ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ И МИГРАНТОФОБИИ КАК ИСТОЧНИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ И МИГРАНТОФОБИИ КАК ИСТОЧНИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Характеристика ксенофобии и мигрантофобии как проявления этнической интолерантности 6
1.2. Теоретико-методологические подходы к проблеме социальных
конфликтов 14
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 21
1.4. Проблема профилактики ксенофобии и мигрантофобии как источника
социальных конфликтов среди обучающихся подросткового возраста 27
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ И МИГРАНТОФОБИИ КАК ИСТОЧНИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 36
2.3. Характеристика психопрофилактической программы и результаты
контрольного эксперимента 41
Выводы по Главе II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ И МИГРАНТОФОБИИ КАК ИСТОЧНИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Характеристика ксенофобии и мигрантофобии как проявления этнической интолерантности 6
1.2. Теоретико-методологические подходы к проблеме социальных
конфликтов 14
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 21
1.4. Проблема профилактики ксенофобии и мигрантофобии как источника
социальных конфликтов среди обучающихся подросткового возраста 27
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ И МИГРАНТОФОБИИ КАК ИСТОЧНИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 36
2.3. Характеристика психопрофилактической программы и результаты
контрольного эксперимента 41
Выводы по Главе II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность темы выпускной квалификационной работы продиктована происходящими в современном мире процессами интеграции, ведущими к значительному росту соприкосновений представителей различных социальных групп: культур, национальностей и религий. Все больше возрастающая
мобильность влечет за собой формирование феномена этнической толерантности - равного отношения к различным этническим группам, их культуре, обычаям, традициям.
Особо актуальна проблема развития этнической толерантности в отношении обучающихся подросткового возраста. Воздействие неблагоприятных социальных факторов на формирующуюся личность способствует возникновению различного рода деформаций и росту социальных отклонений, одним из которых выступает интолерантное поведение, проявляющееся в религиозном экстремизме, расизме, этноцентризме, ксенофобии, терроризме. Проблема ксенофобии, нетерпимости подростков к иным расам, нациям и народам всегда является причиной возникновения социальных конфликтов.
Таким образом актуальной выпускной квалификационной работы обусловлена недостаточным количеством программ по развитию этнической толерантности обучающихся подросткового возраста и необходимостью реализации комплекса мероприятий, которые позволят сформировать уважительное отношение к представителям этнических групп и сообществ, готовность к диалогу культур, соблюдению этнических границ, в связи с чем снизится риск возникновения социальных конфликтов на этой почве.
На основе выявленной необходимости определена проблема исследования: как развивать этническую толерантность старших подростков?
Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности профилактики ксенофобии и мигрантофобии как источника социальных конфликтов у обучающихся подросткового возраста.
Объект: ксенофобия и мигрантофобия.
Предмет: профилактика ксенофобии и мигрантофобии как источника социальных конфликтов среди обучающихся подросткового возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что:
1. обучающиеся подросткового возраста проявляют выраженные признаки ксенофобии и мигрантофобии и имеют низкий уровень развития этнической толерантности, что является причиной возникновения социальных конфликтов;
2. программа профилактики способствует повышению уровня этнической толерантности обучающихся подросткового возраста, что повлечет за собой снижение риска возникновения социальных конфликтов в подростковой среде.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социальных конфликтов и особенности их протекания;
2. Рассмотреть теоретические подходы к изучению ксенофобии, мигрантофобии;
3. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
4. Сформулировать теоретическое обоснование профилактики ксенофобии и мигрантофобии как источника социальных конфликтов среди обучающихся подросткового возраста;
5. Провести эмпирическое исследование ксенофобии и риска возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, проанализировать результаты исследования;
6. Разработать программу профилактики ксенофобии и мигрантфобии;
7. Проанализировать эффективность реализации программы профилактики.
Методы исследования:
1. Теоретические:
- анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические:
- опросный метод (Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова; Опросник для измерения общих социальных установок у детей Э. Френкель-Брунсвик; Методика диагностики риска возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов Чеверикина Е.А., Фахрутдинов Р.Р.)
