Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме

Работа №168595

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития связной речи детей дошкольного возраста 8
1.1. Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного
возраста 14
1.2. Социально-психологический портрет ребенка дошкольного
возраста, воспитывающегося в детском доме 23
1.3. Моделирование как средство развития связной речи детей
дошкольного возраста 28
Выводы по 1 главе 36
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ 37
2.1. Диагностика уровня развития связной речи детей дошкольного
возраста, воспитывающихся в детском доме 37
2.2. Организация системы занятий по развитию речи детей дошкольного
возраста, воспитывающихся в детском доме с использованием моделирования 46
2.3. Диагностика эффективности формирующих мероприятий по
развитию речи детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме с использованием моделирования 60
Выводы по второй главе: 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Приложение 1 78
Приложение 2 80
Приложение 3 86
Приложение 4 89
Приложение 5 95


происходят очень серьёзные изменения. После вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образованияпедагоги учреждений дошкольного
типанаходятся в неопределённой ситуации ,всякий раз сталкиваясь с новыми требованиями и условиями. В связи с этим педагоги всегда должны быть в курсе всех нововведений,происходящие в современной системе образования чтобы дать своим воспитанникам максимум знаний и умений. Какие изменения в профессиональную деятельность педагогов внёс этот документ? Во-первых, что следует отметить, ознакомившись с программой ФГОС дошкольного образования, данный документ ориентирован впервую очередь развитие ребёнка в социальном и индивидуальном плане. Содержание образовательной программы дошкольной образовательной организации должна гарантировать развитие личности, мотивации и способностей детей во всех видах деятельности . Также программа ФГОС охватывает пять образовательных областей, в том числе и речевое развитие, которое является приорететным.
Овладеть русским языком, развить речь дошкольника является одним из самых главной, можно сказать основнойзадачей ребенка в дошкольном возрасте. Данная задача рассмотрена в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Советский психолог Л.С.Выготский отмечает: «...Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [6].
Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых направлений показал, что развитие речи и коммуникативности по- прежнему считаютсякак самые значимые задачи в дошкольном возрасте.
Речь выполняет разнообразные функции в жизни ребенка. Главной и первоначальной является коммуникативная функция -речь служит как средство общения. Цель общения включает в себя и обмен информацией и поддержание социальных контактов. Все эти стороны
коммуникативной функции речи представлены в деятельностидетей дошкольного возраста и активно ими осваиваются.
Особенности овладения детьми языком и речью в самых различных моментах: взаимосвязь языка и мышления, связь языка и объективной реальность, смысловое значение языка и характер их обусловленности - были предметом изучения исследователей-лингвистов (Н.И.Жинкин,
A. Н.Гвоздев, Л.В.Щерба). При этом в качестве основного результата в процессе овладения речью исследователи называют овладение текстом.
Особенности развития связной речи изучались Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М.Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и показатели ее развития изучались также доктором наук по дошкольной педагогике Е.А.Флериной, педагогами Е.И.Радиной, Э.П.Коротковой,
B. И.Логиновой, ведущими специалистами по дошкольной педагогике
Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М.Ляминой. Исследования Н.Г. Смольниковой в свою очередь более детально уточняют и дополняют методику обучения связной речи о развитии структуры связного высказывания у дошкольников. Э.П. Короткова в своих исследованиях отмечает особенности овладения дошкольниками различными
функциональными типами текстов. Рассматривались и изучались с
разных сторон также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: доктор психологических наук Е.О.Смирнова и доктор
педагогических наук О.С.Ушакова указывают на возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, также о возможности использования картины в ходе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет Гербова В.В., Ворошнина Л.В. возможности связной речи раскрывает в плане развития детского творчества. Но описанные методы и приемы развития связной речи более направлены на то, что будет представляться фактический материал для рассказов детей, а процессы,связанные с мышлением, которые более значат что бы построить текст, в них практически не отражены.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе развития российского общества сфера образования переживает время реформирования. Это выражается в переориентации традиционных концепций и форм обучения, что способствует переходу на новые педагогические направления, подходы в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. В данном контексте перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встает вопрос о применении педагогичесских технологий, способствующих развитию детей с разными образовательными возможностями, с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также обеспечивающих социализацию детей. В рамках социализации приоритетными направлениями являются познавательное и речевое развитие дошкольника, представляющие необходимое условие вхождения ребенка в социум . Речевое развитие рассматривается нами как одно из средств формирования личности ребенка. Данный подход соотносится с положением Л.С. Выготского, согласно которому становление личности непосредственно связано с овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими перестраивает отношение ребенка к людям и самому себе . Проблема речевого развития всех категорий детей дошкольного возраста достаточно актуальна.
Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий. Включение детей с нарушениями речи в коммуникативное пространство группы сверстников обусловило проведение исследования с целью применения педагогической технологии с использованием моделирования по развитию коммуникативной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме.
Развитиесвязной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Не смотря на научную разработанность проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста в теории, на практике педагоги дошкольных учреждений испытывают трудности в решении задач формирования у детей представлений о структуре текста, способах связи между предложениями и частями текста, использовании разнообразных средств развитиясвязности речи.
Теперь обратимся к речевому развитию воспитанников детского дома, как к теме непосредственно касающейся нашей работы. Развитие речевой коммуникации как наиболее значимая задача исследовалась многими педагогами-псхологами.С детьми,воспитывающимисяв детском доме данная задача рассматривается как достаточно сложная, которая требует от воспитателей, психологов, логопедов более пристального внимания. Трудности заключаются ещё и в том, что о развитии речевого общения детей, воспитывающихся в условиях детского дома в специальной литературе представлено крайне мало информации.
У детей, воспитывающихся в детском доме в отличии от детей, которые воспитываются в полных семьях наблюдается снижение уровня памяти и мышления. Воспитанники не умеют делать умозаключения, основанное на жизненном опыте. А если такие заключения делаются, то в большинстве своём они имеют негативных аспект. У воспитанников детского дома, как отмечают психологи наблюдается низкий уровень развития внимания, воображения, они менее сообразительны. Практически все воспитанники детского дома элементарно не обладают словами. Дети не наблюдательны, не сосредоточены. По наблюдениям у воспитанников детского дома речевые контакты преобладают только ситуативных аспектах а основной целью общения являются личностные мотивы, которые не зависят от того с кем разговаривает ребёнок, будь то сверстник или взрослый.
...


