Введение 3
Глава 1. Профессиональное самоопределение как объект философской рефлексии 14
1.1 Развитие представлений о самоопределении и профессиональном
самоопределении в истории социально-гуманитарной мысли 14
1.2 Профессиональное самоопределение как социальный феномен:
концептуальный анализ 29
1.3 Единство и многообразие видов самоопределения 45
Глава 2. Феномен самоопределения в контексте социальных процессов 62
2.1 Трансформация феномена самоопределения в условиях глобализации и
информатизации 62
2.2 Профессиональное самоопределение молодежи как ключевое звено в
структуре самоопределения 76
2.3. Идеал человека сквозь призму представлений о профессиональном самоопределении 90
Заключение 103
Список литературы
Актуальность темы исследования заключается в многогранной специфике сущности человека и общества, и, как следствие, в необходимости их изучения в ключе комплексного, междисциплинарного подхода. Вызовы, которые продуцирует современность, выступают не только как детерминанты, но и как катализаторы внутриличностных и социальных процессов. Это подчеркивает важность исследования процессов самоопределения в целом и такой его грани как профессиональное самоопределения, поскольку они играют ключевую роль в развитии индивида и социума.
Разумность человека и возможность осознанно проживать бытие во многом представляют опору механизма самоопределения. Это раскрывается через синергию разнородных процессов и феноменов, присущих человеку и позволяющих интегрировать различные аспекты личности в единый вектор развития: рефлексия, идентичность, воля, индивидуальность, свобода,
возможность выбора и другие. В отрыве от централизующего процесса самоопределения, каждый из этих элементов является сложным и многофакторным. В виду этого, совершенствование социально¬психологической осведомленности индивида представляется важной детерминантой эффективности самоопределения.
Помимо отмеченных особенностей человеческой сущности, не стоит забывать и окружение, в котором развертывается бытие индивида. Социум является такой же необходимой и «витально» значимой средой, как и биологическая. Однако, ее влияние не всегда носит конструктивный характер. Предшествующая и текущая историческая событийность характеризуется рядом особенностей и даже бедствий, нередко вносящих значительную нестабильность и диссонанс в процесс функционирования социальных систем и подсистем. Отголоски такого рода событий проявляются и в различных аспектах бытия личности, что приводит к возрастанию запроса к изменению ценностной парадигмы, нарастающей поляризации и радикализации.
Существенное влияние также имеет и увеличивающееся воздействие высоких технологий на повседневное бытие едва ли не каждого индивида, составляющего коллектив социума. Важно отметить, что структура многих обществ не представляется равномерно модернизированной. Уровень этой характеристики мы можем проследить через призму центр-периферийной модели развития, которая актуальна на данный момент и в нашем обществе.
В сочетании с рядом означенных выше явлений, это определяет многообразие комплекса задач и проблем, связанных с поддержкой и сопровождением процесса профессионального самоопределения. Локальность и неоднородность распределения индустриальных и постиндустриальных ценностных спектров задает многовариантность процесса самоопределения, поскольку те или иные аспекты бытия по-разному преломляются через призму этих ценностных групп. Немаловажным фактором является и степень благоприятствования индивиду, которой располагает функционал структурных компонентов социума.
Поддержка профессионального выбора в нашем обществе во многом является прерогативой системы образования. В силу того, что динамика институционального образования во многом носит инерционный характер, то отставание практик и систем помощи в вопросе выбора профессии и самоопределения в целом становится все сильнее. Опросы показывают, что критически низкое количество (6% ) респондентов совершали этот выбор на основании результатов тех или иных профориентационных программ.
Такое стечение обстоятельств обосновывает особую важность самостоятельного, автономного конструирования и осуществления процесса выбора профессии, адаптации к изменяющимся условиям рынка труда и социокультурному нарративу в целом, а также практик, направленных на поддержку этого процесса. Осмысление и разработка моделей, направленных на проблему персонализированного подхода к вопросу профессионального самоопределения, учета уникальных предпочтений и интересов личности занимает едва ли не заглавное место.
