Условия формирования основ этнокультуры детей посредством музейной педагогики
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики (5
1.1. Сущность основных понятий и терминов исследования 6
1.2. Психолого-педагогическая специфика работы на музейной экспозиции с дошкольниками 11
1.3. Особенности технологи музейной педагогики 18
Вывод 25
Глава 2. Изучение деятельности музея дошкольного образовательного учреждения 277
2.1. Организация и проведение исследования 277
2.2. Опыт деятельности этнографического музея 277
2.3. Рекомендации по этнокультурному воспитанию старших дошкольников..47
Вывод 50
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение 1. Проект «Музейная педагоги ка » 60
Приложение 2. Примерная программа "Тувинские национальные традиции"
для детей старшего дошкольного возраста 63
Приложение 3 . Сценарий праздника "IIІагаа" 68
Приложение 4 . Вопросы беседы 75
Глава 1. Теоретические основы формирования основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики (5
1.1. Сущность основных понятий и терминов исследования 6
1.2. Психолого-педагогическая специфика работы на музейной экспозиции с дошкольниками 11
1.3. Особенности технологи музейной педагогики 18
Вывод 25
Глава 2. Изучение деятельности музея дошкольного образовательного учреждения 277
2.1. Организация и проведение исследования 277
2.2. Опыт деятельности этнографического музея 277
2.3. Рекомендации по этнокультурному воспитанию старших дошкольников..47
Вывод 50
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение 1. Проект «Музейная педагоги ка » 60
Приложение 2. Примерная программа "Тувинские национальные традиции"
для детей старшего дошкольного возраста 63
Приложение 3 . Сценарий праздника "IIІагаа" 68
Приложение 4 . Вопросы беседы 75
Актуальность . Внедрение в практику детского сада компетентностного подхода в воспитании и обучении, позволило расширить возможности педагогов в процессе формирования у воспитанников этнокультурных компетенций.
Актуальность заключается в огромнейшем интересе современного общества к истории культуры народов страны, к познанию собственных корней и истоков, естественном при повсеместном подъеме национального самосознания наций и народностей России.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно¬историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.
В условиях становления поликультурного общества значительно возрастает социально-воспитательная значимость этнокультурного потенциала социума. Значение регионального этнокультурного фактора в воспитании личности раскрыто в работах Г. Н.Волкова, М. Б. Кожановой, В. Н. Иванова, В. П. Ковалева, Т. Н. Петровой, Э. И. Сокольниковой, С. Н. Федоровой, М. Г. Харитонова и др. О воспитательном потенциале музеев можно судить по научным философским, педагогическим, психологическим,культурологическим исследованиям (Й. Аве, А.Г. Бойко, Е.В. Бондаревская, М.Б. Гнедовский, А. Кунтса, К. Пацвалл, Н.Ф. Рева, М.Ю. Юхневич, К. Фризен, В. Хильгерс, Р. Якушек, Мамедов. С., Ыбраева. У., Кубеев. А. и др.) Исследованию роли музейной педагогики в процессе воспитания детей уделяли внимание такие ученые как М.Ю. Билавов, Е.Н. Корчагин, М.В. Соколова, Куляшев М., Сабыржанов. И. и др. Существенное внимание уделяется музейной коммуникации, которая рассматривается в качестве предмета исследования музейной педагогики (А. Александер, В. Глузинский, М.Б.
Гнедоский, Ю. Каграманов, Д.Ф. Камерон, Н.А. Никишин, Д. Портер, Ю. Родемер и А. Ыбраев, О. Сатпаев и др.).
Проблема исследования: каковы условия формирования этнокультурного развития личности дошкольника?
Объект исследования:формирование основ этнокультуры у дошкольников.
Предмет исследования:формирование основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики.
Цель исследования: выявить условия формирования этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики.
Задачи исследования.
1. Изучение и анализ научно-методической работы по теме исследования.
2. Изучить опыт формирования этнокультурных основ у дошкольников.
3. Обобщить и описать результаты исследования.
