Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кинематография как исторический источник

Работа №16876

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы64
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
938
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История возникновения, особенности и методы изучения кинематографа 9
1.1. История кинематографии 9
1.2. Особенности кинематографа как исторического источника 13
1.3. Методы изучения кинематографа как исторического источника... 30
Глава 2. Кинематограф как источник изучения истории Тувы 41
2.1. История Тувы в кинодокументах I половины XX в 41
2.2. Отражение исторических событий Тувы в кинематографии II половины XX в 44
2.3. Современное состояние тувинской кинематографии 49
Заключение 53
Список использованной литературы


Актуальность темы. XX век нашел свое воплощение в культуре массовой, которая выстраивается, прежде всего, на основе мифологических представлений, понятных большинству. И если вдруг какое-либо явление массовой культуры нарушает правило коммуникации, то есть взаимоприятия источника и адресата, происходит отторжение предлагаемого образа.
Функция коммуникации сопутствует едва ли не всем сторонам человеческой деятельности в более или менее ярко выраженной форме, но в сфере художественной культуры она является определяющей. Здесь весьма значительная роль отводится киноискусству как мощному средству массовой коммуникации. Подобный статус этого вида искусства означает не только высокий престиж кино, но и значительную ответственность его деятелей перед обществом. Возрастают ожидания, связанные с кинематографическим творчеством, как со стороны власти, так и со стороны потенциальной аудитории, какие бы социальные слои в нее не входили.
Кинематографический процесс в нашей стране управлялся, формировался и развивался не только в соответствии со своей внутренней логикой, но и в зависимости от определенных общественных требований. Решающие для российского общества социально-экономические и политические факторы («перестройка», отстранение КПСС от власти, переход к рыночным отношениям и т.п.) воздействовали на кинематографический процесс, изменяя его содержание, направленность, применяемые приемы. Соответственно, кинематограф оказывал влияние на своих потребителей во всех возможных сферах. То есть социальный заказ «сверху» и социальный заказ «снизу» всегда сопутствовали друг другу и требовали чуткого реагирования со стороны кинематографа.
XX век стал эпохой прогрессивного развития технологий и формирования «нового- человека». Новый тип человека формировался посредством влияния образов, бурного развития фотографии, телевидения и кинематографа. Визуализация повседневной жизни ввиду глобализации общества стала повсеместным явлением. Человек в новых условиях существования стал и по-другому воспринимать информацию. На смену вербальному восприятию приходят визуальные образы. Поднятая тема становится актуальной и в научных кругах. Ученые задумываются над тем, может ли кинематограф быть историческим источником? На Западе выпущено множество научных трудов, посвященных данной проблематике. В России же с самого начала зарождения кино было лишь источником развлечения, и воспринимать его всерьез не мог ни один уважающий себя исследователь. Кроме того, в российском исследовательском сообществе укоренилась традиция внимательного отношения именно к историческим источникам, новаторство в этом плане с трудом пробивает себе дорогу.
Профессиональные историки, получившие образование во второй половине XX века, несмотря на прогресс в области методологических подходов в изучении истории по-прежнему предпочитают «закрытые пространства» библиотек, архивных фондов и научных исследований прошлых столетий, сохраняют почти сакральное отношение к традиционным источникам. Марк Ферро - один из самых известных представителей третьего поколения школы Анналов - затрагивал эту проблему еще в 1976 году. В своей статье «Кино и история», он отмечал, что исторические источники имеют свою собственную иерархию в среде историков. Во главе иерархической лестницы стоят «самые авторитетные документы государственные архивы, затем идет когорта печатных источников, с которых снят уже гриф секретности, юридические тексты или какие-либо другие, например газеты, являющиеся выражением воли государственной власти в просвещенном или демократическом обществе». Замыкают эту структуру мемуары и воспоминания.
Исходя из вышесказанного актуальность темы исследования не вызывает сомнений. 
Объектом исследования выступает кинематограф как исторический источник.
Предметом изучения данного исследования является история возникновения, особенности изучения и современное состояние кинематографии как одного из видов исторического источника.
Целью данной работы является изучение кинематографии как исторического источника.
Цель достигается путем решения следующих задач:
- выяснить историю возникновения, особенности и методы изучения кинематографии;
- изучить отражение истории Тувы в кинематографии в советское и современное время.
Хронологические рамки исследования охватывает период с конца XIX по начало XXI вв. Нижняя граница определена с началом распространения кинематографа (1895 г.). Верхняя граница определена 2014 г. - годом объявления культуры в России.
Степень изученности. Начало изучению визуальных источников положил Эрвин Панофски1, основатель иконологии, который считал историю искусства частью общей истории развития человечества.
Ж. Садуль в труде «История киноискусства» показал возникновение, развитие и методы анализа фотодокументов и кинофильмов как исторических источников, рассмотрел значение кино как источник формирования исторических представлений современного общества.
