Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Сущность, функции и классификация активных методов обучения 6
1.2. Характеристика активных методов обучения 13
1.3. Особенности применения активных методов в обучении 17
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 22
2.1 Анализ применения активных методов обучения среди учителей 22
2.2 Разработка уроков технологии с применением активных методов 28
2.1. Методические рекомендации по применению активных методов
обучения 33
Выводы по 2 главе 37
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложения 43
Осуществление образования, начиная с учебы в школе, играет важнейшую роль в формировании индивидуальности каждого человека.
В целом образование является главным атрибутом в жизни. Целью образования всегда являлось и является - передать ученикам знания, умения и как можно больше навыков для дальнейшей жизни. Дети лучше проходят адаптацию к жизни и в обществе целом. Новый ФГОС был принят для того, чтобы дети могли как, раз приспособится с помощью школы к потребностям, которые сейчас необходимы.
Современное образование активно внедряет новые методики обучения, ориентируется на современные технологии и информационное пространство. Уроки призваны развивать личностные навыки учащихся и стимулировать разнообразные виды деятельности, включая проектную и научноисследовательскую работу.
Предмет "Технология" предоставляет широкие возможности для изучения мира техники и технологий. Он помогает учащимся развивать навыки самостоятельного решения задач и применения полученных знаний в реальной жизни. Активные методы обучения помогают достигнуть такие образовательные цели, как: стимулирование интереса, активности,
происходит контроль за процессом обучения в целом.
Теоретическая значимость: выявлена и обоснована необходимость применения активных методов обучения на уроках в школе.
Практическая значимость: разработаны уроки с применением активных методов обучения, разработаны методические рекомендации для учителей и применение их.
Актуальность данной работы, заключается в том, что с развитием современного общества, быстро меняются подходы и тенденции к качеству образования. Поэтому миру сейчас необходимы ответственные и самостоятельные личности, которые обладают определенными знаниями, умениями и навыками, а также применять знания на практике.
Проблема исследования: какие будут более эффективные активные методы обучения для повышения мотивации к обучению у обучающихся 7-8 классов?
Объект исследования: обучение технологии в основной школе.
Предмет исследования: содержание и методика использование активных методов обучения на уроках технологии в 7-8 классах.
Цель исследования: определить и обосновать необходимость применения активных методов обучения для уроков технологии, разработать уроки с применением активных методов обучения и методические рекомендации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить понятие активные методы обучения.
2. Выявить и обосновать необходимость применения активных методов обучения в процессе обучения учителями основной школы.
3. Разработать уроки по технологии с использованием активных методов обучения.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по применению активных методов обучения на уроках.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8», г.Ачинск. 7-8 классы в общем количестве 112 человек.
Разработка уроков с использованием активных методов обучения имеет следующие цели и преимущества: привлечение внимание учащихся, повышение усвоения материала, развитие навыков критического и творческого мышления, содействие социального взаимодействия, поддержка дифференциального обучения, повышение мотивации, подготовка к реальной жизни.
Изучение курса «Технологии» предполагает системное использование активных методов обучения. Благодаря применению данных методов, можно не только смоделировать какую-либо проблемную ситуацию, но и совместно с учениками проанализировать ее и разработать определенный алгоритм решения.
Целю выпускной работы является разработка методических рекомендаций для педагогов по применению активных методов обучения на уроках «Технологии».
Для решения первой задачи, проанализирована педагогическая литература и другие источники информации.
Следующий этап работы состоял из изучения характеристик активных методов обучения, которые могут применяться на уроках «Технологии».
Далее выяснили мнение учителей по вопросу использования АМО на уроках. Также были изучены возможности использования активных методов обучения на уроках «Технологии», установив, что хоть они и используются, но не так часто. Проведено 3 урока технологии с использованием активных методов обучения.
Далее, решено разработать методические рекомендации для педагогов, по применению активных методов обучения на уроках. При создании данных рекомендаций учитывались: методические рекомендации по подготовке и проведению урока, специфика предмета и особенности активных методов обучения.
Результаты проделанной работы могут служить отличной опорой для учителя, желающего использовать, при проведении урока, активные методы обучения. Уровень теоретической, практической и методической информации, который содержится в данной работе, дает возможность составить представление о применении активных методов обучения в практической деятельности учителя технологии.
Таким образом, мы можем считать, что задачи выполнены, цель достигнута.
1. Абрамова, Г.С. Активные методы обучения как средство формирования самостоятельности у учащихся [Текст] / Г.С. Абрамова // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 1(746). - С. 68-74.
2. Барышников, Н.В. Интерактивное обучение как активный метод повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / Н.В. Барышников // Новые идеи в науке. - 2018. - № 12(52). - С. 61-64.
3. Васильев, С.Н. Активные методы обучения: сущность, принципы, организация [Текст] / С.Н. Васильев // Управление образованием: теория и практика: сборник научных трудов. - 2019. - № 1(11). - С. 27-31.
4. Гершунский, Б.С. Организация и активные методы обучения: учебное пособие [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Книга, 2018. - 256 с.
5. Дергунова, Е.И. Электронные активные методы обучения [Текст] / Е.И. Дергунова, М.В. Щербина // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2019. - Т. 15, № 4. - С. 225-232.
6. Грачева, И.А. Активные методы обучения в системе повышения квалификации [Текст] / И.А. Грачева // Управление, образование, право. - 2016. - №5. - С. 70-73.
7. Кузнецова, С.В. Активное обучение в высшей школе. Методические рекомендации по организации педагогического эксперимента [Текст] / С.В. Кузнецова. - Барнаул: РИО АГУ, 2011. - 100 с.
8. Ларина, Е.С. Организация активных методов обучения в процессе подготовки учителя [Текст] / Е.С. Ларина // Школа и современность. - 2013. - №6. - С. 18-24.
9. Матросов, Ю.А. Активные методы обучения в высшей школе: теоретический аспект [Текст] / Ю.А. Матросов, В.Н. Платонов // Филологический класс. - 2012. - №1 (27). - С. 8-12.
10. Никулина, В.А. Активное обучение как инновационная технология в высшей школе [Текст] / В.А. Никулина // Профессиональное образование в современном мире. - 2015. - №3 (18). - С. 51-54.
11. Аверьянова, Н.А. Активные методы обучения: теория и практика применения в процессе образования / Н.А. Аверьянова. - М.: Издательский дом « Юрайт »», 2016. - 256 с.
12. Андерсон, Л.Л. Основы педагогической мастерской: теория и практика активного обучения / Л.Л. Андерсон. - М.: Перспектива, 2011. - 320 с.
13. Барсуков, С.В. Активные методы обучения: теория и практика / С.В. Барсуков. - М.: Издательство УРАО, 2014. - 192 с.
14. Габриэль, Ш. Мозг и активное обучение / Ш. Габриэль. - М.: ВАКО, 2013. - 256 с.
15. Гермет, М.Г. Активные методы обучения / М.Г. Гермет. - М.: Экзамен, 2015. - 312 с.
... всего 30 источников