Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование основ этнокультуры посредством праздника «Шагаа»

Работа №16753

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
884
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования основ этнокультуры дошкольников 7
1.1. Сущность этнокультурного образования 7
1.2. Этнокультура как основа развития современного дошкольника . . .14
Вывод 20
Глава II. Использование праздника «Шагаа» в формировании основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста 22
2.1. Организация и проведение исследовании 22
2.2. Формирование основ этнокультуры у детей старшего дошкольного
возраста посредством праздника «Шагаа» 26
Вывод 37
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение 1. Материалы для проведения Шагаа 48
Приложение 2 53
Приложение 3 54


Актуальность. Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью её сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей - достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры [2, 24].
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Учитывая тот факт, что республика с преобладающим тувинским населением этнокультурное воспитание воспитанников опирается на традиционную культуру тувинского народа в сравнении её своеобразия с другими этнокультурами. Это делает актуальной тему исследования:
Степень изученности проблемы. Этнокультура, как основная часть общечеловеческой культуры, переданная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности (Божович Л.И, Выготский Л.С, Леонтьев А.Н, Рубинштейн С.Л, Эльконин Д.Б и др.). Значение понятия «этнокультура» как этнической компонент, понятие «народная культура» на социальном уровне рассматривались учеными по-разному (культура социальных слоев, структура которых менялась в историческом процессе: Гусев В.Е, Каган М.С, Камаев А.Ф). Некоторые культурологи отождествляют понятия этнической культуры и культуры этноса, другие разграничивают их ( Грушевицкая Т. Г, Козлов В.И, Садохин А.П). Этнокультура является содержательной основой этнокультурного образования.
Этнопедагогические исследования, проведенные в последние годы, делают попытку устранить серьезный пробел этнокультурных знаний подрастающего поколения. Можно выделить работы ученых, в которых освещаются вопросы формирования личности в контексте национальной культуры - Бондаревской Е.Б, Бикбулатова Н.В, Валеева Д.Ж, Волкова Г.Н, Гадиева Р.Г, Измайлова А.Э, Кутлугильдиной Ю.С, Мажитова Н.А, Мукаевой О.Д, Нагина М.С, Неретиной Л.В, Раимовой С.И, Рамзай В.Т, Танхасаевой С.С, Шадриной А.А и др.
В отечественной педагогике вопрос, связанный с эстетическим образованием и развитием дошкольников и школьников на материале национальных традиций народного искусства, получил освещение в педагогических исследованиях Абдулаева С.Ф, Асылханова Е.С, Атдаева Э, Данилова А.А, Ершовой Л.В, Ижанова Б.И, Комаровой Т.С, Лапшиной Л.Э, Магомедовой В.Н, Савенковой Л.Г, Шпикаловой Т.Я и др.
Проблемами этнопедагогики тувинцев занимаются такие ученые как Салчак К.Б, Кенин-Лопсан М.Б, Ооржак Х.Д-Н, Сундуй Г.Д, Шаалы А.С, Ооржак С.Я и др.
Вместе с тем, меры, которые принимаются со стороны государственных и общественных организаций, со стороны школ, дошкольных учреждений по решению возникших проблем трансляции этнокультуры, часто носят несистемный и нецеленаправленный характер.
На основе вышеизложенного была определена проблема исследования, заключающаяся в устранении противоречий между потребностью в организации интегративного постижения основ национальной культуры и недостаточной разработанностью подходов к решению этой задачи в практике национально-регионального дошкольного образования.
Объект: формирование основ этнокультуры у дошкольников.
Предмет: формирование этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: определить условия формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста посредством праздника «Шагаа».
Задачи исследования.
1. На основе изучения научно-педагогической литературы определить сущность понятий «этнокультура», «этнокультурное образование», особенности его формирования в дошкольном возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование с целью определения педагогических условий, обеспечивающих этнокультурное развитие дошкольников в процессе проведения «Шагаа».
3. Обобщитъ и описать результаты исследования!.
Гипотеза: формирование основ этнокультуры дошкольников возможно, при условии:
1) приобщения детей к традиционным культурным ценностям через практическое освоение народной культуры во время проведения праздника «Шагаа»;
2) осуществляется комплексное освоение различных видов народного творчества в процессе игровой и творческой деятельности на празднике.
Методы исследования:
• теоретический анализ научной литературы:
• изучение опыта работы дошкольного образовательного учреждения.
