Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ

Работа №168776

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие «творческих способностей» в современной науки 7
1.2 Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3 Условия развития творческих способностей детей средствами
нетрадиционных техник рисования 24
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1 Изучение особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Реализация психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 48
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 54
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75


Актуальность темы исследования обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях. В последнее десятилетие большое внимание уделяется развитию человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. В связи с этим перед образовательной системой встает важная «задача развития творческого потенциала подрастающего поколения» [1, с. 89].
Развитием творческих способностей занимались многие ученые. Психологи (Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, Л.А. Венгер и др.) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества.
На современном этапе все больше внимания уделяется вопросам творческого развития дошкольников. Сегодня введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обозначило одной из главных задач - развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
В развитии творческих способностей большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: аппликация, лепка, создание конструкций из строительных и природных материалов. Одним из наиболее привлекательных для большинства дошкольников видов художественно-творческой деятельности являются рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник отличаются необычностью 3
материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых объектах.
Методический аспект обучения детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования раскрывается в работах Г. И. Давыдовой, Р. Г. Казаковой, Т. А. Ботовой с соавторами, А. В. Никитиной, Е. Н. Лебедевой, Н. А. Шинкарёвой, О. А. Григорьевой. Анализ их работ показал, что проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в настоящее время требует внимания, так как методика работы с детьми ориентирована преимущественно на формирование изобразительных умений и навыков, а это мало способствует развитию творческих способностей детей раннего возраста.
В тоже время в современных детских садах недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, что требует от педагога поиска новых путей в решении задач развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование и полученные результаты в ходе изучения особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, позволили сделать следующие определенные выводы:
Творческие способности - это сложное личностное качество, отражающее способность к порождению новых идей, что, в свою очередь, требует от человека высокой степени интеллектуальной активности, увлечённости, познавательной самодеятельности. Творческие способности свойственны любому человеку, выделяют десять основных признаков творческих способностей. Среди них: внимательность при поиске проблем, умение свертывания мыслительных операций, умение переноса, боковое мышление и его гибкость, активное развитие памяти, целостность восприятия, возможность к «сцеплению», легкость в создании разнообразных идей, умение доводить дела до конца;
Творческие способности по-разному проявляются в разные возрастные периоды жизни ребенка, обладают своей спецификой и обусловлены применением определенных технологий в формировании составляющих компонентов, которые входят в их структуру. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным (сензитивным) в развитии восприятия, образного мышления, воображения, это в свою очередь образует прочную основу в процессе развития творческих способностей ребенка. Выделяют две группы творческих способностей дошкольников: способности к познанию окружающей действительности; способности передавать свое отношение к действительности. Творческие способности дошкольников представляют собой совокупность четырех компонентов, а именно: мотивационного; содержательного; операционного; эмоционально-волевого.
К показателям развития творческих способностей старших дошкольников можно отнести: возникновение реализма в воображении; способность увидеть целое раньше частей; надситуативная и преобразовательная направленность преобразований в творчестве; активное экспериментирование.
Психолого-педагогическими условиями, при которых нетрадиционные техники рисования становятся эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, являются: владение детьми различными нетрадиционными техниками рисования; умение детей сочетать различные нетрадиционные техники рисования при выполнении одной работы; доступность средств и материалов для выполнения работ в различных нетрадиционных техниках рисования в самостоятельной свободной деятельности детей...


1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев: Наука жить, 1997. 357 с.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания. М.: Академический проект, 2015. 522 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2003. 292 с.
4. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с разными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002. 144 с.
5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 78 с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Феникс, 2011. 480 с.
7. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 17-26.
8. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие М.: Мозаика-Синтез, 2013. 94 с.
9. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 2007. 160 с.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
11. Дьякова Т.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 2. С. 9-13.
12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Знание, 2006. 96 с.
13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. 448 с.
14. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2015.192 с.
15. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Педагогическое общество России, 2009. 160 с...41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