Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМ 6
1.1 История появления интерактивных учебных заданий и их развитие, как нового тренда в
образовательной среде 6
1.2 Электронные платформы как цифровая информационно-образовательная среда
обучения 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ 17
2.1 Темы изучаемые в 9 классе 17
2.2 Психологические особенности обучающихся 9 класса 17
2.3 Практические задания по разделу «Хозяйство России» 22
Практическое задание № 1 на тему «Национальная экономика России 24
Практическое задание № 2 на тему «Факторы размещения производства России» 24
Практическое задание № 3 на тему «Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность России» 25
Практическое задание № 4 на тему ТЭК: угольная промышленность России» 26
Практическое задание № 5 на тему «ТЭК: электроэнергетика России» 26
Практическое задание № 6 на тему «Металлургический комплекс: чёрная металлургия России» 27
Практическое задание № 7 на тему «Металлургический комплекс: цветная металлургия
России» 27
Практическое задание № 8 на тему «Машиностроение России» 28
Практическое задание № 9 на тему «Машиностроение России» 29
Практическое задание № 10 на тему «Химическая промышленность России» 30
Практическое задание № 11 на тему «Лесная промышленность России» 30
Практическое задание № 12 на тему «Агропромышленный комплекс: растениеводство
России» 31
Практическое задание № 13 на тему «Агропромышленный комплекс: животноводство
России» 32
Практическое задание № 14 на Закрепление знаний 32
Практическое задание № 15 на тему «Зональная специализация сельского хозяйства
России» 33
Практическое задание № 16 на тему «Пищевая и лёгкая промышленность России» 33
Практическое задание № 17 на тему «Транспорт России» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
В связи с требованиями нового государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего общего образования, стало необходимым введение в образовательный процесс информационно коммуникативных технологий. Одним из результатов обучения в школе должно стать умение обучающихся владеть современными компьютерными технологиями и актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для осуществления этих целей вытекает необходимость применения учителем географии информационно коммуникативных технологий в учебном процессе. Использование информационно коммуникативных технологий в учебном процессе позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.
Реформа системы образования, длившаяся много лет и ставшая одним из ориентиров долгосрочного развития страны, поставила одну из важнейших проблем современного общества. Многие реформаторы образования уже давно надеются, что компьютеры и другие информационные и компьютерные технологии (ИКТ) могут сыграть решающую и неотъемлемую роль в обеспечении давно необходимых изменений в системах образования. Особенно остро этот вопрос интересовал всех в период пандемии.
Необходимостью исследования интерактивных технологий обучения в образовательном процессе устанавливается документами: Национальная доктрина образования до 2025г., профессиональные стандарты и Федеральные образовательные государственные стандарты. Теоретически данная тема имеет хорошую разработанность, но на практике применение интерактивных технологий вызывает трудности у современных педагогов.
В новейших методиках основой когнитивного процесса является создание интерактивного обучения через электронные платформы. Благодаря инновационным методам все члены группы вовлечены в процесс обучения. Это обеспечивает полное взаимопонимание и взаимодействие между обучаемыми. Такой подход даёт каждому возможность почувствовать свой успех, проявить свой интеллект, а также внести индивидуальный вклад в изучение материала.
Объектом исследования является процесс изучения географии в 9 классе на примере изучения Хозяйства России.
Предметом исследования является практическое использование современных платформ для разработки интерактивных учебных заданий посредствам применения информационно-коммуникационных технологий.
Целью исследования является разработка комплекта практических заданий для обучающихся 9 класса с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты информационно-коммуникационных технологий;
2. Сформировать комплект практических заданий для обучающихся 9 класса на примере изучения раздела «Хозяйство России».
В ходе исследования были использованы следующие методы:
Картографический, анализ, синтез, обобщение, статистический.
Говоря о современном образовании можно отметить его открытость, интегрированность и индивидуализацию, которые должны опираться на информатизацию. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационно¬коммуникационных технологий в образовательных дисциплинах. В географии можно широко использовать новые технологии обучения.
Цель настоящей работы заключается в разработке комплекта заданий при помощи информационно-коммуникационных технологий при изучении раздела «Хозяйство России» в 9 классе. Для достижения указанной цели были поставлены ряд задач.
Изучив и проанализировав достаточно большое количество литературы по теоретическим аспектам информационно-коммуникационных технологий можно сделать следующий вывод, электронная платформа определяется, как предоставление образовательного контента через электронные ресурсы, основанные на сети Интернет получателю так, чтобы обеспечить активное взаимодействие с этим контентом и функциями, и возможность завершения этого обучения во времени и месте и со скоростью, соответствующей условиям и способностям управления этим обучением через информационно-коммуникационные технологии.
Охарактеризовав особенности изучения географии на примере раздела “Хозяйство России”, был сформирован комплект практических заданий для обучающихся 9 класса на электронных платформах: Wordwall, lerningApps, Quizizz. Практические задания по дидактической цели можно разделить на три группы:
• приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
• закрепление и уточнение знаний;
• выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач.
Преимуществом заданий, разработанных на электронных платформах , является то что, обучающиеся совершенствуют навыки работы в использовании программных средств для решения задач любого уровня сложности и в различных сферах деятельности, а также у обучающихся повышается познавательная активность, повышается мотивация к изучаемому предмету. Так же можно отметить, что применение в практике преподавания географии информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов. - М.: Академический проект,2001. - 704 с.
2. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе. Народное образование. - 2008.- №1.- С. 176-182
3. Арустамян, Д. В. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе / Д. В. Арустамян, Е. А. Дроздова // Евразийский союз ученых. - 2018. - № 7-4(52). - С. 7-8.
4. Асипова, Н. Роль цифровой дидактики в экосистеме цифрового образования / Н. Асипова, А. Балтынова, Г. Кантаева // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2021. - № 75-2. - С. 32-35. - DOI 10.24412/3453-9875-2021-75¬2-32-35.
5. Баранов А.С., Суслов В. Г., Шейнис А. И. Компьютерные технологии в школьной географии. - Н.: издательский Дом «Генжер», 2004. - 180с.
6. Баринова И.И. Современный урок географии: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения. - М.: Школа - пресс, 2001 - 80с.
7. Блинов, В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? / В. И. Блинов // Профессиональное образование. Столица. - 2019. - № 3. - С. 27-32.
8. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психолого - социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. - 352 с.
9. Васильев А.В. Использование Web-технологий и мультимедиа в образовании // Информационные технологии в образовании. М.: Влаос, 2012. - 6 с.
10. Довенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе, 2004, №5.
11. Дубинина, М. Г. Моделирование влияния цифровых технологий на качественные показатели образования / М. Г. Дубинина // Управление наукой и наукометрия. - 2020. - Т. 15. - № 4. - С. 528-557. - DOI 10.33873/2686- 6706.2020.15-4.528-557.
12. Душина И. В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. - Н: АСТ - Астрель. 2022 - 318с.
13. Душина И. В., Таможняя Е.А., Путятин В.Б. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. институтов и университетов . - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 203с.
14. Джумаев, М. Р. Анализ онлайн-платформ и сервисов по созданию интерактивных уроков (на примере Российской электронной школы и Quizizz) / М. Р. Джумаев // Студенческий вестник. - 2021. - № 23-1(168). - С. 35-36.
15. Ефимович О.Е. Использование компьютерной техники во время изучения географии. // география и основы экономики в школе. - 2003 -№5...41