Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦОВ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Работа №16864

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы73
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
962
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава І. Состояние проблемы исследования в научно-методической литературе
1.1. Анализ современной системы спортивной подготовки борцов
1.2 Особенности психологической подготовки борцов вольного стиля к соревновательной деятельности
1.3. Психологическое обеспечение тактической подготовки борцов вольного стиля
1.4 Психологические особенности планирования тактических действий борца
Глава II. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследований
2.2 Организация исследования
Глава III. Обоснование методики психологической подготовки борцов вольного стиля к соревнованиям и результаты исследования
3.1 Обоснование методики психологической подготовки борцов вольного стиля к соревнованиям
3.2 Результаты применения экспериментальной методики 42
Выводы 52
Литература 53
Приложения 1 57

Актуальность. В связи с повышением уровня конкуренции в соревновательной деятельности борцов многие отечественные специалисты (P.A. Пилоян (1999), А.В. Родионов (2004), В.Н. Платонов (2005), Л.С. Дворкин (2006, 2010, 2011),И.И. Иванов (2009) отмечают, что в современном спорте высших достижений невозможно добиться высоких спортивных результатов только за счет возрастания объема и интенсивности тренировочных нагрузок, и придают все возрастающее значение психологическому сопровождению при подготовке высококвалифицированных борцов вольного стиля. Следовательно, особую актуальность приобретает поиск новых резервов дальнейшего повышения спортивного мастерства и результативности выступлений борцов. Таким резервом, на наш взгляд, может стать учет индивидуальных свойств психики борцов вольного стиля, особенно в подготовке к соревнованиям.
Проблема улучшения процесса психологической подготовки спортсменов к соревнованиям неоднократно подчеркивалась научными исследованиями И.А. Григорьянца (2001, 2006), С.М. Гордона (2004),А.Ц. Пуни (2008), П.А. Рудика(2009),А.Б. Ильина (2009) и др., однако конкретных работ по подготовке борцов с учетом индивидуальных свойств психики спортсменов, в частности борцов вольного стиля, встречается очень мало.
Изучение научно-практических основ обеспечения эффективности соревновательной деятельности спортсменов в различных видах спорта, в том числе борцов вольного стиля на этапах спортивного совершенствования показало, что среди наиболее значимых факторов ведущее место занимает психологическая подготовка к соревнованиям (Г.Д. Бабушкин, 1996; П.В. Бундзен, 2000; В.М. Игуменов, О.Б.Малков, A.B. Чудаков, 2000; В.М. Игуменов, 2001; В.М. Игуменов, О.Б. Малков, A.B. Шевцов, 2001; О.Б. Малков, А.Ф.Шарипов, 2001;А.Н. Блеер, В.В. Шиян, 2002; А.А. Карелин, 2002; A.C. Кузнецов, 2002; A.A. Новиков, 2003; К.П. Жаров, 2006; Е.П. Ильин, 2009). По результатам исследований многих авторов, таких как Б.П. Яковлев, 2011 год и других, психическое состояние оказывает прямое влияние на работоспособность спортсмена. Спорт высших достижений широко использует методики психологического воздействия на спортсменов в период соревнований. В подготовке борцов вольного стиля мало учитываются индивидуальные свойства психики. Данное положение актуализирует выбранную нами проблему.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость поиска новых средств и создания на этой основе новых методик психологической подготовки борцов вольного стиля, в том числе с учетом типов темперамента.
Представление об актуальности темы, степени ее разработанности в научной литературе отражает существование объективного противоречия между необходимостью повышения качества подготовки высококвалифицированных борцов вольного стиля, с одной стороны, и недостаточной разработанностью проблемы учета индивидуальных свойств психики в процессе спортивной подготовки к соревновательной деятельности - с другой.
С учетом содержания этого противоречия проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы организационно¬методические особенности психологической подготовки борцов с учетом индивидуальных свойств психики, способствующие результативности выступлений спортсменов в спорте высших достижений?
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать эффективность методики психологической подготовки борцов вольного стиля на основе учета типов темперамента на предсоревновательном этапе подготовки.
Объект исследования: психическое состояние борцов вольного стиля различного темперамента в предсоревновательном периоде подготовки.
Предмет исследования: способ реализации методики психологической подготовки борцов вольного стиля на основе учета типов темперамента.
Гипотеза исследования: подготовка борцов вольного стиля будет педагогически целесообразной и эффективной, если:
- в структуру предсоревновательных микроциклов включить средства и методы психорегуляци и саморегуляции психического состояния борцов с учетом типов темперамента;
- использовать педагогические приемы, обеспечивающие психическую устойчивость на основе учета типологических особенностей нервной системы;
- целенаправленно проводить мероприятия по формированию навыков психорегуляциидля оптимизации предсоревновательной подготовки борцов.
