ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ЛИНИИ ... 8
1.1. Математическое образование на современном этапе 8
1.2. Метапредметные результаты обучения математике 17
1.3. Функционально-графическая линия школьного курса математики и ее
прикладное содержание 23
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО¬
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 36
2.1. Комплекс практико-ориентированных задач функционально-графического содержания 36
2.2. Фрагменты уроков математики с использованием практико-ориентированных задач 53
2.3. Итоги опытно-инструментальной проверки сформированности уровня
метапредметных результатов 66
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложение 1. Входная диагностика 79
Приложение 2. Самостоятельная работа «Линейная функция» 80
Приложение 3. Анкета для обучающихся 8 класса 81
Приложение 4. Лист рефлексии для обучающихся 8 класса 83
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ЛИНИИ ... 8
1.1. Математическое образование на современном этапе 8
1.2. Метапредметные результаты обучения математике 17
1.3. Функционально-графическая линия школьного курса математики и ее
прикладное содержание 23
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО¬
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 36
2.1. Комплекс практико-ориентированных задач функционально-графического содержания 36
2.2. Фрагменты уроков математики с использованием практико-ориентированных задач 53
2.3. Итоги опытно-инструментальной проверки сформированности уровня
метапредметных результатов 66
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложение 1. Входная диагностика 79
Приложение 2. Самостоятельная работа «Линейная функция» 80
Приложение 3. Анкета для обучающихся 8 класса 81
Приложение 4. Лист рефлексии для обучающихся 8 класса 83
Модернизация образования последних лет порождает новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, поэтому сегодня одним из приоритетных направлений является подготовка обучающихся к реальной жизни: общество нуждается в людях, способных верно трактовать усвоенные знания и умения в соответствии с окружающими обстоятельствами. Именно поэтому важнейшей задачей школьного обучения государство называет формирование новых образовательных результатов.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены предметные, метапредметные и личностные результаты. Особое значение приобретают метапредметные, в основе которых лежит формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Их универсальность проявляется в возможности широкого применения в различных сферах деятельности. Следовательно, для формирования таких умений необходимо усиление практико-ориентированной направленности в обучении.
Согласно данным международных исследований TIMSS и PISA, российские обучающиеся владеют предметным содержанием на довольно высоком уровне, но значительно хуже справляются с заданиями, нагруженными контекстной информацией, жизненным сюжетом. Для решения заданий PISA учащиеся должны владеть умением моделирования, т.е. должны уметь строить математическую модель повседневной ситуации, - такое умение относится к ряду метапредметных познавательных УУД. Причем данная тенденция проявляется и в случае математики, и в случае дисциплин естественнонаучного цикла. Но все же одной из главных учебных дисциплин была и остается математика - это фундаментальная наука, методы которой активно применяются во многих естественных дисциплинах; невозможными стали бы сегодня развитие технологий и познание природы без математики. Государство пытается оптимизировать математическое образование: обязывает учителей проходить курсы повышения квалификации, разделяет ЕГЭ на базовый и профильный уровни, делаются попытки изменить содержание образования в пользу практической направленности. Причем последняя проблема не является новой - темой прикладной направленности обучения математике в разное время занимались как математики, так и методисты: С.С. Варданян, Н.Я. Виленкин, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Ю.М. Колягин,Я.И. Перельман, Н.А. Терешин, Ю.Ф. Фоминых и др. Практико-ориентированная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку обучающихся к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности, на широкое применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий...
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены предметные, метапредметные и личностные результаты. Особое значение приобретают метапредметные, в основе которых лежит формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Их универсальность проявляется в возможности широкого применения в различных сферах деятельности. Следовательно, для формирования таких умений необходимо усиление практико-ориентированной направленности в обучении.
Согласно данным международных исследований TIMSS и PISA, российские обучающиеся владеют предметным содержанием на довольно высоком уровне, но значительно хуже справляются с заданиями, нагруженными контекстной информацией, жизненным сюжетом. Для решения заданий PISA учащиеся должны владеть умением моделирования, т.е. должны уметь строить математическую модель повседневной ситуации, - такое умение относится к ряду метапредметных познавательных УУД. Причем данная тенденция проявляется и в случае математики, и в случае дисциплин естественнонаучного цикла. Но все же одной из главных учебных дисциплин была и остается математика - это фундаментальная наука, методы которой активно применяются во многих естественных дисциплинах; невозможными стали бы сегодня развитие технологий и познание природы без математики. Государство пытается оптимизировать математическое образование: обязывает учителей проходить курсы повышения квалификации, разделяет ЕГЭ на базовый и профильный уровни, делаются попытки изменить содержание образования в пользу практической направленности. Причем последняя проблема не является новой - темой прикладной направленности обучения математике в разное время занимались как математики, так и методисты: С.С. Варданян, Н.Я. Виленкин, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Ю.М. Колягин,Я.И. Перельман, Н.А. Терешин, Ю.Ф. Фоминых и др. Практико-ориентированная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку обучающихся к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности, на широкое применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий...