1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Пособие по самостоятельной работе для студ. сред. пед. учеб. завед. М.: Academia, 1998.160 с.
2. Амосов Н.М., Никитин Л.А., Воронцов Д.Д. Страна детства. Сборник. М.: Знание. 1990.288 с.
3. Богоявлянский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний учащимися в школе М.: АПН РСФСР, 1959. 347 с.
1. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 1982. №3. с. 46
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь: учебник для студентов ВУЗОВ / Л.С. Выготский. Собр. Соч. 6 том. М.: Педагогика 2011. Т. 2. 340 с.
3. Выготский Л.С. Развитие детской речи. Собр. соч. в 6-ти томах. Т 3. М.: Педагогика, 1982. 448 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский М.: Владос, 2009. 367 с.
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для пед. вузов. М.: Кн. дом «Ун-т», 2000. 336 с.
6. Глухов В.П. Основы психолингвистики. М.: Астрель, 2005. 351 с.
7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.М.: АРКТИ, 2002. 144 с. (Биб- ка практикующего логопеда)
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика,1986.240 с.
9. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве: Автореф. дисс ... докт. псих. наук. М., 1990. 31 с.
10. Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. -
2009. № 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
vestnik.yspu.org/releases/2009_1g/32.pdf
11. Ерастов, Н.П. Культура связной речи / Н.П. Ерастов. - Ярославль, 2009. 234 с.
12. Коломинский Я.Л., Е.А. Панько. Психология детей
шестилетнего возраста. Минск: «Университетское», 1999.516 с.
13. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия, 1973. 159 с.
14. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.348 с.
... всего 42 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