Ход и результат самоопределения во многом определяет индивидуальную траекторию движения личности, поскольку является отражением самоосуществления индивида с поправкой на детерминирующее влияние социума. Поиск баланса между индивидуальным и коллективным в процессе профессионального самоопределения представляется приоритетным в целях гармонизации внутриличностных и социальных процессов. В свою очередь, это способствует прогрессу и повышению качества жизни, поскольку возрастает возможность человека реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества.
Постановка проблемы. В связи с этим необходимо сформировать видение профессионального самоопределения и таких мер помощи и сопровождения этого процесса, которые могли бы охватить многоаспектность бытия личности, выражающуюся через психофизиологические и духовные компоненты. Это требует интеграции различных областей социально-философского знания, рассмотрения человека как мыслящего, чувствующего и действующего существа. Немаловажное место также занимает и учет уникальности, особенности каждого индивида, его динамичности и целостности как взаимосвязанности и взаимообусловленности элементов структуры личности и бытия в целом.
Вместе с тем следует проанализировать представления о процессе профессионального самоопределения с поправкой на новации, привнесенные современностью. Искусственный интеллект и другие технологические разработки значительно расширили автономность индивида в вопросах самообразования и самопознания. Такого рода новации предоставляют новые возможности для профессионального самоопределения, позволяя индивиду самостоятельно выбирать образовательные траектории, получать доступ к широкому спектру информации и ресурсов.
В современной действительности необходимые для более благополучного развертывания процесса выбора навыки и компетенции выходят за пределы специализированный подготовки. Актуализация и осмысление совершенствования социально-психологической осведомленности индивида в контексте профессионального самоопределения и структур помощи этому процессу способствовало бы принятию обоснованных решений относительно будущего индивида на основании как личных предпочтений, так и потребностей общества.
Помимо этого, необходимо рассмотреть специфику детерминирующего влияния социума. Через систему образования, культурные нормы и ценности, а также непосредственное социальное окружение, общество оказывает значительное воздействие на формирование мировоззрения, убеждений и поведенческих паттернов индивида. Однако, несмотря на социальное влияние, нередко носящее директивный характер, каждый человек обладает определенной степенью свободы выбора и свободы в самоопределении, что позволяет ему формировать собственную идентичность и преодолевать ограничения, накладываемые обществом.
Важным вопросом, требующим учета и рассмотрения, представляется вероятностный характер выводов и прогнозов, касающихся социально-экономических условий будущего. Адаптация, соотнесение стратегий и практик, касающихся индивида и социума, с изменчивой и многофакторной спецификой действительности нуждается в разработке и интеграции принципа диверсификации в структуру процесса профессионального самоопределения.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопрос такой грани самоопределения как профессиональное самоопределение оформился в научном дискурсе сравнительно недавно. Специфика этого феномена в контексте социально-философского знания во многом является синтезированной из смежных тем: более подробно рассматривались такие основополагающие компоненты этого процесса и связанный с ними спектр проблем как свобода воли, ответственность, смысл, ценности, определение места человека в обществе и в мире в целом. Все эти категории «красной линией» проходят едва ли не через каждое из крупных философских и социологических течений, наделяя процесс самоопределения новыми характеристиками и значениями.
Античные представления о самоопределении и взгляды Сократа, Платона, Аристотеля и Эпикура на профессиональный труд выражались в рассмотрении как одного из ключевых элементов организации общества. Во многом они опирались на понятия о нравственности, добродетели и гармонии. Средневековые авторы акцентировали важность совершенства в рамках религиозного аспекта и ставили его в основу направления бытия человека. В Эпоху Возрождения актуализируются вопросы самопознания, а также гармоничного и всестороннего развития человека, что впервые поднимается вопрос развития мастерства в нескольких областях. В последующую эпоху Просвещения проблематика личности и свободы воли актуализируется значительно яснее. Классическая немецкая философия, яркими представителями которой являются И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, более детально рассматривали принципы, организующие специфику процесса самоопределения (разум, воля, нравственность, долг).
