Формирование умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях РТ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях РТ
1.1 Общая характеристика аудирования как вида речевой
деятельности 8
1.2 Специфика формирования умений в аудировании с использованием
аудиоматериалов на среднем этапе 11
1.3 Использование аутентичных аудиотекстов на уроках английского
языка 18
1.4 Психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию английского языка на среднем этапе в образовательных
организациях РТ 21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Формирование умений в аудировании с использованием
аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ
2.1 Положение обучения аудированию английского языка на среднем этапе в
образовательных организациях РТ 26
2.2 Анализ федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы и учебно-методических комплектов по английскому
языку на среднем этапе в образовательных организациях РТ 28
2.3 Система упражнений для формирования умений в аудировании с использованием аудиотекстов на среднем этапе в образовательных
организациях РТ 39
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 51
Глава 1. Теоретические основы формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях РТ
1.1 Общая характеристика аудирования как вида речевой
деятельности 8
1.2 Специфика формирования умений в аудировании с использованием
аудиоматериалов на среднем этапе 11
1.3 Использование аутентичных аудиотекстов на уроках английского
языка 18
1.4 Психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию английского языка на среднем этапе в образовательных
организациях РТ 21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Формирование умений в аудировании с использованием
аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ
2.1 Положение обучения аудированию английского языка на среднем этапе в
образовательных организациях РТ 26
2.2 Анализ федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы и учебно-методических комплектов по английскому
языку на среднем этапе в образовательных организациях РТ 28
2.3 Система упражнений для формирования умений в аудировании с использованием аудиотекстов на среднем этапе в образовательных
организациях РТ 39
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 51
Данная выпускная квалификационная работа посвящена формированию умений в аудировании на среднем этапе с использованием аутентичных аудиотекстов в образовательных организациях РТ с учетом психолого-педагогических особенностей тувинских учащихся.
Во всем мире изучению английского языка придают большое значение. Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, мы сможем достичь многого не только в области лингвистики, но и культуры, общения, религии, политики и т.д. Чтобы овладеть языком нужно понимать речь говорящего, а для того чтобы научиться понимать речь, необходимо говорить. Понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания. Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух.
Аудирование - это понимание воспринимаемой речи на слух. Термин «аудирование» был введен американским психологом Д. Брауном. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудирования дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь вслух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка, прежде всего слуховой памяти [Верещагина, 2002, с. 34].
Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям возможность понимать высказывания на языке другого народа, в данном случае на английском языке. Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой [Зимняя, 1991, с. 89].
Актуальность данной темы состоит в том, что аудирование на среднем этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. Вопросы формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов являются не разработанным разделом, как и в целом, методики обучения английскому языку в образовательных организациях Республики Тыва. Все эти перечисленные проблемы создают актуальность выбранной нами темы выпускной квалификационной работы.
Объектом работы является процесс формирования умений в аудировании школьников среднего этапа обучения английскому языку в образовательных организациях Республики Тыва.
Предметом работы является формирование умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов, в нашем случае английских народных сказок, как средству развития иноязычных коммуникативных навыков у школьников на среднем этапе.
Гипотеза работы заключается в том, что эффективность и качество в формировании умений в аудировании английского языка на среднем этапе в образовательных организациях РТ могут быть достигнуты, если будут учитываться:
- психолого-педагогические особенности у тувинских учащихся на среднем этапе обучения английскому языку;
- подбор аутентичных аудиотекстов для аудирования, которые интересны по содержанию и доступны по языковому уровню развития школьников (в рамках ФГОС);
- система упражнений для формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Целью работы является составление системы упражнений для формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов, апробация данных упражнений с учетом психолого-педагогических особенностей у тувинских учащихся на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
2. дать психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию английского языка на среднем этапе;
3. проанализировать примерную программу федерального государственного образовательного стандарта и учебно-методические комплексы, использующиеся в общеобразовательных учреждениях РТ;
4. разработать упражнения для формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ;
5. апробация разработанных упражнений с учетом психолого-педагогических особенностей тувинских учащихся.
Новизна работы. Составление системы упражнений для формирования умений в аудировании английского языка с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях
РТ.
Апробация работы. Проведение урока-аудирования с использованием аутентичного аудиотекста «Three little pigs» в МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурак 6 «В» класс, а также выступление и публикация статьи по теме выпускной квалификационной работы в ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки по секции «Теоретические и методические аспекты обучения иностранным языкам».
Методами исследования являются наблюдение, анализ психолого-педагогической учебной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, аналогия, апробация, беседа.