• наблюдение;
• количественная обработка результатов исследования.
Теоретической основой исследования: Идеи Ушинского К.Д,Грушевицкой Т.Г, Козлова В.И, Садохина А.П о том, что этнокультура является содержательной основой этнокультурного образования.
Базой исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Кызыла.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы студентами, воспитателями, методистами в дошкольных учреждениях в целях формирования этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, использованной литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


На основе изучения работ ( Божович Л.И, Выготский Л. С, Леонтьев А.Н, Рубинштейн С.Л, Эльконин Д.Б, Грушевицкая Т.Г, Козлов В.И, Садохин А.П и др.) рассмотрены сущность этнокультурного образования, модели и определения этнокультуры, этнокультурного образования, этнокультурной компетентности.
Можно выделить этуопедагогичестие исследования ученых, в которых освещаются вопросы формирования личности в контексте национальной культуры - Бовдаревской Е.Б, Бикбулатова Н.В, Ванеева Д.Ж, Волкова Г.Н, Гадиева Р.Г, Измайлова А.Э, Кутлугильдиной Ю.С, Мажитова Н.А, Мукаевой О.Д, Нагина М.С, Неретиной Л.В, Раимовой С.И, Рамзай В.Т, Танхасаевой С.С, Шадриной А.А и др.
Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической сопиодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.
Этнокультурная компетентность — это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.
В дошкольном образовании этнокультурное образование реализуется в основном в учебной и внеучебной деятельности воспитанников.
Важнейшим: условием формирования основ этнокультуры является приобщение детей к традиционным культурным ценностям через практическое освоение народной культуры и творчества, которое
осуществляется на основе интеграции двух компонентов этнокультуры:этноэстетического и этнопедагогического, тесно взаимодействующих друг с другом. Анализ результатов проведенной беседы свидетельствует том, что у детей старшего дошкольного возраста присутствует интерес к национальной культуре, почти все говорят на родном языке, имеется наличие некоторых знаний о фольклоре, национальных играх и инструментах, знаний в области этикета; частично сформирована ориентировка в жанрах, знают отдельные произведения народной культуры, наличие отдельных знаний о традициях и обычаях.
Также есть дети с низким уровнем знаний и умений о народной культуре, у них отсутствует интереса к народной культуре, знания в области этикета отсутствуют, что актуализирует необходимость проведения целенаправленной педагогической работы с дошкольниками.
Педагогический коллектив дошкольного детского сада №4 осуществляет формирование основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста и рассматривает его как процесс освоения ребенком доступных знаний о народной культуре. Для реализации формирования основ этнокультуры выделены педагогические условия, необходимые для поэтапного формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Праздник организуется в целях воспитания у дошкольников этнокультурной компетенции гражданственности, патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории народа; приобщения детей к историческому и духовному наследию народа через практическое участие в национальном празднике.
Ставятся задачи, определены формы работы, основной принцип, заложенный в основу работы, условия, этапы проведения праздника. Распределены виды работ всех участников праздника: родителей, воспитателей и детей. В программе праздника «Шагаа» имеется все виды конкурсов. В соответствии с целями и задачами проекта, содержанием воспитательно-образовательного процесса изложены полученные результаты проведения праздника.
Таким образом, проведение праздника «Шагаа» дает возможность формировать у детей разнообразные знания и представления о народной культуре, знакомить с народными традициями, развивать творческие умения.
Такой подход к формированию основ этиокультуры позволяет сформировать у детей любовь к своему народу, к народной художественной культуре, уважение к родной истории, эмоционально-оценочное отношение к народной культуре.



1. Афанасьева, А. Б. Дни погружения в фольклорную тему // Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д, 2004.
2. Акбаев, Л.Н. Специфика этноэстетического воспитания в Казахстане» Журнал БОгм-Образование, 2004 № 3..
3. Бим-Бад, Б.М . Воспитание человека человеком: начала
современной педагогической антропологии. - М., 1994.
4. Беpитовa, Н.Е. Традиции отношения школьников к миру // Вестниа МГОУ. Серия «Педагогика», 2011. - № 1. - С. 22-26.
5. Будегечиева, Т.Б. Художественное наследие тувинцев . - М,, 1995.
6. Вайнштейн, С.И . История народного искусства Тувы . - М,, 1974.
