ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ И ИХ ОЖИДАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕМЕЙНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ 8
1.1. Основные теории установки в психологии 8
1.2. Понятия «родительские установки» в психолого-педагогической
литературе 17
1.3. Психологические особенности взаимосвязи представлений студентов о
родительстве и их ожиданий, связанных с семейными отношениями 31
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ И ИХ ОЖИДАНИЙ,
СВЯЗАННЫХ С СЕМЕЙНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительских установок студентов и их ожиданий, связанных с семейными отношениями41
2.3. Система консультационных мероприятий в рамках студенческого клуба, направленных на формирование осознанного отношения студентов к
созданию семьи 47
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В последнее время в российском обществе наметились новые тенденции в развитии института семьи и отношения к родительству.
Современное родительство предполагает множество моделей, переосмысливается и трактуется в плане самоактуализации личности .
В контексте проблемы изучения феномена родительства в современном обществе особую значимость приобретает исследование родительских установок студенческой молодежи.
Родительские установки являются одним из компонентов родительства и отражают определенные представления человека о родительстве, своей роли родителя - на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Когнитивный аспект относится к знаниям и представлениям о репродуктивной норме общества, распределении родительских ролей, а также включает в себя реальную и идеальную картину ребенка. Эмоциональный аспект включает в себя набор взглядов, суждений, оценок с точки зрения реализации родительских взглядов и ожиданий. Поведенческий аспект родительского отношения реализуется в репродуктивном поведении, в отношениях супругов, в воспитании детей, в стиле семейного воспитания [44].
Родительские установки современной молодежи, как правило, связаны с представлениями молодых людей о семейных отношениях и браке.
Понятие установок, структуру, факторы формирования, одним из первых исследовал Д.М. Узнадзе. Л. Ланге внес свой вклад в изучение этого феномена, раскрыв понятие аттитюды. Многие ученые и исследователи, такие как Ф. Знанецкий, В. Томас, Г. Олпорт концентрируют свое внимание на понятии «социальная установка». Вопросы взаимосвязи установок и поведения в своих исследованиях освещают Р. Лапьер и М. Фишбейн. Авторы Т.А. Гурко, И.С. Кон, М.О. Ермихина и др. утверждают, что родительство имеет социокультурную природу. То есть, родительство, по своей сути, базируется на системе заданных культурой и обществом определенных правил и норм, предписывающих функции и роли каждого из родителей, следовательно, установки молодежи, связанные с родительством, определяются, в том числе представлениями молодых людей о семейных отношениях и браке, их ожиданиями от семейной жиз.
Основываясь на представленных в научной литературе исследовательских данных, можно говорить о том, что институт семьи в России находится под угрозой. Современная молодежь не ориентирована на создание семьи и родительство. Многие исследователи отмечают, что в нашей стране все более актуальной проблемой становится демографический кризис. С одной стороны, подобная ситуация возникает из-за отсутствия стабильности в экономике, с другой из-за недостаточного внимания со стороны образовательной системы вопросам формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, в том числе, формированию установок на создание семьи и родительство у студенческой молодежи
Таким образом, признавая актуальность темы и оценивая степень ее научной разработанности, проблему данного научного исследования можно определить через противоречие между необходимостью комплексного анализа факторов, воздействующих на формирование родительских установок студенческой молодежи как одного из условий решения демографической проблемы, стабильного развития семьи, самореализации личности в современной социальной реальности и существующим дефицитом исследований в данной области. Очевидна необходимость восполнения недостатков научного знания о взаимосвязи родительских установок студентов и их ожиданий, связанных с семейными отношениями, а также разработки системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование ценностного, осознанного отношения студенческой молодежи к созданию семьи и родительству.
Цель исследования: выявить специфику взаимосвязи родительских установок студентов и их ожиданий, связанных с семейными отношениями.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятия «родительские установки» и «ожидания, связанные с семейными отношениями» в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать методы и методики диагностики.
3. Организовать, провести и оформить выводы эмпирического исследования взаимосвязи родительских установок студентов и их ожиданий, связанных с семейными отношениями.
...
В контексте проблемы изучения феномена родительства в современном обществе на наш взгляд особую значимость приобретает исследование родительских установок студенческой молодежи.
Родительские установки являются одним из компонентов родительства и отражают определенные представления человека о родительстве, своей роли родителя - на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Родительские установки современной молодежи, как правило, связаны с представлениями молодых людей о семейных отношениях и браке.
Нами проведено эмпирическое исследование взаимосвязи родительских установок студентов и их ожиданий, связанных с семейными отношениями.
В ходе исследования решены следующие задачи: уточнены понятия «родительские установки» и «ожидания, связанные с семейными отношениями» в психолого-педагогической литературе; подобраны методы и методики диагностики исследуемых категорий; организовано, проведено и проанализировано эмпирическое исследование взаимосвязи родительских установок студентов и их ожиданий, связанных с семейными отношениями.
Решение указанных задач позволило доказать исседовательскую гипотезу, о том, что родительские установки студентов характеризуются недостаточной сформированностью, что определяется их ожиданиями, связанными с семейными отношениями (ориентацией на брак, как на сферу в большей степени супружеских, а не детско-родительских отношений).
На основе проведенного исследования разработана система консультационных мероприятий в рамках студенческого клуба, направленных на формирование осознанного отношения студентов к созданию семьи и родительству.
Таким образом, цель исследования достигнута.
1. Абрамова А.А. Сущность феномена «культура родительства» и проблемы его анализа» // «Социально- гуманитарные знания». 2010. № 5. С. 327-332.
2. Актуальные проблемы родительства в России / Отв. ред. Т.А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2013. 209 с.
3. Андреева Т.В. Психология современной семьи. М.: Речь, 2006. 431 с.
4. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. М.: Речь, 2004. 244 с.
5. Андреева Т.В., Кононов А. В. Распределение ролей в молодой семье // Ананьевские чтения. / СПб.: изд-во СПб. Университета, 2002. № 36. С. 2530.
6. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: Педагогика и психология. 2010. 413 с.
7. Арутюнян М.Ю. Вариант возможной типологии стилей отношений в семье // Социально-демографические исследования брака, семьи, рождаемости и репродуктивных установок. Тезисы докладов. Ереван. 1983. С. 103-106.
8. Бакли Л., Кейпл Дж. Теория и практика. СПб.: Питер, 2002. 247 с.
9. Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2011. № 2 (5). С. 42-46.
10. Белобровская Я.В, Гущина Н.А. Компонент родительства в родительско-детских отношениях // Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции (7-9 декабря 2011 г.). М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012. 240 с. Т.2. С. 149-153.
11. Белогай К.Н. Особенности структуры родительского отношения личности // Наука и инновации XXI века: материалы !Х Окр. конф. молодых ученых (г. Сургут, 27 - 28 ноября 2009 г.).: в 2 т. Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. Т.2. С. 199-200.
12. Белоус О.В., Саркисян Л.В. Проблема содержания семейных отношений и отношения молодежи к феномену семьи // Психологические проблемы современной семьи: материалы третьей Международной научной конференции: в 2 ч. (г. Москва, 16-18 октября 2007 г.). М., 2007. Ч.1. 536 с.
13. Бжалава И. Т. Установка и поведение. М.: Знание. 1968. 56 с.
14. Богардус Э. Семья. СПб.: Нева, 2009. 163 с.
15. Боулби Дж. Привязанность. М.: Академический проект, 2012. 232 с.
... всего 68 источников