Фактическим материалом исследования послужили английские народные сказки, которые интересны по содержанию и легко доступны на языковом уровне учащихся.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных лингвистов, посвященные теории и методике преподавания иностранным языкам, обучению аудированию на среднем этапе, формированию умений в аудировании, этнопедагогике тувинского народа и возрастной психологии.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании важности роли формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы студентами старших курсов направления подготовки «Педагогическое образование» профилей «Образование в области иностранного языка», «Родной язык, литература и иностранный язык (английский язык)», «Иностранный язык и иностранный язык (английский язык и немецкий язык)»филологического факультета ТувГУ на семинарских занятиях по дисциплине «Методика обучения английскому языку» и во время прохождения педагогической практики в образовательных учреждениях, а также молодыми учителями английского языка в процессе обучения английскому языку в средних школах республики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, его объект, предмет, гипотеза, фактический материал и методы его анализа, прилагаются апробация работы и методологические основы исследования, а также раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе были исследованы теоретические основы формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях Республики Тыва, которые включают общую характеристику аудирования как вида речевой деятельности, специфику формирования умений в аудировании на среднем этапе, использование аутентичных аудиотекстов на уроках английского языка и психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию английского языка на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Во второй главе были изучены формирование умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ, положение обучения аудированию английского языка на среднем этапе в образовательных учреждениях РТ, был сделан анализ действующих федерального государственного образовательного стандарта, примерных образовательных программ и учебно-методических комплектов по английскому языку в образовательных организациях РТ, а также была составлена система упражнений для формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
В конце работы приводится список использованной литературы и приложения.
Во всем мире изучению английского языка придают большое значение. Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, мы сможем достичь многого не только в области лингвистики, но и культуры, общения, религии, политики и т.д. Чтобы овладеть языком нужно понимать речь говорящего, а для того чтобы научиться понимать речь, необходимо говорить. Понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания. Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух.
Аудирование - это понимание воспринимаемой речи на слух. Термин «аудирование» был введен американским психологом Д. Брауном. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудирования дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь вслух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка, прежде всего слуховой памяти [Верещагина, 2002, с. 34].
Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям возможность понимать высказывания на языке другого народа, в данном случае на английском языке. Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой [Зимняя, 1991, с. 89].
Актуальность данной темы состоит в том, что аудирование на среднем этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. Вопросы формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов являются не разработанным разделом, как и в целом, методики обучения английскому языку в образовательных организациях Республики Тыва. Все эти перечисленные проблемы создают актуальность выбранной нами темы выпускной квалификационной работы.
Объектом работы является процесс формирования умений в аудировании школьников среднего этапа обучения английскому языку в образовательных организациях Республики Тыва.
Предметом работы является формирование умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов, в нашем случае английских народных сказок, как средству развития иноязычных коммуникативных навыков у школьников на среднем этапе.
Гипотеза работы заключается в том, что эффективность и качество в формировании умений в аудировании английского языка на среднем этапе в образовательных организациях РТ могут быть достигнуты, если будут учитываться:
- психолого-педагогические особенности у тувинских учащихся на среднем этапе обучения английскому языку;
- подбор аутентичных аудиотекстов для аудирования, которые интересны по содержанию и доступны по языковому уровню развития школьников (в рамках ФГОС);
- система упражнений для формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Целью работы является составление системы упражнений для формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов, апробация данных упражнений с учетом психолого-педагогических особенностей у тувинских учащихся на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
2. дать психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию английского языка на среднем этапе;
3. проанализировать примерную программу федерального государственного образовательного стандарта и учебно-методические комплексы, использующиеся в общеобразовательных учреждениях РТ;
4. разработать упражнения для формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ;
5. апробация разработанных упражнений с учетом психолого-педагогических особенностей тувинских учащихся.
Новизна работы. Составление системы упражнений для формирования умений в аудировании английского языка с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях
РТ.
Апробация работы. Проведение урока-аудирования с использованием аутентичного аудиотекста «Three little pigs» в МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурак 6 «В» класс, а также выступление и публикация статьи по теме выпускной квалификационной работы в ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки по секции «Теоретические и методические аспекты обучения иностранным языкам».
Методами исследования являются наблюдение, анализ психолого-педагогической учебной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, аналогия, апробация, беседа.
Фактическим материалом исследования послужили английские народные сказки, которые интересны по содержанию и легко доступны на языковом уровне учащихся.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных лингвистов, посвященные теории и методике преподавания иностранным языкам, обучению аудированию на среднем этапе, формированию умений в аудировании, этнопедагогике тувинского народа и возрастной психологии.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании важности роли формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы студентами старших курсов направления подготовки «Педагогическое образование» профилей «Образование в области иностранного языка», «Родной язык, литература и иностранный язык (английский язык)», «Иностранный язык и иностранный язык (английский язык и немецкий язык)»филологического факультета ТувГУ на семинарских занятиях по дисциплине «Методика обучения английскому языку» и во время прохождения педагогической практики в образовательных учреждениях, а также молодыми учителями английского языка в процессе обучения английскому языку в средних школах республики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, его объект, предмет, гипотеза, фактический материал и методы его анализа, прилагаются апробация работы и методологические основы исследования, а также раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе были исследованы теоретические основы формирования умений в аудировании на среднем этапе в образовательных организациях Республики Тыва, которые включают общую характеристику аудирования как вида речевой деятельности, специфику формирования умений в аудировании на среднем этапе, использование аутентичных аудиотекстов на уроках английского языка и психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию английского языка на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
Во второй главе были изучены формирование умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ, положение обучения аудированию английского языка на среднем этапе в образовательных учреждениях РТ, был сделан анализ действующих федерального государственного образовательного стандарта, примерных образовательных программ и учебно-методических комплектов по английскому языку в образовательных организациях РТ, а также была составлена система упражнений для формирования умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ.
