Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №168454

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Анализ понятия «самостоятельность» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Социально-психологические особенности детей младшего школьного
возраста 12
1.3 Понятие «проектная деятельность», её особенности и методика
организации 16
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития самостоятельности в младшем школьном возрасте 26
2.1 Методическая организация исследования 26
2.2 Анализ констатирующего эксперимента 30
2.3 Программа проектной деятельности по развитию самостоятельности младших
школьников 40
2.4 Анализ контрольного эксперимента 47
Выводы по 2 главе 58
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложения 70


В настоящее время школа продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека уже обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как информационное, сегодняшнее общество запрашивает человека именно способного самостоятельно учиться, а также многократно переучиваться в течении удлиняющейся жизни, готового к принятию решений и самостоятельным действиям[4].
Пока на этапе окончания обязательного образования множество наших школьников показывает достаточно слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному поиску необходимой информации, очень низкий уровень умений решать различные проблемы, находить выход из нестандартной ситуации.
Одна из очень важных задач, которую необходимо решать в рамках ФГОС - это развитие у детей самостоятельности[65].
В психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как одно их ведущих качеств личности, которое характеризуется наличием умений ставить перед собой определенные задачи и цели, и соответственно добиваться их собственными силами. Имеющиеся научные взгляды приводят заключение о том, что самостоятельность является очень значимым фактором социально¬личностного созревания ребенка (Р.С. Буре, Г.М.Муртазин, В.С.Мухина и др.) [8, 48, 50]. Проблема развития самостоятельности в отечественной психологии и педагогике основывается на понимании важности педагогического руководства в ее становлении (А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) [42,59,41].
Таким образом, в отечественных психолого-педагогических исследованиях самостоятельность рассматривают именно как важную характеристику личности, которая никак не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (целеустремленности, воли, произвольности).
В начальной школе развитие самостоятельности в большей мере проходит в рамках учебной деятельности.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.
Проблема качественной организации проектной деятельности в рамках развития самостоятельности сейчас особенно актуальна. Поэтому мы решили рассмотреть данный вопрос в рамках данного исследования.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить особенности развития самостоятельности младших школьников и разработать программу проектной деятельности как средство развития самостоятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности младших школьников...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу, посвящённому особенностям развития самостоятельности младших школьников, нами было выделено определение самостоятельности С.Л. Рубинштейна, который характеризует самостоятельность как «сознательную мотивированность действий и их обоснованность, неподверженность чужим влияниям и внушениям, способность человека усматривать самому объективные основания для того, чтобы поступать так, а не иначе».
Исследования возрастных особенностей детей младшего школьного возраста В.В. Давыдова показывают, что этот возрастной период является благоприятным для развития самостоятельности, так как является сензитивным для: формирования мотивации учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приёмов и навыков учебной деятельности, "умения учиться"; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей ребёнка; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; освоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Подходящим средством развития мотивации учения и формирования новых интересов выступает проектная деятельность как особая форма взаимодействия между участниками учебного процесса.
Формулировку понятия проектной деятельности А.Б. Воронцова мы определили, как наиболее полную: «проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата».
Базой экспериментального исследования особенностей развития самостоятельности учеников младшего школьного возраста посредством 62
осуществления проектной деятельности мы определили МБОУ «СОШ №12 им. В.Г. Распутина» г. Братска Иркутской обл. Исследование проводилось в 3-м (контрольном) и 2-м (экспериментальном) классах.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, результаты которого показали, что в третьем классе уровень развития самостоятельности выше, чем во втором. Это стало доказательством того, что самостоятельность как качество личности действительно развивается постепенно, но при дополнительной работе по развитию самостоятельности можно достичь высокие результаты за более короткий срок. Для проведения такой работы мы разработали программу проектной деятельности, которая была направлена на развитие самостоятельности младших школьников и апробирована на экспериментальном классе.
Так как мы работаем сейчас по УМК «Школа России», то программу проектной деятельности мы разработали на его основе. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Цель разработанной программы - формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Деятельность учеников в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в области изучаемых предметов и развитие творческих способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Программа содержит в себе сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному...


1. Автайкина Т.О. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Т.О. Автайкина, О.С. Власова. - М.: АПК и ППРО, 2013. -56 с. - (Библиотека журнала «Методист». - 2013. - № 4).
2. Алексеев Н.Г. Самостоятельность // Педагогическая энциклопедия: В 3 т. Т.З.М., 1966.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. / Н.П. Аникеева. - М..: Просвещение. - 1987. - 144 с. - (Психологическая наука - школе).
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. ил.: - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019148-7
5. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении// Школьный психолог,- 2002г. - № 32.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]. - М., Воронеж, 1995.
7. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2003.
8. Буре Р. С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств: -М., 2011.
9. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - М.: Аспект пресс, 2005. - 272 с.
10. Васильева, Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Р.А. Васильева, Г.Ф. Суворова. - М.: Педагогика, 2000. - 346 с.
11. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?// Н.Ф.Виноградова. - Начальная школа. - 2001. - №9 - С.10-13.
12. Возрастные закономерности социализации личности : сб. науч. Тр / Белорус. Гос. Пед. Ун-т им. М. ; науч. Ред. Л. А. Кандыбович. - Мн. : БГПУ, 2008. - 235 с.
13. Воронцов А. Б. Проектная задача как «инструмент» мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // Первое сентября. - 2007. - № 6.
14. Воронцов А. Б. Сборник проектных задач: начальная школа: в 2 выпусках: выпуск
1 / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова и др. - М.: Просвещение, 2011.
15. Воронцов А. Б. Сборник проектных задач: начальная школа: в 2 выпусках: выпуск...81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