В XIX - XX веках происходит активное формирование социологического знания и представлений о специфике взаимодействия и взаимовлияния индивида и социума. Концепции таких авторов как Г. Блумер, П. Бурдье, Э. Гидденс, Э. Гоффман, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ч. Кули, Р Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс внесли значительный вклад в возможность исследования самоопределения в контексте социальный связей.
Также взгляд на самоопределение человека был значительно расширен в виду становления психологической науки как отдельной отрасли знания и формирования экзистенциально-феноменологической перспективы в вопросах осмысления человеческого существования. Работы Л. Бинсвангера, М. Босса, Ш. Бюлер, Э. Гуссерля, А. Камю, А. Маслоу, Ж.-П. Сарта, А. Тэшфела, В. Франкла, М. Хайдеггера, Э. Эриксона центрируют внимание на проблематике индивидуального существования человека в мире, особой духовной организации человека, а также на специфике соотношения уникального и общего в специфике процесса самоопределения. Также нельзя не отметить и смежное с экзистенциализмом направление персоналистской мысли, многие представители которого принадлежали к отечественной мысли: М. Бубер, Н. А. Бердяев, М. М. Бахтин, М. Недонсель
Противоречивость специфики современных аспектов бытия индивида в обществе затрагивалась такими учеными и мыслителями как Т. Адорно, Ж. Бодрийяр, В. Беньямин, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, М. Хоркхаймер.
Обозначенная совокупность авторов позволила проследить специфику представлений об элементах самоопределения в исторической ретроспективе и междисциплинарном контексте социально-философского знания, сформировать представления о личности сквозь экзистенциально-феноменологическую перспективу и о социуме, как о функциональном объекте, призванном способствовать выживанию и развитию наполняющих его коллектив индивидов.
В XX веке появляется множество работ, целенаправленно затрагивающих профессиональное самоопределение. Более предметно эту проблематику рассматривали Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, С. Л. Рубинштейн, Т. Н Харланова. Означенные исследования в своей основе относятся к периоду конца XX - начала XXI века и затрагивают профессиональное самоопределение в психологическом и педагогическом аспекте. К социально-философским исследованиям проблематики профессионального самоопределения относятся работы С. А. Воломеева, О. Ю. Никитиной, Е. С. Удаловой, Е. А. Федоровой, Н. С. Ширшиной.
В настоящее время количество крупных отечественных научных источников, которые в своем основании были бы посвящены осмыслению процесса профессионального самоопределения в контексте современности и в рамках социально-философского дискурса, можно считать относительно небольшим. С 2019 года зафиксированы два исследования, посвященные данной проблематике: С. А. Михайловской (2019) и И. Н. Алексеенко (2019). Первое сосредоточено на концептуализации вторичной занятости студентов и освещении социализации молодежи в виду такого рода поведенческой стратегии, второе - на становлении профессиональной субъектности и размышлении о необходимости реформации обеспечения процессов становления и развития профессиональной субъектности.
Объектом исследования является феномен самоопределения как многогранный социальный феномен.
Предметом исследования выступает профессиональное самоопределение.
Цель исследования: анализ и раскрытие роли профессионального самоопределения на современном этапе развития общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проследить развитие представлений о самоопределении и профессиональном самоопределении в истории социально-философской мысли;
2) осуществить анализ понятий «самоопределение» и
«профессиональное самоопределение», установить их место в системе философского и социально-гуманитарного знания; раскрыть соотношение жизненного самоопределения и профессионального самоопределения;
3) исследовать разнообразные проявления и предпосылки профессионального самоопределения, вскрыть основания их единства;
4) исследовать структуру и функции самоопределения в контексте социальных, социально-политических, социокультурных, образовательных процессов;
5) исследовать соотношение природного и социального, социального и личностного, детерминации и самодетерминации, профессионализации и универсализации в процессе самоопределения;
6) выявить особенности и функции профессионального самоопределения молодежи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы научно-рационалистического мировоззрения, представленные в контексте постнеклассической парадигмы, труды отечественных и зарубежных авторов, и прежде всего, концепции, разработанные в русле экзистенциально-феноменологического, структурно-функционального направлений, а также символического интеракционизма, поскольку данные подходы обладают внушительным междисциплинарным потенциалом и позволяют установить связь между бытием индивида, а именно такой его грани как профессиональное самоопределение, и функционированием институциональных макроструктур социума.
