Проявление лексического недоразвития у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 7
1.2 Развитие лексической стороны речи в онтогенезе 13
1.3 Особенности развития лексики при общем недоразвитии речи третьего
уровня 20
1.4. Анализ программ логопедической работы по накоплению, уточнению и активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста 23
Глав II Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента...31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Методические рекомендации по развитию лексики у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 48
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 7
1.2 Развитие лексической стороны речи в онтогенезе 13
1.3 Особенности развития лексики при общем недоразвитии речи третьего
уровня 20
1.4. Анализ программ логопедической работы по накоплению, уточнению и активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста 23
Глав II Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента...31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Методические рекомендации по развитию лексики у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 48
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения
Актуальность исследования. В последнее время в системе образования происходят серьезные изменения.
С переходом на ФГОС ДО дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования. Речевое развитие является одной из приоритетных образовательных областей во ФГОС дошкольного образования.
Лексическое развитие - один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих исследователей, таких как Е. Ф. Архипова, Н.С. Жукова, А.Р. Лурия, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева и др.,, занимающихся изучением речевых нарушений, вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методиках её развития является одним из актуальных вопросов, так как, выполняя множество функций, она оказывает большое влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.
Одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Теоретическое обоснование общего недоразвития речи впервые было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом НИИ дефектологии. Была описана особая категория детей с нормальным слухом и интеллектом с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, лексики, грамматики), которую и обозначили термином «общее недоразвитие речи» [9].
В последние годы возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ данных ежегодного обследования детей в консультативно диагностическом центре при Московском психолого - социальном институте показывает, что у детей дошкольного возраста наиболее часто отмечаются речевые нарушения (51%), среди которых ОНР составляет 28,6 %.
Формирование лексики по мнению В.П. Глухова, Н.С.Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.А. Мироновой и др., является одной из важных задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так как именно старший дошкольный возраст является периодом быстрого развития словаря.
Несмотря на интенсивные исследования в области детской речи в последние десятилетия, многие вопросы остаются еще малоизученными. Проблема изучена недостаточно и актуальна, поскольку полноценно сформированная устная речь, в том числе словарного запаса - является одним из показателей готовности к обучению в школе и составляет необходимое условие для успешного обучения. Своевременно неоткоррегированная сформированность этого компонента затрудняет реализацию ФГОС.
Исходя из вышесказанного, мы хотели бы обозначить объект и предмет изучения, а также цель и задачи нашей работы.
Объектом исследования является лексическая сторона речи.
Предмет исследования - особенности проявления лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.
Цель работы: выявить особенности лексических нарушений и уровень сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. На основе выявленных особенностей составить методические рекомендации по коррекции лексических нарушений.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности и уровень сформированности словаря предметов, глагольного словаря, словаря наречий, определений, антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста имеющих ОНР III уровня.
3. Составить методические рекомендации по развитию лексической стороны речи
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наиболее выражены следующие проявления лексического недоразвития: в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Дети мало пользуются прилагательными и наречиями обозначающими признаки и состояние предметов, испытывают трудности при подборе синонимов, и антонимов при относительно сформированном словаре предметов.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и логопедии:
- концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений (М.С. Певзнер, Р.Е. Левина)
- о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Е.М. Мастюкова, Лурия А.Р и др.);
- о понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.Е. Грибова и др.).
Методы исследования: Определялись в соответствии с задачами и целью исследования.
- теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, изучение психолого-педагогической и медицинской документации, констатирующий эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты констатирующего эксперимента позволят нам подтвердить имеющиеся научные данные о количественном и качественном своеобразии лексического запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Практическая значимость: изложенные в работе методические рекомендации могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе логопедами, воспитателями речевых групп, в качестве рекомендаций по развитию лексики для родителей.
Организация исследования. Исследование проводилось с января по апрель 2016 года на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «МКОУ Павловская СШ» в ДОУ и включало в себя 4 этапа:
1. август 2015 - январь 2016 года - изучение литературы по проблеме исследования и определение методики констатирующего эксперимента.
2. Февраль: проведение констатирующего эксперимента.
3. Март-апрель: анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Май: разработка методических рекомендаций.
Структура работы: работа включает введение, две главы, 7 гистограмм, заключение, список литературы, приложения, таблица.
С переходом на ФГОС ДО дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования. Речевое развитие является одной из приоритетных образовательных областей во ФГОС дошкольного образования.