Гипотеза: формирование основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики возможно при условии наличия этнографического музея в детском саду, включающей воссоздание основных деталей и обстановки народного быта и целенаправленного использования в учебно-воспитательном процессе традиций народной культуры.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кызыл-Сылдысский детский сад «Челээш» с. Булун-Бажы Эрзинского кожууна.
Методы исследования: теоретический (анализ и синтез), эмпирический (изучение опыта, изучение документации).
Теоретические основы: идея о значимости регионального этнокультурного фактора в воспитании личности Г.Н.Волкова, М.Б. Кожановой, В.Н. Иванова и др. и теория, рассматривающая образовательный процесс как системность взаимодействия субъектов педагогического общения на базе определённого объекта музейной педагогики В.А. Новожилова, Т.Н. Панкратова, Б.А. Столяров, Т.В. Чумалова и др.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в дошкольных учреждениях, семье для организации условий развития творческих способностей дошкольников.
Апробация: участие в республиканском фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов» в 2013 ч. (диплом III место);
научный доклад на тему «Формирование у детей основ этнокультуры посредством музейной педагогики» в секции «Актуальные проблемы педагогики и образования» на ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов ТывГУ, посвященной Году истории (20 апреля 2014 г.).
Структура исследования: введение, две главы, заключение и список использованной литературы, а также приложений.
Актуальность заключается в огромнейшем интересе современного общества к истории культуры народов страны, к познанию собственных корней и истоков, естественном при повсеместном подъеме национального самосознания наций и народностей России.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно¬историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.
В условиях становления поликультурного общества значительно возрастает социально-воспитательная значимость этнокультурного потенциала социума. Значение регионального этнокультурного фактора в воспитании личности раскрыто в работах Г. Н.Волкова, М. Б. Кожановой, В. Н. Иванова, В. П. Ковалева, Т. Н. Петровой, Э. И. Сокольниковой, С. Н. Федоровой, М. Г. Харитонова и др. О воспитательном потенциале музеев можно судить по научным философским, педагогическим, психологическим,культурологическим исследованиям (Й. Аве, А.Г. Бойко, Е.В. Бондаревская, М.Б. Гнедовский, А. Кунтса, К. Пацвалл, Н.Ф. Рева, М.Ю. Юхневич, К. Фризен, В. Хильгерс, Р. Якушек, Мамедов. С., Ыбраева. У., Кубеев. А. и др.) Исследованию роли музейной педагогики в процессе воспитания детей уделяли внимание такие ученые как М.Ю. Билавов, Е.Н. Корчагин, М.В. Соколова, Куляшев М., Сабыржанов. И. и др. Существенное внимание уделяется музейной коммуникации, которая рассматривается в качестве предмета исследования музейной педагогики (А. Александер, В. Глузинский, М.Б.
Гнедоский, Ю. Каграманов, Д.Ф. Камерон, Н.А. Никишин, Д. Портер, Ю. Родемер и А. Ыбраев, О. Сатпаев и др.).
Проблема исследования: каковы условия формирования этнокультурного развития личности дошкольника?
Объект исследования:формирование основ этнокультуры у дошкольников.
Предмет исследования:формирование основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики.
Цель исследования: выявить условия формирования этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики.
Задачи исследования.
1. Изучение и анализ научно-методической работы по теме исследования.
2. Изучить опыт формирования этнокультурных основ у дошкольников.
3. Обобщить и описать результаты исследования.
Гипотеза: формирование основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики возможно при условии наличия этнографического музея в детском саду, включающей воссоздание основных деталей и обстановки народного быта и целенаправленного использования в учебно-воспитательном процессе традиций народной культуры.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кызыл-Сылдысский детский сад «Челээш» с. Булун-Бажы Эрзинского кожууна.
Методы исследования: теоретический (анализ и синтез), эмпирический (изучение опыта, изучение документации).
