Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интернет-ресурсы как средство активизации социального участия пожилых людей

Работа №168734

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Социальное участие пожилых как актуальная социальная проблема 8
1.1. Сущность и содержание новых подходов в социальной политике по
отношению к гражданам пожилого возраста 8
1.2. Обучение компьютерной грамотности как средство активизации социального
участия пожилых людей в жизни современного общества 15
Выводы по главе I 23
Глава II. Социальное сопровождение процесса социального включения пожилых людей через овладение интернет-технологиями 24
2.1. Изучение отношения пожилых к информационно-коммуникационным
технологиям и характера их пользования Интернет-ресурсами 24
2.2. Организация обучения пользованием компьютером и сетью Интернет как
средством активизации социального участия пожилых людей 32
Выводы по II главе 39
Заключение 41
Список использованных источников: 44
Приложения 48


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с каждым годом влияние информационных технологий на человека растет и сейчас уже сложно представить нашу деятельность без их использования. Однако активное формирование и развитие информационной среды с одной стороны способствует ускорению всех процессов в человеческой жизнедеятельности, но с другой такое быстрое развитие формирует собой определенные требования и условия, к которым человек должен адаптироваться, чтобы оставаться полноценным членом современного общества.
Особенно затруднения в адаптации к стремительно изменяющимся условиям общества и его нововведениям, связанных с информационными технологиями испытывают пожилые люди. При этом включение их в информационную среду с целью активизации из социального участия важно, как для самого пожилого человека, так и для государства. Эта проблема рассматривается государством на самом высоком уровне. В 2013 году президент России объявил курс на активное долголетие - программу, которая реализуется в большинстве развитых стран.
Сегодня наше общество в большинстве случаев функционирует за счет применения Интернет-среды. Поэтому приобщение людей пожилого возраста к современным информационным системам, в плане освоения ими базового набора навыков компьютерной грамотности положительно отразится не только на их психоэмоциональном уровне, но и повысит их социальную активность в обществе и качество жизни в целом.
Овладев основами компьютерной грамотности и навыками пользования сетью Интернет, пожилой человек сможет расширить свое социальное пространство, что придаст ему чувство уверенности при общении с молодым поколением, даст больше возможностей для общения в целом, личностного роста и творческого развития. Интернет-среда может предоставить людям пожилого возраста следующие возможности: возможности в общении с близкими и друзьями на расстоянии, доступный поиск интересующей информации, позволит совершать коммунальные платежей избегая очередей в местах приема и оплаты, получения электронных талонов на посещение врача в медучреждении, а также неограниченное пространство для творчества и самовыражения.
Несколько десятков региональных проектов по всей стране, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят различные мероприятия по созданию условий для организации и проведения компьютерных курсов по обучению основам компьютерной грамотности для граждан пожилого возраста. Эти проекты позволяют старшему поколению повысить свой общеобразовательный уровень и адаптироваться в информационном обществе.
Объектом исследования является социальное участие граждан пожилого возраста.
Предмет исследования — организация обучения компьютерной грамотности и пользованием сетью Интернет пожилых людей с целью активизации их социального участия.
Целью исследования является выявление путей активизации социального участия граждан пожилого возраста путем пользования Интернет-ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать результаты исследования по проблемам активизации социального участия пожилых людей;
• Изучить особенности отношения пожилых людей к информационно-коммуникационным технологиям и характера их пользования Интернет- ресурсами;
• Организовать обучение пользованием компьютером и сетью Интернет как средством активизации социального участия пожилых людей.
• Проанализировать результаты социального участия пожилых людей в процессе пользования Интернет-ресурсами.
Гипотеза исследования — активизации социального участия пожилых людей будет способствовать выявление особенностей их отношения к Интернет- ресурсам, организация специального обучения на принцах дифференцированного подхода, ориентации на решение конкретной практической задачи, включение пожилых людей в соревновательные отношения.
Методы исследования — теоретический анализ, анкетирование, интервьюирование, наблюдение и метод анализа документов.
Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Дивногорский».
Вопросам повышения компьютерной грамотности пожилых людей и активизации их социального участия в жизни общества в Российской Федерации сегодня уделяется особое внимание. В статье 7 Конституции РФ говорится о том, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В нашей стране охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [7].
Актуальной является Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации действующая до 2025 года. Она определена сложившимися в Российской Федерации демографическими тенденциями старения населения, что влечет за собой новые государственные и общественные цели и задачи в отношении граждан старшего поколения и общества.
Одним из основных принципов, на которых базируется Стратегия, является полное и эффективное включение и вовлечение пожилых людей в жизнь общества.
Основные направления в осуществлении Стратегии ориентированы не только на самих граждан старшего поколения, независимо от места их проживания, активности в обществе, нуждаемости в помощи и поддержке, но и их семьи, лиц, обеспечивающих им поддержку и уход и лиц, оказывающих помощь гражданам пожилого возраста.
Стратегия заключает в себе цели, задачи и направления государственной политики, при реализации которых должно улучшиться качество жизни граждан пожилого возраста при учете от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, а также обеспечить эффективное применение их потенциала и участия в жизни общества...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании изученной литературы по данной теме, бесед и полученных данных из анкетирования в ходе исследования, мы выяснили, что компьютер и сеть Интернет предоставляют целый спектр возможностей для пожилого человека, которые положительно сказываются на их жизнедеятельности и эмоциональном фоне. Для пожилых людей они выступают в роли средства активизации своего социального участия, средства коммуникации, формы проведения досуга, покупки товаров и услуг и многого другого. Сейчас в мире сеть Интернет стала новым институтом социализации людей.
Анализ результатов анкетирования и бесед показал, что пожилые люди являются активными пользователями социальных сетей и имеют довольно большие социальные связи. Они используют социальные сети, считая их очень удобными для обмена информацией сразу с несколькими людьми. Это обуславливает резкое ускорение интенсивности коммуникации, ведущее к ускорению темпа жизни.
Без знания современных компьютерных и Интернет технологий жизнь любого человека уже не так насыщена. Наличие компьютера, планшета или смартфона для подключения к сети Интернет дает пожилому человеку возможность не только общаться с родными и друзьями, находясь на расстоянии, но и выполнять множество других полезных функций.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования, что активизации социального участия пожилых людей будет способствовать выявление особенностей их отношения к Интернет-ресурсам посредством организации специального обучения на принцах дифференцированного подхода, ориентации на решение конкретной практической задачи, включение пожилых людей в соревновательные отношения. Это подтверждается тем, что пожилые люди после прохождения специального обучения на принцах дифференцированного подхода теперь могут:
- решать определенные бытовые задачи - вносить оплату за квартиру и коммунальные услуги, заказывать отсутствующие в аптеках лекарства, самостоятельно пополнять баланс телефона не выходя из дома и многое другое;
- самостоятельно и оперативно записаться на прием к врачу, сэкономив время на очередях, узнать адрес аптеки и посмотреть где выгоднее всего будет приобрести необходимое лекарство. Посмотреть инструкцию в сети Интернет от препарата, если таковая была утеряна, а также почитать отзывы о врачах или частном медицинском центре;
- освоив такие приложения-мессенджеры как Viber и WhatsApp самостоятельно организовать чаты по интересам для общения и организации своего досуга, с их помощью экономить на звонках в другие регионы и даже за границу;
- самостоятельно находить, записываться и оплачивать интересующие курсы с целью дальнейшего саморазвития;
- находить и заводить новые социальные связи в социальных сетях, а так же вести свои собственные блоги или группы в социальных сетях, принимать активное участие в обсуждении статей и новостей;
- участвовать в различных конкурсах личных достижений с целью развития духа соревновательных отношений;
- принимать непосредственное участие в обсуждениях и опросах важных для города тем и высказывать свою гражданскую точку зрения относительно благоустройства города.
Из вышеизложенного мы с уверенностью можем сказать, что компьютерная грамотность и сеть Интернет позволяет пожилым людям продолжать вести активное социальное участие в обществе, не терять свой определенный статус и чувствовать свою значимость.
Значимость сети Интернет в жизнедеятельности пожилого человека неоспорима. Он позволяет поддерживать достойный уровень существования в современном информационном обществе и восполнять то, чего не хватает в быту.
Таким образом, именно знание компьютерной грамотности предоставляет пожилым людям большие возможности для удовлетворения информационных потребностей, организации своего досуга и передачи опыта молодому поколению. Грамотно организованная деятельность по обучению пожилых людей информационным технологиям и пользованию сетью Интернет будет способствовать активизации их коммуникативного потенциала в современном информационном обществе.



