Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики (5
1.1. Сущность основных понятий и терминов исследования 6
1.2. Психолого-педагогическая специфика работы на музейной экспозиции с дошкольниками 11
1.3. Особенности технологи музейной педагогики 18
Вывод 25
Глава 2. Изучение деятельности музея дошкольного образовательного учреждения 277
2.1. Организация и проведение исследования 277
2.2. Опыт деятельности этнографического музея 277
2.3. Рекомендации по этнокультурному воспитанию старших дошкольников..47
Вывод 50
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение 1. Проект «Музейная педагоги ка » 60
Приложение 2. Примерная программа "Тувинские национальные традиции"
для детей старшего дошкольного возраста 63
Приложение 3 . Сценарий праздника "IIІагаа" 68
Приложение 4 . Вопросы беседы 75
Актуальность . Внедрение в практику детского сада компетентностного подхода в воспитании и обучении, позволило расширить возможности педагогов в процессе формирования у воспитанников этнокультурных компетенций.
Актуальность заключается в огромнейшем интересе современного общества к истории культуры народов страны, к познанию собственных корней и истоков, естественном при повсеместном подъеме национального самосознания наций и народностей России.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно¬историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.
В условиях становления поликультурного общества значительно возрастает социально-воспитательная значимость этнокультурного потенциала социума. Значение регионального этнокультурного фактора в воспитании личности раскрыто в работах Г. Н.Волкова, М. Б. Кожановой, В. Н. Иванова, В. П. Ковалева, Т. Н. Петровой, Э. И. Сокольниковой, С. Н. Федоровой, М. Г. Харитонова и др. О воспитательном потенциале музеев можно судить по научным философским, педагогическим, психологическим,культурологическим исследованиям (Й. Аве, А.Г. Бойко, Е.В. Бондаревская, М.Б. Гнедовский, А. Кунтса, К. Пацвалл, Н.Ф. Рева, М.Ю. Юхневич, К. Фризен, В. Хильгерс, Р. Якушек, Мамедов. С., Ыбраева. У., Кубеев. А. и др.) Исследованию роли музейной педагогики в процессе воспитания детей уделяли внимание такие ученые как М.Ю. Билавов, Е.Н. Корчагин, М.В. Соколова, Куляшев М., Сабыржанов. И. и др. Существенное внимание уделяется музейной коммуникации, которая рассматривается в качестве предмета исследования музейной педагогики (А. Александер, В. Глузинский, М.Б.
Гнедоский, Ю. Каграманов, Д.Ф. Камерон, Н.А. Никишин, Д. Портер, Ю. Родемер и А. Ыбраев, О. Сатпаев и др.).
Проблема исследования: каковы условия формирования этнокультурного развития личности дошкольника?
Объект исследования:формирование основ этнокультуры у дошкольников.
Предмет исследования:формирование основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики.
Цель исследования: выявить условия формирования этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики.
Задачи исследования.
1. Изучение и анализ научно-методической работы по теме исследования.
2. Изучить опыт формирования этнокультурных основ у дошкольников.
3. Обобщить и описать результаты исследования.
Гипотеза: формирование основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики возможно при условии наличия этнографического музея в детском саду, включающей воссоздание основных деталей и обстановки народного быта и целенаправленного использования в учебно-воспитательном процессе традиций народной культуры.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кызыл-Сылдысский детский сад «Челээш» с. Булун-Бажы Эрзинского кожууна.
Методы исследования: теоретический (анализ и синтез), эмпирический (изучение опыта, изучение документации).
Теоретические основы: идея о значимости регионального этнокультурного фактора в воспитании личности Г.Н.Волкова, М.Б. Кожановой, В.Н. Иванова и др. и теория, рассматривающая образовательный процесс как системность взаимодействия субъектов педагогического общения на базе определённого объекта музейной педагогики В.А. Новожилова, Т.Н. Панкратова, Б.А. Столяров, Т.В. Чумалова и др.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в дошкольных учреждениях, семье для организации условий развития творческих способностей дошкольников.
Апробация: участие в республиканском фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов» в 2013 ч. (диплом III место);
научный доклад на тему «Формирование у детей основ этнокультуры посредством музейной педагогики» в секции «Актуальные проблемы педагогики и образования» на ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов ТывГУ, посвященной Году истории (20 апреля 2014 г.).
Структура исследования: введение, две главы, заключение и список использованной литературы, а также приложений.