3. Методы количественной и качественной обработки данных:
- сопоставление процентных долей;
- статистическая обработка данных (Т-критерий Вилкоксона).
Исследование для выпускной квалификационной работы проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г. Красноярска, в исследовании приняли участие обучающиеся девятого класса, пятнадцати лет, в количестве 32 человек.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволили провести анализ эффективности реализации программы профилактики, направленной на развитие этнической толерантности обучающихся подросткового возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 50 источников.
мобильность влечет за собой формирование феномена этнической толерантности - равного отношения к различным этническим группам, их культуре, обычаям, традициям.
Особо актуальна проблема развития этнической толерантности в отношении обучающихся подросткового возраста. Воздействие неблагоприятных социальных факторов на формирующуюся личность способствует возникновению различного рода деформаций и росту социальных отклонений, одним из которых выступает интолерантное поведение, проявляющееся в религиозном экстремизме, расизме, этноцентризме, ксенофобии, терроризме. Проблема ксенофобии, нетерпимости подростков к иным расам, нациям и народам всегда является причиной возникновения социальных конфликтов.
Таким образом актуальной выпускной квалификационной работы обусловлена недостаточным количеством программ по развитию этнической толерантности обучающихся подросткового возраста и необходимостью реализации комплекса мероприятий, которые позволят сформировать уважительное отношение к представителям этнических групп и сообществ, готовность к диалогу культур, соблюдению этнических границ, в связи с чем снизится риск возникновения социальных конфликтов на этой почве.
На основе выявленной необходимости определена проблема исследования: как развивать этническую толерантность старших подростков?
Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности профилактики ксенофобии и мигрантофобии как источника социальных конфликтов у обучающихся подросткового возраста.
Объект: ксенофобия и мигрантофобия.
Предмет: профилактика ксенофобии и мигрантофобии как источника социальных конфликтов среди обучающихся подросткового возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что:
1. обучающиеся подросткового возраста проявляют выраженные признаки ксенофобии и мигрантофобии и имеют низкий уровень развития этнической толерантности, что является причиной возникновения социальных конфликтов;
2. программа профилактики способствует повышению уровня этнической толерантности обучающихся подросткового возраста, что повлечет за собой снижение риска возникновения социальных конфликтов в подростковой среде.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социальных конфликтов и особенности их протекания;
2. Рассмотреть теоретические подходы к изучению ксенофобии, мигрантофобии;
3. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
4. Сформулировать теоретическое обоснование профилактики ксенофобии и мигрантофобии как источника социальных конфликтов среди обучающихся подросткового возраста;
5. Провести эмпирическое исследование ксенофобии и риска возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, проанализировать результаты исследования;
6. Разработать программу профилактики ксенофобии и мигрантфобии;
7. Проанализировать эффективность реализации программы профилактики.
Методы исследования:
1. Теоретические:
- анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические:
- опросный метод (Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова; Опросник для измерения общих социальных установок у детей Э. Френкель-Брунсвик; Методика диагностики риска возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов Чеверикина Е.А., Фахрутдинов Р.Р.)
3. Методы количественной и качественной обработки данных:
- сопоставление процентных долей;
- статистическая обработка данных (Т-критерий Вилкоксона).
Исследование для выпускной квалификационной работы проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г. Красноярска, в исследовании приняли участие обучающиеся девятого класса, пятнадцати лет, в количестве 32 человек.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволили провести анализ эффективности реализации программы профилактики, направленной на развитие этнической толерантности обучающихся подросткового возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух Глав, выводов по каждой Главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 50 источников.
Проблема ксенофобии и мигрантофобии как источника социальных конфликтов остается актуальной и в настоящее время.
Рассмотрев понятие ксенофобии и мигрантофобии с точки зрения разных концепций, мы выделили, что это ситуации, в которых предубеждение к людям, относящимся к другой нации, этнической группе или культуре вызывает конфликтные ситуации. Специфической чертой возникновения конфликтного взаимодействия в подобных ситуациях служит эмоциональная основа, которая присутствует абсолютно во всех сферах взаимодействия.