7. Вайнштейи, С.И. Мир кочевников Цеитр£шьиoй Азии. - Мд Наука,
1991.
8. Волков, Г.Н . Этнопедагогика тувинского народа. /. ГЛ. Волков, К.Б. Салчаа, А.С.Шаалы. - Кызыл: Инст. разв. нац. школы,- 2009.
9. Волков, ГЛ . Современное функционирование народной
педагогики аак феномена демократии и гуманизма. - Чебоксары, 1993.
10. Волков , Г.Н . Этнoпадaтoеикa : УНЯ6 . для студ . срдд. и высш . пдд . учеб. заведений. -2-е изд., испр. и доп.- М., 2000.
11. Дннилюк, А.Я. Концепция и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, В .А. Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещение,- 2010. -23 с.
12. Иринт , Е.Л. Boепиттнeлтный потенциал деааких псеш / Педагогика любви: Материалы международной иаучно-nркктической конференции «Этиоиедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии». 8-12 июля 2009 г. - Кызыл, Иад.-поаиг.отдел «Билиг» Института развития иациоиааьиой школы,- 2009,- Стр. 149-153.
13. Иргит, Е.Л. Культурологический аспект в преподавании тувинского языка в национальной школе // Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии / Тезисы 1-го Международного Конгресса, Кызыл, 14¬18 июля 2004г.: Мин-во общего и проф. обр-ния Р.Т: - Кызыл, «Билиг», 2004. - Стр. 35-37.
14. Иргит, Е.Л. Речевой этикет тувинцев в произведениях М.Б. Кенин- Лопсан // Вестник гимназии: Сборник методических работ. Вып. 2. - Кызыл, 2005. - С. 122-128. (натув. яз.)
15. Иргит, Е.Л. О роли поликультурного образования в тувинской школе // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20-21 мая 2010 г.) / Пед науч. ред. И.Л.Набока: В 2-х ч. - Ч. II. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. - С. 185-185.
16. Иргит, Е.Л. О тувинской народной игре «Кажык» / Е.Л. Иргит,
Э.Э. Мендот // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т.ѴН. 4.1. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.-С. 539-544.
17. Кенин-Лопсан, М.Б. Древняя этика тувинского народа. Книга первая. - Кызыл .- 1994.
18. Кенин-Лопсан, М.Б. Традиции тувинского народа. Книга вторая. - Кызыл, 1999. - 352 с. (на тув. яз.)
19. Кон, Ф. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. - М., 1983.
20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. - 2002. - № 42.
21. Концепция национальной образовательной политики РФ
//Народное образование. - 2007. - № 1.
43
22. Корепннвва, М.В . Методичеккиь рекомендации к программь социально-личностногоразвития детей дошкольного возраста / М. В. Корепанова, Е.В. Харлампова. - М. : Баласс, 2007.
23. Корташев, В.А. Этнокультурная компетентность // Воспитание этнотолерантуоети подростка в семье : словарь / общ. ред. А. Г. Козловой. СП6.--2005.
24. Краевкиий, В . В . (2003) Общиь основы пддгооииии . М . : Акш^ми..
25. Культура тувинцвв : традиция и современность. - Кызыл, 1988. - 151с.
26. Куприянова, Л.Л. 27. Мнннай-оол М.Х. Тувинщл : Поииcоoждуниь и формировнниь этноса. - Новосибирск: наука, 2004. - 166 с.
28. Mтепаддыв : Сборник. - Кызыл, Тув . кн . иддвво , 1991 . - 272 с.
29. Мид, М . Культура и мир детства-ь М. , 198..
30. Мудрость народа. Тувинские полловицы и пoеoвopки. - Квинл,
1976.
31. Шмалл , Э.Х. Xлeбoеoльнaя юраа. -Кызыл, 1*995.
32. Наумннко, Т.М . Фольклорная азбуаа : Уиеб. пособие для начлльной школы. - М., 1996. - 136 с.
33. Heддамкoвэвао, Г.В . Этнопедагогика : УЧ.. . пособие для вуто. . - М., 2011. - 225 с. (Сіаидеатиз).
34. Ондрр, Б.К. Эвфамиамы ккк оламунт речввой кульууры // Бнпзы. - № 4,- 2002. - С. 73-76.
35. Оидрр, Л.М. Hациoнллунoь вамoеoунуниь аyзинцев // Тезиыы Конгресса национальные систем образования //"Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии",- Кызыл,- 14-18 июля 2004 г. Часть 2. - С. 9-10.