Для достижения цели поставлены задачи:
1. На основе анализа научно-методической литературы определить степень разработанности проблемы учета индивидуальных свойств психики борцов вольного стиля на предсоревновательном этапе подготовки.
2. Определить индивидуальные особенности и способ оценки интегрального показателя психической готовности борцов вольного стиля на предсоревновательном этапе подготовки.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику психологической подготовки борцов вольного стиля на основе учета типов темперамента на предсоревновательном этапе подготовки.
Теоретико-методологической основой исследования явились концептуальные положения теории и методики физической культуры (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов и др.); концепция психологической подготовки в спорте (Ю.М. Блудов, В.Л. Марищук, А.Д. Плахтиенко, А.Ц. Пуни, А.В. Родионов, П.А. Рудик, Л.К. Серов), положения системы подготовки в спортивной борьбе (А.А. Карелин, А.С. Кузнецов,Р.А. Пилоян, Г.С. Туманян, Ю.А. Шулика).
Научная новизна исследования: на основе анализа специальных источников попытались выявить новые подходы к совершенствованию методики психологической подготовки борцов вольного стиля с учетом индивидуальных особенностей и определить способ оценки показателя состояния психической готовности; установлено, что применение предложенной и апробированной методики психологической подготовки борцов вольного стиля на основе учета типов темперамента позволяет повысить спортивное мастерство и результативность соревновательной деятельности борцов вольного стиля.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложенная методика спортивной тренировки борцов вольного стиля пополнит новыми научными знаниями и представлениями о способах повышения эффективности психологической подготовки с учетом индивидуальных особенностей борцов вольного стиля в подготовке спортсменов условиях Республики Тыва.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, составленная на основе анализа работ ведущих специалистов позволят оптимизировать тренировочный процесс борцов вольного стиля; разработанная методика психологической подготовки борцов вольного стиля на основе учета типов темперамента будет способствовать совершенствованию тренировочного процесса, улучшению психического состояния, повышению специальной физической подготовленности и результативности соревновательной деятельности борцов вольного стиля.
Результаты исследования могут использоваться в учебно-тренировочном процессе борцов вольного стиля, в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих подготовку спортивного резерва по спортивной борьбе (ДЮСШ и СДЮСШОР).
Также практические материалы и сама работа может использоваться студентами факультета «Физическая культура и спорт» для занятий по единоборству и в тренировочном процессе высококвалифицированных студентов - борцов. На курсах повышения квалификации тренеров по спортивной борьбе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Анализ научно-методической литературы показал, что в теории и практике спортивной подготовки в борьбе вольного стиля основное внимание уделяется достижению высокого уровня спортивного мастерства путем совершенствования технической и скоростно-силовой подготовленности.
2. Выявлены основные характеристики борцов с учетом индивидуальных свойств психики. По результатам проведенного исследования определены четыре группы спортсменов, входящие в следующие типологические группы: сильные подвижные (сангвино-холерики, интроверты и интро-экстраверты), сильные инертные (флегмато-холерики), слабые инертные (меланхолики) и сильные и слабые инертные (сангвино¬холерики).
3. Реализация методики психологической подготовки борцов вольного стиля на основе учета типов темперамента, использование педагогических приемов, содержания и средств формирования состояния психической готовности в период соревнований, методов борьбы с перенапряжением обусловили повышение спортивного мастерства.
4. Высокая значимость применения экспериментальной методики психологической подготовки борцов вольного стиля на основе учета типов темперамента подтверждается значимым изменением интегрального показателя состояния психической готовности, результативности выступлений и повышения спортивной квалификации борцов вольного стиля Республики Тыва.
Использованная



1. Аверченко Л. К. и др. Психология и педагогика: Учеб. пособие. — М.; Новосибирск, 1999. - 167с.
2. Алиханов И. И. Вольная борьба. М., «Физкультура и спорт», 1959. - 187с.
3. Бурачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.
— М.; Харьков; Минск, 1999. -86с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М, 1988.с- 245с.
5. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М., 1978.
6. Галковский Н. М., Катулин А. 3. (общая редакция). Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо). М., «Физкультура и спорт», 1968. - Выпуск 2.
7. Галковский Н.М., Катулин А.З. Спортивная борьба. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 584 с.
8. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.-202с.
9. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М., 1971. - 105с.
10. Гиссен Л.Д. Время стрессов. — М., 1990.
11. Гогунов Е.Н. Методические рекомендации по организации подготовки стрелков из лука к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера. — М.; Тольятти, 1998. -С.20-22.
12. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.
13. Горская Г. Б, Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. — Краснодар, 1995.- С.45-48.
14. Гуревич К.Л., Борисова Е.М. Психологическая диагностика: Учеб. по-собие. — М., 1997. - 308с.
15. Девонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность, среда / Пер. с англ. — М., 1993. - 369с.
