Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КЛУБНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Работа №168692

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы138
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы поддержки личностного самоопределения подростков в условиях клубного объединения 12
1.1. Личностное самоопределение подростков как психолого-педагогическая проблема 12
1.2. Педагогический потенциал клубного объединения в поддержке
личностного самоопределения подростков 20
1.3. Педагогические условия поддержки личностного самоопределения
подростков в клубном объединении 26
Выводы по первой главе 36
Глава II. Эмпирическое исследование результативности педагогических условий поддержки личностного самоопределения молодежи в клубном объединении 39
2.1. Методы диагностики и критерии результативности педагогических
условий поддержки личностного самоопределения молодежи 39
2.2. Содержание и организация поддержки личностного самоопределения
подростков в клубном объединении 64
2.3. Анализ результативности поддержки личностного самоопределения
подростков 68
Выводы по второй главе 110
Заключение 112
Библиографический список 114
Приложение 122


Актуальность исследования. Динамика развития общества детерминирует рост роли в общественной жизни молодежи как социально-демографической группы, выделяемой на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Подростковый возраст - один из трудных возрастов молодости. Его называют переходным, поскольку в это время в жизни человека совершается переход от детства к взрослости. Это период экспансивной активности в поиске места в жизни - характеризуется неуравновешенностью, тревожностью, обидчивостью субъекта. Подростки чаще всего подвергаются негативному влиянию внешней среды, поскольку у них еще не сформированы жизненные принципы, ценностно-нормативные ориентиры.
Подросток заявляет о себе как о личности. Возникает потребность к самопознанию, самоанализу, формируются мотивы к самоорганизации и самодеятельности.
Выбор жизненного пути, определение перспектив - очень важный момент для самоопределения подростков. В этом возрасте возникает большой риск асоциализации в виду неопределенности социального положения, несформированности жизненных позиций. Агентами личностного самоопределения выступают семья, образовательная организация, знакомые, подростковые объединения.
Выбирая жизненный ориентир, молодой человек чувствует себя социально значимым, развивает свои способности и творческие качества, Очень важно дать подростку возможность сделать это самостоятельно.
Чтобы продуктивнее самореализоваться, личность подростка должна достигать мировоззренческого уровня в понимания самого себя. Важным явлением в развития личности на данном этапе онтогенеза становится реакция группирования, поскольку у подростка в общении с окружающими вырабатываются навыки социального взаимодействия, формируются умение подчиняться дисциплине, коллективу, референтному лицу; умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В этот период взросления личности более интенсивно формируется самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитает их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.
Клубное объединение понимается как общественная организация молодежи для духовного и физического развития, развития творческих и иных способностей, реализации возможной социально полезной деятельности, что является альтернативой неорганизованному, стихийному подростковому окружению и досугу. Клубное объединение может стать дополнительным жизненным пространством, в которое добровольно вовлечены подростки. В нем создаются естественные условия для самовыражения, формирования личностных качеств, и может быть оказана педагогическая поддержка испытывающих трудности в процессе социализации подростков. Работа клубов основана на принципах самостоятельности и инициативности подростков, включает в себя клубные вечера, психолого-педагогические тренинги, школы общения по интересам, праздники и пр...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе раскрыты характеристики процесса личностного самоопределения подростков, которое выступает как самодетерминация, собственная активность личности, важнейшими из которых являются: обретение социальной идентичности, определение смысла жизни; и самоопределение в культуре.
Обоснованы необходимость и возможность поддержки личностного самоопределения подростков в клубном объединении. В процессе самоопределения подростки встречаются с внутренне и внешне причинно обусловленными трудностями и, следовательно, нуждаются в помощи и поддержке взрослых, и такую недирективную помощь они могут получить в клубном объединении.
Определен педагогический потенциал клубного объединения, заключающийся в предоставлении подросткам на принципах
добровольности, интегративности различных видов социально-культурной деятельности и свободы выбора возможности проявить свои способности, предпочтения, удовлетворить свои интересы; обеспечения индивидуального становления и саморазвития личностных качеств.
Разработаны педагогические условия поддержки личностного самоопределения в форме активной социально одобряемой клубной деятельности, обеспечивающей:
- формирование самопринятия, позитивной самооценки и самоуважения; ценностей, осознанности в проявлении собственных чувств;
- развитие уверенности в себе; способности к субъектному общению на основе понимания и навыков конструктивного взаимодействия в общении со сверстниками.
В опытно-экспериментальной работе проверена результативность поддержки личностного самоопределения подростков в клубном объединении, что подтверждено статистической обработкой полученных диагностических данных.
Таким образом, теоретические и проверенные в ходе опытно-экспериментальной работы практические результаты показали высокую действенность поддержки личностного самоопределения подростков и подтвердили выдвинутую гипотезу о результативности педагогических условий в форме активной социально одобряемой клубной деятельности, что свидетельствует о том, что задачи исследования решены, цель достигнута.
Предпринятое исследование не исчерпывает всего многообразия аспектов обозначенной проблемы, но открывает перспективы направлений для дальнейших исследований ее новых граней.


1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2001. 299 с.
2. Антонова Н.В., Белоусова В.В. Самоопределение как механизм развития идентичности // Педагогика и психология образования. № 2. 2011. С. 79¬92.
3. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 169-179.
4. Бершадская, Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 263 с.
5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
6. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. 352 с.
7. Будич Н.Ю. Религиозность как условие личностного самоопределения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3. С. 44-48. http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/religioznost-kak-uslovie-lichnostnogo- samoopredeleniya
8. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 28-40.
9. В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1982.
10. Варламова Е.П. Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход. М.: Ин-т психологии РАН, 2002. 256 с.
11. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. 144 с.
12. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. 245 с.
13. Выготский Л.С. Собр. Соч. М., 1983. Т.3. С.144-145.
14. Генкин, Д.М. Социальна сущность, назначение и основные функции клуба // Клубоведение: Учеб. пособие. М., 1980. С. 39-49.
15. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19-26...99


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