Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ И МИГРАНТОФОБИИ КАК ИСТОЧНИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Работа №168717

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2024
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ И МИГРАНТОФОБИИ КАК ИСТОЧНИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Характеристика ксенофобии и мигрантофобии как проявления этнической интолерантности 6
1.2. Теоретико-методологические подходы к проблеме социальных
конфликтов 14
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 21
1.4. Проблема профилактики ксенофобии и мигрантофобии как источника
социальных конфликтов среди обучающихся подросткового возраста 27
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ И МИГРАНТОФОБИИ КАК ИСТОЧНИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 36
2.3. Характеристика психопрофилактической программы и результаты
контрольного эксперимента 41
Выводы по Главе II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


Актуальность темы выпускной квалификационной работы продиктована происходящими в современном мире процессами интеграции, ведущими к значительному росту соприкосновений представителей различных социальных групп: культур, национальностей и религий. Все больше возрастающая
мобильность влечет за собой формирование феномена этнической толерантности - равного отношения к различным этническим группам, их культуре, обычаям, традициям.
Особо актуальна проблема развития этнической толерантности в отношении обучающихся подросткового возраста. Воздействие неблагоприятных социальных факторов на формирующуюся личность способствует возникновению различного рода деформаций и росту социальных отклонений, одним из которых выступает интолерантное поведение, проявляющееся в религиозном экстремизме, расизме, этноцентризме, ксенофобии, терроризме. Проблема ксенофобии, нетерпимости подростков к иным расам, нациям и народам всегда является причиной возникновения социальных конфликтов.
Таким образом актуальной выпускной квалификационной работы обусловлена недостаточным количеством программ по развитию этнической толерантности обучающихся подросткового возраста и необходимостью реализации комплекса мероприятий, которые позволят сформировать уважительное отношение к представителям этнических групп и сообществ, готовность к диалогу культур, соблюдению этнических границ, в связи с чем снизится риск возникновения социальных конфликтов на этой почве.
На основе выявленной необходимости определена проблема исследования: как развивать этническую толерантность старших подростков?
Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности профилактики ксенофобии и мигрантофобии как источника социальных конфликтов у обучающихся подросткового возраста.
Объект: ксенофобия и мигрантофобия.
Предмет: профилактика ксенофобии и мигрантофобии как источника социальных конфликтов среди обучающихся подросткового возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что:
1. обучающиеся подросткового возраста проявляют выраженные признаки ксенофобии и мигрантофобии и имеют низкий уровень развития этнической толерантности, что является причиной возникновения социальных конфликтов;
2. программа профилактики способствует повышению уровня этнической толерантности обучающихся подросткового возраста, что повлечет за собой снижение риска возникновения социальных конфликтов в подростковой среде.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социальных конфликтов и особенности их протекания;
2. Рассмотреть теоретические подходы к изучению ксенофобии, мигрантофобии;
3. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
4. Сформулировать теоретическое обоснование профилактики ксенофобии и мигрантофобии как источника социальных конфликтов среди обучающихся подросткового возраста;
5. Провести эмпирическое исследование ксенофобии и риска возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, проанализировать результаты исследования;
6. Разработать программу профилактики ксенофобии и мигрантфобии;
7. Проанализировать эффективность реализации программы профилактики.
Методы исследования:
1. Теоретические:
- анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические:
- опросный метод (Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова; Опросник для измерения общих социальных установок у детей Э. Френкель-Брунсвик; Методика диагностики риска возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов Чеверикина Е.А., Фахрутдинов Р.Р.)
3. Методы количественной и качественной обработки данных:
- сопоставление процентных долей;
- статистическая обработка данных (Т-критерий Вилкоксона).
Исследование для выпускной квалификационной работы проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г. Красноярска, в исследовании приняли участие обучающиеся девятого класса, пятнадцати лет, в количестве 32 человек.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволили провести анализ эффективности реализации программы профилактики, направленной на развитие этнической толерантности обучающихся подросткового возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 50 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема ксенофобии и мигрантофобии как источника социальных конфликтов остается актуальной и в настоящее время.
Рассмотрев понятие ксенофобии и мигрантофобии с точки зрения разных концепций, мы выделили, что это ситуации, в которых предубеждение к людям, относящимся к другой нации, этнической группе или культуре вызывает конфликтные ситуации. Специфической чертой возникновения конфликтного взаимодействия в подобных ситуациях служит эмоциональная основа, которая присутствует абсолютно во всех сферах взаимодействия.
В заключении выпускной квалификационной работы можно подвести итог по проведенному исследованию и подчеркнуть основные результаты и выводы, полученные в процессе работы. Ксенофобия и мигрантофобия, как источник социальных конфликтов, представляют собой серьезные проблемы современного общества, которые необходимо учитывать и решать, так как они снижают безопасность образовательной среды.
