Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №168626

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Конструирование как продуктивный вид деятельности детей в
дошкольном возрасте 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с легкой умственной
отсталостью 12
1.3. Проблемы формирования конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной
отсталостью 18
1.4. Обзор методик по изучению и коррекции конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью 22
Выводы по I главе 28
Глава II. Констатирующий эксперимент и его
анализ 29
2.1.Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.2. Методические рекомендации по преодолению нарушений конструктивной
деятельности у детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью 42
Выводы по II главе 52
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение 64


Актуальность исследования. В условиях современного образования в дошкольных учреждениях заметно отмечается прирост детей с нарушениями интеллектуальной сферы, главной целью для которых является формирование социально-личностных компетенций и ведущего вида деятельности, навыков самообслуживания, адекватных форм поведения и реагирования.
В трудах отечественных педагогов Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, О.П. Гаврилушкиной, А.Н. Леонтьева , З.В. Лиштван большое значение уделяется ресурсным сторонам детей с легкой умственной отсталостью, которые могут оказывать благоприятное воздействие на процесс коррекции и компенсации личности и психической деятельности ребенка.
Автор А.П. Гаврилушкина отмечает, что конструктивная деятельность, как особый вид деятельности, оказывает огромное значение на всестороннее развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Следует отметить, что у детей с нарушением интеллектуальной сферы недостаточно развит конструктивный праксис и вся конструктивная деятельность в целом.
С 2013 года реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО конструктивная деятельность включена в одну из пяти образовательных областей, а именно «художественно-эстетического развитие», которое включает приобщение детей к конструктивной деятельности, развитие интереса к конструированию, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами.
Следовательно, формирование конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью является актуальной темой, требующей углубленного ее изучения.
Проблеме формирования конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью посвящены работы и исследования О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Стребелевой, Ф.Ш. Балича, Л.И. Бобровской, Е.А. Екжановой. Очевидным становится тот факт, что недостаточно освещены вопросы практической части по проблеме исследования.
Наше исследование посвящено изучению уровня сформированности конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью, а также выявлению эффективных методик диагностики и формирования конструктивной деятельности у данной категории детей.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью, а также разработке и внедрению в практику методических рекомендаций по коррекции и развитию конструктивной деятельности у данной группы детей.
Объект исследования. Конструктивная деятельность у детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования. Содержание дифференцированные методические рекомендации по формированию конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что конструктивная деятельность детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью имеет характерные особенности, которые заключаются в нарушении целостности восприятия образа предмета, сложностях анализа синтеза предметов, отсутствием умения выполнять конструирование по образцу, что позволяет определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по развитию конструктивной деятельности у представленной группы дошкольников.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного нами исследования, мы пришли к следующим выводам.
В настоящее время большое внимание педагогов, воспитателей, дефектологов акцентировано на проблеме развития мыслительной деятельности ребенка, поиску его сильных, ресурсных сторон, которые является фундаментов коррекционно-развивающего процесса. Наше исследование заключалось в изучении особенностей сформированности конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью, а также выявлению эффективных методик диагностики и формирования данной деятельности у представленной группы детей.
В ходе анализа научных трудов и исследований О.П. Гаврилушкиной, Л.А. Парамоновой, Л.Ф. Фатиховой, Ф.Ш. Балич, З.В. Лиштван были рассмотрены понятия конструктивной деятельности, изучены классификации и характеристики видов детского конструирования, определена феноменологическая сущность конструирования в дошкольном возрасте. Ученые полагали, что в процессе активного и целенаправленного конструирования обязательно должен получаться продукт деятельности, который можно количественно и качественно подвергнуть оцениванию [10;48;58;4;34]
Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования показал нам важность реализации экспериментального изучения конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Базой для проведения исследования явилось муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № Х комбинированного вида». В обследовании принимали участие 10 детей в возрасте 4-5 лет на основании адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (Вариант 1).
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам сделать следующие выводы относительно изучаемого вида деятельности:
- Из 100% детей, принимавших участие в эксперименте, ни один ребенок не показал высокого уровня сформированности конструктивной деятельности.
- При выполнении задания 1 «Матрешка», низкий уровень сформированности конструктивной деятельности был диагностирован у 4 детей. Данные дети не принимали инструкцию и даже после обучающей помощи дошкольники не смогли выполнить задание. В их деятельности наблюдались нецеленаправленные действия, хаотичные манипуляции с предметами конструкта и игрушками.
- При выполнении задания 2, «Пирамидка», мы выявили, что у 3 детей среднего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью отмечается низкий уровень сформированности конструктивной деятельности. Основные трудности были связаны с тем, что дети не могли соотнести последовательность нанизывания колец на стержень пирамидки. У данной группы детей низкий уровень развития сенсорной сферы, им трудности соотнести предметы по заданным параметрам (величина).
- При выполнении задания 3, «Конструирование», низкий уровень развития конструктивной деятельности наблюдался у 4 детей. Данные испытуемые принимали задание, но после того как приступали к их самостоятельному выполнению, образец предложенный взрослым не выложил никто из детей.
...


1. Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» города Канаш Чувашской Республики. Канаш. 2020. URL:
http://www.еdu21.cap.ru/homе/5010/2022/%D0%B0%D0%Bе%D0%Bе%D0% BF%20%D1 %83 %D0%Bе%20%D0%B4%D0%Bе%D1 %83%202.pdf (дата обращения: 13.12.2021)
2. Андреева К.А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью / К.А. Андреева // Молодой ученый. 2018. №2. С. 715-718.
3. Антипанова Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №2. с.24
4. Балич Ф.Ш. Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью // Молодой ученый. 2018. № 20 (206). С. 376 - 378. URL: ййрз://шо1ией.ги/агсй1уе/206/50470 (дата обращения: 18.04.2021)
5. Бобровская Л. И., Исаева М. А. Конструирование из палочек
детьми с выраженной умственной отсталостью на занятиях с учителем - дефектологом // Молодой ученый. 2018. №45. С. 228 - 231. URL
йЛрз://шо1ией.ги/агей1уе/231/53567 (дата обращения: 18.04.2021)
6. Выгодская Г.Л., Соколова Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей.// Дефектология. 1972 №5. с.66-70.
7. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. 532 с.
8. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
9. Вялых О.А. Некоторые особенности конструктивной деятельности младших школьников с недостатками в интеллектуальном развитии // Дети с проблемами в развитии / Материалы республиканского совещания. Красноярск, Февраль 1996. С. 21-22.
10. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя.М.: Просвещение, 1991.94 с.
11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 142 с.
12. Ганошенко Н.И. Приобщение детей к художественно- эстетической деятельности: Игры и занятия с детьми 1 -3 лет : практическое пособие / Н.И. Ганошенко, С.Ю. М.: Мозаика-Синтез, 2015.72 с.
13. Григорьев Д. В. Дети с нарушением интеллекта: особенности двигательного развития /Д. В. Григорьев/ Адаптивная физическая культура. СПб., 2016. Вып. 3. С. 39-41.
14. Гучанова А. С. Условия развития конструктивной деятельности
детей дошкольного возраста / А. С. Гучанова. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2019. № 40 (226). С. 184-187. URL:
й11рз://шо1исй.ги/агсй1уе/226/52966/ (дата обращения: 13.07.2021).
15. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Гардарики, 2008. 118 с.
... всего 63 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