Методика подготовки школьников к олимпиадам в области естествознания
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНОЕ ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ 7
1.1. История школьного олимпиадного движения в России 7
1.2. Роль олимпиадного движения в развитии образования и науки 11
1.3. Обзор современных школьных олимпиад 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К
ОЛИМПИАДАМ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
17 (ХИМИЯ,БИОЛОГИЯ) 17
2.1. Классификация олимпиадных заданий по химии и биологии 17
2.2. Методические рекомендации 20
2.2.1. Анализ содержания школьной программы по биологии и
заданий Олимпиады НТИ 20
2.2.2. Анализ содержания школьной программы по химии и заданий
Олимпиады НТИ 27
2.2.3. Анализ успешного педагогического опыта в подготовке
победителей школьных олимпиад среди учителей г. Красноярска и Красноярского края 28
2.2.4. Разработка методических рекомендаций для подготовки
школьников к олимпиадам по химии и биологии 35
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение 46
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНОЕ ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ 7
1.1. История школьного олимпиадного движения в России 7
1.2. Роль олимпиадного движения в развитии образования и науки 11
1.3. Обзор современных школьных олимпиад 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К
ОЛИМПИАДАМ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
17 (ХИМИЯ,БИОЛОГИЯ) 17
2.1. Классификация олимпиадных заданий по химии и биологии 17
2.2. Методические рекомендации 20
2.2.1. Анализ содержания школьной программы по биологии и
заданий Олимпиады НТИ 20
2.2.2. Анализ содержания школьной программы по химии и заданий
Олимпиады НТИ 27
2.2.3. Анализ успешного педагогического опыта в подготовке
победителей школьных олимпиад среди учителей г. Красноярска и Красноярского края 28
2.2.4. Разработка методических рекомендаций для подготовки
школьников к олимпиадам по химии и биологии 35
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение 46
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, которая является основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны [14]. Можно утверждать, что современным источником экономического прогресса является область новых разработок и технологий. В настоящий момент значительно возросла значимость интеллектуального и творческого потенциала и, как следствие, важность работы с талантливой молодежью, в особенности с одаренными детьми.
Согласно Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, статья 77, в Российской Федерации осуществляется поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности и оказывается содействие в получении такими лицами образования. В целях обнаружения и поддержки лиц, показавших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной деятельности, творческой деятельности, физкультурноспортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений [39].
Помимо федеральных программ поддержки одаренных детей существуют и региональные. Так в Красноярском крае уже на протяжении нескольких лет действует краевая база данных «Одаренные дети Красноярья», разработанная по инициативе и поручению Губернатора Красноярского края в рамках программы «Одаренные дети Красноярья на 2011-2013 гг.», в которой накапливаются и систематизируются данные об одаренных детях и педагогах, подготовивших учеников к успешному выступлению в конкурсах и олимпиадах. На основании этих данных формируется рейтинг одаренных детей, причем учитывается участие в самых разных конкурсах, не только на региональном или заключительном этапах, но и на уровне школы или муниципалитета. Этот рейтинг, свою очередь, дает доступ к участию в бесплатных интенсивных школах по тем предметам, в отношении которых дети проявляют признаки одаренности. Такая система дополнительно повышает интерес к участию в конкурсах и олимпиадах самого разного уровня как со стороны родителей, так и со стороны детей и педагогов, и позволяет формировать целостную картину результатов работы с одаренными детьми в Красноярском крае.
С 2017 года вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. В соответствии с новым профессиональным стандартом в должностной инструкции учителя появились такие пункты, как планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования, организация олимпиад и конференций, использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования [33]. Поддержка и помощь обучающимся в их подготовке к участию в олимпиадах и конкурсах, которая раньше было добровольным выбором учителя, стала обязательным элементом профессиональной деятельности, и для достижения эффективности в работе имеет смысл заранее продумывать порядок действий, способных привести к желаемому результату. При этом достижения обучающихся в предметных конкурсах и олимпиадах, являются важным показателем качества работы педагога, одним из оснований для присвоения квалификационной категории, а для обучающегося успешное участие в олимпиаде зачастую является серьезной основой для профессионального самоопределения, укрепляет мотивацию для дальнейшего углубления и расширения знаний.
Современная школа должна готовить всесторонне развитого выпускника, умеющего ориентироваться в мире и решать возникающие перед ним задачи. Это возможно, если обучающийся ещё в школе регулярно тренируется в выполнении таких заданий, которые заставляют его думать и искать решения. Такая работа проводится во внеурочной деятельности.