В конце работы приводится список использованной литературы и приложения.
Аудирование, являясь сложной перцептивной мыслительно- мнемической деятельностью, тесно связано с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Также оно связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков, что требует у слушающего ассоциативных связей, и аудирование является единственным видом речевой деятельности, при которой от лица его выполняющего, почти ничего не зависит, поэтому оно вызывает наибольшие трудности.
Г.Н. Волков, К.Б. Салчак и А.С. Шаалы считают, что психолого-педагогические особенности тувинских детей в процессе обучения формируется, с учетом их добровольного отношения к труду с самого раннего детства, и оно является фундаментом добросовестного отношения детей к учебе.
Амонашвили Ш.А., Рубинштейн С.Л. и Абрамова Г.С. пишут о том, что при обучении аудированию слушающий опирается на свой альтернативный опыт и достаточно развитые психологические механизмы.
Мы рассмотрели положение обучения аудированию английскому языку на среднем этапе в образовательных организациях РТ. По результатам опроса учителей, мы пришли к выводу, что формирование умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов является неразработанным разделом в образовательных организациях нашей республики, так как учителя редко применяют материалы для аудирования, а у тех учителей, которые применяют аудирование на уроках английского языка, есть учащиеся, которые плохо выполняют, и они, как правило с низким показателем успеваемости.
ФГОС ООО и примерная программа являются ориентиром для проведения успешных уроков, и в ходе анализа мы пришли к выводу что, система упражнений с использованием аутентичных аудиотекстов как метод формирования умений в аудировании на среднем этапе должна соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценности.
Эффективность и качество в формировании умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ могут быть достигнуты с учетом психолого-педагогических особенностей тувинских учащихся, подбором текстов для аудирования, которые интересны по содержанию и легко доступны на языковом плане учащихся.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были исследованы теоретические основы формирования умений в аудировании, психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию на среднем этапе, положение обучения аудированию английского языка в образовательных организациях РТ, анализ примерной программы федерального государственного образовательного стандарта и учебно-методических комплектов по английскому языку, рекомендованных министерством образования и науки РФ, и была разработана система упражнений с использованием аутентичных аудиотекстов как метод формирования умений в аудировании на среднем этапе (6 класс) в образовательных организациях РТ.
Г.Н. Волков, К.Б. Салчак и А.С. Шаалы считают, что психолого-педагогические особенности тувинских детей в процессе обучения формируется, с учетом их добровольного отношения к труду с самого раннего детства, и оно является фундаментом добросовестного отношения детей к учебе.
Амонашвили Ш.А., Рубинштейн С.Л. и Абрамова Г.С. пишут о том, что при обучении аудированию слушающий опирается на свой альтернативный опыт и достаточно развитые психологические механизмы.
Мы рассмотрели положение обучения аудированию английскому языку на среднем этапе в образовательных организациях РТ. По результатам опроса учителей, мы пришли к выводу, что формирование умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов является неразработанным разделом в образовательных организациях нашей республики, так как учителя редко применяют материалы для аудирования, а у тех учителей, которые применяют аудирование на уроках английского языка, есть учащиеся, которые плохо выполняют, и они, как правило с низким показателем успеваемости.
ФГОС ООО и примерная программа являются ориентиром для проведения успешных уроков, и в ходе анализа мы пришли к выводу что, система упражнений с использованием аутентичных аудиотекстов как метод формирования умений в аудировании на среднем этапе должна соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценности.
Эффективность и качество в формировании умений в аудировании с использованием аутентичных аудиотекстов на среднем этапе в образовательных организациях РТ могут быть достигнуты с учетом психолого-педагогических особенностей тувинских учащихся, подбором текстов для аудирования, которые интересны по содержанию и легко доступны на языковом плане учащихся.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были исследованы теоретические основы формирования умений в аудировании, психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения аудированию на среднем этапе, положение обучения аудированию английского языка в образовательных организациях РТ, анализ примерной программы федерального государственного образовательного стандарта и учебно-методических комплектов по английскому языку, рекомендованных министерством образования и науки РФ, и была разработана система упражнений с использованием аутентичных аудиотекстов как метод формирования умений в аудировании на среднем этапе (6 класс) в образовательных организациях РТ.
Подобные работы
- ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНИКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ РТ 35
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Совершенствование навыков просмотрового чтения для подготовки к ОГЭ на среднем этапе в образовательных организациях РТ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Совершенствования навыков говорения для подготовки к ЕГЭ на старшем этапе обучения (часть С говорение)
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Англоязычная литература в урочной и внеурочной работе как эффективное средство формирования коммуникативных навыков учащихся старших классов по иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития языковой личности в дистанционной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Инновационные методы развития лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка в 5-7 классах основной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К СТАНДАРТИЗИРОВАННЫМ ЭКЗАМЕНАМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ТАТАРСКОМУ И АРАБСКОМУ ЯЗЫКАМ
Магистерская диссертация, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