Используются общенаучные приемы и методы познания: логический анализ, структурно-функциональный анализ, историко-генетический анализ, контент-анализ, аксиологический подход, элементы герменевтики и аксиологического анализа.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что многообразие компонентов сущности профессионального самоопределения рассматривается в широком социально-философском контексте, который располагает к более полному выявлению взаимосвязей как структур личности и социума между собой, так и внутренних процессов каждой из систем. Исследование позволило концептуализировать ряд элементов, призванных способствовать совершенствованию процесса профессионального самоопределения как со стороны личности, так и со стороны социума.
1. Рассмотрение человека через призму экзистенциально-феноменологической перспективы центрирует внимание на уникальности и субъективности каждого отдельно взятого индивида. В свою очередь, это повышает важность индивидуализированного подхода в практиках сопровождения и помощи процесса профессионального самоопределения, а также обосновывает необходимость глубокого понимания внутреннего мира человека, его переживаний и ценностей. Такой подход позволяет создать условия для более эффективного сопровождения профессионального самоопределения, который бы учитывал индивидуальные особенности и потребности каждого человека.
2. Широкое влияние общественных структур на индивида обуславливает особое внимание к мерам увеличения функциональности различных компонентов социума, поиску новых, более сбалансированных подходов к управлению и организации осуществления процесса профессионального самоопределения.
3. Современная действительность располагает рядом особенностей и возможностей, которые могут компенсировать изъяны институциональных аппаратов, участвующих в процессах помощи профессионального выбора. Диверсификация представлена как потенциально результативная технология расширения возможности выбора.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В условиях многогранности и сложности институциональных систем помощи и сопровождения процесса профессионального выбора, углубление социально-психологической осведомленности индивида представляется более чем актуальным. Приобретение знаний и навыков, отвечающих за расширение представлений о тонкостях и отличиях именно собственного существования мыслится одной из чрезвычайно значимых детерминант процесса самоопределения.
2. Распространение и широкая доступность высоких технологий является важнейшей опорой профессионального самоопределения в современной действительности. Плотное вхождение технологических инноваций в повседневность человека призвано повысить его автономию в вопросах профессионального выбора и расширить возможности для самореализации.
3. Использование принципа диверсификации в социальном пространстве направлено на обеспечение многообразия и гибкости в функциональности структурных компонентов социума. Это повысит не только благоприятствование индивиду в различных аспектах его бытия, но и увеличит устойчивость общества в целом.
В процессе дальнейшего исследования можно сфокусируем внимание на более тонких и детальных аспектах субъективной и объективной сторон процесса профессионального самоопределения с целью выработки более точного вектора развития социально-психологической осведомленности, а также более предметно рассмотрим процесс диверсификации в контексте личности и социума на микро- и макросоциальном уровнях.
Достоверность и обоснованность выводов обеспечиваются обращением к широкому кругу явлений, привлечением широкой совокупности философских и научных источников, а также применением адекватных методов исследования.
Научно-теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования. Полученные результаты позволяют определить перспективные пути развития мер, направленных на поддержку и сопровождение процесса профессионального самоопределения, углубить понимание специфики выбора профессии в современных условиях, а также расширить понимание междисциплинарной специфики взаимодействия и взаимовлияния индивида и социума. Результаты могут быть востребованы как исходный материал при подготовке курсов по различным философским дисциплинам.