Одной из эффективных форм внеклассной работы с обучающимися в школе является проведение олимпиад. Олимпиады вызывают интерес обучающихся, активизируют их и заставляют выполнять поиск недостающей информации, также стимулируют к соревнованию и повышению своего уровня знаний для успешного выполнения олимпиадных заданий. Олимпиады служат эффективным средством контроля предметных компетенций обучающихся, являются более интересным видом деятельности, чем выполнение контрольных и проверочных работ, позволяют обучающимся проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования и педагогической практики.
В последние годы в олимпиадном движении появилась новая отрасль - олимпиады с межпредметным содержанием, которые затрагивают сразу несколько учебных дисциплин и направленны на оценку, в большей степени, практических навыков, а также умение работать в команде, распределяя роли.
Объект: учебно-воспитательный процесс обучающихся, включающий подготовку к олимпиадам.
Предмет: методические условия подготовки обучающихся к
олимпиадам в области естествознания.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по подготовке обучающихся к олимпиадам межпредметного характера в области естествознания.
Задачи исследования:
Задача 1. Проанализировать состояние современного олимпиадного
движения в России.
Задача 2. Изучить позитивный опыт педагогов в подготовке победителей школьных олимпиад.
Задача 3. Провести анализ содержания школьной программы по биологии и химии и заданий олимпиады Национальной Технологической Инициативы (НТИ).
Задача 4. Разработать методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиадам межпредметного характера в области естествознания.
Методы исследования: теоретический (анализ текстовой информации, обобщение), практический (работа с литературными источниками)
Согласно Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, статья 77, в Российской Федерации осуществляется поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности и оказывается содействие в получении такими лицами образования. В целях обнаружения и поддержки лиц, показавших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной деятельности, творческой деятельности, физкультурноспортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений [39].
Помимо федеральных программ поддержки одаренных детей существуют и региональные. Так в Красноярском крае уже на протяжении нескольких лет действует краевая база данных «Одаренные дети Красноярья», разработанная по инициативе и поручению Губернатора Красноярского края в рамках программы «Одаренные дети Красноярья на 2011-2013 гг.», в которой накапливаются и систематизируются данные об одаренных детях и педагогах, подготовивших учеников к успешному выступлению в конкурсах и олимпиадах. На основании этих данных формируется рейтинг одаренных детей, причем учитывается участие в самых разных конкурсах, не только на региональном или заключительном этапах, но и на уровне школы или муниципалитета. Этот рейтинг, свою очередь, дает доступ к участию в бесплатных интенсивных школах по тем предметам, в отношении которых дети проявляют признаки одаренности. Такая система дополнительно повышает интерес к участию в конкурсах и олимпиадах самого разного уровня как со стороны родителей, так и со стороны детей и педагогов, и позволяет формировать целостную картину результатов работы с одаренными детьми в Красноярском крае.
С 2017 года вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. В соответствии с новым профессиональным стандартом в должностной инструкции учителя появились такие пункты, как планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования, организация олимпиад и конференций, использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования [33]. Поддержка и помощь обучающимся в их подготовке к участию в олимпиадах и конкурсах, которая раньше было добровольным выбором учителя, стала обязательным элементом профессиональной деятельности, и для достижения эффективности в работе имеет смысл заранее продумывать порядок действий, способных привести к желаемому результату. При этом достижения обучающихся в предметных конкурсах и олимпиадах, являются важным показателем качества работы педагога, одним из оснований для присвоения квалификационной категории, а для обучающегося успешное участие в олимпиаде зачастую является серьезной основой для профессионального самоопределения, укрепляет мотивацию для дальнейшего углубления и расширения знаний.
Современная школа должна готовить всесторонне развитого выпускника, умеющего ориентироваться в мире и решать возникающие перед ним задачи. Это возможно, если обучающийся ещё в школе регулярно тренируется в выполнении таких заданий, которые заставляют его думать и искать решения. Такая работа проводится во внеурочной деятельности.
Одной из эффективных форм внеклассной работы с обучающимися в школе является проведение олимпиад. Олимпиады вызывают интерес обучающихся, активизируют их и заставляют выполнять поиск недостающей информации, также стимулируют к соревнованию и повышению своего уровня знаний для успешного выполнения олимпиадных заданий. Олимпиады служат эффективным средством контроля предметных компетенций обучающихся, являются более интересным видом деятельности, чем выполнение контрольных и проверочных работ, позволяют обучающимся проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования и педагогической практики.
