Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования

Работа №168762

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ НА ПЕШЕХОДНЫХ ДИСТАНЦИЯХ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Теоретические аспекты совершенствования спортивной туристской
подготовки детей 10-12 лет 9
1.2 Специфика подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на
пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования 16
1.3 Основания разработки и реализации программы подготовки детей 10¬
12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования 29
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ НА ПЕШЕХОДНЫХ ДИСТАНЦИЯХ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
2.1 Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на
пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования 36
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших
достижений в системе дополнительного образования на базе физкультурно-спортивного клуба "Академ" Гимназии №13 45
2.2.1 Оценка уровня физической подготовки детей 45
2.2.2 Оценка уровня технико-тактической подготовки спортсмена 49
2.2.3 Оценка выступления спортсмена-туриста на соревнованиях 52
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62

Актуальность исследования. Спортивный туризм представляет собой эффективное средство обучения, воспитания и развития подростков. В 1993 году спортивный туризм выделил из своей среды новое явление - соревнования по туристскому многоборью, которые постепенно трансформировались в новый вид туристско-спортивной деятельности. В 2009 году спортивный туризм разделили на два направления: дисциплина «маршрут» и «дистанции». Название дисциплины «туристское многоборье» было изменено на дисциплину «дистанции - пешеходные». В результате возникла необходимость изменения названия и содержания образовательной программы. В новой редакции название программы «Туристское многоборье» и терминология в ней были заменены на «Спортивный туризм, дистанции пешеходные». Концепция существующих на 2017г. образовательных программ "Спортивный туризм, дистанции пешеходные" направлена на развитие более углубленной спортивной подготовки, но не дает возможности полностью заниматься подготовкой спортсменов высшего мастерства.
Изменение направления спортивно-туристической деятельности требует перестройки концепции разработки образовательных программ туристической подготовки, ориентированных на спорт высших достижений.
Анализ существующей практики подготовки туристов-спортсменов показывает, что в настоящее время в программах дополнительного образования туристско-спортивного направления такое обеспечение недостаточно. В программах реализуются отдельные составляющие образовательного процесса. Неполно отражается специфика данного вида спорта. Поэтому педагоги, работающие в системе дополнительного образования используют в своей работе содержание отдельных фрагментов образовательных уче'бных программ: «Туристское многоборье» (Шувалов Е.В., Грушихина С.Л., Шувалова С.А.)+ «Турмногоборье. Спортивное совершенствование», (2011); «Спортивный туризм, дистанции пешеходные» (Шувалов Е.В.), (2011) ; «Спортивный туризм, дистанции пешеходные, как вид спорта» (Шувалов Е.В.), (2012).
За последние пять лет количество спортсменов со званиями Мастер Спорта стремительно растет. Так как в дополнительном образовании тренера-педагоги модифицировали старые программы, что позволило выйти на уровень подготовки спортсменов высшего мастерства. В программах стали появляться ступени обучения: начальная подготовка, базовая подготовка, специальная подготовка. Спортсмен на каждом этапе должен выполнить установленные нормативы, чтобы перейти на следующую ступень обучения.
Учитывая разрядные требования в спортивном туризме, следует определить возрастные' границы обучающихся. На соревнованиях 1 и 2 класса дистанций могут участвовать спортсмены в возрасте 10 лет без спортивной квалификации. Возраст 10 лет считается оптимальным для развития скоростно¬силовых, координационных способностей, а так же выносливости, гибкости и ловкости. Возраст детей от 10-12лет будет являться оптимальным для начального этапа подготовки спортсменов-туристов.
Спортивный туризм на дистанциях пел несходных выделяется как вид спорта. Поэтому дальнейшее развитие этой дисциплины в системе дополнительного образования приводит к потребности разработки специальной отдельной программы ориентированной на спорт высших достижений, с уклоном на общую и специальную физическую подготовку.
Таким образом, возникло противоречие между существующей практикой подготовки детей по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования содержанием и необходимостью научного обоснования и обновления программ данной подготовки с ориентацией на спорт высших достижений.
Данное противоречие определило тему диссертационной работы: «Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования и опытно-экспериментальной работе проверить результативность ее реализации.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений.
Гипотеза исследования: Реализация программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования способствует достижению высоких спортивных результатов, если при ее разработке учтены:
- специфика подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях;
- объемы физических нагрузок в соответствии с возрастными особенностями детей;
- индивидуальные потребности детей в медико-восстановительных мероприятиях;
- результаты тестирования и контроля в учебно-тренировочном процессе;
- результаты выступления детей на соревнованиях;
- выполнение спортивных разрядов.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты совершенствования спортивной туристской подготовки детей 10-12 лет.
2. Провести анализ существующих программ по спортивному туризму в системе дополнительного образования.
3. Разработать программу подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования.
4. Проверить результативность реализации разработанной программы подготовки детей 10- 12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в опытно-экспериментальной работе.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования: общетеоретические - анализ педагогической, социологической и программно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, тестирование технической и других видов подготовленности, математико-статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился физкультурно-спортивный клуб "Академ" Гимназии№13.