На неисчерпаемые возможности применения фотоизображений при съемке различных микроскопических объектов, копировании и изучении человеческих рас обратил внимание в начале XX в. академик В.В. Стасов, 
предложив программу создания и сохранения для истории фотографических коллекций, их использования в области просвещения.
В конце XIX - первой половине XX вв., исследования авторов в большинстве случаев содержат описание того или иного вида изобразительных материалов. Фотографии, киносюжеты, образцы живописи и графики обсуждаются в первую очередь, как произведения искусства, и здесь мы больше наблюдаем примеры искусствоведческого или культурологического анализа произведения. Авторами статей и монографий указывается на возможность изучения визуальных материалов как исторических источников.
В 1909 г. публикуется труд В.А. Готвальта, где автор дает прогноз будущему развитию кинематографа . Появляется большое количество справочников, альбомов, сценарных планов и т.д. Так, например, в 1926 г. Выходит в свет кино-сценарей И. Бабеля «Блуждающие звезды, где представлен подробный п сценарный план для кинопостановки фабрики Госкино.
Научную типологическую классификацию этой группы источников создал, в начале XX в. А.С. Лаппо - Данилевский . Его классификация была методологически обоснованной и отвечала потребностям конкретно-исторических исследований и господствовала в советской исторической науке вплоть до середины 1950-х гг.
Для кинооператоров и киномехаников Л. Косматовым было создано учебное пособие по созданию и демонстрации отснятого киноматериала. В конце 1940-х гг. публикуется ряд работ, а также защищается диссертация Р.С. Кауфмана , посвященные советской тематической картине.
Во второй половине XX в. появляются исследования, рассматривающие теоретические вопросы выделения визуальных источников в отдельную группу. Немаловажным вопросом в спорах подобного рода стал вопрос о классификации изображений с учетом их специфики и практического применения. Развивались и исследования, посвященные изучению конкретных видов визуальных материалов. Научные труды, посвященные изучению визуальных материалов, можно условно разделить на две основные группы. Первая группа рассматривает теоретические вопросы выделения визуальных источников в отдельный тип исторических источников.
Предложенная В.С. Листовым методика источниковедческой критики кинодокументов состоит в том, что «киноисточник» распадается на три категории источников, соответствующих трем этапам источниковедческого анализа киноленты. В.С. Листовым впервые было предложено использовать в источниковедческой критике киноисточника всех зрительных деталей в кадре: лозунгов, плакатов, вывесок, реклам, заглавий листовок, газет, объявлений, афиш, надписей на лентах похоронных венков, показаний уличных часов и т. д. они были названы автором «киноскриптами» и использованы для определения даты и места, анализируемого события и, следовательно, для раскрытия его содержания на уровне кадра.
В 2008 г. вышла монография О.В. Андреевой , посвященная истории книжного дела в изобразительных, аудиовизуальных и вещественных источниках. В работе обобщены материалы различных типов и видов источников, как опубликованных, так и впервые введенных в научный оборот. Подробно рассмотрены вещественные и аудиовизуальные источники (фотографические, кинематографические, фотодокументы).
1. Художественный фильм «Дерсу Узала» А. Куросавы по одноименному роману В.К. Арсеньева стал основой монографии о создании фильма, где одно из ключевых мест занимает личность и деятельность М.М. Мунзука, исполнявших одну из заглавных ролей. В частности, говорится о его деятельности в театре и кино, кратко даются данные о культуре и актерской деятельности в Туве и т.д. О развитии кино рассматриваются в статьях В. Кымысова и Т. Саньевой.
Источниковедческая база. В ходе исследования были использованы архивные материалы ЦГА РТ и «Чоннун оглу», где собраны материалы по экранизации одноименной повести С.К. Тока . Были изучены материалы газет «Тувинская правда», «Шын» а также сайт ГТРК «Тыва».
Практическая значимость. Содержание данного исследования может быть использовано на лекциях и семинарах по истории России, а также может быть применено самостоятельная тема по источниковедению, в первую очередь по теме «Кинематограф, как исторический источник».
Методологической основой исследования является сравнительный анализ и историко-логический методы при изучении истории кинематографа и раскрытию ее как исторического источника. В ходе исследования использовались: анализ, синтез и функциональность для изучения истории Тувы при помощи кинематографических материалов. Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты проблемы кинематографа как исторического источника в рамках цели и задач исследования.
Научная новизна работы заключается в комплексном изучении истории и современного состояния российской и тувинской кинематографии как исторического источника.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, можно смело утверждать историческое значение кинематографии огромен, отсюда становится понятным и смысл именно исторического подхода к вещам, казалось бы еще столь знакомым. Мы начинаем видеть мир в историческом свете, если описание поведения людей, даже остающихся нашими современниками, и устройства социальных институтов позволяет нам уяснить, почему та или иная форма культурной жизни утратила свое бытие и значение.
В рамках такого контекста вполне приемлемо и даже необходимо использование методов, которые сами по себе к истории отношения не имеют. С этой точки зрения применение и даже доминирование методов лингвистики или социологии отнюдь не является знаком измены исторической науке. Все дело в том, для чего они, в конечном счете, задействованы.
