Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях РТ
1.1 Общая характеристика аудирования как вида речевой
деятельности 8
1.2 Специфика формирования умений в аудировании с использованием
аудиоматериалов на среднем этапе 11
1.3 Использование аутентичных аудиотекстов на уроках английского
языка 18
1.4 Психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию английского языка на среднем этапе в образовательных
организациях РТ 21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Формирование умений в аудировании с использованием
аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ
2.1 Положение обучения аудированию английского языка на среднем этапе в
образовательных организациях РТ 26
2.2 Анализ федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы и учебно-методических комплектов по английскому
языку на среднем этапе в образовательных организациях РТ 28
2.3 Система упражнений для формирования умений в аудировании с использованием аудиотекстов на среднем этапе в образовательных
организациях РТ 39
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 51
Данная выпускная квалификационная работа посвящена формированию умений в аудировании на среднем этапе с использованием аутентичных аудиотекстов в образовательных организациях РТ с учетом психолого-педагогических особенностей тувинских учащихся.
Во всем мире изучению английского языка придают большое значение. Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, мы сможем достичь многого не только в области лингвистики, но и культуры, общения, религии, политики и т.д. Чтобы овладеть языком нужно понимать речь говорящего, а для того чтобы научиться понимать речь, необходимо говорить. Понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания. Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух.
Аудирование - это понимание воспринимаемой речи на слух. Термин «аудирование» был введен американским психологом Д. Брауном. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудирования дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь вслух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка, прежде всего слуховой памяти [Верещагина, 2002, с. 34].
Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям возможность понимать высказывания на языке другого народа, в данном случае на английском языке. Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой [Зимняя, 1991, с. 89].
Актуальность данной темы состоит в том, что аудирование на среднем этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. Вопросы формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов являются не разработанным разделом, как и в целом, методики обучения английскому языку в образовательных организациях Республики Тыва. Все эти перечисленные проблемы создают актуальность выбранной нами темы выпускной квалификационной работы.
Объектом работы является процесс формирования умений в аудировании школьников среднего этапа обучения английскому языку в образовательных организациях Республики Тыва.
Предметом работы является формирование умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов, в нашем случае английских народных сказок, как средству развития иноязычных коммуникативных навыков у школьников на среднем этапе.
Гипотеза работы заключается в том, что эффективность и качество в формировании умений в аудировании английского языка на среднем этапе в образовательных организациях РТ могут быть достигнуты, если будут учитываться:
- психолого-педагогические особенности у тувинских учащихся на среднем этапе обучения английскому языку;
- подбор аутентичных аудиотекстов для аудирования, которые интересны по содержанию и доступны по языковому уровню развития школьников (в рамках ФГОС);
- система упражнений для формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Целью работы является составление системы упражнений для формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов, апробация данных упражнений с учетом психолого-педагогических особенностей у тувинских учащихся на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
2. дать психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию английского языка на среднем этапе;
3. проанализировать примерную программу федерального государственного образовательного стандарта и учебно-методические комплексы, использующиеся в общеобразовательных учреждениях РТ;
4. разработать упражнения для формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ;
5. апробация разработанных упражнений с учетом психолого-педагогических особенностей тувинских учащихся.
Новизна работы. Составление системы упражнений для формирования умений в аудировании английского языка с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях
РТ.
Апробация работы. Проведение урока-аудирования с использованием аутентичного аудиотекста «Three little pigs» в МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурак 6 «В» класс, а также выступление и публикация статьи по теме выпускной квалификационной работы в ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки по секции «Теоретические и методические аспекты обучения иностранным языкам».
Методами исследования являются наблюдение, анализ психолого-педагогической учебной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, аналогия, апробация, беседа.
