ОСОБЕННОСТИ ЛОГИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика логических универсальных учебных действий 7
1.2. Формирование логических универсальных учебных действий в
младшем школьном возрасте 19
1.3. Возможности внеурочной деятельности для формирования логических
универсальных учебных действий у младших школьников 29
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 37
2.2. Выявление актуального уровня развития познавательных
универсальных учебных действий 44
2.3. Программа формирования логических универсальных учебных действий
у младших школьников во внеурочной деятельности 53
Выводы по главе 63
Заключение 65
Список используемой литературы 66
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика логических универсальных учебных действий 7
1.2. Формирование логических универсальных учебных действий в
младшем школьном возрасте 19
1.3. Возможности внеурочной деятельности для формирования логических
универсальных учебных действий у младших школьников 29
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 37
2.2. Выявление актуального уровня развития познавательных
универсальных учебных действий 44
2.3. Программа формирования логических универсальных учебных действий
у младших школьников во внеурочной деятельности 53
Выводы по главе 63
Заключение 65
Список используемой литературы 66
Приложения
Образование сегодня стремительно меняется, пытается шагать в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся познавательных универсальных действий. Достаточно много исследований посвящено изучению формирования логических УУД, однако остаются ещё неразрешённые вопросы, в связи с чем, для нас актуальной становится тема определения особенностей формирования логических универсальных учебных действий именно в младшем школьном возрасте.
В начальной школе формирование познавательной активности базируется на сформированности логических действий. Именно логические универсальные учебные действия позволяют детям научиться выделять основную мысль из текста, работать с информацией, анализировать и сравнивать объекты, подводить под одно понятие или классифицировать.
Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно мыслить, решать возникающие перед ними проблемы, принимать решения, творчески подходить к своей работе. Одно из главных мест отводится начальному звену, так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования способностей, склонностей, интересов и, главным образом, мыслительной деятельности обучающихся. В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Под познавательными УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Многие исследователи рассматривали проблему формирования УУД в своих работах: Асмолов А.Г., Гальперин П.Я., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Занков Л.В., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и другие. Эти учёные считали, что процесс формирования УУД должен носить систематический, поэтапный характер. Взаимосвязь проблемного обучения и познавательных универсальных учебных действий в своих работах выделяли Л.И. Боженкова, Т.Ю. Середа.
Вместе с этим, в изучаемой проблеме можно выявить противоречия между:
• необходимостью формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО и недостаточностью апробированных технологий организации этого процесса во внеурочной деятельности;
• между большим количеством публикаций по организации внеурочной деятельности младших школьников и недостаточностью программ по формированию логических УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости разработки программы, направленной на развитие логических познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
...
В начальной школе формирование познавательной активности базируется на сформированности логических действий. Именно логические универсальные учебные действия позволяют детям научиться выделять основную мысль из текста, работать с информацией, анализировать и сравнивать объекты, подводить под одно понятие или классифицировать.
Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно мыслить, решать возникающие перед ними проблемы, принимать решения, творчески подходить к своей работе. Одно из главных мест отводится начальному звену, так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования способностей, склонностей, интересов и, главным образом, мыслительной деятельности обучающихся. В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Под познавательными УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Многие исследователи рассматривали проблему формирования УУД в своих работах: Асмолов А.Г., Гальперин П.Я., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Занков Л.В., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и другие. Эти учёные считали, что процесс формирования УУД должен носить систематический, поэтапный характер. Взаимосвязь проблемного обучения и познавательных универсальных учебных действий в своих работах выделяли Л.И. Боженкова, Т.Ю. Середа.
Вместе с этим, в изучаемой проблеме можно выявить противоречия между:
• необходимостью формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО и недостаточностью апробированных технологий организации этого процесса во внеурочной деятельности;
• между большим количеством публикаций по организации внеурочной деятельности младших школьников и недостаточностью программ по формированию логических УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости разработки программы, направленной на развитие логических познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
...
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы сделали вывод, что под логическими ПУУД понимается способность и умение учащихся совершать простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.), а также составлять логические операции (создание, утверждение и опровержение в качестве аргументации с использованием различных логических схем индуктивных или дедуктивных).
Исходя из анализа литературных источников, мы пришли к выводу, что проблема формирования и развития логических познавательных универсальных учебных действий у младших школьников достаточно актуальна и изучаема на данный момент. Несмотря на это существуют некоторые противоречия в этой области.
Формирование логических УУД происходит во время процесса обучения, но наряду с этим, существует потребность дополнительного развития данных действий в альтернативной форме деятельности, одной из таких форм может стать внеурочная деятельность с использованием элементов ТРИЗ технологий.
Вторая глава была посвящена экспериментальной работе по теме исследования.
Для выявления актуального уровня развития ЛПУУД младших школьников мы подобрали следующие методики: методика «Выделение существенных признаков» (психолог Сусанна Яковлевна Рубинштейн), методика «Найди несколько различий» (методическое пособие А.Г. Асмолов), методика «Запиши задачу» (методическое пособие А.Г. Асмолов), методика «Последовательность событий» (Д. Векслер). Результаты диагностики по четырем названным методикам показали, что уровень развития ЛПУУД у младших школьников находится преимущественно на среднем уровне (75%). Однако, эти показатели ниже реальных возможностей младших школьников, так как в классе есть дети, которые показали высокий уровень сформированности ЛПУУД (25%). Следовательно, учащиеся, принявшие участие в эксперименте, нуждаются в дополнительной специально организованной работе, направленной на развитии у них ЛПУУД. C этой целью в рамках внеурочной деятельности была разработана программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников. Программа построена в форме занятий познавательной направленности. Ведущей технологией программы является «Теория решения изобретательских задач», а точнее ее элементы, методы и приемы, адаптированные для детей младшего школьного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Исходя из анализа литературных источников, мы пришли к выводу, что проблема формирования и развития логических познавательных универсальных учебных действий у младших школьников достаточно актуальна и изучаема на данный момент. Несмотря на это существуют некоторые противоречия в этой области.
Формирование логических УУД происходит во время процесса обучения, но наряду с этим, существует потребность дополнительного развития данных действий в альтернативной форме деятельности, одной из таких форм может стать внеурочная деятельность с использованием элементов ТРИЗ технологий.
Вторая глава была посвящена экспериментальной работе по теме исследования.
Для выявления актуального уровня развития ЛПУУД младших школьников мы подобрали следующие методики: методика «Выделение существенных признаков» (психолог Сусанна Яковлевна Рубинштейн), методика «Найди несколько различий» (методическое пособие А.Г. Асмолов), методика «Запиши задачу» (методическое пособие А.Г. Асмолов), методика «Последовательность событий» (Д. Векслер). Результаты диагностики по четырем названным методикам показали, что уровень развития ЛПУУД у младших школьников находится преимущественно на среднем уровне (75%). Однако, эти показатели ниже реальных возможностей младших школьников, так как в классе есть дети, которые показали высокий уровень сформированности ЛПУУД (25%). Следовательно, учащиеся, принявшие участие в эксперименте, нуждаются в дополнительной специально организованной работе, направленной на развитии у них ЛПУУД. C этой целью в рамках внеурочной деятельности была разработана программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников. Программа построена в форме занятий познавательной направленности. Ведущей технологией программы является «Теория решения изобретательских задач», а точнее ее элементы, методы и приемы, адаптированные для детей младшего школьного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПИСЬМА
В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016