36. Ооржко, А .К . Традици,, обычии гуиннив: : Учебняя программа для 5-9 классов тувинской школы. Пособие для учителей. - Кызыл, 2003. - 54 с.
37. Ооржак, С.Я. Этническая культура ааа наиболее древний компонент национальной культуры // Научные труды Тывинского государственного университета. Выпуск 2. - Кызыл, 2003. - С. 149-150.
38. Ооржак, Х.Д.-Н. Тувинские подвижные игры. - Кызыл, 1995. (на русс, и тув. яз.)
39. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - М, 2002. - 528 с.
40. I Іоііп’арева, Т.В. (2009) Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : авто- реф. дис. ... д-ра пед. наук. Владикавказ.
41. Пpикаь Министерства образования и науки РФ от 2. ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
42. Сліаак, К.Б. Пpелмеоетннoетв гуишіскі^х нрродных еpадиций воспитания и современной педагогической культуры Тувы: АКД. Чебоксары - Кызыл, 1974.
43. Сллчак , К.Б . Pазеивиь тувинской нрродной падaвoеири . - Кызыл, 1984.
44. Сммуу , И.У . Дренне, xoйяйеооь и бы, еyеинсоoтo неpааa: ПoтoPиь для учителей / И.У.Салбу, М.Д.СКМЯУ М.Д. - Кызыл, 2004.
45. Смм',, И.У . Тувинкии, ыеpoднIеь іг^^і>і. - Кызыл, 1922.
46. Сундуй, Г.Д . Ал/юняя падгтoеикв кочввых неpкдев Цтнеpльтнoй Азии // Тезисы Конгресса национальных систем образования "Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии", Кызыл, 14-18 июля 2004 г. Часть 2.
47. СуЕдууй, Г.Д. Мир детства кочввой Аиии : опыт, духовно- ираествнниого еоспреаирй,- Кызыл: Институт развития национальной школы. - 2009.
48. Сундуй, Г.Д. Народная педагогика тувинцев: история, теоретическое и практическое значение (Предисловие) // Нкрокикй педагогика. Примерные программы!. - Кызыл, 1995. - С. 3-6 (на тув. яз.).
49. Сундуй, Г.Д. Народоведение: Эксперилеиеальиый учебник-
хрестолатий для 1-2 классов. - Кызыл, 2003. - 151 с. (на тув. яз.)
50. Сундуй, Г.Д. Народоведение: Экспериментальный учебник-
хрестоматия для 3-4 классов. - Кызыл, 2004. - 141 с. (на тув. яз.)
51. Сундуй, Г.Д. Педагогика совести: Монография / Г.Д.Суидуй .¬Кызыл: Институт развития нациоикаьной школы. - 2013. - 112 с.
52. Сундуй, Г.Д. Особенности возрастной периодизации в народной педагогике тувинцев (на примере центрально-азиатской модели еоспртаиий) // Эрдэм шрнчилгээиий бичиг МУИС-ИЙН Ховд СКЛЯКР сургууль. - Ховд Монголулс. №1.
53. Сундуй, Г.Д., Народная педагогика: Научно-методические
рекомендации к экспериментальным учебнрккл-хрестолаеийл
"Народоведение" для 1-6 классов. - Кызыл, Тув. кн. рзд-ео, 2004. (на тув. яз.)
54. Сундуй, Г.Д. Прогрессрвные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков (на материале сельских школ Тувы). АКД. - М., 1993.
55. Толковый словарь тувинского языка. Т.2. / Под ред. Д.А.Монгуша. - Новосибирск: наука. - 2011.
56. Традиционное воспитание детей народов Сибири // Под ред. И.С. Кона, Ч.М. Таксами. - Л., 1988.
57. Традиционные верования и быт народов Сибири // Под ред. И.Н. Гелуееа, А.М. Сагалаева. - Новосибирск, 1987.
58. Тувинские благопожеааний. - Кызыл, 1990. (на тув. яз.)
59. Тувинские иародные загадки. - Кызыл, 1976. (на тув. яз.)
60. Тувинские народные традиции и обычаи. Сборник статей. - Кызыл, 1991.
61. Ушинсаий, К.Д. Собр.соч. Т.2,- М, «Педагогика» 1988.
62. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». - Новосибирск: Норматика, - 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