Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа изучения проектной деятельности 5
1.1 Становление и развитие теории проектного обучения 5
1.2 Характеристика проектного обучения 10
1.3 Опыт применения проектного обучения в географии 23
Глава 2. Применение проектной деятельности при изучении стран 26
Латинской Америки в 11 классе
2.1. Описание реализации проектной деятельности при изучении
стран Латинской Америки 26
2.2. Анализ эффективности реализации проектной
деятельности 31
2.3. Сложности и перспективы применения проектной деятельности 44
Заключение 46
Глоссарий 49
Список использованной литературы 51
Приложение 54
Современное общество и государство характеризуется тем, что нуждается в способных к самообучению и самообразованию личностях, которые умеют творчески мыслить и, следовательно, требует от системы образования соответствия реализации этих идей. Реализацию целей образования осуществляет школа, которая в том числе возлагает эти требования на учителя. Перед учителем поставлены множества целей и задач обучения и воспитания, которые он должен осуществить в своей педагогической деятельности, в том числе и искать новые технологии для обучения. Для того чтобы учащиеся смогли самореализоваться в будущем.
Проектная деятельность, является одной из таких технологий, которая способна развивать креативность, умение творчески мыслить, и навыки исследовательского характера, а также способность учащихся разрабатывать и реализовывать различные идеи. Проектная деятельность реализуется с помощью выполнения школьниками различных проектов. В процессе создания проектов учащиеся решают разнообразные проблемы, в различных ситуациях, разными подходами и способами. Кроме того, учащиеся смогут развивать умения принимать нестандартные решения возникающих проблем, а значит, смогут добиться высоких успехов в жизни и профессиональной деятельности.
Таким образом, включение школьников в проектную деятельность, имеет высокую значимость и обладает огромным значением. Проектная деятельность должна применяться на каждой ступени школьного обучения, постепенно усложняясь и иметь более самостоятельный характер.
Цель исследования: Изучить применение проектной деятельности в школьном курсе географии, на примере стран Латинской Америки
Объект исследования: процесс изучения стран Латинской Америки в курсе географии 11 класса.
Предмет исследования: проектная деятельность как одна из эффективных технологий изучения стран Латинской Америки.
Задачи исследования:
1) Провести обзор литературных источников по исследуемой проблеме;
2) Выявить основные характеристики проектного обучения;
3) Разработать систему оценивания учащихся в проектной деятельности;
4) Организовать учащихся для изучения стран Латинской Америки с помощью проектной деятельности;
5) Провести педагогический эксперимент по определению влияния проектной деятельности на интерес учащихся к предмету, развитие их творческого потенциала и уровня знаний.
Методы исследования: анализ литературных источников, статистический, аналитический, педагогический эксперимент.
Проектная деятельность развивает творческое мышление, расширяет кругозор, формирует исследовательские навыки, а также влияет на качество знаний учащихся, их глубину и объем. Кроме того, занимаясь проектами, учащиеся делают свой первый шаг к будущей профессиональной деятельности, ведь то, что их ждет в дальнейшем - это множество профессий, которые требуют от современного специалиста: креативности, творчества, новых идей, которые можно воплотить в профессиональной деятельности и достигнуть карьерного роста.
Проведение урока-конференции, показало, что большинству учащихся было очень интересно участвовать в проекте и принимать участие в дискуссии, об этом свидетельствуют результаты анкетирования. Но недостаток в том, что многие эксперты-оппоненты не объективно оценивали своих одноклассников. В будущем необходимо проводить как можно больше уроков, на которых учащиеся будут оценивать себя и друг друга. С ролью оппонентов учащиеся отлично справились, задавая различные вопросы докладчикам.
Гипотеза о том, что если учитель будет помогать и направлять школьников в решении проблемных вопросов, то метод проектов, будет успешным, подтвердилась. Это показывает качество выступлений на конференции, говорит о том, что докладчики старательно и продумано, готовились к выступлению. Кроме одной ученицы, которая получила недостаточное количество баллов для получения положительной оценки. Причиной этого является халатное отношение к учебе.
Гипотеза о том, что проектная деятельность будет успешной, если успеваемость и уровень знаний, у тех учащихся кто, участвовал в проекте, будет выше, чем у тех, кто не участвовал, подтвердилась. Потому, что если сравнить результаты тестирования в 11 «В» классе, то успеваемость тех, кто участвовал, в проектной деятельности составляет 71%, а тех, кто не участвовал 28% (весь 11 «В» класс в проектной деятельности не участвовал). А также, если сравнивать качество знаний, то у первых он равен 28%, а у вторых 0%. Сравнивая результаты контрольных работ, только тех учащихся кто участвовал в проекте в 11 «В» классе, и тех учащихся, кто не участвовал в проекте, т.е весь 11 «Г» класс, то успеваемость у первых составляет 71%, а у вторых 61%, и соответственно качество знаний 28% к 5%.
Гипотеза о том, что уровень знаний в 11 «В» классе будет выше на итоговой контрольной работе по теме «страны Латинской Америки», чем при изучении «стран Северной Америки» (изучение без проектного метода) не подтвердилась. В этом отношение проект не оправдал ожиданий.
Далее, если сравнивать результаты контрольных работ 11 «В» и 11 «Г» классов в целом, то можно увидеть, то, что оба класса показали очень низкий результат, причиной этого может являться то, что изучение темы: «Страны Латинской Америки» совпал с окончанием учебного года и более усиленной подготовкой к сдаче ЕГЭ по другим предметам, следовательно, у учащихся возрастает нагрузка и не хватает времени готовиться к контрольным работам к предметам, по которым не сдают ЕГЭ.