В дошкольном возрасте необходимо организовать такую доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребенка, такой доминантой будет являться этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.
С целью выявления влияния средств музейной педагогики на этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ Кызыл-Сылдысский детский сад «Челээш» с. Булун-Бажы Эрзинского кожууна и МБДОУ детский сад № 4 «Салгал» с. Эрзин Эрзинского кожууна с участием 12 детей дошкольного возраста с использованием эмпирических методик (изучение опыта работы музея, беседа, адаптивная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенюк) проведено исследование.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Кызыл-Сылдысского детского сада «Челээш» с. Булун-Бажы Эрзинского района Республики Тыва функционирует с 2011 года этнографический музей.
Организация музея в данном учреждении является результатом краеведческой и экскурсионной работы воспитателей, воспитанников и родителей. Работа музея регламентируется нормативными документами:
Музей организуется в целях: 1) воспитания у детей и подростков этнокультурной компетенции и позитивных межэтнических установок, гражданственности, патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории Республики Тыва и Эрзинского района; 2) приобщения обучающихся к историческому и духовному наследию народа через практическое участие в сборе и хранении предметов создаваемого музея, экскурсии, встречи с представителями этнических образований; 3) актуализировать этнокультурный потенциал Тувы в образовательной работе с подрастающим поколением.
Полученные результаты. В соответствии с целями и задачами проекта, содержанием воспитательно-обррьовательного процесса создали экспозиции, разработаны новые формы и методы работы, приобщения детей, родителей и других работников учреждения к поисковой, исследовательской, экскурсионной деятельности, направленной на привлечение новых материалов для музея и использование в воспитательно-образовательном процессе.
Осуществляется интеграция музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс.
С воспитанниками организуются различные формы работы. На занятиях активно используются экспонаты музея, проводятся исследования и эксперименты, также реализуются детские проекты, кружковая работа. Занятия включают в себя работы фольклорного плана и местные традиционные праздники и обряды.
Созданы фото и видеоматериалы по темам: «Нравственно¬этнокультурное воспитание дошкольников в рамках музейной педагогики», «Дошкольникам о музейной культуре».
Апробация проекта осуществляется на педагогических чтениях, участиях в разных конкурсах республиканского и кожуунного масштаба, в докладе на научно-практической конференции студентов ТувГУ др*
Учебно-воспитательная работа в детском саду проводится в соответствии с нормативной документацией, а также с учетом региональных особенностей. Так, примерная программа «Тувинские национальные традиции» для детей старшего дошкольного возраста, составленная педколлективом МБДОУ Кызыл-Сылдысского детского сада «Челээш», нацелена на формирование у детей этнокультурного воспитания средствами музейной педагогики,
Результаты диагностической беседы показали, что если на констатирующем этапе из экспериментальной группы высокий уровень знаний этнокультуры показали 33,3% дошкольника, то на контрольном этапе высокий уровень показали 83% детей. Это показывает, что, уровень этнокультурных знаний повысился на 40%. Детей с низким уровнем выполнения не выявлено.
Из контрольной группы на констатирующем этапе высокий уровень показал 17% дошкольников, средний - 33,3%, ниже среднего - 50%. На контрольном этапе дети лучше отвечали на вопросы, так с высоким уровнем 50% детей, средним - 50%. Детей с низким уровнем выполнения задания не выявлено.
Выдвинутые цель и задачи исследования были достигнуты.
Подтверждена гипотеза о том, что формирование основ этнокультуры у дошкольников посредством музейной педагогики возможно при условии наличия этнографического музея в детском саду, включающей воссоздание основных деталей и обстановки народного быта и целенаправленного использования в учебно-воспитательном процессе традиций народной культуры.
1. Акинина, Г. А. Управленческий аспект в реализации программы «Здравствуй, школа!» / Г. А. Акинина // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. - СПб., 2005. - С. 122-127.
2. Алешкина, С. В. Развитие тактильных ощущений у учащихся начальной школы как условие успешной реализации программы «Здравствуй, музей!» / С. В. Алешкина // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. - СПб., 2005. - С. 127¬133.
3. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / http://ru.wikitionari/org/wiki/...
4. Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов // Вестник Московского университета. - 2008. - №4. - С. 36-44.
5. Безнин, В. Г. Русская народная резьба по дереву / В. Г. Безнин // Детское творчество и музей. - СПб., 2005. - С. 110-116.
6. Бойко, А. Г. Общие итоги реализации музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» в Красносельском районе С.-Петербурга в 2000-2004 гг. / А. Г. Бойко // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. - СПб., 2005. - С. 49-54.