В ходе анализа состояния современного математического образования мы пришли к выводу, что содержанию обучения математике не хватает практико-ориентированной направленности. Практико-ориентированное обучение поспособствует устранению существующих образовательных проблем, а также оно в полной мере удовлетворяет требованиям ФГОС: оно направлено на развитие познавательных потребностей, формирование метапредметных качеств и практического опыта.
Детально исследовав понятие метапредметных результатов, мы привели примеры универсальных учебных действий и рассмотрели, на формирование каких умений направлено практико-ориентированное обучение.
Лучшим средством реализации практико-ориентированного обучения являются практико-ориентированные задачи, поэтому мы проанализировали методическую и педагогическую литературу, охарактеризовали понятие практико-ориентированной задачи, рассмотрели пути ее получения и этапы методической работы с практико-ориентированной задачей.
Полученные данные позволили нам создать направленный на формирование метапредметных познавательных умений комплекс практикоориентированных задач функционально-графического содержания для обучающихся 7-9 классов.
Применив использование практико-ориентированных задач на практике, а затем проведя ряд диагностических работ, был сделан вывод о том, что:
1) У обучающихся экспериментального класса повысился уровень сформированности определенных метапредметных результатов-умения создавать математические модели жизненных ситуаций, умения устанавливать причинно-следственные связи и умения строить цепочки логических рассуждений.
2) Уровень предметных УУД также возрос, что говорит о том, что практико-ориентированные задачи способствуют более полному усвоению информации;
3) Обучающиеся заинтересованы в применении практике- ориентированных задач по всем разделам школьного курса математики.
Проведенное исследование и полученные результаты позволяют утверждать, что поставленные цель и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты. Гипотеза исследования подтверждена не полностью - обучающиеся не продемонстрировали рост уровня сформированности умения работать со справочной литературой. Для более полного утверждения следует продолжать апробацию разработанного комплекса в учебно
воспитательном процессе.
В перспективе можно разрабатывать комплексы практико-ориентированных задач и по другим содержательным линиям школьного курса математики.
Детально исследовав понятие метапредметных результатов, мы привели примеры универсальных учебных действий и рассмотрели, на формирование каких умений направлено практико-ориентированное обучение.
Лучшим средством реализации практико-ориентированного обучения являются практико-ориентированные задачи, поэтому мы проанализировали методическую и педагогическую литературу, охарактеризовали понятие практико-ориентированной задачи, рассмотрели пути ее получения и этапы методической работы с практико-ориентированной задачей.
Полученные данные позволили нам создать направленный на формирование метапредметных познавательных умений комплекс практикоориентированных задач функционально-графического содержания для обучающихся 7-9 классов.
Применив использование практико-ориентированных задач на практике, а затем проведя ряд диагностических работ, был сделан вывод о том, что:
1) У обучающихся экспериментального класса повысился уровень сформированности определенных метапредметных результатов-умения создавать математические модели жизненных ситуаций, умения устанавливать причинно-следственные связи и умения строить цепочки логических рассуждений.
2) Уровень предметных УУД также возрос, что говорит о том, что практико-ориентированные задачи способствуют более полному усвоению информации;
3) Обучающиеся заинтересованы в применении практике- ориентированных задач по всем разделам школьного курса математики.
Проведенное исследование и полученные результаты позволяют утверждать, что поставленные цель и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты. Гипотеза исследования подтверждена не полностью - обучающиеся не продемонстрировали рост уровня сформированности умения работать со справочной литературой. Для более полного утверждения следует продолжать апробацию разработанного комплекса в учебно
воспитательном процессе.
В перспективе можно разрабатывать комплексы практико-ориентированных задач и по другим содержательным линиям школьного курса математики.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Практико-ориентированные географические задачи по формированию картографической грамотности у обучающихся 7 класса
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ» КАК
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование композиционного мышления обучающихся 8-12 лет средствами декора к коллекции женской одежды в русских народных традициях
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Упражнения на готовых чертежах как средство формирования функциональной культуры обучающихся в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков самоконтроля у подростков в образовательном процессе современной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017





