Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ГПС МЧС России

Работа №168650

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие, характеристика и этапы эмоционального выгорания у
сотрудников государственной противопожарной службы 7
1.2. Психологические компоненты и структура эмоционального
выгорания 14
1.3. Концепция исследования проблемы развития эмоциональной
устойчивости у сотрудников ГПС МЧС России 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты эмпирического исследования синдрома эмоционального
выгорания у сотрудников ГПС МЧС 34
Вывод по второй главе 56
Глава III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОЖАРНЫХ 58
3.1. Понятие о психологической подготовке пожарных 58
3.2. Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания,
с помощью различных методов 68
3.3. Программа арт-терапевтического сопровождения
консультативной практики, направленной на профилактику эмоционального выгорания 73
3.4. Апробация программы и профессиональная рефлексия ее
результатов 78
3.5. Динамика выраженности симптомов эмоционального выгорания у
сотрудников ГПС МЧС после апробации программы 83
Выводы по третьей главе 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
Библиографический список 95
Приложения 107

Актуальность проблемы. Работа сотрудников ГПС МЧС связана с необходимостью действовать в тяжелых, часто экстремальных ситуациях и требует больших эмоциональных и физических затрат. Они постоянно оказываются перед лицом человеческих проблем и страданий, обязаны действовать в условиях неуправляемой и непредсказуемой ситуации, угрожающей жизни и здоровью, необходимости быстро и чётко реагировать на её изменение. Поэтому профессии экстремального профиля - одни из самых стрессогенных, а синдром профессионального выгорания среди представителей этой профессии встречается очень часто. Чаще всего синдром профессионального выгорания развивается на фоне хронического стресса и ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Вследствие длительного преобладания всяческих требований над ресурсами человека нарушается состояние психоэмоционального равновесия, что непременно приводит к выгоранию.
Особенно склонны к синдрому «профессионального выгорания» мягкие, гуманные, сочувствующие, идеалисты, ориентированные на помощь другим, и одновременно неустойчивые, одержимые навязчивой идеей (фанатичные) люди. К таким людям можно отнести спасателей, пожарных, врачей, психологов, воспитателей, педагогов, журналистов, то есть всех, чья деятельность неосуществима без общения.
Риск представляет собой осмысленную человеком вероятную опасность. Ежедневные жизненные ситуации безустанно сталкивают человека с риском, и он уже не замечает его, так как неумышленно, на подсознательном уровне оценивает его вероятность и потенциальную угрозу. Высокая готовность к риску как правило может сопровождаться низкой мотивацией к избеганию неудач, и прямо пропорциональна числу допущенных ошибок. Как показывают исследования и практика, с возрастом и опытом готовность к риску падает, у наиболее опытных работников 3
готовность к риску ниже, чем у новичков.
Гендерные особенности равным образом накладывают свой отпечаток: готовность к риску у женщин воплощается в действительность при более определенных условиях, чем у мужчин. Еще одной причиной роста готовности к риску служит назревание внутреннего конфликта. Рассматривая коллективную жизнь человека, можно сказать о том, что готовность к риску в коллективе у субъекта демонстрируется сильнее чем, если бы он был один.
Из этого вытекает, что готовность может зависеть от групповых ожиданий касательно конкретного человека. В немногих жизненных ситуациях нет возможности избежать риска, но если знать абсолютно нетрудные правила и выполнять их, то наверняка можно эти риски минимизировать и попусту не рисковать. В нашем хоть и сложном мире можно практически всем управлять.
Риск не исключение. Используя различные меры, допускается прогнозировать наступление рискового события, его степень риска и естественно принимать меры к снижению этой степени.
Проблема исследования. На сегодняшний день существует множество техник, методик и современной аппаратуры для диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания, но, к сожалению, применительно к очень узким профессиональным областям, в основном в качестве подбора кадров, профилактики и реабилитации стрессовых расстройств. На наш взгляд пришло время уделить внимание такой проблеме как синдром эмоционального выгорания у сотрудников экстремальных профессий, а точнее у сотрудников ГПС МЧС.
Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования Объект: синдром эмоционального выгорания.
Предмет: проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ГПС МЧС России.
Целью настоящего исследования являлось выявление особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ГПС МЧС.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования готовности к риску и конфликтности специалистов экстремального профиля деятельности;
2. Подобрать и провести методики исследования по интересующей нас проблеме.
3. Результаты исследования подвергнуть качественной и количественной обработке. Количественную обработку осуществить с помощью пакетов статистической обработки данных STATISTICA. Эмпирическое исследование было проведено в сентябре - ноябре 2016 г
4. Разработать рекомендации, направленные на предупреждение и преодоление эмоционального выгорания у сотрудников ГПС МЧС.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ГПС МЧС России, будут характеризоваться ощущением морального, умственного и физического истощения.