Это обстоятельство позволяет прояснить тезис о менталитете как приоритетном предмете изучения и кино как приоритетном объекте для его выявления. Если говорить о значении того, что принято называть менталитетом, то, как нам представляется, дело заключается не просто в полагании еще одного объекта исследования. Если мы отказываемся от поиска пресловутых объективных законов исторического процесса, то неизбежно возвращаемся к пониманию истории как деятельности людей, ставящих и преследующих свои цели. Тонкость состоит не в простом восстановлении этого банального тезиса, а в отчетливом осознании того, что именно потому, что люди преследовали определенные цели или видели вещи в определенном свете, имели место совершенно неожиданные для них последствия. Собственно поэтому состоялась история. Поэтому можно утверждать, что без введения в игру и соответствующей подачи данной сферы человеческого бытия не произойдет историзации объекта изучения. 
Иначе говоря, менталитет является необходимым структурным компонентом, обеспечивающим превращение материала в историю.
Киноискусство с позиции современных культурологических теорий предстает как культурный конструкт, подлежащий «чтению» и интерпретации. Фильмы репрезентируют не факты, а мысли, мнения, идеологические установки. Как источник по истории советского периода кинематограф уникален по своему познавательному потенциалу и многоуровневости закодированной информации.
Кино, представляющее отечественное научное сообщество, можно рассматривать как альтернативный источник по истории научной интеллигенции, ее взаимоотношений с властью, ценностных предпочтений, профессиональной и частной сфер жизни ученых, тендерных аспектов научной коммуникации.
Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что роль кинематографии в воспитании народа огромен его культурный эстетический феномен влияет на сознание масс.



2. ЦГАРТ. Ф. 102. On. 1. Д. 235.Л. 2.
3. ЦГАРТ. Ф. 19. Он. 1. Д. 2.Л. 40.
Основная литература
4. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности / Ред. кол. Т.Г. Киселева (отв. ред.), Б.Г. Мосалев, Ю.А. Стрельцов: Сб. статей. - М., 2007.
5. Балковой С.А. Кинопроизводство и кинопрокат в России: По данным Государственного регистра кино- и видеофильмов за 1995 год// Информационный бюллетень Роскомкино. - М., 1996.
6. Балковой С.А. Кинопроизводство и кинопрокат в России: По данным Государственного регистра кино- и видеофильмов за 1996 год // Информационный бюллетень Госкино РФ. - М., 1997.
7. Вишневский В. Документальные фильмы дореволюционной России (1907-1916).-М., 1996.
8. Гусев Д.И. История советского кино. / Д.И. Гусев, Прозорова О.А., Гремин Г.А. и др. Ред. Аршанский Е.А., Разумовский П.П. - М., 1995.
9. Гардин В. Воспоминания И.Н. Перестиани. 75 лет жизни в искусстве - М., 1962.
10. Гатимова И. Освоение литературных сюжетов в массовом кинематографе // сб. Экранные искусство и литература: немое кино. - М., 1991.
11. Гинзбург С.К. Кинематограф дореволюционной России. - М., 1963.
12. Егорычев И.Е. Дерсу Узала / И.Е. Егорычев - М.. 2004.
13. История Тувы: в 3 т. - Т.2/ под ред. В.А. Ламина. - Новосибирск, 2007.
14. Колодяжная В.Д., Трутко И.М. История зарубежного кино. - М., 1987.
15. Садуль Ж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней.
Перевод с 4-го франц. издания М.К. Левиной - М., 1957.
Дополнительная литература
16. Андреева О.В. История книжного дела в изобразительных,
аудиовизуальных и вещественных источниках. - М., 2008.
17. Готвальт В.А. Кинематограф («Живая фотография»), его происхождение, устройство и будущее общественное мнение. - М., 1909. Кауфман Р.С. Советская тематическая картина 1917-1941 гг. / Дисс. ... канд. искусствознания. - М., 1949.
18. Косматов Л.Л. Киномеханик (руководство). - М., 1926.
19. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. - М., 2006..
20. Листов В.С. История смотрит в объектив. - М., 1974.
21. Панофски Э. Перспектива как «символическая форма». - СПб., Фельдман В.Р. Политическая власть в истории Тувы. // Круг знания. Вып. 1. Кызыл, 1998.
Периодическая печать
22. Кымысов В. Искусство рожденное Октябрем. // Тувинская правда. - 1982. - №27
23. Саньева Т. Живые картины. // Тувинская правда. - 1982. - №27.
24. Жабский М.Ж. Российское кино и его аудитория// Киномеханик. 1994, №1.
25. Захарова О. И вновь открываются Центры российского кино// Киномеханик. - 1989. - ,о2.
Интернет-ресурсы
26. www.gov.tuva.ru - официальный сайт Правительства Республики Тыва время обращения 05.02.2014.
27. www.gov.tuva.ru - Официальный сайт ГТРК «Тыва» время обращения 05.02.2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