Лексическое развитие - один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих исследователей, таких как Е. Ф. Архипова, Н.С. Жукова, А.Р. Лурия, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева и др.,, занимающихся изучением речевых нарушений, вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методиках её развития является одним из актуальных вопросов, так как, выполняя множество функций, она оказывает большое влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.
Одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Теоретическое обоснование общего недоразвития речи впервые было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом НИИ дефектологии. Была описана особая категория детей с нормальным слухом и интеллектом с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, лексики, грамматики), которую и обозначили термином «общее недоразвитие речи» [9].
В последние годы возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ данных ежегодного обследования детей в консультативно диагностическом центре при Московском психолого - социальном институте показывает, что у детей дошкольного возраста наиболее часто отмечаются речевые нарушения (51%), среди которых ОНР составляет 28,6 %.
Формирование лексики по мнению В.П. Глухова, Н.С.Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.А. Мироновой и др., является одной из важных задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так как именно старший дошкольный возраст является периодом быстрого развития словаря.
Несмотря на интенсивные исследования в области детской речи в последние десятилетия, многие вопросы остаются еще малоизученными. Проблема изучена недостаточно и актуальна, поскольку полноценно сформированная устная речь, в том числе словарного запаса - является одним из показателей готовности к обучению в школе и составляет необходимое условие для успешного обучения. Своевременно неоткоррегированная сформированность этого компонента затрудняет реализацию ФГОС.
Исходя из вышесказанного, мы хотели бы обозначить объект и предмет изучения, а также цель и задачи нашей работы.
Объектом исследования является лексическая сторона речи.
Предмет исследования - особенности проявления лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.
Цель работы: выявить особенности лексических нарушений и уровень сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. На основе выявленных особенностей составить методические рекомендации по коррекции лексических нарушений.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности и уровень сформированности словаря предметов, глагольного словаря, словаря наречий, определений, антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста имеющих ОНР III уровня.
3. Составить методические рекомендации по развитию лексической стороны речи
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наиболее выражены следующие проявления лексического недоразвития: в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Дети мало пользуются прилагательными и наречиями обозначающими признаки и состояние предметов, испытывают трудности при подборе синонимов, и антонимов при относительно сформированном словаре предметов.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и логопедии:
- концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений (М.С. Певзнер, Р.Е. Левина)
- о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Е.М. Мастюкова, Лурия А.Р и др.);
- о понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.Е. Грибова и др.).
Методы исследования: Определялись в соответствии с задачами и целью исследования.
- теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, изучение психолого-педагогической и медицинской документации, констатирующий эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты констатирующего эксперимента позволят нам подтвердить имеющиеся научные данные о количественном и качественном своеобразии лексического запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Практическая значимость: изложенные в работе методические рекомендации могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе логопедами, воспитателями речевых групп, в качестве рекомендаций по развитию лексики для родителей.
Организация исследования. Исследование проводилось с января по апрель 2016 года на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «МКОУ Павловская СШ» в ДОУ и включало в себя 4 этапа:
1. август 2015 - январь 2016 года - изучение литературы по проблеме исследования и определение методики констатирующего эксперимента.
2. Февраль: проведение констатирующего эксперимента.
3. Март-апрель: анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Май: разработка методических рекомендаций.
Структура работы: работа включает введение, две главы, 7 гистограмм, заключение, список литературы, приложения, таблица.
Общее недоразвитие речи третьего уровня является одним из самых распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей и уровня сформированности лексики старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня и выявление специфики логопедической работы по развитию активного словаря у данной категории детей.
В ходе проведения исследования были реализованы поставленные ранее задачи. Нами была проанализирована психолого-педагогическая и логопедическая литература по проблеме исследования и сделаны следующие выводы.
Исследователи отмечают, что словарный запас ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обобщения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Развитие лексики в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов. В процессе развития ребенка обогащается его словарь, значение слова развивается, меняет свою структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа.
Характерные особенности детей с ОНР таковы:
- более позднее начало речи (в 3-4 года);
- лексический запас значительно отстает от возрастной нормы;
- в активном словаре преобладают существительные и глаголы;
- недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий;
- затруднения в усвоении системы антонимов и синонимов; неточное употребление многих лексических значений;
- ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);
- дефекты звукопроизношения (все виды), нарушение фонематического слуха, нарушение ритмико-слоговой структуры слова, затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.
Дети с общим недоразвитием речи имеют следующие особенности развития психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.