Теоретические основы: идея о значимости регионального этнокультурного фактора в воспитании личности Г.Н.Волкова, М.Б. Кожановой, В.Н. Иванова и др. и теория, рассматривающая образовательный процесс как системность взаимодействия субъектов педагогического общения на базе определённого объекта музейной педагогики В.А. Новожилова, Т.Н. Панкратова, Б.А. Столяров, Т.В. Чумалова и др.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в дошкольных учреждениях, семье для организации условий развития творческих способностей дошкольников.
Апробация: участие в республиканском фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов» в 2013 ч. (диплом III место);
научный доклад на тему «Формирование у детей основ этнокультуры посредством музейной педагогики» в секции «Актуальные проблемы педагогики и образования» на ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов ТывГУ, посвященной Году истории (20 апреля 2014 г.).
Структура исследования: введение, две главы, заключение и список использованной литературы, а также приложений.
В дошкольном возрасте необходимо организовать такую доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребенка, такой доминантой будет являться этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.
С целью выявления влияния средств музейной педагогики на этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ Кызыл-Сылдысский детский сад «Челээш» с. Булун-Бажы Эрзинского кожууна и МБДОУ детский сад № 4 «Салгал» с. Эрзин Эрзинского кожууна с участием 12 детей дошкольного возраста с использованием эмпирических методик (изучение опыта работы музея, беседа, адаптивная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенюк) проведено исследование.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Кызыл-Сылдысского детского сада «Челээш» с. Булун-Бажы Эрзинского района Республики Тыва функционирует с 2011 года этнографический музей.
Организация музея в данном учреждении является результатом краеведческой и экскурсионной работы воспитателей, воспитанников и родителей. Работа музея регламентируется нормативными документами:
Музей организуется в целях: 1) воспитания у детей и подростков этнокультурной компетенции и позитивных межэтнических установок, гражданственности, патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории Республики Тыва и Эрзинского района; 2) приобщения обучающихся к историческому и духовному наследию народа через практическое участие в сборе и хранении предметов создаваемого музея, экскурсии, встречи с представителями этнических образований; 3) актуализировать этнокультурный потенциал Тувы в образовательной работе с подрастающим поколением.
Полученные результаты. В соответствии с целями и задачами проекта, содержанием воспитательно-обррьовательного процесса создали экспозиции, разработаны новые формы и методы работы, приобщения детей, родителей и других работников учреждения к поисковой, исследовательской, экскурсионной деятельности, направленной на привлечение новых материалов для музея и использование в воспитательно-образовательном процессе.
Осуществляется интеграция музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс.
С воспитанниками организуются различные формы работы. На занятиях активно используются экспонаты музея, проводятся исследования и эксперименты, также реализуются детские проекты, кружковая работа. Занятия включают в себя работы фольклорного плана и местные традиционные праздники и обряды.
Созданы фото и видеоматериалы по темам: «Нравственно¬этнокультурное воспитание дошкольников в рамках музейной педагогики», «Дошкольникам о музейной культуре».
Апробация проекта осуществляется на педагогических чтениях, участиях в разных конкурсах республиканского и кожуунного масштаба, в докладе на научно-практической конференции студентов ТувГУ др*
Учебно-воспитательная работа в детском саду проводится в соответствии с нормативной документацией, а также с учетом региональных особенностей. Так, примерная программа «Тувинские национальные традиции» для детей старшего дошкольного возраста, составленная педколлективом МБДОУ Кызыл-Сылдысского детского сада «Челээш», нацелена на формирование у детей этнокультурного воспитания средствами музейной педагогики,
Результаты диагностической беседы показали, что если на констатирующем этапе из экспериментальной группы высокий уровень знаний этнокультуры показали 33,3% дошкольника, то на контрольном этапе высокий уровень показали 83% детей. Это показывает, что, уровень этнокультурных знаний повысился на 40%. Детей с низким уровнем выполнения не выявлено.
Из контрольной группы на констатирующем этапе высокий уровень показал 17% дошкольников, средний - 33,3%, ниже среднего - 50%. На контрольном этапе дети лучше отвечали на вопросы, так с высоким уровнем 50% детей, средним - 50%. Детей с низким уровнем выполнения задания не выявлено.
