Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ НА ПЕШЕХОДНЫХ ДИСТАНЦИЯХ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Теоретические аспекты совершенствования спортивной туристской
подготовки детей 10-12 лет 9
1.2 Специфика подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на
пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования 16
1.3 Основания разработки и реализации программы подготовки детей 10¬
12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования 29
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ НА ПЕШЕХОДНЫХ ДИСТАНЦИЯХ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
2.1 Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на
пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования 36
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших
достижений в системе дополнительного образования на базе физкультурно-спортивного клуба "Академ" Гимназии №13 45
2.2.1 Оценка уровня физической подготовки детей 45
2.2.2 Оценка уровня технико-тактической подготовки спортсмена 49
2.2.3 Оценка выступления спортсмена-туриста на соревнованиях 52
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ НА ПЕШЕХОДНЫХ ДИСТАНЦИЯХ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Теоретические аспекты совершенствования спортивной туристской
подготовки детей 10-12 лет 9
1.2 Специфика подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на
пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования 16
1.3 Основания разработки и реализации программы подготовки детей 10¬
12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования 29
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ НА ПЕШЕХОДНЫХ ДИСТАНЦИЯХ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
2.1 Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на
пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования 36
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших
достижений в системе дополнительного образования на базе физкультурно-спортивного клуба "Академ" Гимназии №13 45
2.2.1 Оценка уровня физической подготовки детей 45
2.2.2 Оценка уровня технико-тактической подготовки спортсмена 49
2.2.3 Оценка выступления спортсмена-туриста на соревнованиях 52
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
Актуальность исследования. Спортивный туризм представляет собой эффективное средство обучения, воспитания и развития подростков. В 1993 году спортивный туризм выделил из своей среды новое явление - соревнования по туристскому многоборью, которые постепенно трансформировались в новый вид туристско-спортивной деятельности. В 2009 году спортивный туризм разделили на два направления: дисциплина «маршрут» и «дистанции». Название дисциплины «туристское многоборье» было изменено на дисциплину «дистанции - пешеходные». В результате возникла необходимость изменения названия и содержания образовательной программы. В новой редакции название программы «Туристское многоборье» и терминология в ней были заменены на «Спортивный туризм, дистанции пешеходные». Концепция существующих на 2017г. образовательных программ "Спортивный туризм, дистанции пешеходные" направлена на развитие более углубленной спортивной подготовки, но не дает возможности полностью заниматься подготовкой спортсменов высшего мастерства.
Изменение направления спортивно-туристической деятельности требует перестройки концепции разработки образовательных программ туристической подготовки, ориентированных на спорт высших достижений.
Анализ существующей практики подготовки туристов-спортсменов показывает, что в настоящее время в программах дополнительного образования туристско-спортивного направления такое обеспечение недостаточно. В программах реализуются отдельные составляющие образовательного процесса. Неполно отражается специфика данного вида спорта. Поэтому педагоги, работающие в системе дополнительного образования используют в своей работе содержание отдельных фрагментов образовательных уче'бных программ: «Туристское многоборье» (Шувалов Е.В., Грушихина С.Л., Шувалова С.А.)+ «Турмногоборье. Спортивное совершенствование», (2011); «Спортивный туризм, дистанции пешеходные» (Шувалов Е.В.), (2011) ; «Спортивный туризм, дистанции пешеходные, как вид спорта» (Шувалов Е.В.), (2012).
За последние пять лет количество спортсменов со званиями Мастер Спорта стремительно растет. Так как в дополнительном образовании тренера-педагоги модифицировали старые программы, что позволило выйти на уровень подготовки спортсменов высшего мастерства. В программах стали появляться ступени обучения: начальная подготовка, базовая подготовка, специальная подготовка. Спортсмен на каждом этапе должен выполнить установленные нормативы, чтобы перейти на следующую ступень обучения.
Учитывая разрядные требования в спортивном туризме, следует определить возрастные' границы обучающихся. На соревнованиях 1 и 2 класса дистанций могут участвовать спортсмены в возрасте 10 лет без спортивной квалификации. Возраст 10 лет считается оптимальным для развития скоростно¬силовых, координационных способностей, а так же выносливости, гибкости и ловкости. Возраст детей от 10-12лет будет являться оптимальным для начального этапа подготовки спортсменов-туристов.
Спортивный туризм на дистанциях пел несходных выделяется как вид спорта. Поэтому дальнейшее развитие этой дисциплины в системе дополнительного образования приводит к потребности разработки специальной отдельной программы ориентированной на спорт высших достижений, с уклоном на общую и специальную физическую подготовку.
Таким образом, возникло противоречие между существующей практикой подготовки детей по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования содержанием и необходимостью научного обоснования и обновления программ данной подготовки с ориентацией на спорт высших достижений.