Структура диссертации определяется логикой исследования, отражает последовательность решения поставленных задач. Текст состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы. Последний включает 151 наименование (из них 10 на английском языке) и составлен по ГОСТ 2014 для диссертационных исследований. Объем работы составляет 117 страниц.
Подводя итоги сказанного, отметим главное. Идеал человека через призму современности выражается в понятии многогранности личности. Едва ли не центральное место в ее деятельности отводится процессам самопознания и самосовершенствования, носящих характеристику постоянных. Вместе с гибкостью и критичностью мышления, адаптивностью, этот комплекс представляется ключевым аспектам образа идеала человека в современности, поскольку быстро меняющиеся условия окружающего индивида социальной среды не всегда имеют конструктивный характер.
Профессиональный выбор во много определят жизнь индивида, влияя на значительный массив ее характеристик, поскольку он связан непосредственно с личными интересами, способностями и ценностями человека. Выбор профессии определяет уровень дохода, социальный статус, круг общения, образ жизни и даже психологическое состояние человека. В ситуации, когда институциональная система помощи и сопровождения процесса профессионального самоопределения сохраняет инерционное движение, особую важность приобретает самостоятельная активность человека.
В настоящее в процессе обучения ярко выделяется приоритет специализированных компонентов знания, а его гуманитарная составляющая остается за рамками невостребованности. Это приводит к отсутствию истинной фундаментальности процесса образования и, как следствие, снижению социально-психологической осведомленности индивида, так необходимой в современном мире. Привнесение большего универсализма в структуру личности человека, как и формирование интенции на всестороннее и многогранное развитие в противовес выделению одного узкоспециализированного вектора, способно помочь ему более гармонично осуществлять навигацию сквозь не лишенное невзгод бытие.
В виду сложности, многогранности институциональных систем и складывающихся в виду этого потенциальных проблем отставания от специфики современных вызовов, принцип диверсификации представляется важным направлением развития общественных структур. Он заключается в акцентуализации сбалансированного подхода к организации деятельности и управления социальными системами, что выражается в распределении ресурсов, а не их концентрации, и привнесения значимой доли разнообразия, против унификации и сведения к единому началу.
Диверсификация является важной компонентой и в образе идеала человека. Она обрамляет такого рода процессы в контексте самоопределения и подчеркивает значимость привнесения разнообразия в структуру деятельности человека, расширения спектра его интересов и поиска баланса между разнообразием и более узкой специализации. В более институциональном контексте эта концепция может соотноситься с процессом гармонизации образовательных процессов в целях совершенствования внутриличностных аспектов в парадигме истинной фундаментальности, а также с развитием функциональности компонентов социальной структуры в целях повышения всецелого благоприятствования индивидам.
1. Аарон Р Избранное: Введение в философию истории / Р Аарон ; пер. с фр. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 543 с.
2. Августин Трактаты о различных вопросах / Августин. - М.: Империум пресс, 2005. - 236 с.
3. Августин Исповедь / Августин. - Минск.: Изд-во Белорусского Экзархата,
2006. - 335 с.
4. Адорно Т Исследование авторитарной личности / Т Адорно. - М.: Серебряные нити, 2001. - 416 с.
5. Адорно Т Проблемы философии морали / Т Адорно ; пер. с нем. М. Л. Хорькова. - М.: Республика, 2000. - 238 с.
6. Аквинский Ф. Сумма теологии / Аквиснкий. - М.: АСТ, 2019. - 320 с.
7. Алексеенко И. Н. Становление профессиональной субъектности личности в образовательном пространстве современной России: автореф. дис. ... докора наук: 09.00.11 / Алексеенко Иван Николаевич. - Ростов-на-Дону, 2019 - 59 с.
8. Ансов И. В., Штумпф С. П. Новые времена - новые средства: виртуальное пространство в процессе профессионального самоопределения / И. В. Ансов, С. П. Штумпф // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы IV Международной научной конференции. - ИГУ, 2022. - С. 13-19
9. Аристотель Никомахова этика / Аристотель. - Спб.: Азбука, 2022. - 448 с.