16. Деркач А.А., Исаев А. А. Творчество тренера. — М., 1982.
17. Дякин А.М. (руководитель бригады). Юношам о борьбе. М.,
«Физкультура и спорт», 1906. - С.5-7.
18. Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена. — М., 1986.
19.Загайнов P.M. Психолог в команде. — М., 1984.
20.Задачи по психологии спорта: Пособие для студентов ГЦОЛИФКа / Под ред. О.А.Черниковой, Л.Н.Данилиной, В.В.Медведева, Ю.Я.Рыжонкина. — М., 1975. - 130с.
21.Задачи по психологии спорта: Пособие для студентов ГЦОЛИФКа / Под ред. Л.Н.Данилиной. — М., 1978. - С.89-90.
22. Иванов В. В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М., 1987. - 48с.
23. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания: Учеб. пособие для студ. факультетов физ. воспитания педагогических институтов. — М., 1980. - 255с.
24. Карпинский А.А., Ялтырян А.В. Вольная борьба. М., «Физкультура и спорт», 1959. - С.57-59.
25. Кашапов Р. Р. Курс практической психологии: Учеб. пособие. — Екате-ринбург, 1996. - 304с.
26. Кеплер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. — М., 1977. - 129с.
27. Классическая и вольная борьба. Правила соревнований. М., «Физкультура и спорт», 1971. - С. 33-35.
28. Кретти Дж. Психология в современном спорте. — М., 1978.
29. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Пер. с англ. — М., 1993. - 109с.
30. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. — М.,
1995. - 190с.
31. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. - М., 1981. - С.190-191.
32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин- тов физ. культуры. — М., 1991. - 239с.
33. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. — М.; Воронеж, 1996.
34. Миндиашвили Д.Г., Завьялова А.И. Энциплопедия / Приемы борьбы. - Красноярск, 1998. - 350 с.
35. Мягченков Н.И. Судейство соревнований по борьбе. М., «Физкультура и спорт», 1963.- 124с.
36. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена, — М., 1979
37. Немое Р.С. Психология. Кн. 2: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. — М., 1998.
38.Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. — М., 1970. 39.Ондар О.Ч. Исследование интереса населения Тувы к национальным и
международным видам борьбы. //Теория и практика физической культуры. -
1985.-№ 1.-С.33-55.
40.Ондар О.Ч. Роль и значение ритуалов для борца в национальных видах борьбы: Тезисы. -Кызыл; 1989.-С.13.
41.Ондар С.Х., Ондар А.М., Ооржак Х. Д-Н. Национальные виды спорта - достояние народа ТНПК.- Кызыл; 1989.- С.10-12.
42.Ооржак Х.Д-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири.- Кызыл; 1995.- С.120.
43.Ооржак Х.Д-Н. Тувинские народные подвижные игры.- Кызыл; 1995.- С.10-22.
44.Основы психодиагностики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под общ. ред. А. Г. Шмелева. — М.; Ростов н/Д, 1996. - 160с.
45. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. — М., 1984.
46. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М., 2004.
- С. 50-53.
47. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М, 1969. - 208с.
48. Практические занятия по психологии: Пособие для ин-тов физ. культуры / Под ред. Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова. — М., 1989. - 188с.
49. Прогнозирование в спорте / В. И. Баландин, Ю. М. Блудов, В. А.
Плахтиенко. — М., 1986. - 228с.
50. Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 1979. - 197с.
51. Психология: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М.Мельникова. — М., 1987.- 186с.
52. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М., 1969. - 195с.
53. Пути повышения спортивной работоспособности / Сост. B.C. Разво- довский. — М , 1982. - 189с.
54. Родионов А. В. Влияние психологических факторов на спортивный ре-зультат, - М., 1983. - С.19-22.
55. Родионов А. В. Спортсмен прогнозирует решение. — М., 1971. - 180с.
56. Спортивная физиология: Учебник для институтов физ. культуры / Пол ред. Я.М.Коца. - М., 1986. - С.57-60.
57. Сурков Е. Н. Антиципация в спорте. — М., 1982. - 205с.
58. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. — М., 1984. - 230с.
59. Туманян Г. С. Спортивная борьба: отбор и планирование. — М., 1984.-150с.
60. Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности учащейся молодежи. — Тула, 1993. - С.20-22.
61. Условия формирования творческой личности будущего учителя фи-зической культуры: Материалы научно-практической конференции, 4 июня 1991 г. в г. Тольятти.—Тольятти, 1991. - 208с.
62. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. — М.; Воронеж,
1996. - С.50-55.
63. Харре Д. Учение о тренировке / Пер. с нем. — М., 1971. -160с.
64. Цзен Н.В., Пахомов К). В. Психотехнические игры в спорте. — М 1985. - 215с.
65. Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. — М., 1987. - 134с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