Данное противоречие определило тему диссертационной работы: «Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования и опытно-экспериментальной работе проверить результативность ее реализации.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений.
Гипотеза исследования: Реализация программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования способствует достижению высоких спортивных результатов, если при ее разработке учтены:
- специфика подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях;
- объемы физических нагрузок в соответствии с возрастными особенностями детей;
- индивидуальные потребности детей в медико-восстановительных мероприятиях;
- результаты тестирования и контроля в учебно-тренировочном процессе;
- результаты выступления детей на соревнованиях;
- выполнение спортивных разрядов.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты совершенствования спортивной туристской подготовки детей 10-12 лет.
2. Провести анализ существующих программ по спортивному туризму в системе дополнительного образования.
3. Разработать программу подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования.
4. Проверить результативность реализации разработанной программы подготовки детей 10- 12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в опытно-экспериментальной работе.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования: общетеоретические - анализ педагогической, социологической и программно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, тестирование технической и других видов подготовленности, математико-статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился физкультурно-спортивный клуб "Академ" Гимназии№13.
Научная новизна исследования заключается:
- в разработке и реализации программы по спортивному туризму для детей 10-12 лет в учреждениях дополнительного образования с учетом специфики вида;
-в систематизации организационно-педагогических требований к подготовке детей 10- 12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений;
- в выявлении эффективных форм, методов, средств организации образовательного процесса в спортивном туризме на пешеходных дистанциях.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении содержания программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на нет несходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений, наполнения его положениями о развитии физических способностей, формировании специфических двигательных и умственных умений, работе в разных тренировочных условиях, медико-востановительных мероприятий и введение контрольных нормативов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке образовательной программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, ее практическое применение в системе дополнительного образования при проведении учебно-тренировочных занятий с целью воспитания спортсменов высшего мастерства.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие спортивного туризма как вида спорта привело к необходимости теоретического обоснования и разработки программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования ориентированного на спорт высших достижений и проверки результативности его реализации в опытно-экспериментальной работе.
2. Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений должна быть основано на учете специфики вида спорта, сопряженном развитии физических способностей и формировании двигательных умений, а также воспитании нравственных качеств.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования позволяет повысить у детей уровень специальных знаний, умений, и навыков в спортивном туризме, двигательных способностей, нравственных качеств и успешность в соревновательной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 1 приложения. Она изложена на 107 страницах, включая 5 рисунков и 9 таблиц.
Изменение направления спортивно-туристической деятельности требует перестройки концепции разработки образовательных программ туристической подготовки, ориентированных на спорт высших достижений.
Анализ существующей практики подготовки туристов-спортсменов показывает, что в настоящее время в программах дополнительного образования туристско-спортивного направления такое обеспечение недостаточно. В программах реализуются отдельные составляющие образовательного процесса. Неполно отражается специфика данного вида спорта. Поэтому педагоги, работающие в системе дополнительного образования используют в своей работе содержание отдельных фрагментов образовательных уче'бных программ: «Туристское многоборье» (Шувалов Е.В., Грушихина С.Л., Шувалова С.А.)+ «Турмногоборье. Спортивное совершенствование», (2011); «Спортивный туризм, дистанции пешеходные» (Шувалов Е.В.), (2011) ; «Спортивный туризм, дистанции пешеходные, как вид спорта» (Шувалов Е.В.), (2012).
За последние пять лет количество спортсменов со званиями Мастер Спорта стремительно растет. Так как в дополнительном образовании тренера-педагоги модифицировали старые программы, что позволило выйти на уровень подготовки спортсменов высшего мастерства. В программах стали появляться ступени обучения: начальная подготовка, базовая подготовка, специальная подготовка. Спортсмен на каждом этапе должен выполнить установленные нормативы, чтобы перейти на следующую ступень обучения.
Учитывая разрядные требования в спортивном туризме, следует определить возрастные' границы обучающихся. На соревнованиях 1 и 2 класса дистанций могут участвовать спортсмены в возрасте 10 лет без спортивной квалификации. Возраст 10 лет считается оптимальным для развития скоростно¬силовых, координационных способностей, а так же выносливости, гибкости и ловкости. Возраст детей от 10-12лет будет являться оптимальным для начального этапа подготовки спортсменов-туристов.
Спортивный туризм на дистанциях пел несходных выделяется как вид спорта. Поэтому дальнейшее развитие этой дисциплины в системе дополнительного образования приводит к потребности разработки специальной отдельной программы ориентированной на спорт высших достижений, с уклоном на общую и специальную физическую подготовку.
Таким образом, возникло противоречие между существующей практикой подготовки детей по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования содержанием и необходимостью научного обоснования и обновления программ данной подготовки с ориентацией на спорт высших достижений.
Данное противоречие определило тему диссертационной работы: «Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования и опытно-экспериментальной работе проверить результативность ее реализации.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений.
