Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа формирования эмпатии как профессионально значимого качества будущих педагогов для реализации инклюзивного образования

Работа №168446

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы138
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ... 13
1.1. Понятие эмпатии в психологии и педагогике 13
1.2. Психолого-педагогическая характеристика некоторых категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья 19
1.3. Проблема формирования эмпатии будущих педагогов в современной
психолого-педагогической литературе 30
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 47
Выводы по второй главе 55
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ЗНАЧИМОГО КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 57
3.1. Основные направления, содержание программы формирования эмпатии
будущих педагогов для реализации инклюзивного образования 57
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 65
Выводы по третьей главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 91


Актуальность исследования. На протяжении второй половины ХХ века законодательства большинства стран - членов ООН менялись, отражая правовые документы, принятые этой организацией. Среди относящихся к теме инклюзии документов можно назвать Декларацию ООН о правах людей с интеллектуальной и психической недостаточностью, Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конвенцию ООН о правах ребёнка, Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью, и, наконец, Декларацию, принятую в июне 1994 года в Саламанке. Последняя Декларация обязывает правительства всех стран сделать «включение» детей с особыми потребностями приоритетной задачей (Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех под ред. М.Перфильева, 2009).
Новый подход в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и др. получил признание в нашей стране относительно недавно. В 1994 г. Всемирный институт по проблемам инвалидности (WID) получил грант на пропаганду философии независимой жизни и социальной модели инвалидности в России. Через три года, в 1997 г., была основана и зарегистрирована в качестве региональной общественной организации инвалидов общественная организация «Перспектива» (Годовой отчёт «Перспектива», 2005-2006.; Забрамная С. Д., 1995; Развитие инклюзивного образования:
сборник материалов сост. Ю. Симонова, С. Прушинский, 2007), по инициативе которой в мае 2007 г. стартовала просветительская кампания по продвижению инклюзивного образования «Дети должны учиться вместе».
В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Ратификация государством документа такого уровня означает, что государство берёт на себя обязательство создать на своей территории все условия - правовые, финансовые, экономические, необходимые для реализации данного международного документа.
Ратификация Конвенции о правах инвалидов имела глобальные последствия для Российского образования. Прежде всего, в Федеральном законе «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (принят 3 мая 2012 г. (№ 46-ФЗ)) говорится о том, что «в соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:
• развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
• обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
• доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;..

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное образование существует в условиях стремительно меняющейся реальности. Педагоги образовательных учреждений зачастую попадают в ситуацию профессионального стресса, особенно когда речь идёт о работе педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включёнными в «обычный» класс. Зачастую учителя не знают, как выстроить образовательный процесс, чтобы выполнять требования программы относительно целого класса детей и удовлетворить образовательные потребности «особого» ребёнка. Многие педагоги не имеют опыта общения с детьми с особыми потребностями в развитии, не знают основ коррекционной педагогики, не знакомы с коррекционно-развивающими методиками. Кроме того, педагогические кадры, работающие в сельских районах, зачастую лишены поддержки узких специалистов - логопедов, психологов, дефектологов.
Основные опасения педагогов в связи с включением детей с ограниченными возможностями здоровья лежат не только в сфере дидактики и методологии, но и в сфере психологии. Здоровые люди часто считают людей с ограниченными возможностями здоровья грустными, враждебными, замкнутыми, подозрительными, то есть признают их обделенными и несчастными, лишенными многих возможностей; это, с одной стороны, вызывает враждебность и неприятие, а с другой - сочувствие и жалость.
Безусловное принятие личности учащегося, направленность на развитие личности, умение понимать «движения души» ребёнка, чувствовать его образовательные - душевные и духовные - потребности, знать, как откликнуться на эти потребности - всё это и складывается в такое важное
качество личности педагога как эмпатия.
Формирование эмпатии зависит от множества условий. Среди них в рамках образовательного учреждения, готовящего учителя к будущей профессиональной деятельности, возможно создание только некоторых.
В данной работе мы представили организационно - педагогические условия, способствующие формированию эмпатии: умению видеть
образовательные потребности своего ученика и способствовать удовлетворению его образовательных потребностей...


1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
2. Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие [Текст] / В.М. Астапов. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 176 с.
3. Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
4. Ахрямкина, Т. А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе: Дис. ...канд. психол. наук [Электронный ресурс Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края] / Т. А. Ахрямкина. — Самара, 2003.
5. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 239 с.
6. Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2010. - 351 с.
7. Белых, Д. В. Психологические условия развития педагогической эмпатии у студентов педколледжа: Дис. .канд. психол. наук [Электронный ресурс Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края] / Д. В. Белых. — Тамбов, 2004.
8. Битянова, М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. - М.: Эксмо- пресс, 2001. - 576 с.
9. Богдан, Н.Н. Специальная психология / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная, ред. Л.И. Александрова. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. - 220 с.
10. Богдашина, О.Б. Аутизм. Определение и диагностика / О.Б. Богдашина. - Донецк: Лебедь, 1999. — 112 с.
11. Бодалев, А. А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения [Текст] /А. А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 74-80.
12. Большунова, Л. Н. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности: Дис. ...канд. психол. наук [Электронный ресурс Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края] / Л. Н. Большунова. — Новосибирск, 2000.
13. Бомбицкий, Ю. Г. Изучение эмпатии в психолого-педагогических экспериментальных исследованиях [Текст] // Актуальные проблемы психологического знания: Сб. науч. трудов. 2006, вып. 1.
14. Борисенков, В.П. «Педагогические проблемы современности» [Текст] // Мир психологии (научно-методический журнал), №4 2003 С. 254 - 261.
15. Буева, Е.И. Организационно-педагогические условия
формирования эмпатии как профессионально значимого качества при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья у студентов педагогического колледжа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diplomba.ru/work/101875#2. Дата доступа: 31.08.2020...80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