10. Аристотель Политика. Сочинения: Т 4. / Аристотель. - М.: Мысль, 1983. - С. 376-644.
11. Батуркина И. Н. Проблема свободы в истории идей / И. Н. Батуркина // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2009. - №1. - С. 155-158.
12. Бахтин М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник: 1984-1985. - М.: Наука, 1986. - 144 с.
13. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М.: Academia, 2004. - 944 с.
14. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб ; пер. с англ.; под ред. В. И. Иноземцева. - М.: Логос, 2003. - 350 с.
15. Беньямин В. Озарения / В. Беньямин; пер. Н. М. Берновской, Ю. А. Данилова, С. А. Ромашко. - М.: Мартис, 2000. - 376 с.
16. Бердяев Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о. Н. К. Михайловском / Н. А. Бердяев. - СПб.: изд. О. Н. Попова, 1901. - 267 с.
17. Берк П. Полимат: История универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг / Питер Берк ; пер. с англ. Татьяны Лисицыной - М.: Адьпина нон-фикшн, 2023. - 390с.
18. Берталанфи Л. Общая теория систем: основы, развитие, применение / Л. Берталанфи. - Нью-Йорк: Дж. Бразильер, 1968. - 289 с.
19. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире / Л. Бинсвангер. - М.: КСП+; СПБ.: Ювента, 1999. - 300 с.
20. Блумер, Г. Коллективное поведение / Пер. Д. Водотынского // Американская социологическая мысль: Тексты / Сост. Е. И. Кравченко; под В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 90-115.
21. Блумер, Г. Символический интеракционизм. / Г. Блумер; пер. А. Корбута. - М.: Элементарные формы, 2017. - 346 с.
22. Блумер, Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / пер. И. Ясавеева // Контексты современности-II: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева; 2-е изд., доп. и перераб. - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001. - С. 150-159.
23. Боас Ф. Ум первобытного человека / Ф. Боас ; переводчик А. М. Воден. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 180 с.
24. Брамбо, Р С. Философы древней Греции / Р С. Брамбо. - М.: Центрполиграф, 2002. - 320 с.
25. Брызгалина Е. В. Наука и образование: Современные тенденции в глобальном мире / Е. В. Брызгалина // Философия образования. -2012. - №6. - С. 11-20.
26. Брызгалина Е. В., Киселев В. Н. Социально-гуманитарные проблемы развития систем искусственного интеллекта в школьном курсе обществознания / Е. В. Брызгалина, В. Н. Киселев // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2022. - №6. - С. 45-55.
27. Бубер М. Изреченное слово / М. Бубер ; пер. А. Н. Портнов // Философия языка и семиотика. - Иваново: ИвГУ, 1995. - С. 203-213.
28. Бурдье П. Опыт рефлексивной социологии / П. Бурдье ; пер. с англ. Е. Д. Руткевич // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / пер. с англ., фр., нем., ит.; сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. - М.: Книжный дом «Университет», 2002. - Ч. 2. - С. 163 -191. - 424 с.
29. Бурдье П. Практический смысл / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.
30. Бурдье П. Формы капитала / П. Бурдье ; пер. с англ. М. С. Добряковой; Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) / пер. с фр. О. И. Кирчик // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. - М.: РОССПЭН, 2004. - 680 с.
31. Буров К. С. Профессиональное самоопределение как научное понятие / К. С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2017. - С. 57-67.
32. Веблен Т Теория праздного класса / Т Веблен. - М.: АСТ, 2021. - 420 с.
33. Власова О. А. Социология человека Ирвинга Гофмана: личность как сопротивление социальному в теориях стигматизации и тотальных институций / О. А. Власова // Социологический журнал. - 2011. - №4. - С. 5-20.
34. Воломеев С. А. Профессия как фактор самореализации личности: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Воломеев Сергей Анатальевич. - Москва, 1998, - 18 с.
35. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]
URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/proforientacija-
khorosho-no-malo(Дата обращения: 24.01.2024)
36. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г. Гегель ; пер. Б. Г. Столпнер. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 292 с.
37. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М.: Академический проект, 2003. - 528 с.
38. Гуревич П. «Высвечивание» человека: экзистенциальный психоанализ
Медарда Босса / П. Гуревич // Философская антроплогия. - 2020. - №2. - С. б- б4.
39. Гуссерль Э. Избранные работы / Э. Гуссерль ; пер с нем. / сост. В. А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 4б4 с.
40. Гуссерль Э. Интенциональные предметы / Э. Гуссерль ; предисл. и пер. Р Громова // Логос. - 2001. - № 5/б. - С. 132-164.
41. Джохадзе И. Д. Демократия после Модерна / И. Д. Джохадзе. - М.: Праксис, 2006. - 112 с.
42. Диоген Л. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Л. Диоген ; пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. - М.: Мысль, 1986. - 571 с.
43. Дмитриева Н. В., Дроздова С. А. Влияние рефлексии на становление идентичности личности / Н. В. Дмитриева, М. Л. Дроздова // МНКО. - 2010. - №2. - С. 71-75.
44. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. А.Б. Гофмана, примечания В. В. Сапова. - М.: Канон, 199б. - 432 с.
45. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм ; пер, с фр. с сокр.; под ред. В А. Базарова. - СПб., 1912. - 399 с.
4б.Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург : УГППУ, 1997. - 244 с.
47.Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
48.Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель ; пер. с нем. - М.: Strelka Press, 2018. - 112 с.
49.Зубаревич Н. В. Регионы России: Неравенство, кризис, модернизация / Н. В. Зубаревич. - М.: Независимый институт социальной политики, 2010. - 160 с.
50. Инглхарт Р Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р Инглхарт ; пер. с англ. // Полис. - 1997. - № 4. - С. 6-32.
51. Каляева Е. Н. Контуры социологии эмоций в концепции социальной солидарности: теоретические истоки в работе Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» / Е. Н. Каляева // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2018. - №435. - С. 84-93.
52. Камю А. Миф о Сизифе / А. Камю ; пер. С. Великовский. - М.: Аст, 2016. - 130 с.
53. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант ; пер. с нем. Н. Лосского. - М.: Мысль, 1994. - 574 с
54. Кант И. Трактаты и письма / И. Кант ; пер. с нем. Н. Вальденберга, Т Васильевой, А. Гулыги и др.. - М.: «Наука», 1980. - 710 с.
55. Каримов А. В. Ранние онто-гносеологические интерпретации свободы / А. В. Каримов // Вестник ТГУ. - 2012. - №7. - С. 231-237.
56. Климов Е. А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд) / Е. А. Климов. - М.: МПСИ, 2006. - 198 с.
57. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов.
- Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
58. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Финист, 1996. - 205 с.
59. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. - Обнинск: Принтер, 1993. - 57 с.
60. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон ; пер. с фр. А. Фридман, Э. К. Пименова. - М.: Аст, 2016. - 320 с.
61. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-65.
62. Летуновский В. В. Сравнительный анализ методологических оснований вариантов экзистенциального анализа Л. Бинсвангера и М. Босса // Понимание как фактор личностного развития. - Кемерово: Графика, 2002.
63. Литвин Т. В. Время, восприятие, воображение. Феноменологические штудии по проблеме времени Августина, Канта, Гуссерля / Т. В. Литвин. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2013. - 208 с.
64. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1985. - Т. 1. - С. 78-582.
65. Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования / И. В. Лысак // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. - №38. - С. 130-138.
66. Лютер М. О рабстве воли // Роттердамский Э. Философские произведения. - М.: Наука, 1986. - 703 с.
67. Маклюэн М. Галактика Гутенберга / М. Маклюэн ; пер. И. О. Тюриной. - М.: Академический проект, 2022. - 443 с.
68. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Знание, 1996. - 308 с
69. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс ; пер. с нем. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 699 с.
70. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе ; пер. А. Юдина - М.: «Refl-book», 1994. - 368 с.