Гипотеза исследования: Реализация программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования способствует достижению высоких спортивных результатов, если при ее разработке учтены:
- специфика подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях;
- объемы физических нагрузок в соответствии с возрастными особенностями детей;
- индивидуальные потребности детей в медико-восстановительных мероприятиях;
- результаты тестирования и контроля в учебно-тренировочном процессе;
- результаты выступления детей на соревнованиях;
- выполнение спортивных разрядов.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты совершенствования спортивной туристской подготовки детей 10-12 лет.
2. Провести анализ существующих программ по спортивному туризму в системе дополнительного образования.
3. Разработать программу подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования.
4. Проверить результативность реализации разработанной программы подготовки детей 10- 12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в опытно-экспериментальной работе.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования: общетеоретические - анализ педагогической, социологической и программно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, тестирование технической и других видов подготовленности, математико-статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился физкультурно-спортивный клуб "Академ" Гимназии№13.
Научная новизна исследования заключается:
- в разработке и реализации программы по спортивному туризму для детей 10-12 лет в учреждениях дополнительного образования с учетом специфики вида;
-в систематизации организационно-педагогических требований к подготовке детей 10- 12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений;
- в выявлении эффективных форм, методов, средств организации образовательного процесса в спортивном туризме на пешеходных дистанциях.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении содержания программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на нет несходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений, наполнения его положениями о развитии физических способностей, формировании специфических двигательных и умственных умений, работе в разных тренировочных условиях, медико-востановительных мероприятий и введение контрольных нормативов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке образовательной программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, ее практическое применение в системе дополнительного образования при проведении учебно-тренировочных занятий с целью воспитания спортсменов высшего мастерства.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие спортивного туризма как вида спорта привело к необходимости теоретического обоснования и разработки программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования ориентированного на спорт высших достижений и проверки результативности его реализации в опытно-экспериментальной работе.
2. Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений должна быть основано на учете специфики вида спорта, сопряженном развитии физических способностей и формировании двигательных умений, а также воспитании нравственных качеств.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования позволяет повысить у детей уровень специальных знаний, умений, и навыков в спортивном туризме, двигательных способностей, нравственных качеств и успешность в соревновательной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 1 приложения. Она изложена на 107 страницах, включая 5 рисунков и 9 таблиц.
1 Изучение специальной литературы, анализ документов показал, что в настоящее время в системе дополнительного образования при подготовке детей по спортивному туризму педагоги-тренеры обычно используют различные модифицированные программы по спортивному туризму, в которых прослеживается туристско-краеведческое направление.
2 Установлено, что программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений, должно содержать нормативы проекта федерального стандарта спортивной подготовки на начальном этапе по спортивному туризму.
3 Разработано и экспериментально апробировано в течении двух лет программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений в учебно-тренировочном процессе на базе физкультурно-спортивного клуба «Академ» Гимназии №13.
4 Проведенная опытно-экспериментальная работа показала высокую результативность по внедрению программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений. Общий уровень физической и технико-тактической подготовленности в экспериментальных группах оказался достоверно выше (Р<0,05), чем в контрольных.
5 Доказательством эффективности программа подготовки детей 10¬12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений на базе физкультурно-спортивного клуба «Академ» Гимназии №13 является тот факт, что 100% занимающихся в экспериментальных группах выполнили за весь период исследования от третьего юношеского до второго спортивного разряда, а в контрольных группах таких детей оказалось около 75 %.
2 Установлено, что программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений, должно содержать нормативы проекта федерального стандарта спортивной подготовки на начальном этапе по спортивному туризму.
3 Разработано и экспериментально апробировано в течении двух лет программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений в учебно-тренировочном процессе на базе физкультурно-спортивного клуба «Академ» Гимназии №13.
4 Проведенная опытно-экспериментальная работа показала высокую результативность по внедрению программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений. Общий уровень физической и технико-тактической подготовленности в экспериментальных группах оказался достоверно выше (Р<0,05), чем в контрольных.
5 Доказательством эффективности программа подготовки детей 10¬12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений на базе физкультурно-спортивного клуба «Академ» Гимназии №13 является тот факт, что 100% занимающихся в экспериментальных группах выполнили за весь период исследования от третьего юношеского до второго спортивного разряда, а в контрольных группах таких детей оказалось около 75 %.
Подобные работы
- ТЕХНИКА «ПОДЪЕМА» ПО ВЕРТИКАЛЬНЫМ ПЕРИЛАМ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Методика проведения занятий по спортивному туризму с учениками начальных классов
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Формирование здорового образа жизни у обучающихся средствами спортивного туризма
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022 - Исследование уровня физической подготовленности у девочек,
занимающихся спортивным туризмом
Бакалаврская работа, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