Принимая во внимание все выше сказанное, можно сделать вывод, что уроки с применением проектной деятельности, необходимо проводить в 11 классах. Вследствие того, что 11 класс является выпускным, то эффективнее распределять роли докладчиков между учащимися, которые будут сдавать ЕГЭ по географии: во-первых, потому, что география им нужна при поступлении в учебное заведение; во-вторых, у них будет достаточно времени для подготовки проектов и к контрольным работам; в- третьих, у них интерес к географии однозначно выше, чем у других учащихся; в-четвертых, потому что они больше заинтересованы в знаниях, чем просто в получении хороших оценок.
Глоссарий (понятийный словарь)
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории [30].
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов[30].
Латинская Америка-наименование американских стран и территорий, использующих в качестве официальных романские языки (то есть произошедшие от латыни), прежде всего — иберо-романские испанский и португальский, иногда также галло-романский и французский [21].
Метод проектов - это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью [30].
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства [30].
Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации [26].
Проект - это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов [19].
Проектная деятельность - это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель - это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [25].
Проектная деятельность учащихся — совместная учебно¬познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности [23].
Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания [30].
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п [30].
1) Астахов А. Б, Дюков В.М Обеспечение проектной организации школы: практическое пособие. Красноярск: ИРПиго, 2005. 205 с
2) Васильева Е.В, Сторожева Н.В, Пахомова Н.Ю. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе. Красноярск: Центр информации, 2012. 287 с
3) Гаврилин А. М. Организация работы над проектом // Школьная педагогика.2007. №3. с. 36-38
4) Гилева Е. А. История развития метода проектов в Российской школе // Наука и школа. 2007. №4 с 13-15
5) Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании. М.: Школьные технологии, 2005. 178 с.
6) Исаев Е.И. Проектирование сихологического образования педагога // Вопросы психологии.1997. №6.с 48
7) Кальней В. А., Матвеева Т. М., Мищенко Е. А. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004.№4. с 10
8) Лаштабова Н.В Проектирование и метод проектов в современном образовательном процессе средней и высшей школы: в 2 т. Т. 1. Оренбург: Сессии общей педагогики и педагогики высшей школы, 2006. 356 с
9) Матяш Н.В Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: Издательский центр Академия, 2011. с 13-27
10) Моляко В.А Психология решения школьниками творческих задач. М.: Рад. школа, 1983. 46 с
11) Огородникова Н.В Проектная деятельность старшеклассников // География в школе. 2006. № 1. с 55
12) Пахомова Н.Ю Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.:АРКТИ, 2003. 112 с
13) Полат Е.С. Как рождается проект. Полат Е.С. Как рождается проект. М.: Академия, 1995. 110 с
14) Прокопьева Н.И. Проектное обучение в зарубежной педагогике. К вопросу о становлении и развитии // Сибирский учитель. 2004. № 2. с 38
15) Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Центр информации, 2004. 143 с
16) Тросян В.Г История образования и педагогической мысли: учеб.для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательство Владос-Пресс, 2006. 351 с
17) Шацкий С.Т Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 131 с
Интернет-ресурсы:
18) Власенко Е.В Официальный сайт учителя. Проектное обучение [Электронный ресурс]: http://justvlasenko.ru/proektnoe-obuchenie, свободный. - яз. рус. URL
19) Институт открытого образования Архангельской области [Электронный ресурс]: http://ippk.arkh-edu.ru/catalog/som/detail.php?ID=9971, свободный. - яз. рус. URL
20) Калининградский бизнес-колледж Официальный сайт Проектная
технология обучения [Электронный ресурс]:
http://student39.ru/lector/proektnaya-tehnplogixa/, свободный. - яз. рус. URL
21) Новости зборг [Электронный ресурс]: http://news.zborg.ru/topic/latinskaya- amerika, свободный. - яз. рус. URL
22) Педфорум [Электронный ресурс]: http://pedagogie.ru/klasifikacija-
proektov/, свободный. - яз. рус. URL
23) Проектная деятельность учащихся [Электронный ресурс]:
http://5klass.net/istorija-5-klass/Programma-po-istorii-drevnego-mira/026-
Proektnaja-dejatelnost-uchaschikhsja.html, свободный. - яз. рус. URL
24) Ресурс регионального сетевого проекта Проектирование информационно-образовательной среды ОУ [Электронный ресурс]: https://sites.google.com/site/projectniro/metod-proektov/theory/metodproektov, свободный. - яз. рус. URL
25) Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota/2014/12/30/vneurochnaya-deyatelnost/, свободный. - яз. рус. URL
26) Студопедия [Электронный ресурс]:http://studopedia.net/, свободный. - яз. рус. URL
27) Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс] http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv zhumala/2011/1/pedagogika/ignatova-sushkova.pdf/, свободный. - яз. рус. URL
28) Сдавайка.ш [Электронный ресурс]: http://sdavayka.ru/con teacher soucalc/, свободный. - яз. рус. URL
29) Учительская копилка [Электронный ресурс]:
http://uchkopilka.ru/geografiya/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/4283-proektnaya-deyatelnost-uchashchikhsya-pri-izuchenii-geografii-20140727/
свободный. - яз. рус. URL
30) Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]:http://kids- project.ru/?p=88/, свободный. - яз. рус. URL