Одним из ключевых выводов является то, что ксенофобия и мигрантофобия имеют отрицательное влияние на социальные контакты. Они стимулируют негативное отношение к мигрантам и иностранцам, что препятствует установлению нормальных отношений и взаимодействию между людьми разных культур и национальностей.
С целью развития этнической толерантности старших подростков реализована программа профилактики, целью которой являлось формирование у подростков готовности к взаимодействию с представителями различных национальных групп, к диалогу и сотрудничеству на основе общечеловеческих и правовых ценностей. Был реализован комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, национальной, религиозной принадлежности и мировоззрения.
На заключительном этапе работы с обучающимися было проведено исследование уровня толерантности, общих социальных установок обучающихся, а также исследование риска возникновения межнациональных конфликтов, на основании чего можно сделать вывод об эффективности реализации программы.
Таким образом в работе нашли подтверждение, гипотезы о том, что обучающиеся подросткового возраста проявляют выраженные признаки ксенофобии и мигрантофобии и имеют низкий уровень развития этнической толерантности, что является причиной возникновения социальных конфликтов, а также, что представленная в работе программа профилактики способствует повышению уровня этнической толерантности обучающихся подросткового возраста, что повлечет за собой снижение риска возникновения социальных конфликтов в подростковой среде.
Следовательно цель работы можно считать достигнутой, а поставленные задачи - решенными.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. 139с.
3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М. : Просвещение, 1983. 214 с.
4. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. М. : Смысл, 2000. 241 с.
5. Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н., Положевец П.Г., Прутченков А.С. Мой выбор. учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М. : ЗАО «Учительская газета», 2002. 421 с.
6. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М. : Магистр, 1999. 95 с.
7. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. : Апрель-Пресс; ЭКСМО- Пресс, 1999. 154 с.
8. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Основы толерантного образования. // Образовательная политика. 2006. №10. С. 33-38.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. : Редакционно-издат. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. 221 с.
10. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. 187 с.
11. Блонский П.П. Трудные школьники. М. : Работник просвещения, 1930. 387 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1999. 458 с.
13. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в
образовании. СПб. : Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования, 2003. 354 с.
14. Братусь Б.С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 196 с.
15. Брилинг. Е.Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей. М. : Дрофа-Плюс, 2005. 341 с.
16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб. : Питер, 1997. 241 с.
17. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М. : Academia,
1999. 285 с.
18. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 354 с.
19. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. М. : Твор. центр Сфера, 2000. 175 с.
20. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М. : Владос, 2006. 239 с.
21. Зиммель Г. Социальная дифференциация: пер. с немец. М. : М. и С. Сабашниковы, 1909. 323 с.
22. Гурова В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. М. : Педагогическое общество России, 2004. 421 с.
23. Кротков Е.А. Толерантность - мировоззрение современного общества // Анатомия толерантности: феноменологический анализ. Б. : Изд-во БелГУ, 2002. С.66-72.
24. Ковалев В. Мотивы поведения и деятельности. М. : Наука, 1991. 108 с.
25. Ковалёва Н.В. Родительские собрания в 5-7х классах. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 325 с.
26. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М. : Московский гуманитарный университет, 2022. 444 с.
27. Кон И.С. Психология старшеклассника. М. : Просвещение, 1980. 471 с.
28. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М. : Педагогика, 1984. 159 с.
29. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М. : Проект,
2000. 241 с.
30. Короленко Ц., Загоруйко Е. Бегство от реальности. Проблемы аддиктивного поведения // Социальная педагогика. 2005. №2. С. 43-44.
31. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М. : Просвещение, 1986. 160 с.
32. Кромин А. Российская молодежь: проблемы и решения // ОБНС. 2007. №6. 5-9 с.
33. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М. : Гардарики, 2005. 251 с.
34. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М. : Academia, 2002. 189 с.
35. Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи. Киев : Вища шк., 1985. 55 с.
36. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М. : Роспедагенство, 1996. 372 с.
37. Перепелкин Г.Е. Молодежный экстремизм как угроза общественной безопасности // Саратов. Правовая культура. 2009. № 1. С. 147-155.
38. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. Белгород : БГПУ 2019. 314 с.
39. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10 - 12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва-Тула, 2023. 241 с.
40. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 480 с.
41. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М. : Генезис, 2000. 110 с.
42. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 916.
43. Федорова Е.М. Подростковые страхи (опыт исследования на основе проективных методик) // Обретение Отечества: истоки и современность: Сборник материалов III научно-практической конференции студентов СППК / Под ред. Н.А. Левочкиной. Омск : ОмГПУ, 2000. С. 64-69.
44. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.)
45. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;
46. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». - М., 2000.
47. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. 269 с.
48. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Минск, 1996. 74 с.
49. Sassen S. The Global City: New York, London, Tokyo. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2001. 398 p.
50. Glick S.N. Citizens in Transnational Nation-States: Asian Experience // Globalization and the Asia-Pacific: Contested Territories. London: Routledge.1999. 203 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