Реферат 2
Введение 4
Глава 1. Формирование социокультурных компетенций молодежи 9
1.1 Понятие социокультурных компетенций молодежи 9
1.2 Пути формирования социокультурных компетенций молодежи в
условиях досуга в городе Красноярске 17
Глава 2. Сущность и специфика информационно-просветительных технологий. 24
2.1 Понятие и характеристика информационно-просветительных
технологий 24
2.2 Проект на базе молодежного творческого бизнес центра «Пилот» 28
Заключение 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 63
Актуальность
Современные требования, предъявляемые молодым специалистам, требуют всестороннего развития личности, высокого уровня владения коммуникацией и в том числе социокультурных компетенций. Необходимо управлять процессом усвоения культурных норм, порядков и обычаев.
Формирование социокультурных компетенций актуализируется из-за смены социальных характеристик качества деятельности человека по разным направлениям, созданием новых направлений в формировании личности, связанных с проблемами социально-досуговой активности и усвоением социальной и культурной информации. На изменения общества влияют такие факторы как политические скандалы, коррупция, терроризм, формирующие у молодых людей социальную инфантильность и негативизм.
Ученые в своих работах характеризуют социокультурную компетентность как социокультурный феномен, зависящий от способностей, умений и навыков личности, заключающихся в использовании определенных социокультурных свойств в деятельности.
Проводимые исследования ориентированы на выявление условий для самореализации молодежи в досуговой деятельности с применением новых социальных отношений и форм досуга.
Из-за процесса расширения информационного пространства появляются новые потребности и социокультурные интересы молодежи, которые оказывают высокое влияние на формирование социокультурных компетенций.
Современная деятельность по организации досуга складывается из компетенций в области поведения и получения социокультурной информации о мире, которая помогает наполнять сознание человека новыми социокультурными понятиями.
Досуг предоставляет молодежи возможности для развития творческих способностей и понимания других культур, синтез культурных, творческих и социальных процессов выстраивают досуг молодежи как сложный уровень коммуникации с окружающим миром.
Современное содержание социокультурной компетентности состоит из знаний социально-культурных ценностей и идеалов, навыков культурных коммуникаций и активной социальной деятельности. В ходе исследования мы попытались объединить социально-культурные и педагогические инструменты развития молодежи с помощью технологий досуга.
Степень изученности проблемы
На данный момент проблемы формирования социокультурных компетенций молодежи изучены в недостаточной степени. Эксперты и исследователи в области изучаемой сферы чаще всего рассматривают проблемы и способы формирования социокультурных компетенций младших школьников в учебных заведениях, не уделяя должного внимания формированию данных компетенций у молодежи в учреждениях социально-культурной деятельности.
В бакалаврской работе использовались диссертационные исследования: Магомедовой З.М., Новогородовой Е.Е. и др., посвященные формированию социокультурных компетенций молодежи.
Тема молодежного досуга рассмотрена в работах таких ученых, как: Г. В. Ганьшина, А. В. Луначарский, А. С. Лурье, В. Смышляев, Д. В. Тихомиров, Г. Л. Тульчинский, С. А. Шмаков, Н. Н. Ярошенко.
Теория досуговых практик исследована в трудах И. А. Купцовой, А. Я. Беляцкой, С. В. Павлова, А. В. Даниловой, В. И. Корсуновой, Е. М. Бабковой, С. А. Ильиных...
В современном обществе для успешной социализации каждому индивиду необходимо владеть нормами, правилами и навыками, принятыми в данном обществе. Формирование социокультурных компетенций является неотъемлемой частью таких норм и правил, без владения данными компетенциями невозможна социализация человека и полноценное развитие профессиональной культуры личности.
Исследовав научно-теоретические подходы к определению понятия социокультурных компетенций, можно утверждать, что они являются основой общей культуры личности, благодаря которой появляется возможность жизненного самоопределения, гармония с самим собой и окружающей действительностью.
Уровень социокультурных компетенций молодежи на сегодняшний день неоднозначен, существуют проблемы, связанные с уровнем сформированности системы общечеловеческих ценностей, взглядов на мир, а также проблемы инициативности и культурно-досуговой активности. Результативнее всего данные проблемы возможно решить во время свободного общения молодежи и не регламентируемой досуговой деятельности.
Раскрывая сущность информационно-просветительных технологий в системе организации досуга группы молодых людей, можно сделать вывод о том, что они оказывают большое влияние на формирование социокультурных компетенций. Данные технологии способствуют правильному восприятию человеком самого себя и других, развивают навыки и качества, применяемые в коммуникациях, а также позволяют сформировать культуро-ценностное отношение к жизни.
Исходя из результатов, проведенных нами исследований мы можем утверждать, что создание проекта с организацией досуга в форме любительского объединения и методом - информационно-просветительные технологии станет актуальным для выбранной целевой аудитории. Предложенный проект позволит устранить проблему формирования социокультурных компетенций молодых людей, впоследствии - развить качества у молодежи, помогающие раскрыть свой творческий потенциал, а также способствовать условием саморазвития личности и развитию интеллектуальных способностей.
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова -Москва: Аспект Пресс, 2006. - 236 с. 2.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева - Москва: АСТ-Пресс, 2004. - 365 с.
3. Анненков, А. В. От информационно-коммуникационных
технологий к формированию информационной культуры личности / А. В. Анненков // Открытое образование. - 2006. - С. 67
4. Антонюк, Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: учебное пособие / Г. А. Антонюк. - Минск: кафедра философии, 1986. - 203 с.
5. Ариарский, М. А. Культура досуга как предмет педагогики и прикладной культурологи / М. А. Ариарский // Педагогические и рекреационные технологии в современной индустрии досуга. - 2004. - С. 4-9
6. Ариарский, М. А. Педагогическая культурология / М. А. Ариарский - Методология и методика постижения культуры. - Санкт-Петербург: Концерт, 2012. - 400 с.
7. Астафьева, О. Н. Информационно-коммуникативная доминанта современной культуры / О. Н. Астафьева // Единство и многообразие в религии и культуре: Философские и психологические корни глобальных противоречий. Вып.22 / гл. ред. Л. Морева. — Санкт-Петербург: Изд-во «ЭЙДОС», 2006. - С. 164-176.
8. Астафьева, О. Н., Захарова O. A. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества /О. Н. Астафьева, О. А. Захарова // Медиакультура новой России: материалы Международной научной конференции. Том II / Под ред. Н. Б. Кирилловой и др. - Екатеринбург — Москва: Академический проект, 2007. -С. 374-384.
9. Астахова, Л. В. Информационное мировоззрение: понятие и уровни / Л. В. Астахова // Вестник культуры и искусств. - 2014. - С. 9
10. Афанасьев, С. В. Информационная культура: типологический анализ / С. В. Афанасьев // Философская мысль. - 2018. - № 1. - С. 59 -70
11. Бабосова Е. С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность / Е. С. Бабосова // Социологический альманах. 2012. - № 3. - С. 336-344.
12. Баскаков, A. M. Культура познания и понимания человека человеком. - Челябинск: ЧГАКИ, - 2003. - 213с.
13. Бедяева, Т. В. Профессионально важные качества личности специалиста. Подходы, средства формирования, методики оценивания / Т. В. Бедяева, А. И. Сурыгин - Санкт-Петербург: Нестор, 2005. - 136 с.
14. Белый, О. И. Определение понятия “молодежь” / О. И. Белый // Теория и практика общественного развития. 2012. - № 12. - С. 156-158.
15. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. - №2. С. 11¬15...100