Научная новизна исследования заключается:
- в разработке и реализации программы по спортивному туризму для детей 10-12 лет в учреждениях дополнительного образования с учетом специфики вида;
-в систематизации организационно-педагогических требований к подготовке детей 10- 12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений;
- в выявлении эффективных форм, методов, средств организации образовательного процесса в спортивном туризме на пешеходных дистанциях.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении содержания программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на нет несходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений, наполнения его положениями о развитии физических способностей, формировании специфических двигательных и умственных умений, работе в разных тренировочных условиях, медико-востановительных мероприятий и введение контрольных нормативов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке образовательной программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, ее практическое применение в системе дополнительного образования при проведении учебно-тренировочных занятий с целью воспитания спортсменов высшего мастерства.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие спортивного туризма как вида спорта привело к необходимости теоретического обоснования и разработки программы подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования ориентированного на спорт высших достижений и проверки результативности его реализации в опытно-экспериментальной работе.
2. Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений должна быть основано на учете специфики вида спорта, сопряженном развитии физических способностей и формировании двигательных умений, а также воспитании нравственных качеств.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях с ориентацией на спорт высших достижений в системе дополнительного образования позволяет повысить у детей уровень специальных знаний, умений, и навыков в спортивном туризме, двигательных способностей, нравственных качеств и успешность в соревновательной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 1 приложения. Она изложена на 107 страницах, включая 5 рисунков и 9 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1 Изучение специальной литературы, анализ документов показал, что в настоящее время в системе дополнительного образования при подготовке детей по спортивному туризму педагоги-тренеры обычно используют различные модифицированные программы по спортивному туризму, в которых прослеживается туристско-краеведческое направление.
2 Установлено, что программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений, должно содержать нормативы проекта федерального стандарта спортивной подготовки на начальном этапе по спортивному туризму.
3 Разработано и экспериментально апробировано в течении двух лет программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений в учебно-тренировочном процессе на базе физкультурно-спортивного клуба «Академ» Гимназии №13.
4 Проведенная опытно-экспериментальная работа показала высокую результативность по внедрению программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений. Общий уровень физической и технико-тактической подготовленности в экспериментальных группах оказался достоверно выше (Р<0,05), чем в контрольных.
5 Доказательством эффективности программа подготовки детей 10¬12 лет по спортивному туризму с ориентацией на спорт высших достижений на базе физкультурно-спортивного клуба «Академ» Гимназии №13 является тот факт, что 100% занимающихся в экспериментальных группах выполнили за весь период исследования от третьего юношеского до второго спортивного разряда, а в контрольных группах таких детей оказалось около 75 %.



1 Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова; Краснояр.гос.пед ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск,2005. - 214с.
2 Ачмиз А.К. Контроль специальной под-готовленности спортсменов-туристов высокой квалификации / А.К. Ачмиз, Л.П. Долгополов // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - N 4. - С. 42.
3 Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта: учебно-методическое пособие / Ю.В. Байковский. - М.: Вертикаль, Анита-пресс, 20014. - 200 с.
4 Благово В.В. Некоторые аспекты методики проведения занятий по спортивному туризму / В.В. Благово // Материалы итоговой научно - практической конференции профессорско- преподавательского состава национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. -С. 6-7.
5 Борисевич Н.А. Дополнительно-общеобразовательная программа
дополнительного образования детей физкультурно-спортивной
направленности "Спортивный туризм, дистанции пешеходные" / Н.А. Борисевич - Красноярск 2013. - 49с.
6 Васильева Е.В. Дополнительная образовательная программа объединение "Скалолазание" / Е.В. Васильева - М: МБОУ ДОД "ДЮЦ "Росток", 2013 - 9с.
7 Виноградова Е.Ю. Образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно - спортивной направленности «Спортивное ориентирование»/ Е.Ю. Виноградова - М: СДЮШОР им. В.Коренькова, 2013, - 24с.
8 Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
9 Деминский А.Ц. Основные закономерности учебно¬тренировочного процесса спортсмена/ А.Ц. Деминский// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - №10. - С.45-47.
10 Долгополов Л.П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменов-туристов 12-14 лет на этапе начальной спортивной специализации / Л.П. Долгополов //Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2014. - С. 178-179.
11 Елизаров В.Л.. Организационно-методические основы подготовки юных спортсменов-ориентировщиков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 2000 - 146 с.
12 Загайнов Р.М. Психология современного спорта высших достижений: Записки практического психолога спорта / Р.М. Загайнов. - М.: Советский спорт, 2012 - 292 с.
13 Ильин Е.П. Психология спорта./ Е.П. Ильин М.: Питер. 2016. - 352с.
14 Иссурин В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация./ В.Б. Иссурин М.: Спорт, 2017. - 240с.