В исследовании приняло участие 30 сотрудников ГПС МЧС и 30 экономистов. С учетом специфики деятельности пожарной службы, испытуемые сотрудники ГПС МЧС, были только мужчинами, соответственно, для экспериментального соответствия, группа экономистов так же была полностью мужская.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ психологической литературы, обобщение, сравнение;
2. Эмпирические методы: Наблюдение в естественных условиях: планомерно изучалось поведение, поступки, высказывания и деятельность работников ГПС МЧС при выполнении ими своих должностных обязанностей без вмешательства со стороны исследователя.
Отдельные сведения о личности были получены с помощью психологического метода, производного от наблюдения (беседа, анализ результатов деятельности, изучение документов, обобщения независимых характеристик, беседы с возможно более широким кругом лиц, знающих изучаемого человека (начальники, сослуживцы).
Психодиагностические методики:
1) методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В.В. Бойко;
2) диагностика профессионального выгорания (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
3) опросник уровня тревожности Спилберга-Ханина.
Также для статистической проверки гипотезы мы использовали t- критерий Стьюдента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая основные теоретические положения, высказанные в трудах отечественных и зарубежных исследователей по проблеме эмоционального выгорания у сотрудников ГПС МЧС, можно заключить что синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей эмоционального выгорания работников ГПС МЧС, в процессе которого были использованы следующие методики:
1) методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В.В. Бойко;
2) диагностика профессионального выгорания (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
3) опросник уровня тревожности Спилберга-Ханина.
Большинство испытуемых имеют выраженный показатель ситуативной (реактивной) тревожности с преимущественно высоким уровнем. Он составляет 85% от общего количества испытуемых.
Данные могут говорить о наличии какого-то окружающего внешнего средового фактора, которую работники ГПС МЧС оценивают для себя как угрожающую и, следовательно, реагируют незамедлительным повышением уровня ситуативной (реактивной) тревожности.
Средний уровень тревожности составляет 20,8% от общего количества респондентов.
Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Анализ результатов эмоционального выгорания по Методике диагностики уровня "Эмоционального выгорания" В.В. Бойко (1996) показал, что подавляющее большинство исследуемых (за редким исключением) имеют относительно высокий уровень эмоционального выгорания. Две из трех фаз "выгорания" («напряжения» и «резистенция») у подавляющего большинства находятся в сформированном состоянии и у меньшинства только начинают формироваться, лишь одна фаза в состоянии формирования у большинства и у меньшинства не сформирована, либо начинает только формироваться, не-смотря на то, что редки доминирующие симптомы по каждой фазе.
По результатам исследования по данной методике можно сделать вы-вод, что у работников ГПС МЧС сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.
Эмоциональное состояние сотрудников более всего обогащено симптомом неадекватного избирательного эмоционального реагирования (фаза «резистенция»).
Феномен эмоционального выгорания исследуется авторами широко и разнонаправленно, что говорит о высокой актуальности и значимости рассмотрения данного вопроса. Авторы, изучающие феномен выгорания (В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Д.Н. Орлов,
А.А. Рукавишников, Т.В. Форманюк, Л.Д. Демина и др.) преимущественно сходятся во мнении, что эмоциональное выгорание является синдромом, развитие которого происходит в соответствии с закономерной динамикой, а также который характеризуется набором внешне наблюдаемых, объективно существующих проявлений, симптомов, основными из которых являются постоянное чувство озабоченности по поводу работы; чувство усталости и пустоты; раздражение, направленное на партнеров по общению; отношение к совершаемой работе как к тяжкой обязанности, а не как к той сфере человеческой жизни, в которой становится доступной возможность самовыражения и самореализации. В структуре эмоционального выгорания на данный момент развития психологической науки принято выделять вслед за К. Маслач и С. Джексон три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личностных достижений. Также многими авторами подробно описаны внешне наблюдаемые факторы эмоционального выгорания.
В результате появления и распространения синдрома эмоционального выгорания появляется необходимость в профилактике и коррекции данного состояния. Для этого мы применили арт-терапия, которая послужила инструментом прогрессивной психологической помощи, оказывающая помощь в поддержании здоровой и творческой личности, и выполняющая адаптационную, коррекционную, мобилизующую, регулятивную, реабилитационную и профилактическую функции.
Таким образом, проведенное исследование синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ГПС МЧС России, дает нам дополнительную ин-формацию в копилку научных знаний, а также может помочь в определении новых направлений улучшения технологий работы в сфере психологической помощи сотрудникам пожарной службы, а также в обеспечении психологи-ческой поддержки.