В заключении выпускной квалификационной работы можно подвести итог по проведенному исследованию и подчеркнуть основные результаты и выводы, полученные в процессе работы. Ксенофобия и мигрантофобия, как источник социальных конфликтов, представляют собой серьезные проблемы современного общества, которые необходимо учитывать и решать, так как они снижают безопасность образовательной среды.
Одним из ключевых выводов является то, что ксенофобия и мигрантофобия имеют отрицательное влияние на социальные контакты. Они стимулируют негативное отношение к мигрантам и иностранцам, что препятствует установлению нормальных отношений и взаимодействию между людьми разных культур и национальностей.
С целью развития этнической толерантности старших подростков реализована программа профилактики, целью которой являлось формирование у подростков готовности к взаимодействию с представителями различных национальных групп, к диалогу и сотрудничеству на основе общечеловеческих и правовых ценностей. Был реализован комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, национальной, религиозной принадлежности и мировоззрения.
На заключительном этапе работы с обучающимися было проведено исследование уровня толерантности, общих социальных установок обучающихся, а также исследование риска возникновения межнациональных конфликтов, на основании чего можно сделать вывод об эффективности реализации программы.
Таким образом в работе нашли подтверждение, гипотезы о том, что обучающиеся подросткового возраста проявляют выраженные признаки ксенофобии и мигрантофобии и имеют низкий уровень развития этнической толерантности, что является причиной возникновения социальных конфликтов, а также, что представленная в работе программа профилактики способствует повышению уровня этнической толерантности обучающихся подросткового возраста, что повлечет за собой снижение риска возникновения социальных конфликтов в подростковой среде.
Следовательно цель работы можно считать достигнутой, а поставленные задачи - решенными.
Рассмотрев понятие ксенофобии и мигрантофобии с точки зрения разных концепций, мы выделили, что это ситуации, в которых предубеждение к людям, относящимся к другой нации, этнической группе или культуре вызывает конфликтные ситуации. Специфической чертой возникновения конфликтного взаимодействия в подобных ситуациях служит эмоциональная основа, которая присутствует абсолютно во всех сферах взаимодействия.
В заключении выпускной квалификационной работы можно подвести итог по проведенному исследованию и подчеркнуть основные результаты и выводы, полученные в процессе работы. Ксенофобия и мигрантофобия, как источник социальных конфликтов, представляют собой серьезные проблемы современного общества, которые необходимо учитывать и решать, так как они снижают безопасность образовательной среды.
Одним из ключевых выводов является то, что ксенофобия и мигрантофобия имеют отрицательное влияние на социальные контакты. Они стимулируют негативное отношение к мигрантам и иностранцам, что препятствует установлению нормальных отношений и взаимодействию между людьми разных культур и национальностей.
С целью развития этнической толерантности старших подростков реализована программа профилактики, целью которой являлось формирование у подростков готовности к взаимодействию с представителями различных национальных групп, к диалогу и сотрудничеству на основе общечеловеческих и правовых ценностей. Был реализован комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, национальной, религиозной принадлежности и мировоззрения.
На заключительном этапе работы с обучающимися было проведено исследование уровня толерантности, общих социальных установок обучающихся, а также исследование риска возникновения межнациональных конфликтов, на основании чего можно сделать вывод об эффективности реализации программы.
Таким образом в работе нашли подтверждение, гипотезы о том, что обучающиеся подросткового возраста проявляют выраженные признаки ксенофобии и мигрантофобии и имеют низкий уровень развития этнической толерантности, что является причиной возникновения социальных конфликтов, а также, что представленная в работе программа профилактики способствует повышению уровня этнической толерантности обучающихся подросткового возраста, что повлечет за собой снижение риска возникновения социальных конфликтов в подростковой среде.
Следовательно цель работы можно считать достигнутой, а поставленные задачи - решенными.