Если объём пассивного словаря дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня близок к норме, то объём их активного словаря значительно меньше, чем у их сверстников с речевым развитием в норме. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка. Дошкольники нуждаются в дополнительном развитии активного словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность нашего исследования.
Многие отечественные учёные занимались изучением лексических особенностей детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы. Исследователи предлагают различные методики по обогащению словарного запаса детей с ОНР за счёт обучения навыкам словообразования и словоизменения, подбора слов-признаков и слов- действий и т.д. Целенаправленная коррекционно-развивающая работа по формированию активного словаря и актуализации словаря пассивного ведёт к увеличению словарного запаса и потребности в речевом общении.
В рамках данного исследования нами был проведён констатирующий эксперимент, в ходе которого были выявлены особенности и уровень сформированности словаря предметов, глагольного словаря, словаря наречий, определений, антонимов и синонимов у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.
В начале нашей работы мы выдвинули гипотезу о том, в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Дети мало пользуются прилагательными и наречиями обозначающими признаки и состояние предметов, трудности при подборе синонимов, и антонимов при относительно сформированном словаре предметов.
Сопоставив результаты по всем сериям констатирующего эксперимента, мы отметили расхождение в объёме пассивного и активного словаря. При обследовании предметного словаря были выявлены трудности в актуализации понятий редкоупотребляемой лексики, при этом большинство слов повседневной лексики есть в активном словаре дошкольников. Эти трудности проявлялись в том, что в некоторых случаях испытуемые не могли связать предложенные слова с конкретным предметом, изображённым на картинке. Также некоторым испытуемым с трудом давалось отграничение близких по смыслу понятий. Некоторые объяснения детей носили функциональный характер.
Глагольный словарь дошкольников отличается преобладанием слов, обозначающих действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Трудности вызвал подбор глаголов, обозначающих действия неодушевлённых предметов. Подбор глаголов-действий к одушевлённым существительным давался испытуемым с меньшими сложностями.
Данные констатирующего эксперимента говорят о том, что словарь наречий отличается бедностью и стереотипностью. Большинству испытуемых для успешного выполнения задания требовалось расширение инструкции, помощь в виде побуждающих вопросов.
С подбором определений дети справились лучше, чем с подбором наречий. Но всё-таки большинству дошкольников требовалась помощь в виде побуждающих вопросов и повторения инструкции
Это связано с тем, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня испытывают сложности выделения существенных признаков слов, с недостаточной активностью поиска слова, с ограниченностью объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова. А также с недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения.
Большинство испытуемых достаточно хорошо справились с подбором антонимов, встречались лишь единичные ошибочные ответы, которые исправлялись самостоятельно или после уточняющего вопроса. Все же некоторым испытуемым понадобилась уточняющая помощь и повторение инструкций. Дошкольники достаточно легко справились с подбором общеупотребительных антонимов, и антонимов указывающих на различные признаки предметов, но в ответах детей встречались вместо антонимов и семантически близкие, слова-стимулы с частицей «не».
Наиболее трудным для детей оказалось задание на подбор синонимов. В качестве синонимов подбирались слова семантически близкие, похожие по звучанию, формы исходного слова или родственные слова. В некоторых случаях дети либо отказывались от ответов, либо повторяли данные слова. Более сохранным у детей с общим недоразвитием речи является умение подбирать антонимы, по сравнению с умением подбирать синонимы. Слова- антонимы в силу полярности их значений легче осознаются детьми.
В результате проведения анализа полученных результатов нами были составлены методические рекомендации, задания в которых направлены на обогащение, уточнение и активизацию словаря предметов, глагольного словаря, словаря наречий, определений, антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.
Таким образом, поставленная цель и задачи реализованы, гипотеза подтвердилась в результате констатирующего эксперимента. В качестве дальнейшей перспективы предлагается апробация данных игр в ДОУ с детьми из испытуемых групп.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей и уровня сформированности лексики старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня и выявление специфики логопедической работы по развитию активного словаря у данной категории детей.
В ходе проведения исследования были реализованы поставленные ранее задачи. Нами была проанализирована психолого-педагогическая и логопедическая литература по проблеме исследования и сделаны следующие выводы.
Исследователи отмечают, что словарный запас ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обобщения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Развитие лексики в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов. В процессе развития ребенка обогащается его словарь, значение слова развивается, меняет свою структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа.