В последние годы в олимпиадном движении появилась новая отрасль - олимпиады с межпредметным содержанием, которые затрагивают сразу несколько учебных дисциплин и направленны на оценку, в большей степени, практических навыков, а также умение работать в команде, распределяя роли.
Объект: учебно-воспитательный процесс обучающихся, включающий подготовку к олимпиадам.
Предмет: методические условия подготовки обучающихся к
олимпиадам в области естествознания.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по подготовке обучающихся к олимпиадам межпредметного характера в области естествознания.
Задачи исследования:
Задача 1. Проанализировать состояние современного олимпиадного
движения в России.
Задача 2. Изучить позитивный опыт педагогов в подготовке победителей школьных олимпиад.
Задача 3. Провести анализ содержания школьной программы по биологии и химии и заданий олимпиады Национальной Технологической Инициативы (НТИ).
Задача 4. Разработать методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиадам межпредметного характера в области естествознания.
Методы исследования: теоретический (анализ текстовой информации, обобщение), практический (работа с литературными источниками)
По результатам проделанной работы были сформулированы следующие выводы:
1. Олимпиадное движение в России возникло в 1938 году по химии и в 1950 году по биологии, с каждым годом число участников олимпиад росло. Первые олимпиады носили в основном предметный характер.
Современное олимпиадное движение имеет множество направлений и межпредметный характер. Современные олимпиады направлены на интеграцию знаний обучающихся, выявление и сопровождение одаренных детей, способствуют повышению у школьников интереса к науке, формируют личность ребенка, воспитывая в нем ответственность за начатое дело, дают дополнительный шанс стать студентом.
2. Для успешной подготовки к олимпиадам в области естествознания необходима организация регулярного выполнения заданий в различных образовательных формах взаимодействия (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-литература), создание коллекции разноуровневых материалов по темам школьного курса, анализ результатов прошедших олимпиад, индивидуальный подход к каждому обучающемуся, воспитание у школьников стремление к победе.
3. Анализ содержания школьной программы показал соответствие тем по биологии и химии и заданий олимпиады НТИ, а также позволил выявить дефицит учебного материала школьной программы, необходимый для подготовки к олимпиаде. Для преодоления данного дефицита был проведен подобор учебного материала и составлен список дополнительной литература. Создана таблица для быстрого поиска нужной информации по темам олимпиады.
4. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиадам межпредметного характера в области естествознания включают: пять принципов по организации работы с одаренными детьми, а также создание базы интернет-ресурсов обучающего и научно-популярного характера, которые позволяют организовать самостоятельную подготовку и положительную мотивацию к изучению сложных тем.
5. Результаты исследования были опубликованы в материалах ХУШ Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы», 23 апреля 2019 года г. Красноярск (материал конференции и сертификат участника в приложении 1).
1. Олимпиадное движение в России возникло в 1938 году по химии и в 1950 году по биологии, с каждым годом число участников олимпиад росло. Первые олимпиады носили в основном предметный характер.
Современное олимпиадное движение имеет множество направлений и межпредметный характер. Современные олимпиады направлены на интеграцию знаний обучающихся, выявление и сопровождение одаренных детей, способствуют повышению у школьников интереса к науке, формируют личность ребенка, воспитывая в нем ответственность за начатое дело, дают дополнительный шанс стать студентом.
2. Для успешной подготовки к олимпиадам в области естествознания необходима организация регулярного выполнения заданий в различных образовательных формах взаимодействия (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-литература), создание коллекции разноуровневых материалов по темам школьного курса, анализ результатов прошедших олимпиад, индивидуальный подход к каждому обучающемуся, воспитание у школьников стремление к победе.
3. Анализ содержания школьной программы показал соответствие тем по биологии и химии и заданий олимпиады НТИ, а также позволил выявить дефицит учебного материала школьной программы, необходимый для подготовки к олимпиаде. Для преодоления данного дефицита был проведен подобор учебного материала и составлен список дополнительной литература. Создана таблица для быстрого поиска нужной информации по темам олимпиады.
4. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиадам межпредметного характера в области естествознания включают: пять принципов по организации работы с одаренными детьми, а также создание базы интернет-ресурсов обучающего и научно-популярного характера, которые позволяют организовать самостоятельную подготовку и положительную мотивацию к изучению сложных тем.
5. Результаты исследования были опубликованы в материалах ХУШ Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы», 23 апреля 2019 года г. Красноярск (материал конференции и сертификат участника в приложении 1).
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДАХ ПО БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2020 - Подготовка обучающихся к инженерной деятельности как формирование проектно-исследовательских компетенций
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020