Исходя из проведенного исследования и полученных результатов, поставленная нами цель и задачи были решены, а выдвинутая нами в исследовании гипотеза оказалась верной, тем не менее, необходимо дальнейшее изучение исследуемой нами проблемы.



1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Питер, 2004. - 237 с.
2. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии. // Сибирская психология сегодня: сб. научн. тр. / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. Кемерово, 2004. Вып. 2. С. 82-90.
3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 24 - 31.
4. Батаршев, А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла / А.В. Батаршев. - М.: Творческий Центр Сфера, 2002. - 215 с.
5. Белова Е.Д. Психология спорта - спорту высших достижений: пособие / Е.Д. Белова, Г.В. Ложкин; Белорус, гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2009. - 130 с.
6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. С. 53-68.
7. Бодров, В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации» в процессе психологического отбора / В.А. Бодров; Л.Д. Спиркин;// Психологический «журнал, 2003. - №1. - 73. 13.
8. Бодров, В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. - М.: Спектр, 2000. - 427 с.
9. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - № 1. - С. 122 - 131.
10. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и совре-менное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 120 с.
11. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
12. Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения: метод. пособие /
В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1997. - 172 с.
13. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /В.В. Бойко - СПб.: Питер, 1999. - 432 с.
14. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Издательский дом «Филинъ», 1996. - 154 с.
15. Бондаренко Л.Ю. Подготовка пожарных и спасателей. — М.: Медицинская подготовка, 2008
16. Брайт, Дж. Стресс: теории, исследования, мифы / Дж. Брайт, Ф. Джонс. - СПб.: Питер, 2003. - 47 с.
17. Бусовикова, О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работни-ков / О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.
18. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. - СПб.: Питер, 2000. - 264 с.
19. Винокур, В.А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 113. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - М.: «Наука», 2005.
20. Гелдышова, О.А. Профессиональное выгорание в помогающих профессиях //Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Международная конференция детских телефонов доверия 17-18 ноября 2006 г.: Сборник статей выступлений. - Москва, 2006. - С. 38-41
21. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - СПб.: Пи-тер, 2004. - 76 с.
22. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во Спб. ун-та, 1997 - 156 с.
23. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Зарубина Н.С.. Методическое руководство по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов. М., 2009.
24. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата псих. Наук. — С-Пб.: РГПУ, 2008.
25. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: метод. рекоменд. Изд. 2-е. М., 2011. 256 с.
26. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности [Электронный ресурс] : Дис. ... докт. психол. наук: 19.00.03 / Лариса Григорьевна Дикая. - М., 2002. - 382 с. - Режим доступу к дисерт.: http://www.geocities.com/gazetka/ avt-dika.html#1
27. Дутов, В.И., О воздействии на людей опасных факторов пожара / В.И. Дутов, В.Н. Тимошенко // Безопасность людей на пожарах: сб. науч. тр. - М.: ВНИИПО, 1980
28. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. — М., 2005.
29. Епанчинцева Е. М., Семке В. Я., Аксенов М. М., Якутенок Л. П., Ветлугина Т. П., Авдеенок Л. Н. Ранняя диагностика и клиническая динамика посттравматических стрессовых расстройств: метод. рекоменд. Томск, 2014. 30 с.
30. Жигинас Н. В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов: принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 10 (73). С. 45-48.
31. Жигинас Н. В. Теоретические и концептуальные основы профилактики психического здоровья студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 6 (84). С. 71-74.
32. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Персонологический подход в консультировании кризисных состояний. Томск: изд-во ТГПУ. 2012. 244 с.
33. Зайцев А.Н., Работкина О.Е. Методические приемы, применяемые в педагогике безопасности при обучении специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России. // Педагогика безопасности: наука и образование: Сб. матер. Всерос. науч. конф. с Междунар. уч. Екатеринбург: УГПУ, 2013. С. 73-75.
34. Зайцев А.Н., Работкина О.Е. Психолого-педагогическая деятельность преподавателя и обучаемых в пожарной игре-тренировке.// Проблемы безопасности при ликвидации последствий ЧС: Сб. матер. II Всерос. науч. конф. с Междунар. уч. ВИ ГПС МЧС России, 2013. С. 150-155.
35. Зинченко В.П. Функциональная структура исполнительных перцептивно-моторных действий / Труды ВНИИТЭ. М., 1978. Вып. 16. С. 173¬191.
36. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
37. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2009. - 352 с
38. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
39. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев - Смык - М.: «Наука», 1983. - 232с.
40. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие / Л.В.Куликов - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
41. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний / А.Б.Леонова - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. - 200 с.
42. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2004. - № 2. - С. 75 - 81.
43. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
44. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. М.: Смысл, 2006. - 63 с.
