Введение
1. Теоретические основы формирования лексических навыков на уроках
иностранного языка 6
1.1 Особенности формирования лексического навыка 6
1.2 Подходы и методы в обучении лексике иностранного языка 10
1.3 Основные этапы работы с лексикой на уроках иностранного языка 12
1.4 Обзор упражнений для формирования лексических навыков 15
1.5 Психолого-педагогические особенности подростков в основной
школе 19
1.6 Особенности обучения английскому языку в основной школе 26
Выводы по главе 1 30
2. Формирование лексических навыков на уроках английского языка в
основной школе 32
2.1 Опыт использования приемов по формированию лексических навыков
на основном этапе обучения английскому языку 32
2.2 Разработка и апробация комплекса дополнительных упражнений на
формирование лексических навыков 35
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А 50
Приложение Б 51
Приложение В 52
Приложение Г 53
Приложение Д 54
Приложение Е 55
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой изучаемого языка в целом - такие цели выделяются для дисциплины «Иностранный язык» в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [Федеральный государственный..., 2010]. Так как лексическая компетенция входит в
коммуникативную компетенцию и, более того, является ее составной частью, то и уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции во многом зависит от овладения лексическими навыками. Таким образом, для успешного овладения иностранными языками, уровень владения лексическими навыками играет немаловажную роль. Безусловно, человек с недостаточным объемом словарного запаса может попасть в затруднение, пытаясь интерпретировать иностранную речь и потерпеть коммуникативную неудачу.
В английском языке, как и в любом другом, слова могут иметь разные значения. Знать слово, значит знать его звуковую и графическую формы, его значение и употребление. Ведь без знания графической формы слова невозможно правильно его написать или быстро узнать при чтении. А без знания звуковой формы слова, его сложно воспринимать на слух и корректно озвучивать самостоятельно.
Построение этапов работы с лексикой на уроках английского языка должно включать большое количество упражнений, исключающих появления вышеперечисленных трудностей.
Опыт работы с учениками показывает, что зачастую лексические навыки обучающихся «проседают» за счет недоработки в закреплении, например, аудиального понимания формы слова. Такой аспект требует от учителя
предельного внимания к проблеме и способу снятия лексических трудностей.
За курс обучения в основной школе обучающиеся должны усвоить значение и формы словесных единиц и уметь их использовать в различных видах речевой деятельности, то есть овладеть навыками лексического оформления речи и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.
Существует множество методик и приемов, направленных на формирование и усовершенствование лексических навыков, однако вопрос о наиболее оптимальных и эффективных остается открытым. Поэтому нахождение эффективных приемов формирования лексических навыков на уроке английского языка становится первостепенной задачей. Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в основной школе.
Предмет исследования: методы и приемы формирования лексических навыков.
Цель исследования: изучить методы обучения лексике и приемы формирования лексических навыков на уроках английского языка, выбрать из них наиболее эффективные, создать и апробировать комплекс дополнительных упражнений на практике.
Поставленная цель работы предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования лексических навыков на уроках английского языка.
2. Изучить основные этапы работы с лексикой на уроках английского языка.
3. Проанализировать различные методы и приемы формирования лексических навыков и выявить из них наиболее эффективные.
4. Разработать и апробировать серию упражнений на формирование лексических навыков и проверить их эффективность.
...
Целью исследования было изучение методов и приемов формирования лексических навыков на уроках английского языка, выбор наиболее эффективных их них и отработка выбранных методов на практике.
В связи с целью работы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования лексических навыков на уроках английского языка.
2. Изучить основные этапы работы с лексикой на уроках английского языка.
3. Проанализировать различные методы и приемы формирования лексических навыков и выявить из них наиболее эффективные.
4. Разработать и апробировать серию упражнений на формирование лексических навыков и проверить их эффективность.
Проанализировав определения лексики и лексического навыка, в работе сделан упор на определение, предложенное отечественными учеными Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиным, так как оно включает в себя не только продуктивный, но и рецептивный аспект лексических навыков.
Лексический навык - автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи.
В работе была рассмотрена проблема формирования лексических навыков. В первой главе были изучены этапы формирования навыков, принципы и этапы работы с лексикой на уроке английского языка, а также действия учителя и ученика на каждом этапе. Каждый этап был проанализирован на предмет типа упражнений, которые должны на нем использоваться. Подробно была рассмотрена специфика обучения английскому языку в основной школе. Кроме того большое внимание было уделено психолого-педагогическим особенностям среднего школьного возраста из которых и складывается весь процесс обучения в основной школе.
Во второй главе проанализированы наиболее частые приемы на формирование лексических навыков, представлен анализ учебнометодического комплекса Spotlight, используемого в работе на основном этапе обучения в МБОУ СШ №10 г. Красноярска. На основе анализа УМК и наблюдения за уроками английского языка была составлена серия упражнений, которая коррелируется с этапами работы с лексикой на уроке английского языка, и может быть использована как дополнительные упражнения к УМК. Серия упражнений была апробирована на практике, на базе МБОУ СШ№10. Эффективность комплекса была проверена и доказана путем сравнения результатов диагностических и контрольных тестов, а также путем проведения анкетирования среди учеников на предмет их отношения к новым приемам.
Исходя из того, что общая успеваемость 9А класса улучшилась, а на контрольном лексическом тесте количество положительных оценок увеличилось на 18%, мы делаем вывод, что использование на уроках приемов, которые реализуют методы коллажирования, а также наглядные, игровые словесные и практические методы, методически целесообразно.
Подводя итог данному исследованию, можно сказать, что выявление наиболее эффективного комплекса лексических упражнений в обучении иностранным языкам действительно необходимо. С его помощью обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении обучающимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств, что полностью соответствует современным обязательным требованиям к основному общему образованию.
Необходимо отметить, что комплекс упражнений дает положительные результаты в освоении обучающимися необходимого учебного материала и обеспечивает достижение поставленных целей образования.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 41 с.
2. Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных
основных общеобразовательных программ. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-
osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya- 3/ (дата обращения: 19.03.20)
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
4. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция)./Иностранные Языки в Школе. 2009. №1. С.4
5. Возрастная психология: конспект лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - Москва: Высш. образование, 2006. - 192 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
7. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. Высшая школа,1982. 373 с.
8. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
9. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / И.В. Дубровина [и др]; под ред. И.В. Дубровиной. Смоленск: ТЦ Сфера, 1997. 528 с.
10. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 159с
11. Исаева Т.Б., Гордина А.С. Эффективные методы формирования
лексических навыков на среднем этапе обучения английскому языку // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: материалы VIII
Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием. Красноярск, 4-5 декабря 2019 г. / отв. ред. И.А. Майер; ред. кол.; КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - 388 с.
12. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 511 с.
13. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка.// Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Издательство. «Эгвес», 2008. - 136 с.
14. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
15. Корнеев Д.Н. Модульно-компетентностный подход как бренд современного профессионального образования// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - Нижний Новгород, 2016. №1- c.37-42.
... всего 32 источников