Введение 3
Глава 1. Анализ методической литературы по организации внеучебной деятельности по физике 7
1.1. Требования ФГОС к современному уроку физики в школе 7
1.2. Организация внеучебной работы по физике в основной школе 11
Глава 2. Методика организации внеучебной деятельности по физике в основной
школе 19
2.1. Моделирование факультативного курса по физике в основной школе .... 19
2.2. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности
по физике основной школы по теме «Плавание и погружение» 27
2.3. Результаты педагогического эксперимента по организации внеучебной
деятельности по физике у учащихся в основной школе 51
Заключение 53
Библиографический список: 55
Приложение 1 58
Приложение 2 67
Приложение 3 89
На сегодняшний день, в связи с постоянными изменениями в образовании и требованиями по ФГОС (федеральному государственному стандарту), остро стоит вопрос развития самостоятельности и творческой активности учащихся во внеурочной работе обучения и индивидуального подхода, а также подготовки и проведения различных видов внеурочной деятельности, практика которой способствует развитию и становлению личности в условиях единой школы, повышению уровня обучения.
Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем и, обычно, согласованным с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей.
Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: поощрениями через стенную газету, награждения, грамоты, книги, сувениры, похвалы и т.д.
Но достать подходящий материал, для проведения таких курсов, является проблемой. Занятия должны быть интересными, необычными, сопровождаться наглядными материалами, оборудованием и различными вспомогательными разработками.
Данная выпускная квалификационная работа направлена на то, чтобы создать методические рекомендации по организации внеучебной деятельности в виде факультативного курса по теме: «Плавание и погружение».
Для достижения вышеизложенной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу;
2. Изучить профессиональный стандарт;
3. Проанализировать курс естествознания.
4. Исследовать особенности построения элективного курса, его
методологические основы;
5. Подобрать материал, необходимый для создания элективного курса;
6. Разработать систему диагностирования знаний учащихся по данному курсу;
7. Создать методические рекомендации элективного курса по теме: «Плавание и погружение».
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по организации внеучебной деятельности учащихся по физике в основной школе (на примере темы «Давление»).
Предметом данной работы является процесс преподавания физики в средних общеобразовательных учебных заведениях.
Объектом исследования является разработка методических рекомендаций факультативного курса по теме «Плавание и погружение».
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе учебно- методического руководства для учителя.
Факультативный курс «Плавание и погружение» содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса физики и дополнительным к предмету Естествознание. Он является пропедевтическим, то есть вводным, изложенным в сжатой элементарной форме, который осуществляет предварительную подготовку учащихся к изучению предмета в основной школе. Он познакомит учеников с разными явлениями физики, которые изучают на первой ступени курса естествознания. Ранний позитивный опыт учения побуждает мотивацию и интерес, расширяет компетентность, развивает способности к научному мышлению. Курс рассчитан для учащихся 6-х классов и направлен на развитие познавательных и экспериментальных навыков у школьников.
На данной ступени обучения только начинается ознакомление с естественно-научными предметами, и целью данного курса вызвать устойчивый интерес ученика к физике и развить познавательные УУД:
1. Выделение цели и способов ее решения;
2. Выдвижение и проверка собственных гипотез;
3. Поиск информации и работа с дополнительными источниками;
4. Контроль и рефлексия собственной деятельности;
5. Сравнение результатов и исправление ошибок;
6. Решение проблемных вопросов во время экспериментов.
Актуальность включения факультативного курса «Плавание и погружение» в образовательный процесс шестиклассников объясняется несколькими причинами.
1. Занятие физикой поддержит и разовьет интерес к окружающему миру.
2. В этом возрасте у детей начинается пора формирования понятий, своевременное введение которых может предупредить ошибки при их использовании.
3. Физический опыт на уроке позволяет научить детей экспериментальному методу исследования мира, дает возможность детям самим «открывать» законы природы, не новые для человечества, но новые для себя.
В ходе работы над данной выпускной квалификационной работой были выполнены следующие цели:
• Создать методические рекомендации по организации внеучебной деятельности в виде элективного курса по теме: «Плавание и погружение».
Для достижения вышеизложенной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу;
2. Изучить профессиональный стандарт;
3. Проанализировать курс естествознания.
4. Исследовать особенности построения элективного курса, его методологические основы;
5. Подобрать материал, необходимый для создания элективного курса;
6. Разработать систему диагностирования знаний учащихся по данному курсу;
7. Создать методические рекомендации элективного курса по теме: «Плавание и погружение».
1. А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак. Физика. Химия. М.,
«Дрофа»,1997 год
2. Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике/ Г.А. Бутырский, Ю.А. Сауров.- М.: Просвещение,1998.
3. В.И.Елькин. Необычные учебные материалы по физике. М., «Школа-Пресс», 2001 г.;
4. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
5. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения:
Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический
конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.
6. Е.М.Гутник. Качественные задачи по физике. М., «Просвещение», 1995г.;
7. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Академия», 1999г. - 204с.
8. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
9. И.Я.Ланина. 100 игр по физике. М., «Просвещение»,1995 г.;
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2100. - 152с.
11. Книга ля чтения по физике. Составитель - И.Г.Кириллова. М., «Просвещение», 1986 г.;
12. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 - 126с.
13. М. Д. Даммер. Учебник для 5-6 класса пропедевтического курса «Физика 5-6». Челябинск, 2006г.
14. М.М.Балашов. О природе. Книга для учащихся 7, 8 класса. М., «Просвещение»,1991 г.;
15. М.М.Балашов. Физика-7.М., «Просвещение»,1994 год;...36