7. Бойко, А. Г. Современное искусство - это интересно! : Опыт интерпретации художественных образов ХХ века : музейно-педагогическое пособие / А. Г. Бойко. - СПб. : ГРМ, 2010. - 116 с.
8. Буров, Н.В. Образовательно-воспитательная деятельность музея в условиях модернизации общества // Педагогика.- 2011.- №6. - С. 34-36.
9. Ванслова, Е. Градусник самоуважения / Е. Ванслова // Мир музея. - 2005. - № 8. - С. 46.
10. Ванслова, Е. Музейная педагогика штурмует Альпы / Е. Ванслова // Мир музея. - 2006. - № 6. - С. 44-45.
11. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство в школе. - 2008. - № 3. - С. 28-29.
12. Васильев, В. Интерактивность и ее мифы / В. Васильев // Музей. - 2008. - № 3. - С. 56-62.
13. Виниченко, В.В. Развивающее общение взрослого и ребенка-дошкольника на материале народного декоративно-прикладного искусства / В. В. Виниченко // Детское творчество и музей. - СПб., 2005. - С. 87-91.
14. Воспитательный потенциал художественного музея : учеб.пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов / Б. А. Столяров, Ю. Н. Протопопов, А. Г. Бойко ; Гос. АН РФ, Ин-т худож. образования, Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. - М. - СПб., 2010. - 68 с.
15. Воточникова, А.П. Работа с младшими детьми - новое направление для музея-панорамы «Бородинская битва» / А. П. Воточникова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. - М., 2001. - С. 182-188.
16. Горбатова, И. И. Первые шаги в мир культуры : дети и музей / И. И. Горбатова // Обсерватория культуры. - 2009. - № 1. - С. 70-77.
17. Горяйнова, И. П. Использование этнокультурного компонента на уроках «Здравствуй, музей!» / И. П. Горяйнова, С. Г. Подставкина, И. А. Хрипушина // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. - СПб., 2005. - С. 138-140.
18. Гуральник, Ю.У. Музейная педагогика и музейная социология : сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель / Ю. У. Гуральник // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. - М., 2001. - С. 21-29.
19. Давидчук, А. Н. Обучение и игра.- М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С. 24.
20. Детское творчество и музей: собирание, хранение и экспонирование: метод, рекомендации для музейных педагогов, учителей изобразительного искусства и руководителей школьных музеев / сост. М. А. Литвинова, Б. А. Столяров ; науч. ред. Б. А. Столяров ; ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. - СПб.: ГРМ, 2010. - 32 с.
21. Долгих, Е. В. Проект «Музейная педагогика» - пространство гражданского становления / Е. В. Долгих, Н. И. Проскурякова, Т. Н. Феодосова // Директор школы. - 2008. - № 2. - С. 82-85.
22. Дубровская, Н. В. Особенности восприятия цвета у дошкольников / Н. В. Дубровская // Детское творчество и музей. - СПб., 2005. - С. 153-165.
23. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М, ТЦ Сфера, 2006.
24. Ештокина, И. П. Музейная педагогика в условиях социокультурной и образовательной среды Ленинградокой области / И. П. Ештокина // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. - СПб., 2005. - С. 79-93.
25.Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. - СПб., 2005. - С. 120-122.
26.Замятина, Т. К. Возможности введения регионального компонента в условиях реализации музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» в Рязани и Рязанской области / Т. К. Замятина // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. - СПб., 2005. - С. 141-143.
27.Золотова, Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания / Н. Золотова // Искусство в школе. - 2009. - № 4. - С. 58-59.
28. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства. Альбом Т.Я. Шпикалова, Е.В. Алексеенко и др. М.: Просвещение, 2003. - С. 161.
29. Иргит, Е.Л. Воспитательный потенциал детских песен / Педагогика любви: Материалы международной научно-практической конференции «Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии». 8-12 июля 2009 г. - Кызыл, Изд.-полиг.отдел «Билиг» Института развития национальной школы - 2009.- Стр. 149-153.
30. Иргит, Е.Л. О роли поликультурного образования в тувинской школе // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт- Петербург, 20-21 мая 2010 г.) / Пед науч. ред. И.Л.Набока: В 2-х ч. - Ч. II. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. - С. 185-185.
31. Иргит, Е.Л. О тувинской народной игре «Кажык» / Е.Л. Иргит, Э.Э. Мендот // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т. VII. Ч.1. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - С. 539-544.
32. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29¬31.
33. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей - детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. - 2002. - № 2. - С. 133¬140.
34. Мень, Т. Е. Ребенок и кукла в современном мире / Т. Е. Мень // Детское творчество и музей. - СПб., 2005. - С. 117-122.
35. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова, М., «Линнка-Пресс», 2008.
36. Морозова, Л.Д. Метод проектов в деятельности ДОУ // Детский сад от А до Я. - 2006. - № 2. - С. 12.
37. Музееведение. Ребенок в музее. - М., 1993. - С. 41-43
38. Музей и образование: Материалы для обсуждения / Гнедовский М.Б., Макарова Н.Г., Юхневич М.Ю. - М.: ВНИК «Школа», 2009. - С. 40.
39. Музейнаи педагогика / под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. - М., 2008. - 127 с.
40. Музейно-педагогическаи программа «Здравствуй, музей!» в условиях дошкольных образовательных учреждений Красносельского района С.¬Петербурга / С. Г. Маслова, И. П. Ештокина, И. Л. Саво [и др.] // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. - СПб., 2005. - С. 54-70.
41. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. - СПб., 2008. - 48 с.
42. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. - СПб., 2008. - 208 с.
43. Некрасова-Каратеева, О. Л. Детское рисование как предмет исследования: искусствоведческий аспект / О. Л. Некрасова-Каратеева // Детское творчество и музей. - СПб., 2005. - С. 10-42. - Библиогр. в сносках.
44. Нургалиева, М. Проекты Детского музея - забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. - 2010. - № 9. - С. 32-35.
45. Олейник, Н. А. Детское творчество с использованием природных материалов / Н. А. Олейник // Детское творчество и музей. - СПб., 2005. - С. 103-109.
46. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М., 2000. - 89 с.
47. Полежаева, Т. А. О работе с детьми в Музее-заповеднике Н. А. Некрасова «Карабиха» / Т. А. Полежаева // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. - М., 2001. - С. 139-142.
48. Полежаева, Т. А. Сценарное решение экспозиции «Русским детям» по произведениям Н. А. Некрасова в Музее Деда Мазая / Т. А. Полежаева // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. - М., 2001. - С. 142-144.
49. Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм : в 10-ти т. Т.Ѵ: Будущие поколения - национальное достояние России. - М. : Клуб «Реалисты», 2009. - С. 283-289.
50. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л.Князева, М.Д. Маханева. - СПб. : Детство - Пресс, 2008.
51. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор-составитель: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М, АРКТИ. - 2006.
52. Родина, Т. А. Алгоритмы музейной педагогики / Татьяна Родина // Лицейское и гимназическое образование. - 2010. - № 1. - С. 16-19.
53. Российский центр музейной педагогики и детского творчества : содержание деятельности, планы, проекты / Б. А. Столяров ; Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный русский музей», РАО. - СПб. : ГРМ, 2010. - 36 с.: цв. ил.
54. Сапанжа, О. С. Основы музейной коммуникации / О. С. Сапанжа. - СПб., 2007. - 116 с.
55. Создание системы работы с подрастающим поколением музейными средствами. Методические рекомендации, 2009. - С. 112.
56. Столяров, Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. - СПб., 1999. - С. 7.
57. Столяров, Б. А. Изобразительная деятельность ребенка как музейно-педагогическая проблема / Б. А. Столяров // Детское творчество и музей. - СПб., 2005. - С. 4-9.
58. Столяров, Б. А. Музейная педагогика : История, теория, практика : учеб.пособие / Б. А. Столяров. - М.: Высш. шк., 2004. - 216 с.
59. Тулинова, О. В. Музейная педагогика в условиях малого города / О. В. Тулинова // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 122-125.
60. Федорова, С.Н. Диагностическое сопровождение развития этнокультурной личности дошкольника: Учебное пособие / С.Н. Федорова. - Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013. - С. 14-16.
61. Хабаров, В. В. «Живая история», или Лето в музее / В. В. Хабаров // Народное образование. - 2010. - № 3. - С. 249-252.
62. Художественное и эстетическое обррьование. Музей и школа. Алексеева, И. Г. Десять лет сотрудничества / И. Г. Алексеева // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. - СПб., 2005. - С. 75-78.
63.ЧУМРЛОВР, Т. В. Музейная педагогика как новаи обраьовательнаи технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. - М., 2001. - С. 30-34.
64.Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 59-65.