1. Богданов В.С., Мерзляков А.А. Диагностика потенциала социального участия в контексте организации обратной связи между властью и населением // Научный результат. Социология и управление. Т.4, № 4, 2018
2. Долженков С.В. Концепция обучения пожилых людей компьютерной грамотности / С.В. Долженков // Известия Регионального финансово-экономического института. 2014. №3. С. 8-14
3. Дьяконова Е.А. Компьютерная грамотность как компонент социального включения пожилых людей в общество на современном этапе / Е.А. Дьяконова // Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии: 2-й молодежный конвент: материалы международной студенческой конференции - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. - С. 350—353
4. Закон Красноярского края от 16.12.2014 N 7-3023 (ред. от 04.06.2019) «Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае» (подписан Губернатором Красноярского края 17.12.2014) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
5. Караева А.К. Информационная грамотность пожилых людей // Материалы
XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] режим доступа:
https://scienceforum.ru/2019/article/2018014436
6. Ковалев И.В. Непрерывное образование как фактор социокультурной модернизации российского общества: социально—компетентностный анализ: дис. канд. соц. наук. СПб., 2016. 186 с.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Справочно-правовая система Консультант Плюс. (Публикуется с учетом изменений, внесенных указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 130 и вступивших в силу с 4 апреля 2019 г.)
8. Комаровская Е.П., Боровикова Я.В. Третий возраст в системе отечественной образовательной стратегии [Электронный ресурс] // Перспективы науки и
образования: междунар. электрон. журн. 2018. № 4 (34). URL:
https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/08/pdf 180445.pdf
9. Кошарная Г.Б. Особенности обучения пожилых людей / Г.Б. Кошарная, Е. В. Щанина // Интеграция образования. 2013. №4. С. 5-13.
10. Кукуев А.И. Методы обучения взрослых: проблема классификации / А.И. Кукуев // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на юге России. 2008. № 1 (5). С. 31—37.
11. Литвак Р.А. Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах / Р.А. Литвак, Т.А. Калугина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 4 (36). С. 170—174.
12. Липский И.А. Пожилой человек и общество: грани взаимодействия // Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообщества: Материалы семинара. — Ярославль, 2003. — с. 116.
13. Мардахаев Л.В., Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов // Издательство РГСУ, 2016
14. Медико-социальная помощь для ветеранов: качество перспективы // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Красноярск, 2016. 364 с.
15. Нескоромных Н.И., Мамадалиев А.М. Стратегии адаптивного поведения лиц пожилого возраста в Интернет-пространстве // Медиаобразование. 2017. №1...34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