71. Маркузе Г. Разум и революция / Г. Маркузе ; пер. с нем. Ю. С. Медведева. - СПб.: «Владимир Даль», 2000. - 541 с.
72. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности / А. Маслоу // Психология личности. - М.: МГУ, 1982. - С. 108-117.
73. Мертон Р К. Социальная теория и социальная структура / Р Мертон ; пер. с англ. Е. Н. Егоровой, и др.; науч. ред. З. В. Коганова. - М.: АСТ, Хранитель, 2006. - 873 с.
74. Мертон Р Явные и латентные функции Текст. / Р Мертон // Американская социологическая мысль: Тексты. / под ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Ун-та Бизнеса и Управления, 1996. c С. 393-461.
75. Мещерякова Т. В. Социокультурные основания генезиса биоэтики:
индивидуальность или идентичность? / Т. В. Мещерякова // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2015. - №4 (32). - С.184-189.
76. Мид Дж. Избранное / Дж. Мид ; пер. В. Г. Николаев. под ред. Д. В. Ефременко // РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. Психологии. - М., 2009. - 290 с.
77. Мид Дж. Философия настоящего / Дж. Мид ; пер. с англ. под науч. ред. В. Г. Николаева. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 272 с.
78. Милюкова А. В. Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения студентов. / А. В. Милюкова // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - №11(3). С.220-221.
79. Минеев В. В. Введение в историю и философию науки / В.В. Минеев. - Изд. 4¬е, перераб. и доп. - М.|Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 639 с.
80. Михайловская С. А. Вторичная занятость студенческой молодежи как
механизм профессиональной социализации: социально-философский анализ: авторефер. дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Михайловская Светлана Александровна. - Чита, 2019. - 25 с.
81. Момджян К. Х. Процесс принятия решений и его место в деятельности людей // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-prinyatiya- resheniy-i-ego-mesto-v-deyatelnosti-lyudey(дата обращения: 22.12.2023).
82. Момджян К. Х. Субстанциальный подход в теоретическом обществознании, его необходимость и принципы / К. Х. Момджян // Вопросы философии. - 2022. - Т.2. - С. 71-82.
83. Момджян К. Х. Гипотеза общественного прогресса в современной социальной теории / К. Х. Момджян // Вопросы философии. - 2016. - № 10. - С. 36-46.
84. Момджян К. Х. Универсальные потребности и родовая сущность человека / К. Х. Момджян // Вопросы философии. - 2015. - № 2. - С. 3-15.
85. Момджян К. Х. О возможности и критериях общественного прогресса / К. Х. Момджян // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2018. - №5. - С. 51-57.
86. Монтень М. Опыты: в 2-х т. / М. Монтень; пер. с фр. - М.: Терра, 1996. - Т. 2.
- Кн. 3. - 544 с.
87. Назарько Е. В. Интегрализм П. А. Сорокина как теоретико-методологический принцип социального познания / Е. В. Назарько // Дискуссия. - 2010. - №7. - С. 56-58.
88. Недонсель М. Введение в эстетику [Текст] / М. Недонсель // Вестник культурологии. - 2002. - №1. - С. 95-104.
89. Никитина О. Ю. Социальная трансформация ценностных ориентаций
современной молодежи: авторефер. дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Никитина Ольга Юрьевна. - Ставрополь, 2003. - 15 с.
90. Николай Кузанский О видении Бога / Н. Кузанский ; пер. В. В. Бибихина // Николай Кузанский. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. - М.: Мысль, 1979. - С. 33-93.
91. Ницше Ф. Веселая наука / Ф. Ницше ; пер. с нем. - М.: Ефимов, 1901. - 464 с.
92. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов // Мир и образование, 2020. - 736 с.
93.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания / Х. Ортега-и-Гассет ; пер. с исп. - М.: АСТ, 2008. - 347 с.
94. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс ; под ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. - М.: Академический проект, 2018. - 435 с.
95. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс ; пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 270 с.