Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы контроля и оценки предметных результатов обучающихся.
1. 1 Формы, виды и средства контрольно-оценочной деятельности при
обучении биологии 7
2. Методические условия проведения различных видов контрольно-
оценочной деятельности при обучении биологии 18
3. Особенности интерактивных контрольно-оценочных средств обучения и
их использование при обучении биологии 22
Глава 2. Методика интерактивного контроля и оценки предметных результатов обучающихся при обучении биологии в основной школе.
2.1. Анализ практики использования интерактивных форм контроля и оценки
предметных результатов обучающихся при обучении биологии 30
2.2. Интерактивные формы контроля и оценки предметных результатов
обучающихся при обучении биологии в основной школе 34
2.3. Анализ результатов обучающихся и их использование в системе работы
учителя биологии 43
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 54
определённой системы проверки эффективности его функционирования. Крайне важен он и для качественной составляющей проходящего процесса обучения. По мнению психологов каждый из участников педагогического взаимодействия потеряет ориентацию в своей деятельности, если своевременно не получит информацию о своих промежуточных результатах и достижениях. Владея информацией о достигнутом на сегодняшний момент, можно определиться, в каком направлении двигаться дальше. В формировании представлений о результатах обучения помогает интерактивный контроль.
Помимо формирования предметных знаний и постоянного контроля за качеством их усвоения обучающимися, перед учителем биологии также стоит задача по формированию и развитию УУД обучающихся, а для этого необходимо активное вовлечение обучающихся в учебно-воспитательный процесс. Достигнуть этого можно мотивируя обучающихся на процесс познания. Для этой цели возможно применение учителем на уроках биологии заданий с использованием интерактивных контрольно-оценочных средств, направленных на развитие познавательного интереса к предмету, что побуждает к приобретению новых знаний. Задания с использованием данных средств позволяют получить быструю обратную связь от обучающихся и определяют их как субъектов учебно-воспитательного процесса, так как требуют активной деятельности при решении таких заданий .
Вместе с тем в современных общеобразовательных учреждениях среди учителей биологии интерактивные контрольно-оценочные средства не пользуются особой популярностью, несмотря на ряд положительных тенденций, позволяющих грамотно выстроить работу учителя при осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
Задания, созданные при помощи интерактивных контрольнооценочных средств, имеют свои особенности и аспекты применения в рамках процесса обучения. Проблема применения интерактивного контроля и оценки предметных результатов обучающихся при обучении биологии на практике и недостаток информации по его использованию на уроках обусловили тему исследования, а в след за ней определили цель работы.
Цель: определить методические условия использования интерактивных контрольно-оценочных средств для выявления предметных результатов при обучении биологии.
Объект: учебно-воспитательный процесс, включающий контрольнооценочную деятельность.
Предмет: методические условия использования интерактивных
контрольно-оценочных средств при обучении биологии.
Гипотеза: применение учителем интерактивных контрольно-оценочных средств по биологии на уроках и во внеклассной работе способствует повышению качества предметных знаний обучающихся и экономит время учителя на всех этапах контрольно-оценочной деятельности.
Исходя, из цели и гипотезы определены задачи исследования.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу в аспекте интерактивного контроля и оценки предметных результатов обучающихся на уроках биологии.
2. Проанализировать практику использования интерактивных форм контроля и оценки предметных результатов обучающихся при обучении биологии в основной школе.
3. Определить методические условия использования интерактивных контрольно-оценочных средств в учебном процессе по биологии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ методической, психолого-педагогической литературы и Интернет-ресурсов по проблеме исследования;
2. Эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование
обучающихся и учителей биологии, наблюдение.
3. Статистические: статистическая и математическая обработка
результатов эксперимента.
...
Контрольно-оценочная деятельность является обязательным компонентом процесса обучения биологии в основной школе. Осуществление контроля и оценки в процессе обучения дает понятие об эффективности образовательного процесса, о правильности его построения, позволяет выявить образовательные дефициты знаний обучающихся и своевременно вносить коррективы в работу учителя и школьников. Под интерактивным контролем понимается осуществления контрольнооценочной деятельности с использованием интерактивных сервисов и приложений.
Анализ практики использования интерактивных форм контроля и оценки предметных результатов обучающихся при обучении биологии показал, что интерактивные контрольно-оценочные средства на данный момент не являются популярными среди учителей биологии, большинство учителей биологии знакомы, но редко используют на своих уроках интерактивные средства контроля.
Контрольно-оценочная деятельность должна включать в себя разные виды и формы контроля и оценки предметных знаний обучающихся при обучении биологии, которые будут дополнять друг друга. Интерактивный контроль предоставляет возможность провести детальный анализ знаний обучающихся, выявить их дефицит и дать направление корректировки этих знаний, что позволяет индивидуализировать процесс обучения и повысить его качество. Интерактивные задания можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности, они позволяют накапливать предметные результаты, определять уровень сформированности знаний обучающихся и систематически осуществлять контроль предметных знаний обучающихся.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Галкина Е. А., Бережная О. В. мониторинг учебных достижений учащихся по биологии учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск. 2013. - 200 с.
3. Горленко Н.М., Тарычева Е.С. Использование интерактивных средств контроля и оценки предметных результатов обучающихся при обучении биологии в основной школе // В сборнике: Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе сборник материалов Международной научно-практической конференции. отв. ред. Г. Г. Швецов. Москва, 2020. С. 81-86. Издательство: ООО «Диона» (Москва)
4. Как создать интерактивности с Н5Р? // Режим доступа http://didaktor.ru/kak-sozdat-interaktivnosti-s-h5p/ (Дата обращения 15.11.2019).
5. Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии: 6-7 кл.:
Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: пособие для учителя. - М.:
Просвещение, 1989. - 224 с.
6. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.
7. Ломаско П. С. Роль интерактивного цифрового контента при
реализации онлайн-обучения в современном университете // Современное образование. - 2017. - №4. - С. 143-151. DOI: 10.25136/24098736.2017.4.24870 URL:
https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24870
8. Лопаткина Е.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. Пособие / Е.В. Лопаткина; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. - 110 с.
9. Мамцева О. В., Мистюрина М. С. Балльная система оценивания //
Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 29-32. Режим доступа:
https://moluch.ru/th/2/archive/42/1275/ (дата обращения: 24.05.2018).
10. Мингалеева Н. Т. Интерактивные методы обучения в экологическом образовании // Биология в школе. - 2017. - №4. - С. 56-60.
11. Никитенко Т. Г. Экспериментальный практикум и информационно-коммуникационные технологии при обучении общей биологии // Биология в школе. - 2016. - №4. - С. 28-35
12. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство /Сост. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина. - Бишкек: «Билим», 2012. - 80 с.
13. Сластёнин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А.Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А.Сластёнина.- 7-е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия», 2007. 576 с.
14. Смелова В. Г. Изучение темы «Тип Простейшие» с помощью электронных образовательных ресурсов // Биология в школе. - 2017. - №1. - С 20-32.
15. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / Сост. Е.В. Телеева - Шадринск: Шадрин. пед. инст-та, 2009. - 116с.
... всего 23 источников