Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности формирования умственных действий на уроках математики в начальной школе 6
1.1 Особенности математического мышления у младших школьников.. ..6
1.2 Формирование умственных действий младшего школьника 14
1.3 Общие характеристики математических задач 21
1.4 Модель задачной ситуации как форма проявления умственных действий в процессе решения задачи 28
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Исследование особенностей моделирования задачных ситуаций в процессе формирования умственных действий у младших школьников 37
2.1 Описание методик диагностики сформированности умственных
действий у младших школьников 37
2.2 Результаты диагностики и их анализ 44
2.3 Разработка серии уроков (программы) формирующего этапа
эксперимента 50
Выводы по главе 2 62
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение 73
Актуальность исследования.
В настоящее время математика проникает практически во все сферы деятельности человека. Как учебный предмет в образовательном учреждении математика также влияет на общекультурное развитие учащихся. В связи с этим в педагогическом сообществе особое внимание уделяется постоянному совершенствованию математической подготовки учащихся.
Решение математических задач занимает в курсе математики особое место. Задачи необходимы в частности и для того, чтобы сформировать у учащихся важные в повседневной жизни способности оперативно решать сложившиеся затруднения, проблемные ситуации.
С начала обучения в школе математическая задача помогает учащимся вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения.
Исследования М.А. Бантовой, М.И. Моро, С.Е. Царевой, Л.М. Фридмана и др. доказывают эффективность решения математических задач в процессе формирования умственных действий. Решение математических задач требует от младшего школьника применения таких действий, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, обобщение.
Одной из особенностей математических задач является возможность ее решения различными способами. Согласно А.А. Столяру, решая задачу различными способами «мы раскрываем возможность различных способов рассуждений, приводящих к одному и тому же результату, возможность сравнения этих способов и развивающий эффект задач зависит не только от числа решенных задач, но и в не меньшей мере от того, какие задачи мы решаем и как мы их решаем».
Одним из способов поиска различных способов решения математических задач является моделирование. Несмотря на большое количество исследований специфики решения математических задач, существует дефицит работ, раскрывающих особенности моделирования заданной ситуации как средства формирования умственных действий на уроках математики.
Цель исследования: разработать и апробировать программу,
направленную на повышение уровня сформированности таких умственных действий как сравнение, выделение существенного признака, обобщение у младших школьников.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- определить понятие математического мышления у младших школьников;
- выявить особенности формирования умственных действий у младших школьников;
- составить общую характеристику математических задач;
- описать модель задачной ситуации как формы проявления умственных действий в процессе решения задачи;
- подобрать методики диагностики сформированности умственных действий младших школьников и провести эту диагностику.
Объект исследования: формирование умственных действий младших школьников.
Предмет исследования: моделирование заданной ситуации при формировании таких умственных действий как сравнение, выделение существенного признака, обобщение у младших школьников.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что подобранные задания, направленные на умение моделировать задачную ситуацию, включенные в серию уроков, в процессе обучения математике, будут способствовать формированию таких умственных действий как сравнение, выделение существенного признака, обобщение.
Для доказательства выдвинутой гипотезы и решения поставленных
задач были использованы следующие методы: анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования; проведение констатирующего и формирующего экспериментов; обработка результатов экспериментов.
Исследование проводилось на базе гимназии №5 г. Красноярска. В
исследовании приняло участие 25 обучающихся 3 класса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Математическое мышление как определенная форма мышления является одной из важнейших составляющих процесса познавательной деятельности учащихся.
Развитие математического мышления младших школьников является целенаправленным процессом формирования всех качеств, которые включены в естественно-научное мышление.
Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая внешнюю, слышимую речь, что отличает умственные действия от других видов человеческих действий (перцептивных, речевых, физических).
Формирование умственных действий младшего школьника происходит под воздействием определенных условий как внешнего (методика обучения, личность и способности учителя), так и внутреннего (способности каждого ученика, степень развитости познавательной сферы, готовность к обучению) характера. В зависимости от того, насколько они будут гармонично учтены, настолько будет успешен ученик в освоении умственных действий на уроках математики.
Моделирование в ходе решения задачи позволяет эффективно формировать такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления.
Во второй главе описывается диагностика сформированности умственных действий младших школьников посредством моделирования задачных ситуаций на уроках математики.
В исследовании использовались методика критериальноориентированного тестирования. Это особым образом сконструированная задача, решение которой ребенком позволяет судить о готовности совершать то или иное умственное действие.
Испытуемым было предложено три теста, разработанные К.М. Гуревичем и Е.М. Борисовой: тест на выделение существенного признака; тест на поиск подобия; тест на установление тождества.
Согласно результатам, проведенного на констатирующем этапе, эксперимента, мы можем сказать, что более 50% обучающихся не справилось с выполнением заданий, представленных в тестах, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что необходимо разработать серию уроков (программу) , направленную на формирование таких умственных действий как сравнение, выделение существенного признака, обобщение.
Программа состоит из 7 уроков математики. Для составления уроков использован УМК «Математика» авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой, «Школа России».
Мы разработали серию уроков, цель которых - создать условия для совершенствования умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать в процессе нахождения этих сумм и решения задач.
После проведения серии уроков, направленных на совершенствование умения использовать умственные операции сравнение, выделение существенного признака, обобщение, испытуемым предлагалось выполнить практическую работу, задания в которой разработаны Артёмовым А.К., и направлены на умение применять умственные операции сравнение, выделение существенного признака, обобщение
Проанализировав работы обучающихся, направленные на умение применять умственные действия обобщение, выделение существенного признака и сравнение, можно сказать, что 96% обучающихся программный материал усвоили, из них 61,5% обучающихся усвоили его на «хорошо» и «отлично».
Для того, чтобы подтвердить выдвинутую нами гипотезу которая заключалась в предположении о том, что подобранные задания, направленные на умение моделировать заданную ситуацию, включенные в серию уроков, в процессе обучения математике, будут способствовать формированию таких умственных действий как сравнение, выделение существенного признака, обобщение, мы провели сравнительный анализ результатов заданий, предложенных обучающимся в ходе констатирующего эксперимента и результатов практической работы, выполненной обучающимися в ходе формирующего эксперимента.
...
1. Артемов, А.К. Обучение сравнению в математике - Нач. школа. - 1982. - № 11. - С. 43.
2. Артемов, А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. - Самара: из-во Сам.ГПУ, 1997. - С.120.
3. Бантова, М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика 1 класс»: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002. - 63 с.
4. Бантова, М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М.А. Бантовой. - М.: Просвещение, 1984. - 335 с.
5. Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников : учебник для студентов учреждений высшего образования / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А.Ж. Овчинникова ; под ред. С.П. Баранова. М.: Академия, 2015. - 464 с.
6. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: ВЛАДОС , 2005. - 314 с.
7. Белошистая, А.В. Обучение решению задач в начальной школе. Книга для учителя. - М.: Русское слово - РС, 2003. - 188 с.
8. Белошистая, А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема // Начальная школа. - 2003. - №1. - С.44 - 45.
9. Бурменская, Г. В. Исследование индивидуально-психологических особенностей методом поэтапного формирования умственных действий и понятий // Вопросы психологии. - 2002. - №5. - С. 89- 103.
10. Венгер, Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Высш. шк.,1988.
11. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс. - М.: Росмэн-Пресс, 2002. - 179 с.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 456 с.
13. Гончарова, О. С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 329-331.
14. Гороховская, Г. Г. Диагностика уровня сформированности компонентов логического мышления у младших школьников // Начальная школа. - 2008. - №6. - С. 40 - 43.
15. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М: Педагогика, 1986. - 240 с.
... всего 51 источников