45. Либина, Е.В. Тренинг совладания со сложными жизненными ситуациями. - М.: Гардарики, 2009. - 294 с.
46. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды / Б.Ф. Ломов - М.: ИП РАН, 2006. 624 с.
47. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008. - №2. - С. 3 - 16.
48. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал, 2014. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
49. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
50. Марьин М. И., Ловчан С. И., Иванихина И. В. и др. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы: метод. пособие / под ред. Е. А. Мешалкина. 2-е изд. М.: ВНИИПО, 1998. 101 с.
51. Марьин М.Н. и др. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России. - М.: ВНИИПО, 1998. - 114с.
52. Марьин, М.И. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных / М.И. Марьин, Е.С. Соболев // Психологический журнал. - 1990. - Т.11. - № 1. - 102-108.
53. Медикаментозная коррекция состояний психической дезадаптации у сотрудников пожарной охраны в напряженных и экстремальных условиях деятельности: метод. рекоменд. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1992. 16 с.
54. Мельник, Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс) / Ю. Мельник // Управление персоналом. - 2000. - № 3. -С.20 - 23.
55. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина: монография / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.: Прогресс, - 2002. - 268 с.
Митева, И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М.: «Наука», 2005. - 368 с.
56. Мюлленайзен Б. Синдром стресса. - Казань: Изд-во КГУ, 1993. - 134 с.
57. Назаренко В.В. Взаимосвязь показателей жизнестойкости, психического выгорания и стрессоустойчивости у сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России / В.В. Назаренко, Бенькова О.А. // Материалы V студенческой междунар. заочной науч.-практ. конф.. Новосибирск: «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 458 с.
58. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 7-е изд. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2011. Кн. 1: «Основы общей психологии». 688 с.
59. Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983. - 166с.
60. Никитина Т.Н. К вопросу о задачах экстренной психологической помощи // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: Сборник статей / Под ред. О.В. Красновой. М: МПГУ; Обнинск: Прин-тер, 2002. С.190-204.
61. Общая психодиагностика - под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина - М.: Мир, 1987.
62. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический жур-нал. - 2001. - № 1. - С. 54 - 63.
63. Орёл, В.Е. Феномен «психического выгорания»: теория, проблемы диагностика // Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. ...д-ра пс. н. / В. Е. Орел. - Ярославль, 2005. - 51 с.
64. Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата психо-логических наук. - Ростов-на-Дону, 2009
65. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М: Сфера, 2002. - 512 с.
66. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 315 с.
67. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2007.
68. Паркинсон Ф. Посттравматический стресс: спасательные команды и добровольцы // Антология острых переживаний: социально-психологическая помощь. М., 2002.
69. Пашук, Н.С. Личностные черты как детерминанты возникновения и развития феномена «психического выгорания» у преподавателей вузов / Н.С. Пашук // Психологический журнал. - 2008. - № 1. - С. 19 - 24
70. Петрушин, С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. - М.: ЧЕРО, 2000. - 471 с.
71. Практикум по психологии состояний: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 480 с.
72. Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России: пособие / ред. М.И. Марьин, И.Н. Ефанова, М.Н. Поляков и др.. M: ВНИИПО, 1998. - 132 с. Анохин П.К. Принципиаль-ные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 5-61.
73. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний / А.О. Прохоров - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1998. - 152 с.
74. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний / А.О. Прохоров - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. - 352 с.
75. Психологическая диагностика. - М.: Владос, 2001
76. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.
77. Психологическая энциклопедия. Психодиагностика взрослых / Под ред. Д.Я. Райгородский, «Бахрах-М», Самара 2009, - 695с.
78. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. - М.: ВНИИПО, 2003. - 148с.
79. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. - М.: ВНИИПО, 2013. - 148с.
80. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика. Пресс, 2009. 440 с.
81. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Дисс. на соиск. ученой степени доктора псих. наук. - СПб.: 2009.
82. Психология здоровья // под ред. Г.С.Никифорова. - М.: Питер, 2003. - 499 с.
83. Психология труда: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / А. В. Карпов и др.; под ред. Проф. А.В. Карпова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 350 с.
84. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 6-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 2010. 494 с.
85. Реан А.А., Агрессия и агрессивность личности // Психологиче¬ский журнал. - 1996. - №5. - С.3-18.
86. Ресурс, препятствующий возникновению эмоционального выгорания у сотрудников МЧС // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / отв. ред. А. И. Андреев [и др.]. М., 2012.
87. Рогов Е. И. "Настольная книга практического психолога", "Владос", М., 1999.
88. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
89. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб: "Речь", 2004.
90. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - № 3. - С. 85 - 95.
91. Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 459-461.
92. Самонов А. П. Психологическая подготовка пожарных. - М.: Стройиздат, 1982.—79 с., ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