Адаптация детей Заполярья к условиям средних широт при различном уровне геомагнитной активности (на примере оздоровительного комплекса «Эковит» КНЦ РАН в Воронежской области)/ А.А. Мартынова, С.В. Пряничников, В.В. Пожарская, Н.К. Белишева// Вестник Кольского научного центра РАН № 2 (13), 2013.
12. Алексеева, Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты). Курс лекций. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - 280с.
13. Актуальные проблемы охраны здоровья малочисленных народов Севера: Тез.докл. научно-практич.конф. — Красноярск, 1993.
14. Алдашева А.А. Индивидуальные стратегии адаптации/ Физиология человека, т. 40, № 6. - 20014, С. 15-22.
15. Андреева С.С., Бекшаев С.С. Сезонные изменения ЭЭГ детей школьного возраста, проживающих за полярным кругом/ Всероссийская конференция «Научное наследие академика Л.А. Орбели. Строение и функциональные основы эволюции функций, физиологии экстремальных состояний». Сборник материалов. - Спб., 2008. - С. 12-13...183


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