Выдвинутые цель и задачи исследования были достигнуты.
Подтверждена гипотеза о том, что формирование основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики возможно при условии наличия этнографического музея в детском саду, включающей воссоздание основных деталей и обстановки народного быта и целенаправленного использования в учебно-воспитательном процессе традиций народной культуры.
С целью выявления влияния средств музейной педагогики на этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ Кызыл-Сылдысский детский сад «Челээш» с. Булун-Бажы Эрзинского кожууна и МБДОУ детский сад № 4 «Салгал» с. Эрзин Эрзинского кожууна с участием 12 детей дошкольного возраста с использованием эмпирических методик (изучение опыта работы музея, беседа, адаптивная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенюк) проведено исследование.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Кызыл-Сылдысского детского сада «Челээш» с. Булун-Бажы Эрзинского района Республики Тыва функционирует с 2011 года этнографический музей.
Организация музея в данном учреждении является результатом краеведческой и экскурсионной работы воспитателей, воспитанников и родителей. Работа музея регламентируется нормативными документами:
Музей организуется в целях: 1) воспитания у детей и подростков этнокультурной компетенции и позитивных межэтнических установок, гражданственности, патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории Республики Тыва и Эрзинского района; 2) приобщения обучающихся к историческому и духовному наследию народа через практическое участие в сборе и хранении предметов создаваемого музея, экскурсии, встречи с представителями этнических образований; 3) актуализировать этнокультурный потенциал Тувы в образовательной работе с подрастающим поколением.
Полученные результаты. В соответствии с целями и задачами проекта, содержанием воспитательно-обррьовательного процесса создали экспозиции, разработаны новые формы и методы работы, приобщения детей, родителей и других работников учреждения к поисковой, исследовательской, экскурсионной деятельности, направленной на привлечение новых материалов для музея и использование в воспитательно-образовательном процессе.
Осуществляется интеграция музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс.
С воспитанниками организуются различные формы работы. На занятиях активно используются экспонаты музея, проводятся исследования и эксперименты, также реализуются детские проекты, кружковая работа. Занятия включают в себя работы фольклорного плана и местные традиционные праздники и обряды.
Созданы фото и видеоматериалы по темам: «Нравственно¬этнокультурное воспитание дошкольников в рамках музейной педагогики», «Дошкольникам о музейной культуре».
Апробация проекта осуществляется на педагогических чтениях, участиях в разных конкурсах республиканского и кожуунного масштаба, в докладе на научно-практической конференции студентов ТувГУ др*
Учебно-воспитательная работа в детском саду проводится в соответствии с нормативной документацией, а также с учетом региональных особенностей. Так, примерная программа «Тувинские национальные традиции» для детей старшего дошкольного возраста, составленная педколлективом МБДОУ Кызыл-Сылдысского детского сада «Челээш», нацелена на формирование у детей этнокультурного воспитания средствами музейной педагогики,
Результаты диагностической беседы показали, что если на констатирующем этапе из экспериментальной группы высокий уровень знаний этнокультуры показали 33,3% дошкольника, то на контрольном этапе высокий уровень показали 83% детей. Это показывает, что, уровень этнокультурных знаний повысился на 40%. Детей с низким уровнем выполнения не выявлено.
Из контрольной группы на констатирующем этапе высокий уровень показал 17% дошкольников, средний - 33,3%, ниже среднего - 50%. На контрольном этапе дети лучше отвечали на вопросы, так с высоким уровнем 50% детей, средним - 50%. Детей с низким уровнем выполнения задания не выявлено.
Выдвинутые цель и задачи исследования были достигнуты.
Подтверждена гипотеза о том, что формирование основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики возможно при условии наличия этнографического музея в детском саду, включающей воссоздание основных деталей и обстановки народного быта и целенаправленного использования в учебно-воспитательном процессе традиций народной культуры.
Подобные работы
- Объекты этнотуризма как средство формирования этнокультурно-
ориентированной личности
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