Характерные особенности детей с ОНР таковы:
- более позднее начало речи (в 3-4 года);
- лексический запас значительно отстает от возрастной нормы;
- в активном словаре преобладают существительные и глаголы;
- недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий;
- затруднения в усвоении системы антонимов и синонимов; неточное употребление многих лексических значений;
- ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);
- дефекты звукопроизношения (все виды), нарушение фонематического слуха, нарушение ритмико-слоговой структуры слова, затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.
Дети с общим недоразвитием речи имеют следующие особенности развития психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.
Если объём пассивного словаря дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня близок к норме, то объём их активного словаря значительно меньше, чем у их сверстников с речевым развитием в норме. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка. Дошкольники нуждаются в дополнительном развитии активного словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность нашего исследования.
Многие отечественные учёные занимались изучением лексических особенностей детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы. Исследователи предлагают различные методики по обогащению словарного запаса детей с ОНР за счёт обучения навыкам словообразования и словоизменения, подбора слов-признаков и слов- действий и т.д. Целенаправленная коррекционно-развивающая работа по формированию активного словаря и актуализации словаря пассивного ведёт к увеличению словарного запаса и потребности в речевом общении.
В рамках данного исследования нами был проведён констатирующий эксперимент, в ходе которого были выявлены особенности и уровень сформированности словаря предметов, глагольного словаря, словаря наречий, определений, антонимов и синонимов у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.
В начале нашей работы мы выдвинули гипотезу о том, в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Дети мало пользуются прилагательными и наречиями обозначающими признаки и состояние предметов, трудности при подборе синонимов, и антонимов при относительно сформированном словаре предметов.
Сопоставив результаты по всем сериям констатирующего эксперимента, мы отметили расхождение в объёме пассивного и активного словаря. При обследовании предметного словаря были выявлены трудности в актуализации понятий редкоупотребляемой лексики, при этом большинство слов повседневной лексики есть в активном словаре дошкольников. Эти трудности проявлялись в том, что в некоторых случаях испытуемые не могли связать предложенные слова с конкретным предметом, изображённым на картинке. Также некоторым испытуемым с трудом давалось отграничение близких по смыслу понятий. Некоторые объяснения детей носили функциональный характер.
Глагольный словарь дошкольников отличается преобладанием слов, обозначающих действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Трудности вызвал подбор глаголов, обозначающих действия неодушевлённых предметов. Подбор глаголов-действий к одушевлённым существительным давался испытуемым с меньшими сложностями.
Данные констатирующего эксперимента говорят о том, что словарь наречий отличается бедностью и стереотипностью. Большинству испытуемых для успешного выполнения задания требовалось расширение инструкции, помощь в виде побуждающих вопросов.
С подбором определений дети справились лучше, чем с подбором наречий. Но всё-таки большинству дошкольников требовалась помощь в виде побуждающих вопросов и повторения инструкции
Это связано с тем, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня испытывают сложности выделения существенных признаков слов, с недостаточной активностью поиска слова, с ограниченностью объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова. А также с недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения.
Большинство испытуемых достаточно хорошо справились с подбором антонимов, встречались лишь единичные ошибочные ответы, которые исправлялись самостоятельно или после уточняющего вопроса. Все же некоторым испытуемым понадобилась уточняющая помощь и повторение инструкций. Дошкольники достаточно легко справились с подбором общеупотребительных антонимов, и антонимов указывающих на различные признаки предметов, но в ответах детей встречались вместо антонимов и семантически близкие, слова-стимулы с частицей «не».
Наиболее трудным для детей оказалось задание на подбор синонимов. В качестве синонимов подбирались слова семантически близкие, похожие по звучанию, формы исходного слова или родственные слова. В некоторых случаях дети либо отказывались от ответов, либо повторяли данные слова. Более сохранным у детей с общим недоразвитием речи является умение подбирать антонимы, по сравнению с умением подбирать синонимы. Слова- антонимы в силу полярности их значений легче осознаются детьми.
В результате проведения анализа полученных результатов нами были составлены методические рекомендации, задания в которых направлены на обогащение, уточнение и активизацию словаря предметов, глагольного словаря, словаря наречий, определений, антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.
Таким образом, поставленная цель и задачи реализованы, гипотеза подтвердилась в результате констатирующего эксперимента. В качестве дальнейшей перспективы предлагается апробация данных игр в ДОУ с детьми из испытуемых групп.
Подобные работы
- МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе формирования диалогической речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция общего недоразвития речи Ш уровня у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Программа по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021