Фактическим материалом исследования послужили английские народные сказки, которые интересны по содержанию и легко доступны на языковом уровне учащихся.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных лингвистов, посвященные теории и методике преподавания иностранным языкам, обучению аудированию на среднем этапе, формированию умений в аудировании, этнопедагогике тувинского народа и возрастной психологии.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании важности роли формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы студентами старших курсов направления подготовки «Педагогическое образование» профилей «Образование в области иностранного языка», «Родной язык, литература и иностранный язык (английский язык)», «Иностранный язык и иностранный язык (английский язык и немецкий язык)»филологического факультета ТувГУ на семинарских занятиях по дисциплине «Методика обучения английскому языку» и во время прохождения педагогической практики в образовательных учреждениях, а также молодыми учителями английского языка в процессе обучения английскому языку в средних школах республики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, его объект, предмет, гипотеза, фактический материал и методы его анализа, прилагаются апробация работы и методологические основы исследования, а также раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе были исследованы теоретические основы формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях Республики Тыва, которые включают общую характеристику аудирования как вида речевой деятельности, специфику формирования умений в аудировании на среднем этапе, использование аутентичных аудиотекстов на уроках английского языка и психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию английского языка на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Во второй главе были изучены формирование умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ, положение обучения аудированию английского языка на среднем этапе в образовательных учреждениях РТ, был сделан анализ действующих федерального государственного образовательного стандарта, примерных образовательных программ и учебно-методических комплектов по английскому языку в образовательных организациях РТ, а также была составлена система упражнений для формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
В конце работы приводится список использованной литературы и приложения.
Аудирование, являясь сложной перцептивной мыслительно- мнемической деятельностью, тесно связано с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Также оно связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков, что требует у слушающего ассоциативных связей, и аудирование является единственным видом речевой деятельности, при которой от лица его выполняющего, почти ничего не зависит, поэтому оно вызывает наибольшие трудности.
Г.Н. Волков, К.Б. Салчак и А.С. Шаалы считают, что психолого-педагогические особенности тувинских детей в процессе обучения формируется, с учетом их добровольного отношения к труду с самого раннего детства, и оно является фундаментом добросовестного отношения детей к учебе.
Амонашвили Ш.А., Рубинштейн С.Л. и Абрамова Г.С. пишут о том, что при обучении аудированию слушающий опирается на свой альтернативный опыт и достаточно развитые психологические механизмы.
Мы рассмотрели положение обучения аудированию английскому языку на среднем этапе в образовательных организациях РТ. По результатам опроса учителей, мы пришли к выводу, что формирование умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов является неразработанным разделом в образовательных организациях нашей республики, так как учителя редко применяют материалы для аудирования, а у тех учителей, которые применяют аудирование на уроках английского языка, есть учащиеся, которые плохо выполняют, и они, как правило с низким показателем успеваемости.
ФГОС ООО и примерная программа являются ориентиром для проведения успешных уроков, и в ходе анализа мы пришли к выводу что, система упражнений с использованием аутентичных аудиотекстов как метод формирования умений в аудировании на среднем этапе должна соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценности.
Эффективность и качество в формировании умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ могут быть достигнуты с учетом психолого-педагогических особенностей тувинских учащихся, подбором текстов для аудирования, которые интересны по содержанию и легко доступны на языковом плане учащихся.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были исследованы теоретические основы формирования умений в аудировании, психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию на среднем этапе, положение обучения аудированию английского языка в образовательных организациях РТ, анализ примерной программы федерального государственного образовательного стандарта и учебно-методических комплектов по английскому языку, рекомендованных министерством образования и науки РФ, и была разработана система упражнений с использованием аутентичных аудиотекстов как метод формирования умений в аудировании на среднем этапе (6 класс) в образовательных организациях РТ.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Е: 1999. - С. 444-457.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции
оценки учения школьников. - М.: Просвещение, 1996. - С. 10.
3. Бычинская А.О. Обучение билингвизму на среднем этапе: дис. кан. пед. наук. 18.03.2000 - Абакан. 2001. - С. 233.
4. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969. - С. 279.
5. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А., «Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поясновой деятельности» // ИЯШ, 1997, №2. - С. 15.
6. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык: учебник для 4 кл.шк. с углуб.изуч.англ.яз. - М.: Просвещение, 1999. - С. 33-48.
7. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык в средней школе. - М.: Просвещение, 2002 - С. 34.
8. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методики: учебное пособие для вузов. Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005 - 333 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей. Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2001. - 118 с.
10. Гальскова Н.Д., Соловцова Э.И. К проблеме содежания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы. // ИЯШ, 1991,
№3. - С. 18-20.
11. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение. - 1981. - С. 152.
12. Елухина Н.В. Обучение аудированию на среднем этапе школы с преподаванием ряда предметов на английском языке: дис. кан. пед. наук. 24.03.07. - М. 2007. - 95 с.
13. Зимняя И.А. Психология обучения языкам в школе. - М., 1991. -
116 с.
14. Инга О.Н. Теория и методика обучения иностранному языку: учебное пособие. О.Н. Инга [и др.]. - Томск: Издательство ТГПУ, 2008. -92 с.
15. Инга О.Н. Теория и методика обучения иностранному языку: учебно-методический комплекс: в 3 ч. О.Н. Инга, Е.В. Зырянова. - Томск: Издательство ТГПУ, 2006. - 494 с.
16. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Happy English: учебно-методический комплект. - М.: Титул. - 2012. - 278 с.
17. Клементенко А.Д., Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения ИЯ в средней школе. - М.: Педагогика. - 1981. - 18-24 с.
18. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Обучение восприятию на слух английской речи: Практикум. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 119 с.
19. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. - 243 с.
20. Руков. проекта Кузнецов А.А. Примерная программа основного общего образования. - М: Просвещение. 2012. - С. 3-25.
21. Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Обучения иностранным языкам -М.: Высшая школа, 1996. - 125 с.
22. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. - М., 1981. - 168 с.
23. Мильруд Р.П., Гончаров А.А. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычной
речи// ИЯШ. - 2003. - №1. - С. 15-18.
24. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранным языкам
или лингводидактика// ИЯШ. - 1996. - №1. - С. 2-5, 36.
25. Немов Р.С. Психология. - М: Владос, 2004. - С. 68-71.
26. Носович Е.В. Методическая аутентичность// ИЯШ. - 2000. - №1. - С. 18-21.
27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М: Роспедагентсво, 1996. -
С. 56.
28. Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Обучение аудированию. Воронеж: НОУ «Интерлингва». - 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», №12). - 118 с.
29. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку: уч. пос. для педаг. инстит. и фак. инос. яз. - Л.: Просвещение, 1975. - 218 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: уч. пособие для студ. выс. уч. зав. - М: Просвещение, 2005. - С. 44-48.
31. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: учебное пособие для вузов. Е.Н. Соловова - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - С. 49, 79-80.
32. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Е.Н. Соловова - М.: Просвещение, 2005. - С. 238-245.
33. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Е.Н. Соловова - М.: Просвещение, 2008. - 235 с.
34. Шаалы А.С., Волков Г.Н., Салчак К.Б. Этнопедагогика тувинского
народа. - К.: 2009. - С. 15-24.
35. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебное пособие. А.Н. Щукин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Филоматис, 2006.
- 475 с.
36. Цетлин В.С. Знания, умения, навыки в обучении иностранным языкам. - М., 1969. - 116 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. М: Просвещение. 2012. - С. 2-29.
38. Brumfit C.J., Carter R.A. Literature and Language Teaching. - Oxford University Press, 1986. - P. 54-56.
39. Ken Jones. Simulations in Language. - Teaching London, New York. - P. 86-88.
40. Megarry J. Aspects of Simulation and Gaming. Anthology of Sagset Journal Kogan Page. - L.- 1983. - P. 86-89.
41. Virginia Evans, Jenny Dooley, Olga Podolyako, Julia Vaulina. Spotlight:
- учебно-методический комплект. - М: Просвещение. - 2012. - 235 p.
42. British Counsil. The ESP teacher: role, development and prospects. - L.:
1981. - www.mylibrary.britishcouncil.org (дата обращения 16.02.2016).
43. British Counsil. English Language Teaching. - Oxford University Press, 1972. - ww.mylibrary.britishcouncil.org (дата обращения 16.02.2016).