15 Казначеева С.Н., Челнокова Е.А., Агаев Натиг Фарман-оглы Современное состояние спортивного туризма в Российской Федерации // Интерент-журнал "НАУКОВЕДЕНИЕ" Том 8, №1(2016)
16 Кизиляева Е.Ю Организация и методика подготовки
спортсменов в спортивном туризме [Электронный ресурс]: Дата публикации 14.03.2012 URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-
sport/library/2012/03/14/organizatsiya-i-metodika-podgotovki-sportsmenov-v (дата обращения 05.03.2016)
17 Конарева М.В. Особенности методики тренировки юных спортсменов-ориентировщиков на этапе начальной подготовки [Электронный ресурс]: URL: https://rucont.ru/file.ashx?guid=66346930-358d- 4014-b9f5-7887a3a650fb(дата обращения 30.08.2017)
18 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 160 с.
19 Михалко И.А. Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа в области физической культуры и спорта. Вид спорта «Спортивное ориентирование»/ И.А. Михалко - М: МОУ ДО "ЦСДЮСШОР", 2015 - 13с.
20 Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов./ В.Г. Никитушкин - М.: Физическая культура, 2010. - 240с.
21 Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник./ В.Г. Никитушкин - М.: Физическая культура, 2010. - 208с.
22 Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов: мет. пособие / В.Г. Никитушкин // Москва, -2009. - 116 c.
23 Никитушкин В.Г. Суслов Ф.П. Спорт высших достижений. Теория и методика. Учебное пособие / В.Г Никитушкин Ф.П.Суслов - М.: Изд-во Спорт, 2017 - 320с.
24 Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 863 с.
25 Платонов, В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимп. лит., 2013. - 623 с.
26 Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов : монография / В. Н. Платонов. - Москва : Физкультура и спорт, 2012. — 288 с.
27 Правила вида спорта «спортивный туризм» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tmmoscow.ru/
28 Проект федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивный туризм [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //tmmoscow.ru/
29 Родионов В.А., Родионов А.В. Психология детско-юношеского спорта. М.: Физическая культура, 2013. - 280с.
30 Разделы «Альпинизм», «Скалолазание», «Ледолазание», «Федерация альпинизма России»(документы, публикации, соревнования), /[Электронный ре-сурс] - Режим доступа: www.risk.ru
31 Разделы «Альпинизм», «Скалолазание», «Горный туризм», «Форум» /[Электронный ресурс] - Режим доступа: www.mountian.ru
32 Регламент группы спортивных дисциплин «дистанции- пешеходные» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tmmoscow.ru/
33 Рубис Л.Г. Туризм и основы безопасности в спортивном туризме / Л.Г. Рубис // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. - 2013. - С. 68-74
34 Селуянов В.Н. Медленные или быстрые. /[Электронный ресурс] / В.Н. Селуянов// - Режим доступа: http//www.roller.ru/content/cat-181/article- 1883.htm
35 Савчук А.Н.Основы спортивной подготовки (теория и методика спорта): учебно-методическое пособие/ А. Н. Савчук, Л. К. Сидоров, С. Л. Садырин. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. - 140 с.].
36 Соболев С.В., Соболева Н.В., Рябинина С.К. Совершенствование тренировочного процесса в спортивном туризме в дисциплине «Дистанции - пешеходные»: монография / С.В. Соболев, Н.В. Соболева, С.К. Рябинина - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 152 с.
37 Спортивный туризм [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.turclubmai .ru/heading/papers/49/
38 Степанова И.Ю., Адольф В.А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления индустриального общества: монография/И.Ю. Степанова, В.А. Адольф; Краснояр.гос.пед ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009 - 520с.].
39 Таймазов В.А. Федотов Ю.Н. Теория и методика спортивного туризма. М.: Физкультура и спорт, 2014. - 424 с.
40 Тимошенко А.И. Математические основы в психологии: основные методы обработки данных: учебно-метод. пособие. -2 изд., перераб. и доп. -Братск: ГОУ ВПО "БрГУ", 2008. -199с.
41 Туризм спортивный [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.tmmoscow.ru/
42 Туристско-спортивный союз России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tssr.ru/
43 Фалунина Е.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях / Е.В. Фалунина - Красноярск, 2017 - 69с.
44 Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: Учеб. для студ. вузов, осуществляющих образовательную деят. по направлению 521900
- Физ.культ.и спец.022300 - Физ.культ.и спорт/ Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков.
- М.: Сов. спорт, 2002. - 361 с.
45 Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм. / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. - М.: 2003. - 328 c.
46 Федотов, Ю.Ф. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник, / Ю.Ф. Федотов - Издательство: Советский спорт, 2004. - 364с.
47 Фомин Е.В. Булыкина Л.В. Волейбол. Начальное обучение / Е.В. Фомин Л.В Булыкина. - М.: Изд-во Человек 2015 - 88 с.
48 Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 142 с.
49 Черных Е.Н. Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта: легкая атлетика / Е.Н. Черных - М: МБОУДО ДЮСШ, 2015, - 53с.
50 Шарманова С.В. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учеб.- метод. пос. С.В. Шарманова - М: Советский спорт, 2014 -120с.
51 Шувалов Е.В. Образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно - спортивной направленности «Спортивный туризм, дистанции пешеходные, как вид спорта» - М: ЦДиЮТиЭ, 2012, - 42с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